Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПО ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Работа №13574

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1003
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по
обработке природных материалов 8
1.1. Сущность и содержание нравственной культуры личности... 8
1.2. Особенности формирования нравственной культуры личности в младшем школьном возрасте 15
1.3. Уроки технологии по обработке природных материалов как средство формирования нраственной культуры
младших школьников 26
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по обработке природных материалов 35
2.1. Показатели и уровни сформированности нравственной культуры младших школьников 35
2.2. Методика формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по обработке
природных материалов 41
2.3. Динамика формирования нравственной культуры младших школьников 48
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложение 65


Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), во многом направленного на развитие духовно-нравственной сферы личности младшего школьника актуализирует поиск путей, средств и методов формирования его нравственной культуры. ФГОС, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Примерно пятая часть ФГОС посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания школьников (Федеральный государственный образовательный..., 2010).
В современной ситуации именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить проблеме формирования нравственной культуры подрастающего поколения важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, продуктивной социальной активности. Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности.
Нравственная культура является важной составной частью обшей культуры личности и наиболее ярко проявляется в межличностном общении, в реальном поведении и образе жизни. Структура, содержание и особенности нравственной культуры личности (отдельного человека) органично связаны с нравственной культурой общества и несут в себе ее родовые черты.
Нравственная культура личности - это уровень индивидуального нравственного сознания и этических знаний, чувств и эмоций, воли и жизненного опыта, которые проявляются в конкретных видах деятельности и реальных поступках. Во многом нравственная культура личности является результатом ее нравственного воспитания.
Проблема нравственности издавна является предметом большого числа исследований, как в нашей стране, так и за рубежом (Ф. Аквинский, Ф.М. Достоевский, А.И. Ильин, И. Кант, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, Н.Г. Чернышевский и др.). В современной педагогической науке исследовательские работы посвященные данной проблеме принадлежат Е.В. Бондаревской, Б.З. Вульфова, В.И. Новиковой, Л.И. Новиковой, Н.Е.Щурковой и др. Проблеме формирования нравственной культуры личности на современном этапе посвящены работы А.Г. Ахмедьяновой, И.З. Гликман, А.Я. Данилюка, М.В. Захарченко, Л.В. Каршиновой, Е.В. Чекиной и др.
Раскрывая роль школы в духовно-нравственном воспитании личности, необходимо уточнить, что вся работа данного учреждения должна основываться на традиционных истоках культуры. Нравственно воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира ребёнка, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом,
идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Нравственная культура личности является результатом нравственного воспитания, осуществляется в воспитательной среде школы, которая осуществляется не только во внеурочное время, но и на уроках, в частности на уроках технологии, одной из основ которых является трудовое воспитание школьников.
Ведущим методом обучения младших школьников технологии является метод творческих проектов. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является изделие. Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до её полного воплощения в изделии является творческой деятельностью. В целом, результатом проектной деятельности является не только изделие, но главное - интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств, младших школьников, их духовного мира. Уроки технологии достаточно разнообразны по содержанию. Вместе с тем, нами были выделены уроки по обработке природных материалов, которые на наш взгляд наиболее тесно согласовываются с задачами формирования нравственной культуры личности, ответственным отношением к природе, формированием любви и трепетного отношения к окружающему миру, осознания значения и природы в жизни человека, ее красоты и неповторимости и др.
Актуальность исследования обусловлена обострением противоречия между необходимостью формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии и недостаточной разработанностью педагогических условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальном этапе школьного обучения в современных условиях.
Наличие данного противоречия обусловило формулировку проблемы исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективное формирование нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по обработке природных материалов.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: нравственная культура младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по обработке природных материалов.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по обработке природных материалов будет эффективным если:
• осуществляется целенаправленное обогащение нравственных представлений обучающихся в учебной деятельности;
• обучающиеся включаются в нравственно-ориентированную деятельность;
• обучающиеся проявляют нравственные чувства для выражения своего отношения к добротворческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «нравственная культура», «нравственность», «нравственное воспитание»;
2. Выявить особенности формирования нравственной культуры в младшем школьном возрасте;
3. Организовать экспериментальную работу по теме исследования и апробировать педагогические условия формирования нравственной культуры младших школников на уроках технологии.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и прикладной литературы; анализ передового педагогического опыта по данной проблеме; беседа, анкетирование; изучение продуктов деятельности детей; педагогический эксперимент.
База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Яковлевская средняя общеобразовательная школа» п. Яковлево Яковлевского района Белгородской области, 3 «А» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости её исследования, указан аппарат исследования, степень разработанности, база исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по обработке природных материалов» раскрыты сущность и содержание нравственной культуры личности и младших школьников; описаны особенности уроков технологии как эффективного педагогического средства формирования нравственной культуры младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию нравственной культуры младших школьников на уроках технологии по обработке природных материалов» представлена экспериментальная работа по проблеме исследования: описаны показатели и уровни сформированности нравственной культуры младших школьников, методика формирования нравственной культуры младших школьников средствами уроков технологии по обработке природных материалов и динамика этого процесса.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложении представлены диагностические материалы, материалы формирующего этапа экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нравственная культура личности - это многоаспектное явление, ее компоненты формируются на основе идеи гуманизма и гуманности как общечеловеческих, моральных качеств личности посредством соотношения добра и зла. Нравственная культура охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности. Она определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей. Все вышесказанное дает нам основание рассматривать нравственную культуру личности как основную, сущностную характеристику человеческой культуры. Деятельность является главным условием формирования нравственной культуры личности. Таким образом, можно утверждать, что нравственная культура личности - комплексно-интегральная характеристика личности, предполагающая целостное формирование в деятельности трех компонентов: культуры нравственного сознания, культуры нравственных чувств и культуры нравственного поведения.
Нравственная культура школьника обладает всеми признаками нравственной культуры современного типа личности с учетом возрастных особенностей и вида деятельности. Это интегральное качество личности обеспечивает продуктивную деятельность и творческую самореализацию. Нравственная культура младших школьников формируется в процессе их нравственного воспитания.
Нравственное воспитание младших школьников процесс сложный и многогранный. Основными компонентами нравственного воспитания младших школьников являются нравственное отношение к окружающему (людям, природе) и нравственно-эстетические качества и чувства личности.
Важно строить педагогический процесс так, чтобы учитель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.
Уроки технологии по обработке природных материалов - важное средство нравственного воспитания младших школьников. Обучая изготовлению творческих проектов на уроках технологи учитель прививает детям любовь к природе, воспитывает нравственное отношение к действительности, развивает нравственно-эстетические чувства младших школьников. Красота природы воздействует на эмоциональный настрой человека, воспитывает в нем доброту и отзывчивость, учит радоваться жизни во всех ее проявлениях. В природе так много интересного, захватывающего, неисчерпаемого, что всегда вызывает у ребят желание передать форму и цвет увиденного, что способствует развитию художественного вкуса, умению подбирать цветовые сочетания в своих работах способами наблюдения, сравнения, сопоставление различных природных объектов во время экскурсии, рассматривания цветных иллюстраций, обсуждения готовых работ.
Разработанная нами серия экспериментальных уроков технологии по обработке природных материалов выступила в качестве средства формирования нравственной культуры младших школьников. Такие уроки для достижения их максимальной эффективности должны строиться с учетом следующих педагогических условий: осуществление целенаправленного обогащения нравственных представлений обучающихся в учебной деятельности; включение обучающихся в нравственно-ориентированную деятельность; проявление обучающимися нравственных чувства для выражения своего отношения к добротворческой деятельности. Таким образом, наше исследование имеет положительные результаты, а гипотеза нашла свое подтверждение.
Данное исследование могло бы быть продолжено в различных направлениях: в теоретической части возможна конкретизация компонентов и задач формирования нравственной культуры младших школьников и более подробное и глубокое их рассмотрение; в практической части возможен анализ других видов детской деятельности на уроках технологии, а также рассмотрение нашей проблемы в рамках других уроков и внеклассной деятельности младших школьников.



1. Алиева Г.М. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников: автореф. дис. . канд. филол. наук / Г.М. Алиева. - Махачкала: Изд-во Дагестанского гос. пед. ун-та, 2008. - 24 с.
2. Аркин Е.А. Нравственное воспитание младших школьников / Е.А. Аркин. - М.: Педагогика, 1987. - 56 с.
3. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский. - М.: Знание, 1978. - 64 с. URL:http://catalog.orenlib.ru/cgi/irbis64r_01/cgiirbis_64 (дата обращения: 25.05.2017).
4. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно- нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории / Н.И.Болдырев. -М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
URL:http://pedlib.ru/Books/7/0060/70060-1.shtml (дата обращения: 15.05.2017).
6. Баранец Н.А. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н.А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - N 7. - с.75-78.
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 2007. - 574 с.
8. Богданова О.С. Опыт исследования нравственного воспитания младших школьников / О.С. Богданова // Советская педагогика. - 1992. - № 10. - С. 85 - 87.
9. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 79-82.
10. Васильева 3.И. Отношение школьников-подростков к нравственным нормам / З.И. Васильева // Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - Л., 1985. - № 2. - С. 74 - 78.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1997. - 126 с.
URL:http://pedlib.ru/Books/7/0060/70060-1.shtml (дата обращения: 15.05.2017)
12. Гринберг Л.Г. Cущнocть и специфика нравственной культуры / Гринберг Л.Г. // Вопросы нравственной культуры / под. ред. В. Жямайтиса. - Вильнюс, 2009. - с. 58-59.
13. Гликман И.З. Практический аспект нравственного воспитания / И.З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.
14. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика / К.М. Гуревич. - М.: Педагогика, 1985. - 32 с.
15. Данилюк А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
16. Захарченко М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно-нравственная культура» / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Академия, 1999. - 256 с.
18. Иванова И.Н. Изготовление изделий из природного материала / И.Н. Иванова // Начальная школа. - 2004.-№ 1. - С. 90 - 92.
19. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования / Г.Л. Ильин. - М.: Просвещение, 1995. - 346 с.
20. Ильинская И. П. Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок / И. П. Ильинская // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С. 14 - 18.
21. Ильинская И.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды / И.П. Ильинская // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Том II. - С. 209-215.
22. Ильинская И.П. Развивающее обучение на уроках технологии в начальной школе / И.П. Ильинская // Занковские чтения на Белгородчине: Материалы региональных Занковских чтений, посвященных 105-летию со дня рождения Л.В. Занкова / Сост. Воронова А.И. - Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. - 352 с. - С. 319-325.
23. Калмыкова 3.И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников / З.И. Калмыкова // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 72 - 74.
24. Каршинова Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.
25. Кондаленко Л.К. К вопросу о критериях трудового и нравственного самовоспитания младших школьников / Л.К. Кондаленко // Критерии определения готовности учащихся к труду в сфере материального производства. - Минск: Изд-во БГПУ, 1990. - С. 99 - 104.
26. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 1985. - 23 с.
27. Крылова Н.А. Некоторые вопросы нравственного воспитания школьников в трудовой деятельности / / Н.А. Крылова / Комплексный подход в нравственном и идейно-политическом воспитании учащихся. - Смоленск, 1995. - 86 с.
28. Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках технологии // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 75 - 77.
29. Лаптенок A.C. Нравственная культура общества: Монография НИО / A.C. Лаптенок - Мн.: НИО, 1999. - с. 202.
30. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 1981. - 298 с.
31. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев - М.: Прометей, 1998. - с. 464.
32. Лысенко Т.Ф. Исследование уровней нравственной воспитанности / Т.Ф. Лысенко // Управление процессом нравственного воспитания. - М.: Изд-во «Гном и Д», 1999. - 93 - 94 с.
33. Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1985. - 316 с.
34. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности младших школьников / Н.В. Матяш. - М.: Вентана - Графф, 2000. - 289 с.
35. Михайлова Г.Н. Метод проектного обучения на уроках технологии / Г.Н. Михайлова // Начальная школа. - 2015. - № 4. С. 91-94.
36. Моляко В.А. Психология творческой деятельности / В.А. Моляко. - Киев, 1983. - 267 с.
37. Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность / Н.Н. Нечаев. - М.: Просвещение, 1987. - 178 с.
38. Никашин А.И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей / А.И. Никашин. - Ростов н/Д: Феникс, 1991. - 34 с.
39. Новикова В.И. Теоретические основы нравственного воспитания младших школников в современной социокультурной ситуации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.И. Новикова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 2008. - 42 с.
40. Новикова Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система / Л.И. Новикова, М.В. Соколовский // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 132-143.
41. Овечкин В.П. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ / В.П. Овечкин. - Брянск: изд-во БГПУ, 1998. - 23 с.
42. Павлова М.Б. «Технология» - новый учебный предмет в школе / М.Б. Павлова. - Брянск: изд-во БГПУ, 1998. - 126 с.
43. Романова И.Г. В гости к осени / И.Г. Романова // Начальная школа. - 2006.-№ 8. - С.100-102.
44. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев - М.: ВЛАДОС, 2008. - 560 с.
45. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
47. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для классных руководителей / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 160 с.
48. Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В. Чекина. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 2008. - 119 с.
49. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальной школе / И.К. Щеблыкин. - Баку, 1975. - 112 с.
50. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб: Питер,
2009. - 366 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ