Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аспекты формирования информационной компетентности младших школьников

Работа №61435

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Теоретические аспекты формирования информационной компетентности младших школьников 6
1.1. Развитие личности младшего школьника в образовательном процессе 6
1.2. Информационная компетентность в развитии личности младшего
школьника и особенности ее формирования у младших школьников 14
1.3. Педагогические условия формирования информационной компетентности
младших школьников 19
Выводы по главе 1 24
II. Экспериментальная часть 26
2.1. Организация и методы формирования информационной компетентности младших школьников 26
2.2 Рекомендации и мероприятия для улучшения информационной компетентности младших школьников 39
2.3. Анализ статистических данных и результатов формирования
информационной компетентности младших школьников 44
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Список литературы 53
Приложение

В информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
Актуальность выбранной темы очевидна, потому что в 21 веке без информационно-коммуникативных технологий обойтись нельзя.
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных
технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Введение раннего изучения
информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
Необходимо создать условия для формирования системы работы с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках начальной школы, которые не только будут «оживлять» учебный процесс, но и повысят мотивацию обучения.
Но при этом возникает проблема: недостаточная сформированность информационной компетентности учащихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Отсюда возникают противоречия:
- между постоянным изменением информационного образовательного пространства и уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере использования информационной и отсутствием механизма формирования информационной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
- между прогрессом в области новых информационных и коммуникационных технологий, возрастающим спектром их дидактических возможностей - с одной стороны, и реальной ситуацией системного их использования в процессе обучения - с другой;
- между невысоким уровнем информационной компетентности детей, закладываемым в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.
Объектом исследования является процесс формирования
информационной компетентности учащихся начальной школы
Предметом - формирование информационной компетентности младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.
Цель исследования: определение механизмов и создание условий для формирования информационной компетентности младших школьников через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-на основе анализа литературы изучить и обобщить опыт эффективного использования информационных технологий в учебном процессе начальной школы;
- разработать методические рекомендации к проведению урочных и внеурочных
мероприятий, способствующих формированию информационной
компетентности в образовательном процессе начальной школы
- экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий по формированию информационной компетентности в образовательном процессе начальной школы.
Гипотеза исследования: процесс формирования информационной
компетентности будет более успешным, если в образовательном процессе использовать методические рекомендации и комплекс урочных и внеурочных мероприятий для младших школьников.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке рекомендаций и мероприятий по улучшению информационной компетентности младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведенном в рамках выпускной квалификационной работы исследования в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы, что позволило сделать следующие выводы:
1. Анализируя литературу, мы увидели множество точек зрения на определение понятия «информационная компетентность», ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными.
2. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение информационной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
3. На материале проведённого исследования было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов развития связанной речи является эффективным средством формирования коммуникативных навыков.
В результате нашего исследования гипотеза, основанная на предположении о том, что если учитель будет проводить систематическую работу по формированию информационной компетенции у младших школьников, то результаты развития связной речи повысятся, нашла свое подтверждение в данной выпускной квалификационной работе.



1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Издат. РАО, 1994.
2. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. Анатолия, 2003.
3. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. Начальная школа.2009. №2.
4.Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. Начальная школа.2008. №11.
5.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. - Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
6. Иванов В.В., С.А Зайцева Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
7. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. kexter.ru
8. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006.
9. Концепции модернизации российского образования на период до 2015г от 07 февраля 2011 г. №163-р
10. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. №2
11.О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
12. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. Начальная школа. №4.
13. Панова Н.В. Внедрение стандартов второго поколения.
Учебно-методическое пособие СПб.: ИДПИ, 2010.
14. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
15. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): 2-ое издание. М.: ИИО РАО, 2008.
16. Руденко Н.Н. Использование информационная в процессе обучения в начальной школе. natalirudenko.ru
17. СанПиН 2.4.2.2821-10 пункт 10.18«Продолжительность непрерывного применения технических средствобучения на уроках» (пр. от 29 декабря 2010 года №189)
18. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 6 октября 2009 года № 373);
20. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
21. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. Волгоград: Учитель, 2008.
22. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании.
- М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с. 23. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
23. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0,
2007. - С. 9 - 110.
24. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование. - 2005. - № 4. - С. 3-13. 26. 26. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. - 1994. - № 3.- С.3 - 14.
25. Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. [Текст] Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007.-132 с.
26. Гусинский Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 2011 / Под ред. В.И. Белопольского и И.Н. Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 2011. 37 с.
27. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. / О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002.- 76 с
28. Зимняя И.А. Статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования». [Текст] //Интернет-журнал "Эйдос",2009.-6 с
29. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий. [Текст] - М., 2009.-132с.
30. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании [Текст] // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 96 с.
31. Методическое пособие для учителей. Передовые педагогические технологии. [Текст] / Руководитель проекта: Балыко Е. Н.- М., 2013.-176 с.
32. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 239.
33. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М. В. Петров А.Е; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст] Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ под ред. Е.С. Полат. - М.: ИЦ «Академия», 2010.-210 с.
34. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.
35. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ А. И. Савенков. -Самара, 2010. - 192 с
36. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. [Текст] / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
37. Фомина Н. А. Основная триада современной школы: стандарт, качество образования, единый государственный экзамен. [Текст] // Методическая работа в школе.-2011.-№3.-С.23-30.
38. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002.¬
39. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Комплексные работы по текстам. 3 класс. [Текст] / Холодова О. А. -Москва. Издательство РОСТ,
2008. -104 с.
40. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» [Текст] // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
41. Е.В. Никотина. Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста. Автореферат.- 2012.
42. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М., 2010.
43. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность
информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и После. - 2010. - № 5.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.
45. Бирюкова Л. П. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания младшим школьникам»: 1-4 классы // Школьная библиотека. - 2003. - № 1. - С. 55-57.
46. Гендина Н. И. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях // Школьная библиотека. - 2002. - № 10. - С. 24-31.
47. Змазнева H. A. Библиотечно-библиографическая грамотность школьников : метод. рекомендации. - Псков, 2003. - 314 с.
48. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Школьная библиотека. - 2001. - № 8. -С. 16-22.
49. Методика обучения литературе в начальной школе / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И .Р. Николаева; под ред. М. П. Воюши-ной. - М. : Академия, 2010. - 288 с.
50. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с.
Соколова Т. Е. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности // Нач. шк. - 2000. - № 5. - С. 34-36.
51. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
52. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 1999.
53. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
54. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
55. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ