Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №175446

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников исследовательских умений в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность и характеристика понятия «исследовательские умения» 7
1.2. Виды практических работ по предмету «Окружающий мир» и их значение в формировании исследовательских умений
у младших школьников 18
1.3. Педагогические условия формирования у младших
школьников исследовательских умений при выполнении практических работ по предмету «Окружающий мир» 32
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников исследовательских умений в процессе практических работ по «Окружающему миру» 53
2.1. Анализ уровня сформированности исследовательских умений
у младших школьников 53
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию исследовательских умений у младших школьников
в процессе практических работ по «Окружающему миру» 60
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение отсутствует

Формирование исследовательских умений у младших школьников становится всё более актуальным для образовательной практики, так как цель современного обучения состоит в том, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно добывать знания и творчески решать учебные задачи. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве цели изучения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование освоения доступных способов исследования природы и общества, таких как наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве. Казалось бы, здесь нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и измерениями, и сравнениями, и классификацией учащиеся на уроке занимались и раньше, но если когда-то практические способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас этими методами должны овладеть сами младшие школьники. Эффективно решить эту задачу можно только при условии систематического включения младших школьников в практические работы исследовательского характера. Организация практических работ в процессе изучения предмета «Окружающий мир» позволяет расположить личность младшего школьника к самостоятельному приобретению знаний, сформировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.
К проблеме формирования исследовательских умений у учащихся обращались многие учёные и педагоги, такие как М.И. Аксёнова, И.И. Ильясов, Б.Г. Матюнин, М.И. Махмутов, А.Н. Поддьяков, Б.Е. Райков, А.И. Савенков, П.В. Середенко, КД. Ушинский и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной начальной школы. Для формирования у младших школьников исследовательских умений при изучении предмета «Окружающий мир» учителю необходимо использовать различные виды практической работы с учащимися. При их выполнении младшие школьники будут иметь возможность постепенно овладевать такими практическими методами познания, как наблюдение, моделирование, эксперимент, распознавание.
На основе анализа научно-педагогической и методической литературы была раскрыта сущность понятия «исследовательские умения». Это интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале. Под исследовательскими умениями понимают умение школьников применять соответствующий приём научного метода для решения учебной проблемы или исследовательского задания. Исследовательские умения учащихся относятся к классу учебно- управленческих общеучебных умений. Исследовательские умения разнообразны. Это умения: задавать вопросы, находить информацию, видеть проблему, ставить цель исследования, выделять объект изучения, выдвигать гипотезу, разрабатывать план исследования, проводить эксперимент, наблюдать, моделировать, распознавать, обрабатывать полученные
результаты исследования (анализировать, строить графики, схемы, диаграммы, давать определения понятиям), структурировать полученный материал, выделять главное, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Мы рассмотрели содержание различных видов практических работ по предмету «Окружающий мир» и определили их возможности для формирования исследовательских умений у младших школьников...


1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Аксенова М.И. Организация эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся / М.И. Аксенова. - М.: Педагогика,
2005. - 140 с.
3. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихсяи педагогов / М.Н. Арцев // Завуч. - 2009. - № 6. - С. 4-29
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 2001. - 280 с.
5. Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы / Е.В. Берестнева // Начальная школа. - 2011. - №6. - С.15-18.
6. Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе / А.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: До и После. - 2004. - №5. - С.80-85.
7. Васильева З.И. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева, И.И. Соколова, Л.П. Нахарова. - М.: Академия, 2011. - 432с.
8. Вахтеров В.П. О новой педагогике: Избранное / В.П. Вахтеров, М.В. Богуславский. - М.:Карапуз, 2008. - 224 с.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2002. - 240 с.
10. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избранные
психологические труды / П.Я. Гальперин; под общ. ред. А.И.
Подольского. - Москва- Воронеж, 1998. - 414 с.
11. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности / автореф. дисс. каннд. пед.наук - Волгоград, 2013. - 40 с.
12. Гордеева Л.В. Обучение приемам чтения географической карты как
один из эффективных методов развития творческого потенциала учащихся// Хостинг для документов [Офиц. сайт]. URL: https://doc4web.ru/ geografiya /obuchenie-priemam-chteniya-geograficheskoy-karti.html (дата
обращения: 10.03.2018 г.).
13. Горощенко В.П.Основы природоведения: учеб. пособ. для уч. пед. уч. / В.П. Горощенко, Л.Ф.Мельчаков, И.А.Степанов - М.: Просвещение, 1996. - 239 с.
14. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособ. для студ. вузов/ В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
15. Данилов М.А. Дидактика К.Д. Ушинского / М.А. Данилов. - М.: Просвещение, 2004. - 480 с...76


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ