Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ

Работа №70880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики 7
1.1. Сущность исследовательских умений 7
1.2. Возрастные особенности развития исследовательских умений у
младших школьников 14
1.3. Теоретические предпосылки использования лексического
материала в процессе развития исследовательских умений младших школьников
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения лексики 29
2.1. Диагностика уровня развития исследовательских умений у
младших школьников 29
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию
исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения лексики
2.3. Динамика уровня развития исследовательских умений у младших
школьников 46
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального образования нового поколения нашла своё место идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели начальной школы. Это говорит о том, что содержание образование в такой школе должно обеспечить развитие личности младшего школьника, и языковой личности в том числе. В процессе обучения в начальной школе обучающиеся должны приобрести опыт различных видов деятельности, овладеть способами познавательной деятельности. Для этого в школе должны быть созданы определённые условия для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.
Целью и результатом образования становится формирование предметных и универсальных способов действий обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Следовательно, задача учителя в настоящее время заключается в организации исследовательской работы учащихся, формировании умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе может быть организованна при изучении любого его раздела: фонетики, морфологии, синтаксиса. Но объектом нашего внимания стал раздел «Лексика», который в программы начальной школы стал включаться не очень давно. При этом раздел «Лексика» занимает особое место в структуре начального языкового образования, поскольку лексические знания, умения, и навыки очень важны для формирования языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции учащихся. И поэтому методически целесообразно начинать систематическое знакомство с основными понятиями лексики с применения различных приёмов и методов, организующих исследовательскую деятельность.
Однако, анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что сложившихся предпосылок для проектирования работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся недостаточно, так как отсутствуют необходимые методические рекомендации по развитию исследовательских умений детей на уроках русского языка в процессе изучения лексики.
Методологическую основу исследования составили труды ученых, в которых рассматриваются теоретические предпосылки использования лексического материала в процессе развития исследовательских умений младших школьников А.Н. Поддьякова, М.Р. Львова, Н.М Лавровой.
Проблемы организации исследовательской деятельности анализируются в работах И.А. Зимней, Н.А. Разагатовой, А.В. Леонтовича, А.И. Савенкова. Развитие исследовательских умений у младшего школьника - актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики».
Исходя из актуализации и степени изученности нами определена проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в развитии исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка при изучении лексики.
Предмет исследования: содержание педагогической работы, направленной на развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики.
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:
-учебное исследование включает нескольких этапов (мотивация, исследование, обмен информацией, организация информации, связывание информации, подведение итогов и рефлексия);
- используются разные типы уроков;
-используются приёмы, направленные на создание на уроках исследовательских ситуаций.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «исследовательские умения»;
2) проанализировать возрастные особенности развития
исследовательских умений у младших школьников;
3) охарактеризовать теоретические предпосылки использования лексического материала в процессе развития исследовательских умений младших школьников;
4) определить уровень развития исследовательских умений у младших школьников;
5) провести экспериментальную работу по развитию исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования:
1) теоретические: изучение педагогической, психологической и
методической литературы;
2) эмпирические: педагогический эксперимент, беседа, анкетирование;
3) методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Репяховская основная общеобразовательная школа», Красноряружского района, Белгородской области, 3 класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на методическом объединении учителей начальных классов МОУ «Репяховская ООШ», Красноряружского района, Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы определялась задачами и логикой исследования. Работа включает: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цель исследования, методология и методы, структура работы.
В первой главе рассматривается сущность понятия «исследовательские умения», возрастные особенности развития исследовательских умений младших школьников, теоретические предпосылки использования лексического материала в процессе развития исследовательских умений младших школьников.
Во второй главе представлены результаты и выводы по диагностике уровня развития исследовательских умений у младших школьников, содержание экспериментальной работы, динамика уровня развития исследовательских умений у младших школьников.
В заключении сформулированы выводы по работе.
Библиографический список включает 43 источника.
Приложение включает в себя диагностические материалы, конспекты занятий, дидактические материалы к занятиям.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального образования нового поколения нашла своё место идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели начальной школы. Это говорит о том, что содержание образование в такой школе должно обеспечить развитие личности младшего школьника, и языковой личности в том числе. В процессе обучения в начальной школе обучающиеся должны приобрести опыт различных видов деятельности, овладеть способами познавательной деятельности. Для этого в школе должны быть созданы определённые условия для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность исследовательских умений и выявлены возрастные особенности их развития у младших школьников; рассмотрены теоретические предпосылки использования лексического материала в процессе развития исследовательских умений младших школьников.
При изучении психолого-педагогической литературы и её анализе, мы сделали вывод о том, что в процессе исследования обучающийся приобретает умения развитой социально-адаптированной, конкурентно-способной личности, которая может проявить креативность и творчество в решении поставленных задач и целей. Организуя исследовательскую деятельность, учитель не должен забывать о возрастных психологических особенностях младшего школьного возраста таких как, словесно-логическое мышление, произвольная память, произвольное внимание, письменная речь, знаково-символическое мышление.
Процесс изучения лексики имеет огромную базу для реализации принципов исследовательской деятельности и может быть основой для развития исследовательских умений и навыков. Так как, лексика несёт в себе одну из главных функций в развитии чувства языка, в формировании навыков применять слово уместно со смысловыми, стилистическими признаками его сочетаемости, наглядно демонстрирует учащимся все стороны лексических отношений и связей между словами и способствует развитию умения анализировать текст. В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень развития исследовательских умений. В ходе формирующего этапа нами апробировались следующие педагогические условия, способствующие развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения лексики:
-учебное исследование включает нескольких этапов (мотивация, исследование, обмен информацией, организация информации, связывание информации, подведение итогов и рефлексия);
- используются разные типы уроков;
-используются приёмы, направленные на создание на уроках исследовательских ситуаций.
На контрольном этапе была выявлена положительная динамика уровня развития исследовательских умений у младших школьников, что говорит об эффективности проведённой работы. Данная работа имеет практическую значимость. Разработанные нами практические материалы, рекомендованы к практическому применению учителями начальной школы. Решение проблемы развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения лексики может быть продолжено в дальнейшем.



1. Богословский В.В. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др.
- М.: Просвещение, 1973. - 228 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
3. Гафитулин М.С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся / М.С. Гафитулин / Педагогическая техника. -2005. - №3. - С.21-26.
4. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №4. - С. 91-94.
5. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Александра Петровна Гладкова. - Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2013. - 26 с.
6. Головко Е.В. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся по курсу «Окружающий мир». / Е.В. Головко // Начальная школа. - 2017. - №4. - С. 53-56.
7. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
8. Ерёменко О.И. Использование регионального языкового материала в процессе учебно-исследовательской деятельности. / О.И. Ерёменко, А.М. Горохова // Начальная школа. - 2017. - №4. - С. 65-70.
9. Зимняя И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. / И.А. Зимняя, Е.А Шашенкова. - Ижевск: ИЦПКПС,
- Москва: -2001. -105 с.
10. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва: Политиздат, -1985. - 494 с.
11. Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после . -2005. -№ 5. - С.35- 40.
12. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А.В. Леонтович // Народное образование.
- 1999. - № 10. - С. 152-158.
13. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
14. Мошер Ф.А. Исследование развития познавательной деятельности / Ф.А. Мошер, Д.Р. Хорнсби. - М.: Педагогика, 1971. - 193 с.
15. Мухамадиярова Г.Ф. Анализ разных подходов к определению понятия «исследовательские умения» / Г.Ф. Мухамадиярова // Человек. Общество. Образование: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. I. - Уфа: РИЦ Баш ГУ, -2010. - С. 107-110.
16. Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1. / Р.С. Немов. - M.: Просвещение, -
1993. - 325 с.
17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов.
- М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, -2017. - 1376 с.
18. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. - сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель, -2007.
19. Осмалова И.В. Исследовательская деятельность младших школьников как средство достижения метапредметных результатов / И.В. Осмалова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №6. - С. 48-50.
20. Подласый И.П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 574 с.
21. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / Общественная экспертиза нормативных документов в области образования [Офиц. сайт]. URL:http:ZZedu.crowdexpert.ru/results-noo
22. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддьяков. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
23. Разагатова Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) / Н.А. Разагатова, С.Е. Джаджа / Известия Самарского научного центра РАН, -2006. -№ 3., С. 223 -230.
24. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. - М.: Наука, 1984. - 192
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 / С.Л.
Рубинштейн. - М.: Педагогика, -1989. - 378 с.
26. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. - М.: Просвещение, -2017. - 340 с.
27. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия». -2017. - 768 с.
28. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - Москва: -2000. -231 с.
29. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы». - Москва: «Сентябрь». -2003, -№8.
30. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы /А.И. Савенков // Одарённый ребёнок. -2003, -№2. - С. 31-33.
31. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - Москва: Просвещение, . -2006, - 434 с.
32. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара: Издательский дом «Федоров». -2011. - 285 с.
33. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - М.: Издательский дом «Федоров», 2006. - 378 с.
34. Современный русский язык : учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е. И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П.А. Леканта. -5-е изд. -М. : Издательство Юрайт. -2014. -559 с.
35. Туник Е.Е. «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты» / Е.Е. Тунник. - Санкт-Петербург: ГП «ИМАТОН». -1998. -170 с.
36. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в
общеобразовательной школе Л.А. Тысько / Преподавание истории и обществознания в школе. / -2006. - №4. - С. 14-22.
37. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2017. - 800 с.
38. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1998. - 298 с.
39. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 2 / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1954. - 361 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение,
2010. - 32 с.
41. Хрипкова А.Г. / Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие / А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д. А. Фарбер. - Москва: Просвещение, -1990. -319 с.
42. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
43. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе. -2003. - № 6. - С. 24-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ