Актуальность исследования. Построение в России правового государства
требует реформирования государственно-властного аппарата, неотделимой частью которого является пенитенциарная система. Современная социальноэкономическая ситуация вызвала изменения в качественном составе контингента,
содержащегося в пенитенциарных учреждениях. Этим обусловлена необходимость постоянного совершенствования и корректировки профессиональной компетентности руководителей данных учреждений с учетом возрастающих требований государства и общества, что возможно в системе повышения квалификации
как наиболее мобильной и оперативно откликающейся структуры образования
взрослых.
Психолого-педагогический аспект повышения квалификации в контексте
образования взрослых нашел отражение в работах Б.Г. Ананьева, Т.Г. Браже,
С.Г. Вершловского, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Э.М. Никитина,
Г.Н. Прозументовой, В.Я. Синенко, Г.С. Сухобской, Т.И. Шамовой и др.
Отдельные вопросы совершенствования подготовки сотрудников правоохранительных органов, имеющих сходные основания функционирования, исследованы М.В. Бастриковым, В.В. Богуславским, А.Т. Иваницким,
В.С. Олейниковым, В.И. Шадриным и др.
Труды отечественной науки по проблемам повышения профессиональной
компетентности и квалификации руководителей как общеобразовательных, так и
пенитенциарных учреждений создали прочную теоретическую и практическую
базу для решения некоторых актуальных образовательных проблем пенитенциарной системы (О.М. Атласова, Т.П. Васькина, Т.Н. Гущина, Л.В. Калашникова,
И.И. Митина, Е.П. Тонконогая, П.В. Худоминский и др.).
Особенности организации работы с кадрами в условиях реформирования
пенитенциарной системы исследовали Л.А. Высотина, О.Г. Ковалев,
В.Д. Лутанский, А.С. Михлина, В.И. Огородников, А.И. Ушатиков и др. Труды
этих авторов явились основой для разработки современных подходов к формированию профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных
учреждений. Таким образом, можно констатировать, что накоплен определенный фонд знаний по проблемам компетентности сотрудников и руководителей
пенитенциарной системы.
Вместе с тем, анализ научно-педагогических источников по теме диссертационного исследования позволил определить ряд противоречий между:
- существующей потребностью общества и пенитенциарных учреждений в
компетентных руководителях нового типа, обусловленной спецификой их
профессиональной деятельности в современной социально-экономической
ситуации и степенью разработанности содержания, теоретических и научно-педагогических условий организации процесса формирования их профессиональной компетентности;
- стоящей перед системой повышения квалификации необходимостью эффективного формирования профессиональной компетентности руководителей
пенитенциарных учреждений и неразработанностью квалификационных характеристик современного руководителя пенитенциарного учреждения, составляющих основу его профессиональной компетентности и позволяющих
создать модель ее формирования;
- сложившимися традиционными формами организации образовательного
процесса повышения квалификации в пенитенциарной системе и необходимостью поиска инновационных подходов, учитывающих современные тенденции развития образования и принципы андрагогики.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы содержание и педагогические условия формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Поиск путей преодоления отмеченных противоречий и сформулированная
проблема исследования обусловили выбор темы: «Формирование профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в
системе повышения квалификации».
Объект исследования – процесс повышения квалификации руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Предмет исследования – формирование профессиональной компетентности
руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Цель исследования – определить и опытно-экспериментально проверить
содержание и педагогические условия формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения
квалификации.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, основываясь на анализе научно-педагогической литературы и имеющегося практического опыта, сформулирована гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации будет эффективно, если:
- определено содержание профессиональной компетентности, уточнены и
обоснованы квалификационные характеристики современного руководителя пенитенциарного учреждения, составляющие основу его профессиональной компетентности;
- разработана и внедрена в образовательный процесс модель формирования
профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации;
- определен комплекс педагогических условий эффективного формирования
профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы становления и развития профессиональной компетентности руководителей отечественных пенитенциарных
учреждений.
2. Уточнить содержание профессиональной компетентности и обосновать квалификационные характеристики современного руководителя пенитенциарного учреждения.
3. Разработать модель формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
4. Выявить и апробировать педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессиональной компетентности руководителей
пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы
подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие
выводы:
1. Теоретический анализ показывает, что в отечественной пенитенциарной системе с конца XIX века постепенно вырабатывались возрастающие требования
к содержанию профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений, особенность формирования которой, - педагогическая
идея сочетания теории с практикой, - актуальна до настоящего времени;
осуществлялся переход от ситуативной практики подготовки и повышения
квалификации данных руководителей к созданию с середины 20-х годов
прошлого века ведомственной системы профессионального образования,
ориентированной в настоящее время на компетентностный подход.
2. Уточненное содержание компонентов профессиональной компетентности и обоснованные квалификационные характеристики руководителя пенитенциарного учреждения тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» данного руководителя, способного в рамках
правовой, жестко регламентированной системы выбирать средства и способы
действий, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, осуществлять эффективную профессиональную деятельность как в обычных, так и
в чрезвычайных (экстремальных) обстоятельствах, в условиях повышенной
личной ответственности и автономии в принятии решений.
3. Разработанная и экспериментально проверенная модель формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений
в системе повышения квалификации подтвердила свою эффективность, что
доказывается результатами опытно-экспериментальной работы.
4. Эффективному формированию профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации способствуют выявленные и апробированные педагогические условия: реализация содержания обучения в системе повышения квалификации через блочномодульную образовательную программу, разработанную в соответствии со
спецификой современных психолого-педагогических и социальноэкономических требований, предъявляемых к профессиональной компетентности руководителя пенитенциарного учреждения; внедрение в образовательный процесс формирования профессиональной компетентности форм и
методов активного обучения, скорректированных с учетом принципов образования взрослых (осознанность, опора на опыт, самостоятельность и т.д.);
направленность руководителей на непрерывный процесс повышения профессиональной компетентности.
5. Реализация разработанной модели и педагогических условий в ходе опытноэкспериментальной работы показала положительную динамику формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений, о чем свидетельствуют позитивные изменения уровней их профессиональной компетентности.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер и
не охватывает все стороны формирования профессиональной компетентности
руководителей пенитенциарных учреждений. Многоаспектность ее изучения открывает перспективу дальнейших исследований в данном направлении, которые
могут быть связаны с разработкой целостной системы непрерывного образовании через создание комплексной программы повышения квалификации, определяющей кадровую политику ФСИН России, а также с изучением преемственности формирования профессиональной компетентности в образовательных учреждениях пенитенциарной системы.
Волошин, Д.В. К вопросу о профессиональной компетентности сотрудников
пенитенциарной системы [Текст] /Д.В.Волошин // Вестник ТГПУ. Выпуск
10(61). Серия: Педагогика. – Томск: ТГПУ, 2006. – С.37-41. – 0,25 п.л.
2. Волошин, Д.В. Становление и развитие дополнительного профессионального
образования сотрудников пенитенциарной системы России: Историкопедагогические аспекты: Монография. [Текст] /Д.В.Волошин – Томск: ООО
«Диво», 2006. – 136 с. – 7,9 п.л.
3. Волошин, Д.В. О профессиональном образовании в уголовно-исполнительной
системе Министерства юстиции РФ (Становление. Задачи. Проблемы) [Текст]
/Д.В.Волошин // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования. Т.2. – Томск: ТГПУ, 2002. - С.24-28.- 0,31 п.л.
4. Волошин, Д.В. Формы организации творческой деятельности как педагогические условия преподавания в специализированном ведомственном высшем
учебном заведении [Текст] /Д.В.Волошин // Уголовно-исполнительная система
сегодня: взаимодействие науки и практики: Материалы научно-практической
конференции. – Новокузнецк: Кузбасский филиал Владимирского юридического института Минюста России, 2003. - С. 14-18. – 0,32 п.л.
5. Волошин, Д.В. Самостоятельная работа как фактор успешности профессиональной подготовки [Текст] /Д.В.Волошин // Теория и практика современного
образования: Сб. научных статей. Выпуск 2 / Под ред. А.С. Копытова, Т.Б. Черепановой. – Томск: Томский ЦНТИ, 2003. - С. 97-100.- 0,25 п.л.
6. Волошин, Д.В. Особенности формирования (развития) профессиональной компетентности сотрудников УИС в процессе профессиональной подготовки
[Текст] /Д.В.Волошин // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: Материалы научно-практической конференции. - Новокузнецк: Кузбасский филиал Владимирского юридического института Минюста России, 2004. - С. 52-56.- 0,33 п.л.
7. Волошин, Д.В. К проблеме формирования управленческой компетентности руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России в
процессе повышения квалификации [Текст] /Д.В.Волошин //Уголовное наказание:
правовая идеология, законотворчество и пенитенциарная практика: Материалы
международной научно-практической конференции. Ч.2.–Вологда: Вологодский
институт права и экономики Минюста России, 2004. - С.200-204.–0,26 п.л.
8. Волошин, Д.В. Развитие ведомственного пенитенциарного образования как компонента государственного правового образования в феврале – октябре 1917 года
[Текст] /Д.В.Волошин // Традиции и инновации в развитии правового и гражданского образования школьников: Материалы межрегиональной научнопрактической конференции. – Томск: Томский ЦНТИ, 2005. -С.123-126.– 0,25 п.л.
9. Волошин, Д.В. Профессионально-значимые качества в структуре профессиональной компетентности руководителей учреждений УИС [Текст]
/Д.В.Волошин // IX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: Материалы конференции: в 6 т. Т.3. Ч.1:20
Инновационная деятельность в науке и образовании. Педагогика. – Томск: Изд.
ТГПУ, 2005. - С. 150-154. – 0,26 п.л.
10.Волошин, Д.В. Некоторые аспекты формирования управленческой компетентности руководителей учреждений УИС в ходе повышения квалификации
[Текст] /Д.В.Волошин // Теория и практика современного образования: Сб. научных статей. Выпуск 3 / Под ред. А.Д. Копытова, Т.Б. Черепановой. – Томск:
Томский ЦНТИ, 2005. – С.74-77. – 0,24 п.л.
11.Волошин, Д.В. О развитии управленческой компетентности руководителя учреждений пенитенциарной системы в процессе повышения квалификации
[Текст] /Д.В.Волошин, Л.В. Волошина // Традиции и инновации в общем и профессиональном образовании Сибири: История и современность: Мат. регионал.
заочной научн.-практич. конференц. – Горно-Алтайск, 2005. – С.88-92 (личное
участие – 50 %).- 0, 32 (авторский вклад – 0,16) п.л.
12.Волошин, Д.В. Краткий ретроспективный анализ основных путей совершенствования профессиональной компетентности сотрудников пенитенциарного ведомства России [Текст] /Д.В.Волошин // Теория и методика профессиональной
подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. В.А. Уткина. –
Томск: Изд-во «ДИВО», 2006. - С. 103-107. – 0,42 п.л.
13.Волошин, Д.В. Особенности межкурсового периода в процессе повышения
квалификации руководителей УИС [Текст] /Д.В.Волошин, Л.В. Волошина //
Образование в Сибири. – Вып. 14. – Томск: Томский ЦНТИ, 2007. – С. 153-155
(личное участие – 60 %) - 0, 55 (авторский вклад – 0,33) п.л.
14.Волошин, Д.В. Развитие системы подготовки сотрудников российских пенитенциарных учреждений в 20-е годы ХХ века [Текст] /Д.В.Волошин // Традиции
и инновации в развитии правового и гражданского образования школьников:
Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. – Томск:
Томский ЦНТИ, 2007. - С. 85-89.- 0,32 п.л.
15.Волошин, Д.В. Повышение квалификации оперативных сотрудников разыскных подразделений [Текст] /Д.В.Волошин, С. Леонов, А. Бакунчев // Ведомости
уголовно-исполнительной системы. 2007. № 3. - С. 15-17 (личное участие 40 %)
- 0, 18 (авторский вклад – 0,07) п.л.
16.Волошин, Д.В. Современный европейский опыт подготовки персонала для
пенитенциарных учреждений [Текст] /Д.В.Волошин // Образование в Сибири. –
Вып. 15. – Томск: Томский ЦНТИ, 2008. – С. 106-109. – 0,6 п.л.