ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
|
Актуальность исследования. Построение в России правового государства
требует реформирования государственно-властного аппарата, неотделимой частью которого является пенитенциарная система. Современная социальноэкономическая ситуация вызвала изменения в качественном составе контингента,
содержащегося в пенитенциарных учреждениях. Этим обусловлена необходимость постоянного совершенствования и корректировки профессиональной компетентности руководителей данных учреждений с учетом возрастающих требований государства и общества, что возможно в системе повышения квалификации
как наиболее мобильной и оперативно откликающейся структуры образования
взрослых.
Психолого-педагогический аспект повышения квалификации в контексте
образования взрослых нашел отражение в работах Б.Г. Ананьева, Т.Г. Браже,
С.Г. Вершловского, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Э.М. Никитина,
Г.Н. Прозументовой, В.Я. Синенко, Г.С. Сухобской, Т.И. Шамовой и др.
Отдельные вопросы совершенствования подготовки сотрудников правоохранительных органов, имеющих сходные основания функционирования, исследованы М.В. Бастриковым, В.В. Богуславским, А.Т. Иваницким,
В.С. Олейниковым, В.И. Шадриным и др.
Труды отечественной науки по проблемам повышения профессиональной
компетентности и квалификации руководителей как общеобразовательных, так и
пенитенциарных учреждений создали прочную теоретическую и практическую
базу для решения некоторых актуальных образовательных проблем пенитенциарной системы (О.М. Атласова, Т.П. Васькина, Т.Н. Гущина, Л.В. Калашникова,
И.И. Митина, Е.П. Тонконогая, П.В. Худоминский и др.).
Особенности организации работы с кадрами в условиях реформирования
пенитенциарной системы исследовали Л.А. Высотина, О.Г. Ковалев,
В.Д. Лутанский, А.С. Михлина, В.И. Огородников, А.И. Ушатиков и др. Труды
этих авторов явились основой для разработки современных подходов к формированию профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных
учреждений. Таким образом, можно констатировать, что накоплен определенный фонд знаний по проблемам компетентности сотрудников и руководителей
пенитенциарной системы.
Вместе с тем, анализ научно-педагогических источников по теме диссертационного исследования позволил определить ряд противоречий между:
- существующей потребностью общества и пенитенциарных учреждений в
компетентных руководителях нового типа, обусловленной спецификой их
профессиональной деятельности в современной социально-экономической
ситуации и степенью разработанности содержания, теоретических и научно-педагогических условий организации процесса формирования их профессиональной компетентности;
- стоящей перед системой повышения квалификации необходимостью эффективного формирования профессиональной компетентности руководителей
пенитенциарных учреждений и неразработанностью квалификационных характеристик современного руководителя пенитенциарного учреждения, составляющих основу его профессиональной компетентности и позволяющих
создать модель ее формирования;
- сложившимися традиционными формами организации образовательного
процесса повышения квалификации в пенитенциарной системе и необходимостью поиска инновационных подходов, учитывающих современные тенденции развития образования и принципы андрагогики.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы содержание и педагогические условия формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Поиск путей преодоления отмеченных противоречий и сформулированная
проблема исследования обусловили выбор темы: «Формирование профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в
системе повышения квалификации».
Объект исследования – процесс повышения квалификации руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Предмет исследования – формирование профессиональной компетентности
руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Цель исследования – определить и опытно-экспериментально проверить
содержание и педагогические условия формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения
квалификации.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, основываясь на анализе научно-педагогической литературы и имеющегося практического опыта, сформулирована гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации будет эффективно, если:
- определено содержание профессиональной компетентности, уточнены и
обоснованы квалификационные характеристики современного руководителя пенитенциарного учреждения, составляющие основу его профессиональной компетентности;
- разработана и внедрена в образовательный процесс модель формирования
профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации;
- определен комплекс педагогических условий эффективного формирования
профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы становления и развития профессиональной компетентности руководителей отечественных пенитенциарных
учреждений.
2. Уточнить содержание профессиональной компетентности и обосновать квалификационные характеристики современного руководителя пенитенциарного учреждения.
3. Разработать модель формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
4. Выявить и апробировать педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессиональной компетентности руководителей
пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
требует реформирования государственно-властного аппарата, неотделимой частью которого является пенитенциарная система. Современная социальноэкономическая ситуация вызвала изменения в качественном составе контингента,
содержащегося в пенитенциарных учреждениях. Этим обусловлена необходимость постоянного совершенствования и корректировки профессиональной компетентности руководителей данных учреждений с учетом возрастающих требований государства и общества, что возможно в системе повышения квалификации
как наиболее мобильной и оперативно откликающейся структуры образования
взрослых.
Психолого-педагогический аспект повышения квалификации в контексте
образования взрослых нашел отражение в работах Б.Г. Ананьева, Т.Г. Браже,
С.Г. Вершловского, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Э.М. Никитина,
Г.Н. Прозументовой, В.Я. Синенко, Г.С. Сухобской, Т.И. Шамовой и др.
Отдельные вопросы совершенствования подготовки сотрудников правоохранительных органов, имеющих сходные основания функционирования, исследованы М.В. Бастриковым, В.В. Богуславским, А.Т. Иваницким,
В.С. Олейниковым, В.И. Шадриным и др.
Труды отечественной науки по проблемам повышения профессиональной
компетентности и квалификации руководителей как общеобразовательных, так и
пенитенциарных учреждений создали прочную теоретическую и практическую
базу для решения некоторых актуальных образовательных проблем пенитенциарной системы (О.М. Атласова, Т.П. Васькина, Т.Н. Гущина, Л.В. Калашникова,
И.И. Митина, Е.П. Тонконогая, П.В. Худоминский и др.).
Особенности организации работы с кадрами в условиях реформирования
пенитенциарной системы исследовали Л.А. Высотина, О.Г. Ковалев,
В.Д. Лутанский, А.С. Михлина, В.И. Огородников, А.И. Ушатиков и др. Труды
этих авторов явились основой для разработки современных подходов к формированию профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных
учреждений. Таким образом, можно констатировать, что накоплен определенный фонд знаний по проблемам компетентности сотрудников и руководителей
пенитенциарной системы.
Вместе с тем, анализ научно-педагогических источников по теме диссертационного исследования позволил определить ряд противоречий между:
- существующей потребностью общества и пенитенциарных учреждений в
компетентных руководителях нового типа, обусловленной спецификой их
профессиональной деятельности в современной социально-экономической
ситуации и степенью разработанности содержания, теоретических и научно-педагогических условий организации процесса формирования их профессиональной компетентности;
- стоящей перед системой повышения квалификации необходимостью эффективного формирования профессиональной компетентности руководителей
пенитенциарных учреждений и неразработанностью квалификационных характеристик современного руководителя пенитенциарного учреждения, составляющих основу его профессиональной компетентности и позволяющих
создать модель ее формирования;
- сложившимися традиционными формами организации образовательного
процесса повышения квалификации в пенитенциарной системе и необходимостью поиска инновационных подходов, учитывающих современные тенденции развития образования и принципы андрагогики.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы содержание и педагогические условия формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Поиск путей преодоления отмеченных противоречий и сформулированная
проблема исследования обусловили выбор темы: «Формирование профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в
системе повышения квалификации».
Объект исследования – процесс повышения квалификации руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Предмет исследования – формирование профессиональной компетентности
руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Цель исследования – определить и опытно-экспериментально проверить
содержание и педагогические условия формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения
квалификации.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, основываясь на анализе научно-педагогической литературы и имеющегося практического опыта, сформулирована гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации будет эффективно, если:
- определено содержание профессиональной компетентности, уточнены и
обоснованы квалификационные характеристики современного руководителя пенитенциарного учреждения, составляющие основу его профессиональной компетентности;
- разработана и внедрена в образовательный процесс модель формирования
профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации;
- определен комплекс педагогических условий эффективного формирования
профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы становления и развития профессиональной компетентности руководителей отечественных пенитенциарных
учреждений.
2. Уточнить содержание профессиональной компетентности и обосновать квалификационные характеристики современного руководителя пенитенциарного учреждения.
3. Разработать модель формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
4. Выявить и апробировать педагогические условия, способствующие эффективному формированию профессиональной компетентности руководителей
пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы
подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие
выводы:
1. Теоретический анализ показывает, что в отечественной пенитенциарной системе с конца XIX века постепенно вырабатывались возрастающие требования
к содержанию профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений, особенность формирования которой, - педагогическая
идея сочетания теории с практикой, - актуальна до настоящего времени;
осуществлялся переход от ситуативной практики подготовки и повышения
квалификации данных руководителей к созданию с середины 20-х годов
прошлого века ведомственной системы профессионального образования,
ориентированной в настоящее время на компетентностный подход.
2. Уточненное содержание компонентов профессиональной компетентности и обоснованные квалификационные характеристики руководителя пенитенциарного учреждения тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» данного руководителя, способного в рамках
правовой, жестко регламентированной системы выбирать средства и способы
действий, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, осуществлять эффективную профессиональную деятельность как в обычных, так и
в чрезвычайных (экстремальных) обстоятельствах, в условиях повышенной
личной ответственности и автономии в принятии решений.
3. Разработанная и экспериментально проверенная модель формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений
в системе повышения квалификации подтвердила свою эффективность, что
доказывается результатами опытно-экспериментальной работы.
4. Эффективному формированию профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации способствуют выявленные и апробированные педагогические условия: реализация содержания обучения в системе повышения квалификации через блочномодульную образовательную программу, разработанную в соответствии со
спецификой современных психолого-педагогических и социальноэкономических требований, предъявляемых к профессиональной компетентности руководителя пенитенциарного учреждения; внедрение в образовательный процесс формирования профессиональной компетентности форм и
методов активного обучения, скорректированных с учетом принципов образования взрослых (осознанность, опора на опыт, самостоятельность и т.д.);
направленность руководителей на непрерывный процесс повышения профессиональной компетентности.
5. Реализация разработанной модели и педагогических условий в ходе опытноэкспериментальной работы показала положительную динамику формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений, о чем свидетельствуют позитивные изменения уровней их профессиональной компетентности.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер и
не охватывает все стороны формирования профессиональной компетентности
руководителей пенитенциарных учреждений. Многоаспектность ее изучения открывает перспективу дальнейших исследований в данном направлении, которые
могут быть связаны с разработкой целостной системы непрерывного образовании через создание комплексной программы повышения квалификации, определяющей кадровую политику ФСИН России, а также с изучением преемственности формирования профессиональной компетентности в образовательных учреждениях пенитенциарной системы.
подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие
выводы:
1. Теоретический анализ показывает, что в отечественной пенитенциарной системе с конца XIX века постепенно вырабатывались возрастающие требования
к содержанию профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений, особенность формирования которой, - педагогическая
идея сочетания теории с практикой, - актуальна до настоящего времени;
осуществлялся переход от ситуативной практики подготовки и повышения
квалификации данных руководителей к созданию с середины 20-х годов
прошлого века ведомственной системы профессионального образования,
ориентированной в настоящее время на компетентностный подход.
2. Уточненное содержание компонентов профессиональной компетентности и обоснованные квалификационные характеристики руководителя пенитенциарного учреждения тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» данного руководителя, способного в рамках
правовой, жестко регламентированной системы выбирать средства и способы
действий, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, осуществлять эффективную профессиональную деятельность как в обычных, так и
в чрезвычайных (экстремальных) обстоятельствах, в условиях повышенной
личной ответственности и автономии в принятии решений.
3. Разработанная и экспериментально проверенная модель формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений
в системе повышения квалификации подтвердила свою эффективность, что
доказывается результатами опытно-экспериментальной работы.
4. Эффективному формированию профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации способствуют выявленные и апробированные педагогические условия: реализация содержания обучения в системе повышения квалификации через блочномодульную образовательную программу, разработанную в соответствии со
спецификой современных психолого-педагогических и социальноэкономических требований, предъявляемых к профессиональной компетентности руководителя пенитенциарного учреждения; внедрение в образовательный процесс формирования профессиональной компетентности форм и
методов активного обучения, скорректированных с учетом принципов образования взрослых (осознанность, опора на опыт, самостоятельность и т.д.);
направленность руководителей на непрерывный процесс повышения профессиональной компетентности.
5. Реализация разработанной модели и педагогических условий в ходе опытноэкспериментальной работы показала положительную динамику формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений, о чем свидетельствуют позитивные изменения уровней их профессиональной компетентности.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер и
не охватывает все стороны формирования профессиональной компетентности
руководителей пенитенциарных учреждений. Многоаспектность ее изучения открывает перспективу дальнейших исследований в данном направлении, которые
могут быть связаны с разработкой целостной системы непрерывного образовании через создание комплексной программы повышения квалификации, определяющей кадровую политику ФСИН России, а также с изучением преемственности формирования профессиональной компетентности в образовательных учреждениях пенитенциарной системы.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2024



