Актуальность проблемы и темы исследования.
Художественное восприятие - способность, лежащая в основе любого художественного творчества. Это способность, дающая возможность входить в мир художественной культуры, способность, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Максимального развития художественное восприятие достигает в период профессиональной творческой деятельности человека. Тем не менее, его развитие, в том числе в области изобразительного искусства, возможно уже в дошкольном возрасте, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, художественное восприятие представляет собой целостный способ отражения мира, органичный целостному мировосприятию дошкольника. Во-вторых, развитие художественного восприятия, согласно исследованиям психологов, происходит исключительно на основе опыта собственного творчества, а создание изображений является тем видом творчества, в котором ребенок 6-7 лет проявляет максимальную активность.
Возможности развития художественного восприятия, предопределенные возрастными особенностями дошкольника, могут быть утрачены при взрослении ребенка. Уже к 9-10 годам ребенок, как правило, оставляет изобразительную деятельность как изжитый этап, что усложняет освоение языка изобразительного искусства и художественного восприятия на основе данного языка. Кроме того, доминирующее развитие левого полушария, начинающееся в школьном возрасте, ведет к утрате ребенком эмоциональности и непосредственности восприятия, целостности пространственного видения, заданного активностью правого полушария. Поэтому развитие художественного восприятия не только возможно, но и необходимо именно в дошкольном возрасте.
Художественное развитие ребенка находится сегодня в сфере дополни-тельного образования, имеющей больше возможностей для осуществления данной задачи по отношению к системе дошкольного воспитания. При этом в существующих программах дополнительного образования аспект развития художественного восприятия дошкольников представлен слабо, что негативно сказывается не только на художественном развитии дошкольника, но и на развитии художественных способностей ребенка в старшем возрасте. Противоречие между необходимостью развития художественного восприятия дошкольников как социальным заказом общества и зачастую низким уровнем его развития в учреждениях дополнительного образования позволяет отметить актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне.
Феномен художественного восприятия раскрывается в работах современных исследователей как творческий процесс создания и воссоздания художественного образа, как процесс диалога художника с окружающим миром и воображаемым зрителем, а зрителя (читателя, слушателя) - с автором произведения. Данный подход отражен в трудах философов (М.М. Бахтин, Н.Н. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман); психологов (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский), искусствоведов (В.Р. Виппер, С.М. Даниэль, С.Х. Раппопорт), культурологов (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга), деятелей культуры и искусства (В .В. Кандинский, А. Матисс, К. С. Петров-Водкин, К.С. Станиславский, А.С. Эйзенштейн, В.А. Фаворский и др.).
Процесс развития художественного восприятия ребенка определяется в психологии как имеющий определенные ступени, смена которых задается изменением позиции ребенка по отношению к искусству (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.А. Левин). Идея «поступенности» художественного развития заложена в программах по изобразительному творчеству (Б.М. Неменский, Б.П. Юсов), однако смена ступеней у авторов не соотнесена с логикой изменения типа восприятия ребенка в процессе движения от игры с элементами языка искусства к общению на этом языке, с логикой изменения уровня диалога на разных этапах развития. Противоречие между существующими положениями теории художественного восприятия в психологии искусства и недостаточной теоретической обоснованностью процесса развития художественного восприятия в области педагогики изобразительного искусства свидетельствует об актуальности исследования на научно-педагогическом уровне.
Развитие способности к художественному восприятию ребенка рассматривается в работах по педагогике и психологии, прежде всего, с позиции осмысленности данного процесса. При этом авторы (В.А. Левин, Е.Г. Макарова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов) подчеркивают необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка. Отмечается также необходимость развития у детей целостности восприятия (Дж. Гибсон, Ю.М. Полуянов, В.А. Фаворский), развития ритмической упорядоченности или чувства ритма (Р. Арнхейм, Т.С. Комарова, А.Ф. Лобова, В.А. Фаворский), аконстантности восприятия (Н.Н. Волков, Л.А. Венгер); формирования установки на художественное восприятие (М.С. Каган, Х. Ортега-и-Гассет, Д.Н. Узнадзе). Однако следует отметить, что технологии развития художественного восприятия ребенка, позволяющие осуществлять и отслеживать развитие всех свойств художественной перцепции, в педагогике изобразительного искусства отсутствуют.
Важным условием развития художественного восприятия педагоги- исследователи определяют необходимость освоения ребенком языка искусства как языка выразительного (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, О. А. Сусловова, Е.А. Флерина, А.В. Шестакова, Б.П. Юсов). В большинстве программ и методик необходимость освоения языка искусства как языка выразительного определяется целеполагающей идеей. Однако на сегодня в области изобразительного искусства разработаны технологии освоения дошкольником изобразительных возможностей языка и нет технологий освоения выразительности языка изобразительного искусства.
Характеризуя процесс развития художественного восприятия, педагоги подчеркивают также важную роль собственной практической деятельности ребенка. Но при реализации данного условия изобразительному творчеству отводится лишь вспомогательная роль, иллюстрирование опыта восприятия мира или произведений искусства.
Среди различных методов и приемов развития художественного восприятия дошкольника особое место принадлежит игре. Однако разработанные в педагогике изобразительного искусства игры являются, как правило, ролевыми, подчиненными правилам сценического искусства, а не играми с самой изобразительной формой, что делает их недостаточно эффективными для развития восприятия ребенка в области изобразительного искусства.
Противоречие между возможностью целенаправленного и эффективного развития художественного восприятия дошкольника и отсутствием педагогических технологий развития художественного восприятия дошкольника в процессе изобразительной деятельности позволяет констатировать актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск средств развития художественного восприятия детей 6 - 7 лет, позволяющих сделать этот процесс эффективным, соответствующим как тенденциям современного искусства, так и психолого-педагогическим особенностям дошкольника.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития художественного восприятия у детей 6 - 7 лет при использовании комбинирования элементов языка изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс художественного образования в школе искусств.
Предмет исследования: педагогическая технология развития художественного восприятия у старших дошкольников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: технология развития художественного восприятия ребенка 6-7 лет эффективна, если:
- в основе данной технологии лежит концептуальная модель развития художественного восприятия в период детства, основанная на принципах диалога ребенка с самим собой (Я - Я другой), с автором произведения (Я - Автор), с культурой (Я - Культура);
- задается алгоритм «поступенного» движения от игры элементами языка искусства к общению на этом языке;
- игры с элементами языка искусства создают условия для освоения ребенком ритмической структуры художественного произведения как одного из кодов восприятия (ритмическая структура произведения открывается как источник смысла);
- процесс освоения ребенком языка искусства, его выразительных возможностей, заданный технологией, соответствует естественному процессу развития изобразительной функции детского рисунка (движению от манипуляции художественными материалами и угадыванию в следах своей деятельности конкретных форм реального мира к сознательному созданию изображений);
- изобразительная деятельность ребенка в процессе обучения является средством обретения нового опыта восприятия, а не только средством осмысления этого опыта;
Задачи исследования:
1. Проанализировать свойства художественного восприятия в соотнесении со свойствами восприятия как общей психической способности человека с целью определения компонентов развития восприятия.
2. Осуществить теоретический анализ проблемы развития художественного восприятия детей 6 - 7 лет и выявить педагогические условия развития данного вида перцепции у старших дошкольников.
3. Разработать концептуальную модель развития художественного восприятия ребенка на основе художественно-игровой деятельности.
4. Разработать педагогическую технологию развития художественного восприятия старших дошкольников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства.
5. Экспериментально проверить педагогические возможности комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства для развития художественного восприятия у детей 6 -7 лет.
6. Определить критерии, показатели и выявить уровни развития художественного восприятия детей 6 -7 лет.
Методической и теоретической основой исследования явились педагогические концепции художественного развития, опирающиеся на понимание языка искусства как языка выразительного (Д.Б. Кабалевский, В.А. Левин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов); идея диалогичности художественного восприятия (М.М. Бахтин, В.С. Библер); идея сохранения эмоциональной целостности непосредственного восприятия (Р. Арнхейм, Л. А. Венгер, В. А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Фаворский и др.); идея «постепенного» характера художественного развития ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.А. Левин, и др.); идея необходимости совпадения «программы педагога» и «программы самого ребенка» (Л.С. Выготский); идея решающего значения продуктивных видов деятельности для психического развития ребенка (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев); исследование естественного процесса развития изобразительной функции детского рисунка как движения от манипуляции художественными материалами и угадывания в следах своей деятельности конкретных форм реального мира к созданию изображения (Р. Арнхейм, В.С. Мухина, Ю. П. Полуянов, Д.В. Пивоваров и др.); определение ритмической структуры произведения как одного из кодов восприятия, позволяющего истолковывать семантические элементы текста (Р. Арнхейм, Ё. Итон, А.Э. Коротковский, Ю.М. Лотман, Г. Руубер и др.).
Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической и искусствоведческой литературы; педагогическое проектирование; экспериментальные: констатирующий, формирующий, итоговый эксперимент; диагностические методы: наблюдение, беседа, творческие задания, математические методы анализа данных экспериментальной работы.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (1987-1994 г.г.) исследовалось современное состояние обозначенной проблемы. В этот период были осмыслены противоречия, обусловившие в дальнейшем выбор проблемы и темы исследования; разработаны игровые методы приобщения детей 6-7 лет к изобразительному искусству.
Второй этап (1995-2001 г.г.) посвящен разработке рабочего варианта модели приобщения детей к изобразительному искусству на основе художественно-игровой деятельности, разработке диагностики художественного развития ребенка, созданию методического обеспечения для учебно-художественных игр. В этот период уточнились тема, цели, задачи и методы исследования; были проведены констатирующий и формирующий эксперименты; разработана и сертифицирована авторская программа по изобразительному искусству для школ искусств («Альбом с кляксами») и программа курса «Методика преподавания искусствоведческих дисциплин в школе» для студентов.
На третьем этапе (2002-2004 г.г.), осуществлялось осмысление результатов исследования, проверка выводов и результатов исследования, описание и обобщение результатов экспериментальной работы, окончательное оформление материалов исследования.
База исследования: подготовительное отделение ДП1И № 5 г. Екатеринбурга (6 групп), ДШИ № 1 г. В-Пышмы (4 группы). В исследовании принимали участие 146 детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
-теоретически обоснована концептуальная модель развития художественного восприятия детей в области изобразительного творчества как последовательное изменение типа восприятия ребенка от эмоционально-непосредственного до художественно-игрового и далее до художественно - коммуникативного в процессе освоения ребенком диалогов с самим собой (Я - Я другой), с автором произведения (Я - Автор), с культурой (Я - Культу-ра и Автор-Культура);
- разработана педагогическая технология развития художественного восприятия у детей 6 - 7 лет на основе использования комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства, задающая алгоритм освоения диалогов «Я-Я другой» и «Я-Автор» и позволяющая осуществлять развитие восприятия ребенка, сохраняя его непосредственность и эмоциональность;
- разработаны комбинаторные игры с элементами языка изобразительного искусства, дающие возможность открывать ритмическую структуру художественной формы как код восприятия произведений искусства;
- обоснована система оценки уровня развития художественного восприятия старших дошкольников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- конкретизирована идея ступенчатого характера художественного развития ребенка в области изобразительного творчества. В движении от игры с элементами языка искусства к общению на этом языке выделены следующие этапы: 1) открытие изобразительных возможностей художественных средств и приемов их ритмизации, 2) открытие выразительных возможностей этих средств и приемов, освоение диалога «Я-Я другой», 3) освоение диалога «Я-Автор», 4) освоение диалогов «Я-Культура» и «Автор-Культура»;
- обоснована педагогическая технология развития художественного развития ребенка на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства;
- выявлены особенности комбинаторных игр, позволяющие осуществлять педагогическое моделирование данных игр для решения задач освоения ребенком выразительности языка изобразительного искусства и осуществления развития его восприятия в процессе изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная технология художественного развития детей 6 - 7 лет отличается доступностью в применении и обладает возможностью использования в различных образовательных учреждениях. На основе данной технологии разработан цикл занятий к авторской программе художественного развития детей 6-10 летнего возраста «Альбом с кляксами. Основы языка», по которой работают ряд школ искусств города и области; изданы учебные и методические пособия. Результаты исследования включены в комплекс лекционно-практических занятий для студентов УрГПУ и УрГУ им. А.М. Горького.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; воспроизводимостью результатов исследования; адекватностью условий эксперимента особенностям детского возраста; адекватностью методов исследования поставленным задачам; подтверждением гипотезы, обоснованной теоретическими методами.
Обсуждение, апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения опытно-исследовательской работы в ДШИ № 5 г. Екатеринбурга, ДТТТИ № 1 г. В-Пышмы, школе «Лира» и студии при центре реабилитации детей-инвалидов в г. Сочи. Теоретические позиции и результаты исследования обсуждались на семинарах и семинарах-практикумах, научных и научно-практических конференциях в г. Москве (1994, 1997, 1998, 2003), г.Сочи (1995, 1999), г. Екатеринбурге (2001-2005), г. Киеве (1996); на курсах повышения квалификации г. Екатеринбурге (1997-2005), а также в процессе педагогической деятельности в УрГПУ и УрГУ им. А.М. Горького.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогическая модель развития художественного восприятия детей в области изобразительного творчества на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства является моделью последовательного изменения типа восприятия ребенка от эмоционально-непосредственного до художественно-игрового и далее до художественно-коммуникативного в процессе освоения ребенком диалогов с самим собой (Я - Я другой); с автором произведения (Я - Автор); с культурой (Я - Культура и Автор-Культура).
2. Целенаправленное развитие художественного восприятия детей 6-7 лет обеспечивается технологией, опирающейся на естественный процесс развития изобразительной функции детского рисунка.
3. Комбинаторные игры с элементами языка изобразительного искусства являются средством открытия и освоения ритмической структуры художественного произведения как кода восприятия.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (185 источников).
В заключении подводятся итоги и делаются следующие выводы.
1. Развитие художественного восприятия - актуальная проблема теории и практики художественного воспитания детей. Данный вид перцепции является высшей психической функцией человека и достигает своего максимального развития в период профессиональной творческой деятельности. Тем не менее, развитие художественного восприятия возможно и необходимо именно в дошкольном возрасте. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании человека эмоционально окрашенного, ассоциативно - многогранного, ритмически - упорядоченного, опредмеченного в материале искусства, осмысленного на уровне содержания («замысла-переживания») и формы (как источника переживания) образа мира.
2. Педагогическая модель развития художественного восприятия ребенка в сфере изобразительного искусства является моделью изменения типа восприятия ребенка от эмоционально-непосредственного восприятия до художественно-игрового и далее до художественно-коммуникативного. Развитие осуществляется в процессе художественно-игровой деятельности, задающей движение от игры с элементами языка изобразительного искусства к общению на этом языке. В модели фиксируется «поступенное» овладение ребенком процессом восприятия как сложным многоуровневым диалогом с самим собой (Я - Я другой), с автором произведения (Я - Автор), с культурой (Я - Культура и Автор-Культура).
3. Педагогическая технология развития художественного восприятия старших дошкольников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства задает алгоритм освоения языка искусства как средства общения.
4. Педагогическая технология развития художественного восприятия старших дошкольников на основе комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства задает последовательность использования педагогических приемов и методов, соответствующих данной ступени:
- Комбинаторная игра с элементами языка изобразительного искусства.
- Созерцание абстрактных композиций под музыку.
- Построение цепочки ассоциаций.
- Создание композиций на основе открытых возможностей художественных средств и приемов ритмической организации формы.
- Анализ композиций в форме диалога.
- Совместное восприятие произведений мастеров на тему, близкую композициям детей.
5. Критериями развития художественного восприятия дошкольника является комплекс свойств художественного восприятия: эмоциональность, ассоциативность, ритмическая упорядоченность, осмысленность процесса восприятия.
6. Предлагаемая технология развития художественного восприятия старших дошкольников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства обеспечивает значительные позитивные изменения уровня развития художественного восприятия старших дошкольников, что было подтверждено при оценивании результатов эксперимента по всем группам параметров в ЭГ и КГ. Положительный результат был получен при проведении занятий в различных детских учреждениях. Это дало нам основания утверждать, что сформулированные в гипотезе условия не только обоснованы теоретически, но и нашли практическое подтверждение.
Таким образом, сформулированные нами задачи исследования решены, и цель исследования достигнута.
Проведенное исследование представляет собой один из возможных путей развития художественного восприятия дошкольников. Тема исследования не является исчерпанной.
Требуют дальнейшего исследования проблемы восприятия ребенком современного искусства, имеющего свои особенности и иной код восприятия по отношению к искусству классическому и искусству модернизма, а также вопросы выявления специфики развития художественного восприятия детей различных возрастных групп. В этом направлении автором ведутся теоретические исследования и практические работы в области проведения художественных акций и перфомансов, объединяющих в своем действии детей и профессиональных художников.
1. Калинина Т.В. Концепция программы по изобразительной деятельности для начальной школы и школ искусств // Начальное образование России, инновации и практика - М.: Школа, 1994 . - 0,25 п.л.
2. Калинина Т.В., Юсупова И.В. Путешествие с красками // Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. - М.: Открытый мир, 1995. - 9 п.л. /8 п.л.
3. Калинина Т.В. Тетрадь с кляксами: методические рекомендации // Шаг за шагом, методика: Сборник метод. рекомендаций. - М.: Открытый мир, 1995. -1 п.л..
4. Калинина Т.В. Приобщение дошкольника к художественной деятельности // Эстетическое образование: проблемы, перспективы, развитие: Матер. международ. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. - 0,2п.л.
5. Калинина Т.В. Акционизм и педагогика // На путях к новой школе - На стороне подростка, 2002, № 1. - 0,4 п.л.
6. Калинина Т.В. О вкусной жизни // На путях к новой школе - На стороне подростка, 2002, № 1. - 0,75 п.л.
7. Калинина Т.В. Качественные особенности современного искусства и пути приобщения к нему ребенка // Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Матер. науч. конф.- Екатеринбург: АМБ, 2002.- 0,4п.л.
8. Калинина Т.В. Страшные сказки современного искусства // На путях к новой школе - На стороне подростка, 2003,№ 2. - 1,1 п.л.
9. Калинина Т.В., Иванова О.Л. Художественные акции // Детское творчество, 2003, № 2. - 0,7 п.л./ 0,6 п.л.
10. Калинина Т.В. Педагогические условия развития художественного восприятия детей // Теория и практика образования в период детства: Сб.ст./Урал.гос.пед.ун-т.- Екатеринбург, 2003. - 0,25 п.л.
11. Калинина Т.В. Пересекая границу сознания // На путях к новой школе - На стороне подростка, 2003, № 5. - 0,7 п.л.
12. Калинина Т.В. Диалог как средство прочтения произведения искусства и средство художественного развития ребенка // Искусство диалога с искусством: история, теория, практика / Объединение «Дворец молодежи». - Екатеринбург, 2004. -1,5 п.л.
13. Калинина Т.В. Мировое древо. Урок композиции // Искусство диалога с искусством: история, теория, практика / Объединение «Дворец молодежи» - Екатеринбург, 2004. - 0,3 п.л.
14. Калинина Т.В. Идеи космизма в национальном искусстве: художественная практика ноосферного образования // Идеи космизма в педагогике и современном образовании: Матер. науч. конф.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. - 0,44 п.л.
15. Калинина Т.В. Освоение социокультурных ценностей в диалоге культур // Социокультурные основы национально-регионального компонента образования Свердловской области: опыт и проблемы реализации проекта «Урал.Человек.Истоки»: Матер. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2004. - 0,2 п.л.
16. Калинина Т.В. Модель и технология развития художественного восприятия ребенка на основе комбинаторных игр с элементами изобразительного искусства. Учебно-методическое пособие. / Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 3 п.л..
17. Калинина Т.В. Теоретические подходы и структура художественного восприятия // Теория и практика образования в период детства: Сб.науч.статей. Вып.2 / Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 0,56 п.л.
18. Калинина Т.В. Инновационные образовательные технологии моделирования детского художественного восприятия // Вестник института развития образования и повышения квалификации кадров при ЧГПУ. Серия 3. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения. № 22/2004 / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2004. - 0,56 п.л.
19. Калинина Т.В. Диагностика развития художественного восприятия детей 6-7 лет в изобразительной деятельности // Мониторинг качества образования в период детства: Межвузовский сборник научных статей. Вып. 3/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005.- 0,44 п.л.
20. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Цветы и травы. - СПб: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.- 4 п.л.
21. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.- 3,5 п.л.