Введение .………………………………..…...…………………..……..…..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования речевой агрессии в
СМИ как средства манипулирования сознанием….……………………………5
1.1. Понятие речевой агрессии в средствах массовой информации и его
содержание……………………………………….……….………………...5
1.2. Основополагающие характеристики речевой агрессии в
СМИ…………………………………………………………………………9
1.3. Эмоциональное воздействие речевой агрессии в СМИ на человеческое
сознание…….…………………………………….……………….……….15
Выводы по 1 главе………….….……………...…………….…………….25
ГЛАВА 2. Практическое исследование речевой агрессии в СМИ и ее
влияния на сознание человека………...……….……………………………..…27
2.1. Анализ особенности слов с негативной эмоционально-оценочной
составляющей в средствах массовой информации на примере газеты
«Комсомольская правда»………………...…………………...…………………27
2.2. Анализ результатов анкетирования по теме речевой агрессии и ее
влияния на сознание человека…………………………………………………..32
Выводы по 2 главе.……..……………..…………………….…………….36
Заключение.…………….…………………………………………………38
Список источников……………………………………………………….40
Работа посвящена исследованию вербальной (речевой) агрессии в СМИ
с целью манипулирования человеческим сознанием.
Речевая агрессия исследовалась многими учеными в разных
сопоставлениях и разных точек зрения. Но несмотря на то, что этот феномен
неоднократно рассматривался на материале публицистических текстов,
исследования речевой агрессии как средства манипуляции проводились
гораздо реже.
Цель работы – описать феномен речевой агрессии в СМИ и попытаться
выделить особенности влияния вышеуказанной вербальной агрессии на
сознание человека на материале текстов разных печатных и цифровых изданий
и использовании анкетирования респондентов.
Для достижения данной цели и для доказательства предположения
необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать феномен речевой агрессии в СМИ;
Определить функции речевой агрессии в СМИ;
Создать типологию средств выражения речевой агрессии,
функционирующих в текстах газет;
Определить степень влияния речевой агрессии в тексте на сознание
человека;
Проанализировать результаты онлайн-анкетирования при помощи
данных опроса Google Forms.
Объектом исследования выступают печатные и цифровые издания
газет.
Предметом исследования являются способы выражения речевой
агрессии в СМИ и их влияние на человеческое сознание.
Актуальность работы обусловлена появлением множественного
скоростного потока информации в СМИ (телевидение, газеты, журналы,
электронные издания и т.п.) и наличием в них выраженной вербальной агрессии. Более того, в условиях современного мира изучение проблемы
речевой агрессии в СМИ и исследование ее влияния на сознание человека
является наиболее актуальным на данный момент. Существует потребность
поддержания психологического здоровья в агрессивных информационно-коммуникационных условиях. Уровень стресса в современном обществе
достигает высокого уровня, а информация в СМИ оказывает влияние на это не
в последнюю очередь. На решение этого и других вопросов направлена данная
ВКР, чем и определяется ее актуальность...
В заключение хотелось бы подвести итог всей работе. СМИ занимает
важнейшую часть нашей жизни. Они играют главную роль в формировании
общественного сознания, а через него и на формирование внутреннего мира
человека, в частности. Все типы и виды СМИ: печать, радио, телевидение,
интернет являются основными источниками информации в эпоху развитых
информационно-коммуникационных технологий. И чем дальше
совершенствуются технологии, тем больше возможностей появляется для
воздействия средств массовой информации на аудиторию. Однако арсенал
методов и приемов и так не мал. Используя даже небольшую часть методов и
приемов, которая приведена в данной работе можно умело контролировать и
воздействовать на сознание масс.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены
основные методы психологического влияния на сознание человека,
рассмотрена типологическая характеристика СМИ, и их влияние на
аудиторию. На практике рассмотрены методы воздействия на печатных и
цифровых периодических изданиях. Это является немаловажным фактором
оценки влияния.
На основе работы делается вывод о том, что государство оставляет без
внимания, а порой и игнорирует подобную деятельность СМИ. Следует
тщательнее подбирать различные слагаемые влияния на аудиторию, чтобы это
влияние осуществлялось в положительном ключе, формируя общественное
сознание с помощью только правдивой и реальной информации. А
государству и СМИ особенно важно обратить внимание на дальнейшее
эффективное использование технологических и интеллектуальных ресурсов
науки до доведения до каждого, особенно до молодого поколения истинно
важных и необходимых знаний, ценностей и смыслов.
Являясь одним из средств манипулятивного воздействия для средств
массовой информации, вербальная агрессия и ее мотивы представляют особый интерес для современной лингвистики и смежных дисциплин, потому что невозможно отрицать их влияние в информационном пространстве на политическую, общественную и экономическую жизнь современного
общества.
1) Андреев А. Л. Политическая психология. М., 2002.
2) Аносова, С. В. Агрессивный компонент полемических
текстов и иллюстраций в современной газете: автореф. … дис. канд.
филол. наук: 10.01.10 / С. В. Аносова; Воронеж. Гос. Ун-т. – Воронеж,
2008. – 23 с.
3) Апресян, В. Ю. Имплицитная агрессия в языке //
Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Тр.
Междунар. Конференции «Диалог 2003». М., 2003. – 5 с.
4) Аристов, С. А. Коммуникативно-когнитивная лингвистика и
разговорный дискурс / С. А. Аристов, И. П. Сусов // Лингвистический
вестник. – Ижевск: Удмуртск. ун-т, 1999. – Вып. 1. – 10 с.
5) Артюнова, Н. Д. Речевой акт // Языкознание. Большой
энциклопедический словарь / ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская
энциклопедия, 2000.
6) Бережная, М. Социальная тележурналистика: учеб.-метод.
пособие / М. А. Бережная. – СПб., 2005.
7) Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология политической
рекламы. Калуга, 2002.
8) Брайант Дж. Основы воздействия СМИ Дж. Брайант, С.
Томпсон. – М., СПб., К.: Вильяме, 2004. – 89 с.
9) Буданова Т.А. Современные тенденции в системе
функциональных стилей русского языка // Социолингвистические
проблемы в разных регионах мира. М., 1996.
10) Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Языковая концептуализация
мира. М., 1996.
11) Быкова, О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия:
материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» /
43
О. Н. Быкова // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения.
Вып. 1 (8). – Красноярск, 1999. – С. 91-103.
12) Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. – 120 с.
13) Верещагин, Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в
преподавании рус. яз. как иностранного: Метод, руководство / Е. М.
Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Рус. яз., 1990. – 246 с.
14) Гаврилов, А. Средства воздействия СМИ на общественное
сознание в условиях информационного общества / А. А. Гаврилов //
Молодой ученый. — 2012. – No 8.
15) Грачев Г. В. Информационно-психологи- ческая
безопасность личности: состояние и возможности психологической
защиты. М., 1998... 57)