Повышение эффективности контроля за деятельностью муниципальных учреждений и предприятий (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Воронежский филиал))
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие, цели и задачи муниципального управления в Российской Федерации 6
1.2 Эффективность муниципального управления в Российской Федерации: основные критерии и показатели13
1.3 Современные инструменты муниципального управления в Российской Федерации 17
Глава 2. Основные направления повышения эффективности и качества контроля муниципальных учреждений и предприятий на примере сельских поселений 30
2.1 общая характеристика организации муниципальной службы в сельских поселениях 30
2.2 Организации муниципальной службы в сельских поселениях: проблемы и пути решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
В современном российском обществе все большую роль начинает играть муниципальное управление. Именно перед муниципальным управлением ставят задачи повышения качества жизни населения территории муниципального образования, обеспечение благоприятной среды обитания, развитие человеческого потенциала и социально-экономического развития территории.
Как отмечает М.Н. Гадлевская «большинство малых и средних городов России объединяют типичные проблемы: низкий уровень собственных доходов; слабо развитая материально-техническая база; высокая изношенность и низкая энергоэффективность жилищного фонда, коммунальных сетей, инфраструктуры в целом; низкое качество муниципальных правовых актов; снижение уровня доверия политической власти» . Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что адекватное управление муниципальным образованием в современных условиях не представляется возможным без надлежащего стратегического целеполагания, управление развитием также должно строиться системно. Естественно, что для решения задач удовлетворения потребностей местного сообщества, создания благоприятных условий для жизнедеятельности и повышение качества жизни населения, необходимо обратиться к наиболее эффективным инструментам муниципального управления.
Ключевым критерием стратегического развития сельских поселений является эффективность бюджетного управления и нормативная база на уровне региона и субъекта управления. В качестве базовых показателей для обоснования направлений развития территорий выступают природные условия и ресурсы, демографическая обстановка, обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры.
Представлен анализ направлений развития системы местного самоуправления в том числе и сельских территорий. Указано, что социально-экономическое, инженерное, дорожное, а также экологическое развитие, сельских территорий напрямую зависит от размера бюджета муниципального образования, имеющейся материально-технической базы, эффективности ее управления и использования.
На примере общих тенденций и проблем характерных для большинства сельских муниципальных образований необходимо проводить анализ развития местного самоуправления, а также указывать векторы дальнейшего стратегического развития данного направления.
Необходимо давать возможность сельским поселениям по своему усмотрению наполнить свои бюджеты, с последующим мониторингом ситуации; вернуть право сельским поселениям распоряжаться землей в границах муниципальных образований.
Обоснована целесообразность планирования сельскохозяйственных земель до 2030 года с использованием механизма аграрного зонирования в дополнение к результатам территориального планирования сельских территорий. Указано что использование градостроительных регламентов позволяет субъектам управления муниципальных образований готовить комплексные программы перспективного землевладения, освоения и использования земель сельскохозяйственного значения в рамках территориального планирования.
Также следует отметить, что программы развития должны разрабатываться на уровне районов субъекта и субъекта в целом. После согласования на уровне субъекта объемов производства сельскохозяйственной продукции и соответствующей господдержки, муниципальные образования могут корректировать свою программу, и реализовать ее положения.
В современной правовой литературе неоднократно предпринимались попытки анализа и оценки муниципального управления, а также разработки инструментов повышения его эффективности.
Объектом работы являются органы муниципального управления.
Предметом работы являются проблемы связанные с эффективностью работы органов муниципального управления, а также новые инструменты муниципального управления.
Цель работы состоит в изучении норм современного законодательства и учебной литературы в отношении муниципального управления и применения новых инструментов повышения эффективности и качества муниципального управления.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «муниципальное управление»;
- определить основные принципы муниципального управления;
- определить задачи, стоящие перед органами местного самоуправления;
- выявить составляющие эффективности муниципального управления;
- изучить инструменты муниципального управления;
- обозначить пути повышения эффективности муниципального управления в Российской Федерации.
Решая поставленные задачи, мы использовали такие методы как структурный, аналитический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический.
Данные методы позволят нам наиболее последовательно и полно рассмотреть поставленные вопросы в рамках цели и задач исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, а также списка использованных источников.
В современном российском обществе все большую роль начинает играть муниципальное управление. Именно перед муниципальным управлением ставят задачи повышения качества жизни населения территории муниципального образования, обеспечение благоприятной среды обитания, развитие человеческого потенциала и социально-экономического развития территории.
Для решения задач удовлетворения потребностей местного сообщества, создания благоприятных условий для жизнедеятельности и повышение качества жизни населения, необходимо обратиться к наиболее эффективным инструментам муниципального управления.
Для измерения эффективности муниципального управления требуется совокупность нескольких методических подходов, при каждом из которых эффективность имеет свое качественное содержание.
Повышение эффективности муниципального управления находится в прямой зависимости от применения современных инструментов муниципального управления.
Под инструментами муниципального управления понимаются средства практической реализации управленческого решения.
При выборе стратегии и инструментов управления необходимо учесть условия, в которых функционируют органы муниципальной власти. В первую очередь, сложность структуры городского социума, которая, с одной стороны, характеризуется социальной неоднородностью социальных групп и потребностей их представителей, а с другой - интеграцией социальных групп внутри города.
Комплексно решить в нынешних условиях задачи по упорядочиванию, регулированию и созданию условий для развития объектов, расположенных на территории, и происходящих процессов, в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, возможно лишь с помощью сочетания инструментов муниципального управления.
Муниципальное управление — это функция местного самоуправления, которая направлена на улучшение качества жизни населения муниципального образования. В процессе муниципального управления органы муниципального образования могут взаимодействовать с субъектами, которые находятся на территории муниципального образования.
Возможности муниципальной службы в сельских поселениях:
1. Адресная помощь муниципальному образованию напрямую из региона.
2. Государственная поддержка социально-экономического развития села.
3. Эффективное сельское хозяйство, поддерживаемое государством через дотации и льготные кредиты.
10. Разработка программы развития каждого МО которая будит являться основанием для финансовой поддержки федерального уровня (на опыте Ярославской, Свердловской областей, Алтайского края, и Тамбовской области).
Типовая форма должностной инструкции является определенным шагом в создании и функционировании на муниципальной службе эффективной системы компетентных кадров, однако предложенная форма носит отчасти формальный характер и требует доработки.
Муниципальный служащий сельского поселения осуществляет ряд разных функций органа местного самоуправления (областей и видов деятельности). Каждая из них имеет равную значимость. То есть в должностную инструкцию в соответствии со Справочником должны быть включены требования к знаниям и умениям по каждой области и виду деятельности, в рамках которых он исполняет свои должностные обязанности.
Объем квалификационных требований, которым должен соответствовать муниципальный служащий сельского поселения согласно Справочнику, становится объективно невыполнимым и вопрос повышения качества исполнения полномочий останется нерешенным.
Найти специалиста, обладающего столь широким спектром знаний и выбравшего для начала или продолжения карьеры муниципальную службу в сельском поселении, весьма проблематично.
Также существует еще одна проблема - не все вопросы местного значения отражены в должностных инструкциях специалистов одного поселения, ответственные за решение некоторых вопросов не назначены.
Подводя итог работы, считаю, что методы, выбранные нами в начале работы, позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть поставленные вопросы в рамках цели и задач исследования.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // РГ. - № 202. - 08.10.2003.
4. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // РГ. - № 121. - 30.05.2014.
5. Закон Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 19.11.2014 N 484-ЗС) // Советская Сибирь. - № 223. - 28.11.2014.
6. Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям (Версия 2.0) (утв. Минтрудом России) - Доступ из СПС "КонсультантПлюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
7. Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности - Доступ из СПС "КонсультантПлюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
8. Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы - Доступ из СПС "КонсультантПлюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
9. Байгильдина З.Ф. Роль органов государственной и муниципальной власти в управлении социально-экономическим развитием сельских поселений // Исследования и разработки в перспективных научных областях, 2018. - С. 144-149.
10. Бондарская А. Маркетинговый подход к управлению экономикой региона: на примере стратегии развития малого города // Социально-экономические явления и процессы, 2012. - 34-36 с.
11. Визгалов Д.В. Маркетинг города - М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. - 110 с.
12. Гадлевская М.Н. Формирование стратегии социально-экономического развития малых и средних годов // Власть - № 5, 2016. - 35- 38 с.
13. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник / Ю.В. Гимазова, Н.А. Омельченко; под общей редакцией Н.А. Омельченко. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 453 с.
14. Глазунов Н.И. Государственное (административное) управление: учебник для вузов / Н.И.Глазунов. – М.: Проспект, 2006. – 320 с.
15. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление: учебник и практикум / С.Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина, Н.Н. Мусиновой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 194 с.
16. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум / В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Н.А. Лось, Ю.А. Холоденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 325 с.
17. Гричук А.Г. К вопросу об эффективности муниципального управления / А.Г. Гричук // Чиновникъ, 2007. - № 304(31). – 41-44 с.
18. Данилов И. Бенчмаркинг — эффективный инструмент повышения конкурентоспособности // Стандарты и качество. — 2005. — № 1 – 24-26 с.
19. Зиннурова Г.Р. Межмуниципальное взаимодействие как приоритет территориального развития // Вестник евразийской науки, 2018. - Т. 10. - № 6. - С. 13.
20. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов / В.Б. Зотов.- 3-е изд., испр. и доп. – Изд-во Питер, 2008. - 512 с.
21. Ковалев В.А. Российская муниципальная реформа: бесконечный тупик? / В.А. Ковалев // Политекс, 2005. - №3 – 36-69 с.
22. Козлова О.В. К вопросу о повышении эффективности муниципального управления в сельских поселениях // Вестник АКСОР, 2017. - № 3-4 (43). - С. 187-192.
23. Кокошин А.А. Стратегическое управление в военной сфере: хрестоматия; сост. и авт. предисл. А. А. Кокошин. – М.: МАКС пресс, 2005. - 534 с.
24. Купряшин Г.Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум / Г.Л. Купряшин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 500 с.
25. Лазарева Н. В., Фурсов В. А. Современные технологии управления и инструментарий менеджмента: монография. — Ставрополь: Ставролит, 2011. - 124 с.
26. Лузенин Ю.А. Проблемы реализации полномочий по решению вопросов местного значения в сельских поселениях // Актуальные проблемы юриспруденции, 2017. - С. 100-108.
27. Ляшенко Т.В. Система мотивации как инструмент управления персоналом // Таврический научный обозреватель. Экономика и бизнес, 2014. №5(22) – 47-51 с.
28. Макушенко С.С., Зайцева М.В. К вопросу об организации муниципального управления в сельском поселении // Вестник научно-технического творчества молодежи, 2017. - С. 19-22.
29. Можаева Н.Г. Муниципальное управление: учебное пособие для вузов / А.А.Скамницкий, Н.Г. Можаева. - Гардарики УИЦ, 2006. – 254 с.
30. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник / Р.Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 299 с.
31. Нестеров А.В. О качестве государственного и муниципального управления / А.В. Нестеров// Государственная власть и местное самоуправление, 2006. – 21-24 с.
32. Новокрещенов А.В. Территориальная организация сельского поселения: от сельсовета к муниципалитету // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2017. - № 3. -С. 14-18.
33. Осейчук В.И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум / В.И. Осейчук. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 269 с.
34. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. - М.: Логос, 2002. - 64 с.- № 12.
35. Пелымская, О.В. Территориальное планирование муниципального образования / О. В. Пелымская, Е. Г. Черных, А. В. Кряхтунов. - Тюмень: ТИУ, 2017. - 81 с.
36. Полухина М.Г. Развитие местного самоуправления как элемент социально-экономического развития сельских территорий // Вестник агарарной науки, 2017. - № 5 (68). - С. 139-145.
37. Попова Н.Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум / Н.Ф. Попова; под общей редакцией Г.Ф. Ручкиной. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 239 с.
38. Потемкин В.К. Управление персоналом / В.К. Потемкин. - СПб.: Питер, 2019. - 32 c.
39. Пфайфер М.Р. Маркетинг территорий как современная концепция управления развитием муниципальных образований // Экономика, 2008, - с. 310-313 с.
40. Сачук Т.В. Поведение потребителей в территориальном маркетинге / Сачук Т.В.; Карел. науч. центр РАН, Ин-т экономики. – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2005. - 157 с.
41. Татаурова Е.Н. Муниципальное управление: проблема взаимодействия с населением / Е.Н. Татаурова/ / Регионология, 2008. - №1.- дек.- 4-8 с.
42. Торгашев Р.Е. Государственное стратегическое управление, прогнозирование и планирование. – М.: ПЕРО, 2017. - 98 с.
43. Управление развитием муниципальных образований: учебное пособие. - М.: АНХ, 2007. - 608 с.
44. Халин В. Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование, 2018. - №10. - 46–63 с.
45. Халтаева С. Р. Проблемы формирования интегрированной системы регионального стратегического планирования // Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. – 2015. – Т. 5. – №. 56. – 126-130 с.
46. Ханнов Р.А., Камалова Ф.Ф. Актуальные проблемы деятельности администраций сельских поселений // Актуальные вопросы права, экономики и управления, 2018. - С. 107-110.
47. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2003. – 320 с.
48. Шедько Ю. Н. Социальный контроллинг в управлении устойчивым развитием градообразующих организаций моногородов Урала //Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – №. 18 (373). – 157 -164 с.
49. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в РФ: Учебное пособие/ А.Н. Широков.- М.: Муниципальная власть, 2000. – 304 с.
50. Шлушните С.Г. Проблемы сельской местности // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века, 2017. - № 7. - С. 306-308