Введение
Глава I. Анализ литературы по проблеме повышения эффективности спортивной подготовки юных боксеров
1.1. Состояние проблемы
1.2. Анализ техники передвижения и ведения боя у юных боксеров
1.3. Анализ тактики бокса и искусство
применения технических средств атаки и защиты
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Обоснование структуры системы подготовки юных боксеров
и результаты исследования
3.1. Основные формы тренировки юных боксеров
3.2. Особенности психологической подготовки юных боксеров
3.3. Структура и планирование тренировочных занятий юных боксеров
3.4. Результаты эксперимента
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тренировка юных спортсменов-боксеров - одна из важных и, в то же время, мало разработанных проблем (Лавров А.А. и др., 1974). Тренировки юных спортсменов заключается в регулировании ее функционирования путем разработки общих целей и принципов деятельности учебно-тренировочного процесса, постановки задач на этапах подготовки в условиях ДЮСШ [2, 5, 8, 18, 29, 45, 57 и др.].
Важную роль в боксе играет процессом спортивной подготовки боксеров на начальных этапах подготовки в условиях ДЮСШ [2, 5, 8, 26, 33 и др.]. Спортивная подготовка юных боксеров, направленной не только на достижение спортивного мастерства, но и на приобретение ими всестороннего физического развития [4, 9, 11, 17, 25, 37, 39, 40, 59], высокой работоспособности, подготовки к труду и защите Родины, воспитания их в лучших традициях школы спорта [3, 7, 10, 22, 28, 34, 50, 60 и др.]. Спортсмены часто не достигают высоких результатов в состязаниях по причине недочетов, неправильностей в подготовке и прежде всего вследствие не правильного планирования на всех этапах подготовки юношей (Озолин Н.Г., 2002) [39, 40].
Из анализа практического опыта работы тувинских тренеров выявлено, что современный уровень подготовки юных боксеров в Туве, находится только на этапе научного исследования, и характеризуется дальнейшим поиском эффективных средств и методов технико-тактической подготовленности, особенно у начинающих боксеров. Хотя в республике есть хорошие тренера, например, в ТувГУ на кафедре «Физической культуры» работает ведущий тренер Тувы: Шивит-Хуурак И.К.(который подготовил чемпиона мира Соян Аяса). Также Солагай А.А. - долгое время работал ведущим тренером в ТГУ и был прекрасным специалистом, подготовивший не один десяток перворазрядников и кандидатов в мастера спорта. Без специальных научных исследований в самой Туве, правильное и нужное развитие в боксе будет идти очень долго, тем не менее, наши боксеры, занимаясь в не стандартных помещениях (в кожуунах РТ) имеют не плохие показатели, поэтому исследование данной темы в настоящее время мы считаем очень актуальной. Тувинские юноши и девушки серьезно готовятся к соревнованиям. Статистика показывает, что в настоящее время тувинские боксеры в числе лучших спортсменов, входят в сборную команду России - выступают успешно в большом спорте. Поэтому, развитие бокса на этом не останавливается, а имеет дальнейшее совершенствование, поэтому особое значение имеет этап начальной подготовки у юных боксеров.
Принять накопленный опыт и лучшие традиции не только российской, но тувинской школы бокса подрастающему поколению - широкая реклама в целях развития физической культуры и спорта, привлечения юношей к сильным видам спорта. У юношей, посещающих тренировочные занятия по боксу, кроме физических качеств воспитываются морально-волевые качества: развитие силы воли, которая возникла в связи с концентрацией внимания и целеустремленности, также быстро развиваются все мышцы тела и более интенсивно, чем в любом другом виде спорта.
В дипломном исследовании хотели бы больше внимание уделить технической (специальной) подготовке, но без хорошей общефизической подготовки не получиться и хорошей технической подготовки, а без хорошей технической и не получиться - хорошая тактическая подготовка. Поэтому, в процессе подготовки юных боксеров мы изучили более семидесяти литературных источников, чтобы принять накопленный опыт и лучшие традиции не только российской, но тувинской школы бокса подрастающему поколению, и как реклама в целях развития физической культуры и спорта, привлечения юношей к сильным видам спорта, как бокс.
Актуальность темы. Анализ специальной литературы по теме исследования и практический опыт показал, что уровень развития системы подготовки юных боксеров характеризуется дальнейшим поиском эффективных средств и методов спортивной подготовки особенно на учебно¬тренировочном этапе обучения. Выделенные противоречия позволили сформулировать научную проблему, сущность которой заключается в эффективном использовании средств, методов и организационных форм в структуре и содержании системы подготовки юных боксеров. Выявленные и сформулированные противоречия обусловили необходимость поиска новых направлений повышения эффективности спортивной подготовки юных боксеров 10-13 лет. Решение данной проблемы и обусловило актуальность темы дипломного исследования.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных боксеров 10-13 лет.
Предмет исследования. Структура, средства и методы в системе подготовки юных боксеров 10-13 лет, этапе начальной специализации.
Гипотеза. Можно предположить, что выявленные нами в результате дипломного исследования (из трудов ведущих специалистов, тренеров) средства и методы, применяемые в техническо-тактической, общефизической подготовке юных боксеров 10-13 лет, окажет, посильную помощь в подготовке юных спортсменов к соревнованиям и усовершенствует учебно¬тренировочный процесс на этапе подготовки начальной специализации.
Собранная нами методика технической подготовки юных боксеров на этапе УТ будет педагогически целесообразной и продуктивной, если:
- учитывать особенности взаимосвязи показателей физической и технико-тактической подготовленности у юных боксеров;
- выделять связующие звенья технико-тактической подготовленности юных боксеров с физической подготовленности в системе подготовки юных боксеров 10-13 лет;
- улучшение структуры и содержания системы спортивной подготовки юных боксеров 10-13 лет обеспечит рост физической подготовленности и спортивных результатов.
Цель исследования - теоретически обосновать структуру и содержание системы подготовки юных боксеров и экспериментально проверить их эффективность в практике тренировочной деятельности в условиях ДЮСШ.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы раскрывающий структуру и содержание системы подготовки юных боксеров 10-13 лет;
2. Разработать и экспериментально обосновать структуру, средства и методы системы подготовки юных боксеров для оптимизации учебно-тренировочного процесса в условиях ДЮСШ.
Теоретико-методологической основой работы являются:
- о закономерности управления движениями: Н.А. Бернштейн, 1947, 1966; П.К. Анохин, 1975, 1978; В.С. Фарфель, 1975; В.К. Бальсевич, 1975;
- о развитии личности в онтогенезе: Д.И. Фельдштейн, 2008; А.Г. Асмолов, 2007 и др.;
- об особенностях индивидуального развития двигательных функций
(И.А. Аршавский, 1982, 1993; В.К. Бальсевич, 2000, 2005; М.И. Боген, 1985; Л.П. Матвеев, 2001; Л.И. Лубышева, 1997, 2000, 2005; Е.Я. Бондарев- ский, 1993; В.М. Зациорский, 1975;
- о системном подходе в использовании средств физической культуры и спорта в целях спортивного совершенствования: Л.П. Матвеев, 2001; Ю.В. Менхин, 2007; С.Д. Неверкович, 2000; А.С. Кузнецов, 2009;
- концептуальные исследования в области теории физического воспитания и спортивной тренировки: Ю.В. Верхошанский, 1988; Ю.Д. Железняк, 2002; Б.Н. Шустин, 1997; В.И. Лях, 2000 и др.;
- в подготовке боксеров различной квалификации: В.А. Таймазов, И.П. Дегтярев, В.Е. Котешев, С.Е. Бакулев, К.А.Алексеева, И.Б.Викторова, Ю.Б. Никифорова, М.И. Романенко, Л.И. Куна, А.Г. Харлампиева, Е.И. Огуренкова,
В.А. Федченко, В.М. Клевенко, Г.М. Морозова и др.;
- современную классификацию и систематизацию - К.В. Градополов.
Научная новизна - в попытке выявить основные подходы в повышении эффективности системы подготовки юных боксеров 10-13 лет, что обеспечило представление о ее структурных компонентах, характере их взаимосвязей, обусловливающих реализацию процесса обучения и воспитания. Попытались спроектировать модель структуры и содержания основных компонентов системы подготовки юных боксеров 10-13 лет, повышающего физическую и техническую подготовленности в эффективности роста спортивного мастерства.
Разработана методика развития ведущих двигательных действий (равновесия, ритмичности, ловкости и точности) как одного из перспективных направлений повышения уровня общефизической и специальной подготовленности в подготовке юных боксеров 10-13 лет.
Выявлены компоненты: «чувства дистанции», «чувства ритма», и способности к импровизации, что обусловливает новый подход к выбору средств, методов обучения и тренировки юных боксеров.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что может оказать посильную помощь начинающим тренерам на начальном этапе подготовки юных боксеров в Республике Тыва, в улучшении технической подготовки юных спортсменов, для студентов специальности «Физическая культура и спорт» - в написании курсовых и дипломных проектов.
1. Специфическая техническая нагрузка в тренировочных занятиях этапа НП - методы и средства тренировки оказывала положительные влияния на организм юных спортсменов и вызывала положительные сдвиги в их физической и специальной подготовке, которые способствовали их технико¬тактическому мастерству.
2. Данное исследование далеко не полностью исчерпывает проблему технической подготовки юношей и девушек в условиях ДЮСШ в Республике Тыва на этапе начальной подготовки, нуждается в повышении профессиональной грамотности тренерско-педагогического состава, особенно при работе с детьми, юношами и девушками при переходе их в большой спорт.
3. Доказана эффективность апробируемой программы по совершенствованию уровня общефизической и технической (специальной) подготовленности юных боксеров 10-13 лет, в условиях ДЮСШ Сут-Хольского кожууна.
4. Применение составленной нами методики специальной (технической и тактической) подготовки юных боксеров на этапе начальной подготовки у приводит к повышению результативности по следующим показателям: эффективность реализации силы удара (16,4 %, p<0,01), специальной выносливости (16,0 %, p<0,01), плотности ударов в бою (15,0 %, p<0,05), количество ударов двумя руками за 10 с (12,3 %, p<0,05), среднее время реакции и ударов (10,8 %, p<0,05), сила удара (10,5 %, p<0,05), быстрота одиночного удара (10,2 %, p<0,05). Существенно улучшились результаты челночного бега 3 х 10 м (4,2 %, р<0,05), подтягивания на перекладине (9,6 %) и спортивная результативность юных боксеров.
2. Акопян А.О., B. С.Дахиовский и др / Бокс: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / А. О. Акопян и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2009. - 72 с.
3. Алексеев, К. Бокс для новичков. Самоучитель / К. Алексеев — М.: ACT; СПб.: Сова, 2008. - 159с.
4. Анисимова, Е.А. Формирование мышления средствами спортивной
5. Атилов А. А. Вива, бокс! — Ростов н/Д, 2005. - С. 14.
6. Баташев А. Магадан — Майями // Гонг, 1992. - № 3. - С. 15.
7. Беленький А. Г. Бокс. Большие чемпионы.— М.: Астрель, 2004.- С. 96-97.
8. Богрод А. Ниндзюцу. Техника боя: Методическое пособие для самостоятельного обучения. - 2002. - 512с
9. Бокс. Правила соревнований. - М.: Федерация бокса России, 2004. - 34 с.
10. Бокс. Учебник для институтов физической культуры. / Под общей редакцией И.П. Дегтярева. - М.: ФиС, 1979. - 287 с.
11. Бокс. Энциклопедия // Составитель Н.Н. Тараторив. - М.: Терра спорт, 1998.-232 с.
12. Бокс: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. И.П. Дегтярева. - М.: ФиС, 1979. - 287 с.
13. Булычев А. И. Бокс: Учеб. пособие для секций, коллективов физической культуры (Для занятий с начинающими). 3-е изд. -М.:ФиС, 1965-200 с.
14. Все о боксе / Сост. Н.А. Худадов, И.В. Циргиладзе; под ред. Л.Н. Сальникова. - М., 1995. - 212 с.
15. выбор индивидуального стиля боксерского поединка / И.С.
Колесник, А.Г. Петров// ТиПФК. - 2009. - №7. - С. 76-79.
16. Гаврилов В.В., Селезнев С.П., КачуринА.И. Обучение боксеров ведению боя в двух стойках: Метод, пособие. - М.: МГУПБ, 2003. - 44 с.
17. Градополов К. В. Бокс. - М.: ФиС, 1938.
18. Градополов К.В. Бокс: Учебное пособие для институтов физической культуры. Изд. четвертое. - М.: ФиС, 1965. - 338 с.
19. Дегтярев И.П. Тренированность боксеров. Киев. 1985.
20. Денисов Б. С. Техника - основа мастерства в боксе. - М.: ФиС, 1957.
21. Джероян Г. О. Тактическая подготовка боксеров. - М.: ФиС, 1970.-110с.
22. Дмитриев А В. Факторы, определяющие индивидуальную манеру боя в боксе. - М, 1980.
23. Дмитриев А. В. Индивидуальные манеры в современном боксе. — М.,1976. - С. 39-42.
24. Дмитриев А. В. О принципах тактики в боксе. - Мн.: АФВиС, 1997,
25. Дмитриев А. В., Таисир А. С. Ложные действия в современном боксе. —Мн.: 2000. - С. 15.
26. Дмитриев А.В., Винник П.П., Гурский С.Ф. Особенности подготовки боксеров тяжелого веса. — М., 1997. — С. 11.
27. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: ФиС,1971.- 287 с.
28. Качурин А.И. Варианты технико-тактического применения ударов в боксе: Методич, разработка для тренеров и спортсменов. - М.: МИИТ, 1998. - 41 с.
29. Качурин А.И. Комплекс уроков для обучения и совершенствования техники бокса в группах основного и спортивного отделений высших учебных заведений: Учеб. пособие. — М.: МИИТ, 2004.-153 с.
30. Качурин А.И. Обучение и совершенствование техники бокса на дальней и средней дистанциях: Метод, разработка. — М.: МИИТ, 2001.-35 с.
31. Киселев В.А. Планирование спортивной подготовки вы-сококвалифицированных боксеров: Метод, пособие - М.: СпортАкадем Пресс, 2002. - 31 с.
32. Клевенко В.М. Быстрота в боксе. - М.: ФиС, 1968. - 95 с.
33. Колесник, И.С. Моделирование процесса спортивной подготовки боксе-ров как системный подход к повышению ее эффективности/ И.С. Колесник// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -
2007. - №2. - С. 34-39.
34. Колесник, И.С. Программа индивидуальной самостоятельной подготовки боксеров15-17 лет/ И.С. Колесник. - Ульяновск, 2010. - 74 с.
35. Колесник, И.С. Самовоспитание как фактор повышения эффективности
36. Колесник, И.С. Целеполагание и мотивация как факторы, влияющие на
37. Кузнецова 3.М., Ш.Р. Зайнуллин. «Методика интенсивной базовой технико-тактической подготовки боксеров-новичков 15-18 лет (на примере г. Набережные Челны)» М.2008, № 1. - Физическая культура воспитание, оздоровление тренировка. - С. 30-41
38. Куприн А.И. «Бокс-всестороннее развитие человека». - М. - 1916.-126с.
39. Мокеев Г.И., Ширяев А.Г., Мулашов P.M. Бокс: проблемы и решения. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. - 144 с.
40. Морозов Г.М. Уроки профессионального бокса. М. 1992.
41. Муай тай — свободный бой. — Мн.: Современное слово, 2001.
42. Назаренко - Ульяновск, 2011. - 164 с.
43. Назаренко, И.С. Колесник// Теория и практика физической культуры. - 2005. - №3. - С. 59-61.
44. Назаренко, Л.Д. Новые подходы к развитию ловкости у боксеров / Л.Д.
45. Назаренко, Л.Д. Физиология физического воспитания и спорта / Л.Д.
46. Назаренко, Л.Д. Функциональные критерии оценки точности/ Л.Д. На-заренко // Ученые записки: вып. 1. - Ульяновск, 2005. - С. 56-59. (0,40/0,20 п.л.)
47. Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров. М. 1987.
48. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - М.: 1995. - 37 с.
49. Петров, А.Г. Использование экстраполяции в технико-тактической под-готовке боксера / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - №1. - С. 46-48.
50. подготовки/ Е.А. Анисимова // Ученые запис-ки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8(66). - С. 3-7.
51. Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР). Положение о специализированных школах по видам спорта продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах.- М.: Советский спорт, 1987.-28 с.
52. Рекша А. Черный Том соревнуется с белым Томом // Ринг, 1990. —
53. Романенко М.И. Бокс. Киев. 1978.
54. Романов В.М. Бой на дальней, средней и ближней дистанциях. - М.: ФиС, 1979. - 189 с.
55. спортивной подготовки боксера/ И.С. Колесник// Ти ПФК. - 2008. - №7. - С. 49-52.
56. Средства и методы совершенствования технического мастерства боксеров / Под обще редакцией Таймазова В.А. Л.- 1987.
57. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. — М.: Гардарики, 1999. — 448 с.
58. Филимонов В. И. Бокс. Педагогические основы обучения и совер-шенствования. - М.: ИНСАН, 2001. - 400 с.
59. Харе Д. Учение о тренировке /Пер. с нем. — М., 1971.
60. Хусяйнов З.М. Тренировка нокаутирующего удара боксеров высокой квалификации. - М.: МЭИ, 1995. — 70 с.
61. Шатков Г.И. Большой ринг. - Л., 1969 - 89с.
62. Шатков Г.И. Спортивные сооружения для занятий, организации и проведения соревнований по боксу. - Л.,1987.- С.18-20.
63. Ширяев А. Г. Хочешь стать боксером ? - М., 1986.- 96с.
64. Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Шатон, 2002. - 190 с.
65. Ширяев А.Г. и др. Знакомьтесь: бокс! - Л. - 1986. - 132с.
66. Штейнбах В. Последний раунд. - М. - 1990 - 156с.
67. Щитов В.В. Бокс для начинающих. — М: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-448 с.