ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ .. 6
1.1 Понятие коммерческой деятельности и её влияние на результаты
деятельности предприятия 6
1.2 Показатели экономической эффективности коммерческой деятельности
предприятия 10
1.3 Методики оценки экономической эффективности коммерческой
деятельности предприятия 21
1 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭС ЭМ СИ
ПНЕВМАТИК» 33
1.1 Характеристика предприятия и его место в отрасли 33
1.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО «ЭС
ЭМ СИ ПНЕВМАТИК» 38
1.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «ЭС ЭМ СИ
ПНЕВМАТИК» 50
2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭС ЭМ СИ ПНЕВМАТИК» 62
2.1 Мероприятия, направленные на повышение экономической
эффективности коммерческой деятельности ООО «ЭС ЭМ СИ ПНЕВМАТИК» 62
2.2 Оценка экономической целесообразности предложенных мероприятий .. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
Приложение А 86
Приложение Б 88
Приложение В 89
Комплексная оценка эффективности коммерческой деятельности является крайне важной темой для изучения. Её актуальность для экономистов состоит в нескольких причинах. В первую очередь, коммерческая деятельность любого предприятия, независимо от его отраслевой принадлежности, направлена на получение прибыли - главной цели работы любого предприятия. Во-вторых, выбранная на предприятии методика её оценки должна не только отражать специфику и результаты работы, но и служить информационной базой для различных подразделений компании с целью принятия взвешенных и целесообразных управленческих решений.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях экономической нестабильности и суженном горизонте планирования и прогнозирования, к показателям эффективности коммерческой деятельности отводится всё более пристальное внимание. Анализ данных показателей позволяет выявить наиболее уязвимые места в бизнес-процессах компании, оперативно разработать, и внедрить необходимые меры. Более того, грамотная и полная оценка коммерческой деятельности отражает то, насколько выгодно ведение бизнеса для его собственников и какова его привлекательность для партнёров и потенциальных инвесторов.
Существует большое количество методов по оценке экономической эффективности коммерческой деятельности как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Следовательно, выбор наиболее подходящей методики является сложным и крайне ответственным решением, принимаемым экономическим службами на предприятии.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ и оценка экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик» и разработка мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы оценки эффективности коммерческой деятельности организации;
- выполнить анализ эффективности коммерческой деятельности ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик» по зарубежным и отечественным моделям;
- предложить ряд мер по повышению экономической эффективности коммерческой деятельности ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик» и оценить их влияние на финансовые результаты предприятия.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает коммерческая деятельность ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик».
Предметом исследования являются показатели эффективности коммерческой деятельности ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик».
Методологическая основа исследования состоит из следующих методов: оценка рентабельности, оценка деловой активности, горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов и факторный анализ прибыли.
Теоретической основой исследования послужили учебники и учебные пособия по экономике предприятия, коммерческой деятельности, экономическому анализу и стратегическому менеджменту таких авторов, как Дорман В. Н., Клочкова Е. Н., Левкин Г.Г., Памбухчиянц О.В., Степанова Г.Н., Филиппов С.В. и Фомин Г.П., а также статьи экономических журналов.
В качестве нормативной базы исследования использовался Гражданский кодекс Российской Федерации.
Информационной базой исследования стали научные статьи, аналитические и методологические материалы, данные финансовой отчётности ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик» и информационные ресурсы сети Интернет.
Для оценки эффективности коммерческой деятельности ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик» были использованы методики следующих авторов: Иванов Г.Г., Харитонова А.Д., Каплан Р. и Нортон Д.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что рекомендации, предложенные для ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик» с целью повышения эффективности коммерческой деятельности могут быть также использованы и другими предприятиями из смежных отраслей.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трёх частей, заключения, списка литературы и трёх приложений.
...
В процессе изучения эффективности коммерческой деятельности было доказано, что существует достаточно большое количество методов и подходов к её оценке, а выбор методики, используемой на предприятии, сильно влияет на принятие управленческих решений в перспективе. В данном исследовании были подробно рассмотрены три методики оценки эффективности коммерческой деятельности следующих авторов: Иванов Г.Г., Харитонова А.Д., Каплан Р. и Нортон Д. С помощью сравнительного анализа было выявлено, что наиболее универсальной для использования на предприятии является методика Харитоновой А.Д., поскольку все рассматриваемые в ней показатели могут быть рассчитаны на основании данных бухгалтерской и финансовой отчётности. Тем не менее, на практике её можно дополнять показателями из методики Иванова Г.Г., чей подход к анализу коммерческой деятельности является более качественным и глубоким. Для исследования и оценки экономической эффективности коммерческой деятельности ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик» использовались именно эти методики. Рекомендации, разработанные благодаря их использованию, оказались действенными и способными повысить эффективность коммерческой деятельности предприятия.
Более сложной для внедрения служит Система сбалансированных показателей, предложенная Капланом Р. и Нортоном Д. Её использование плотно сопряжено со стратегическим планированием и требует детального изучения внутренних бизнес-процессов на предприятии, поэтому её рассмотрение будет малоэффективно на основе исключительно общедоступной информации о финансовом положении компании. При этом, её внедрение на предприятии имеет место быть и в будущем может стать одним из аспектов повышения эффективности как коммерческой, так и общехозяйственной деятельности ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик».
По результатам проведенной оценки эффективности коммерческой деятельности были сделаны следующие выводы:
1) За 2023 г. произошло снижение выручки на треть в сравнении с показателем 2022 г. При этом прибыль от продаж за аналогичный период снизилась на 85%;
2) Наиболее значительным фактором снижения прибыли от продаж стала динамика коммерческих расходов (-307 533,54 тыс. руб.);
3) Динамика коэффициентов оборачиваемости за последний год отражает снижение эффективности использования активов предприятия;
4) Эффективность коммерческой деятельности имела положительную динамику в 2022 г., но к концу 2023 г. большинство показателей эффективности (включая рентабельность от продаж) снизились даже в сравнении с 2021 г.
На основе информации, полученной в ходе анализа, были предложены три мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности:
1) Размещение таргетированной рекламы продукции;
2) Введение системы скидок на один заказ от определённой суммы;
3) Подбор коммерческого персонала на удалённый формат работы.
Оценка эффективности данных мероприятий показала следующие итоги:
1) Показатель экономического эффекта проведения рекламной кампании составил 667 163 805 руб. Значение коэффициента экономического эффекта при этом составило 59,97, следовательно, мероприятие экономически оправдано. Проведённый анализ показал, что каждый рубль, направленный на рекламные услуги агентства «DFAKTOR» за год, принесёт ООО «ЭС ЭМ СИ Пневматик» 59,97 руб. выручки с новых клиентов.
...
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 05.12.2022) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru, Дата посещения: 26.02.2023
2. Герасименко, А. Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов: практическое руководство / А. Герасименко. - 9-е изд. - Москва: Альпина Паблишер, 2021. - 432 с.
3. Дашков, Л. П. Коммерческая деятельность: учебник / Л. П. Дашков, Н. Ф. Солдатова. - 2-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 212 с.
4. Дименова А.К., Семёнова Ю.Е. Развитие бренда работодателя как один
из методов повышения экономической эффективности предприятия. //
Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 13-ой Международной конференции. 2023. №1. С. 224-228.
5. Домаскин В. А., Соколова И. Н. Повышение эффективности бизнеса на основе сбалансированной системы показателей. // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2021. №3. С. 14-18
6. Дорман В. Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие для вузов / В. Н. Дорман; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 119 с.
7. Иванов, Г. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Г. Г. Иванов, Е. С. Холин. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. - 384 с.
8. Контроллинг на промышленном предприятии: учебник / под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2024. - 295 с.
9. Левкин, Г. Г. Коммерческая деятельность: учебник и практикум для вузов / Г. Г. Левкин, О. А. Никифоров. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 265 с.
10. Левкин, Г. Г. Организация торговой деятельности: учебник и практикум для вузов / Г. Г. Левкин, О. А. Никифоров. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 157 с.
11. Основы финансового менеджмента: учебное пособие / Н. А. Ершова, О. В. Миронова, Н. А. Колесникова, Т. В. Чернышева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИОП РГУП, 2023. - 196 с.
12. Памбухчиянц, О. В. Основы коммерческой деятельности: учебник / О. В. Памбухчиянц. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 260 с.
13. Родионова, В. Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / В. Н. Родионова. - 3-е изд., испр. и перераб. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 106 с.
14. Степанова Г. Н. Стратегический менеджмент: учебник / Г. Н. Степанова, В. А. Бирюков, М. В. Ливсон. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 261 с.
15. Суравикина Е.В., Осташенко Е.Г. Методика анализа эффективности организации труда при удаленной занятости // Прогрессивная экономика. 2023. №4. С. 5-22.
... всего 41 источников