Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения современной технологии
обучения Edutainment 7
1.1 Понятие и способы диагностики познавательного интереса
обучающихся средней школы 7
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся средней
школы 18
1.3 Edutainment как современная технология обучения 24
1.3.1 Понятие, содержание и форматы применения Edutainment в образовательном процессе 24
1.3.2. Использование Edutainment в изучении английского языка 36
Выводы по главе 1 39
2. Использование технологии обучения Edutainment как фактора
повышения познавательного интереса у обучающихся средней школы к изучению английского
языка 41
2.1 Изучение уровня развития познавательного интереса обучающихся
средней школы к изучению английского языка 41
2.2 Разработка тематического квеста с использованием технологии
обучения Edutainment для обучающихся средней школы 46
2.3 Повторное изучение уровня развития познавательного интереса
обучающихся средней школы к изучению английского языка после внедрения тематического квеста 60
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложения 75
Актуальность выбранной темы обосновывается необходимостью применения современных инновационных педагогических технологий в обучении. Современные обучающиеся средней школы представляют собой особую категорию лиц, нуждающихся в разработке, применении и адаптации новых педагогических технологий, которые позволят на более качественном уровне принимать и анализировать полученные знания.
Рассматривая специфику и особенности современного обучения школьников на первый план выходит проблематика организации образовательного процесса, отвечающая новым социальным требованиям и возрастным особенностям развития новых поколений обучающихся. Так формируется задача поиска инновационных технологий обучения, одной из которых является edutainment.
Само по себе понятие «edutainment» является неологизмом, то есть термином, недавно появившимся в языке. Технология состоит из двух английских слов «education» (образование) и «entertainment» (развлечение) [Rapeepisarn, 2006]. Однако исследователи S. Nusair, B. Sharma и G. Khan подчеркивают, что edutainment зародился порядка полувека назад для описания образовательного телесериала «True Life Adventures». На тот момент технология edutainment служила для размещения определенной научной информации в развлекательном контексте [Nusair, 2013]. Постепенно эта технология распространилась и стала активно применяться как в зарубежной, так и отечественной практике. Так, edutainment Е.Ю. Кармалова и А.А. Ханкеева определяют, как современную педагогическую инновацию, которая основывается на визуальном материале, повествовании, современных психологических приёмах, игровом формате, современных информационных технологиях [Кармалова, 2016, с. 65].
В связи с возросшей популярностью edutainment в образовательной практике стал расширяться и целевой аспект применения технологии.
Поэтому цель edutainment состоит в формировании первичного интереса у обучающихся к предмету с получением удовольствия от процесса обучения, и развитием стойкого интереса к предмету или дисциплине [Железнякова, 2013, с. 67].
Следует отметить, что познавательный интерес является одной из центральной педагогической проблем, а также важным элементом в психологическом знании. Он исходит от общего познавательного отношения личности к окружающей действительности. Поэтому интерес изучается многими отечественными исследователями и содержится в работах Л.С. Выготского [Выготский, 1984], С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн, 2018], Б.Г. Ананьева [Ананьев, 2007], Л.И. Божович [Божович, 2001], А.А. Вербицкого [Вербицкий, 2014], И.И. Махмутова [Махмутов, 2016], Е.П. Ильина [Ильин, 2011] и др., которые подчеркивают различные аспекты изучения познавательного интереса. Как правило, познавательный интерес изучается в контексте потребности, отношения, внимания и мотивационных образований.
Особую роль в применении технологии обучения edutainment для повышения познавательного интереса обучающихся играет возраст. В связи с критичностью и сенситивностью подросткового возраста к происходящим изменениям, которую подчеркивают многие исследователи, использование edutainment становится наиболее актуальным, особенно на фоне общего снижения мотивации к учению.
Объектом исследования выступает процесс обучения английскому языку в средней школе.
Предметом исследования выступает технология обучения Edutainment и ее влияние на познавательный интерес к процессу обучения английскому языку.
Целью работы является изучение возможностей технологии обучения Edutainment для повышения познавательного интереса обучающихся средней школы и апробация данной технологии на уроке английского языка.
В соответствии с целью исследования нами выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и способы диагностики познавательного интереса обучающихся средней школы.
2. Определить и описать сущность и специфику технологии edutainment, а также раскрыть содержание и форматы применения в образовательном процессе.
3. Обобщить возрастные и индивидуальные особенности обучающихся средней школы.
4. Разработать тематический квест с использованием технологии обучения Edutainment для обучающихся средней школы.
5. Экспериментально проверить эффективность тематического квеста с использованием технологии обучения edutainment для обучающихся средней школы.
Исходя из цели и задач предполагается, что разработанный тематический квест с использованием технологии обучения Edutainment позволит повысить познавательный интерес обучающихся средней школы к изучению английского языка.
Материалом для исследования выступила теоретико
методологическая основа в виде педагогических и педагогикопсихологических теорий и концепций, отражающих основное содержание понятий, заявленных в теме исследования:
1. Исследования, посвященные изучению понятия и способов диагностики познавательного интереса обучающихся средней школы, встречаются в работах таких исследователей как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, И.И. Махмутов, Е.П. Ильин, В.В. Рубцов, А.З. Зак, О.Л. Обухова, Г.А. Цукерман и др.;
2. Исследования технологии обучения edutainment встречаются в работах таких исследователей как С.Г. Косарецкий, К.А. Фиофанова, Г.
Граус, А.А. Кудрявцева, Н.А. Кобзева, Е.Ю. Кармалова, О.О. Дьяконова, С.В. Дупленский, Л.Ю. Белозеров, О.В. Морарь и др.;
3. Исследования возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся средней школы встречаются в работах таких исследователей как Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, А.А. Реан, Э. Эриксон, Е.А. Сергиенко и др.
Экспериментальная база: выпускная квалификационная работа выполнена по заявке “МБОУ Новосыдинская СОШ” (Красноярский край, Краснотуранский район, с. Новая Сыда). Работа осуществлялась на базе МАОУ КУГ №1 (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Красноярская университетская гимназия №1-Универс»); обследовались обучающиеся 7 класса в количестве 13 учеников (6 девочек и 7 мальчиков), возрастом 12-13 лет.
Методами исследования являются: методико-педагогический
эксперимент по выявлению эффективности применения технологии обучения Edutainment как фактора повышения познавательного интереса обучающихся средней школы; анкетирование. Структура методико-педагогического эксперимента: констатирующий, уточняющий (проверочный), созидательно- преобразующий, контрольный этапы.
Новизна исследования выражается в разработке авторского тематического квеста с использованием технологии обучения edutainment для обучающихся средней школы на базе учебника Starlight 7.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении, систематизации и расширении знаний о технологии обучения edutainment, в том числе, с позиции ее как фактора повышения познавательного интереса обучающихся средней школы.
Практическая значимость работы состоит в разработке авторского тематического квеста с использованием технологии обучения Edutainment для обучающихся средней школы. Полный текст квеста или его отдельные
части могут использоваться педагогом в практике преподавания при
7
обучении английскому языку обучающихся средней школы и служить основой для разработки и внедрения интерактивных и игровых видов уроков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы состоит из 56 наименований. Общий объем работы составляет 77 страниц.
Познавательный интерес личности к окружающей действительности является важным элементом жизнедеятельности, поддерживающий общую познавательную активность. Появление учения в школьном возрасте знаменует собой ее выделение из игровой и практической деятельности, и превращение в учебно-познавательную. В ходе образовательного процесса познавательная сфера обучающихся преобразуется, формируются мотивы, которые побуждают у учебной деятельности.
Однако при наступлении подросткового возраста, который значительно реорганизует устоявшуюся систему ребенка, происходит возникновение новых и отмирание старых интересов. По этой причине познавательный интерес обучающихся может снижаться, что является важной педагогической проблемой. В связи с этим, педагогами предпринимаются попытки внедрять активные и инновационные методы в процесс обучения. Одним из них является ес1Щаттеп1, который представляет собой смешение двух основных направлений - обучение и развлечение, составляющие содержательную характеристику этой технологии.
В теоретических исследованиях доказана эффективность применения технологии есйПанппеЩ. По этой же причине нами была поставлена цель работы - изучение технологии обучения edutainment как фактора повышения познавательного интереса обучающихся средней школы.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МАОУ «Красноярская университетская гимназия №1 - Универс». Обследовались обучающиеся 7 класса в количестве 13 учеников (6 девочек и 7 мальчиков), возрастом 12-13 лет. Изучение уровня развития познавательного интереса обучающихся средней школы к изучению английского языка показало, что: у 23% учеников установлена высокая степень выраженности познавательной мотивации, у 46% учеников обнаружена средняя степень, у 31% выявлена низкая степень. Результаты подчеркивают тенденцию к средне-низким показателям познавательного интереса.
После изучения уровня развития познавательного интереса возникла необходимость разработки тематического квеста с использованием технологии обучения Edutainment для обучающихся средней школы с целью повышения познавательного интереса. Образовательный квест рассчитан на 3 урока продолжительностью 3 ак.ч., и основан на базе учебника Starlight 7, модуль 6 «Crime & community».
Повторное изучение уровня развития познавательного интереса обучающихся средней школы к изучению английского языка после внедрения тематического квеста показало, что: у 61% учеников обнаружена высокая степень выраженности познавательной мотивации, у 31% учеников установлена средняя степень, у 8% выявлена низкая степень. Результаты подчеркивают тенденцию к средневысоким показателям познавательного интереса.
Проделанный количественный и качественный анализ реализации квеста позволил выявить его эффективность, что подтверждается данными повторной диагностики, наблюдениями и ранее выдвинутыми критериями оценки достижения результатов.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что разработанный тематический квест с использованием технологии обучения Edutainment позволит повысить познавательный интерес обучающихся средней школы к изучению английского языка, была доказана.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: СПбГУ, 2007. 412 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, 2001. 349 с.
3. Болгар Н.Н. Познавательный интерес и познавательная активность в цифровой образовательной среде // Непрерывное образование. 2021. № 4. С. 58-61.
4. Букатов В.М. Из истории дидактики: эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе // European Social Science Journal. 2014. № 11. С. 279-288.
5. Вербицкий А.А. Познавательный интерес в контекстной образовательной среде // Вестник Московского университета. 2014. № 4. С. 40-54.
6. Войтик И.М. Смысложизненные ориентации старших подростков: особенности проявления, возрастно-половые различия // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 165-170.
7. Волошина А.С. Понятие «Познавательный интерес» в психологопедагогической литературе // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2023. № 15. С. 29-33.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 113 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
10. Дупленский С.В. Использование образовательного квеста в технологии эдьютейнмента // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 3. [Электронный ресурс].
URL: https://mir-nauki.com/ (дата обращения: 07.03.2024).
11. Дьяконова О.О. Понятие «Эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2012. №6. С. 182-185.
12. Ермакова Ю.Д. Эффективность использования технологии «развлекательного образования» (Edutainment) в обучении иностранному языку // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. 2019. №2. С. 30-45.
13. Железнякова О.М. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Alma mater: Вестн. высш. шк. 2013. № 2. С. 67-70.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. М.: Питер, 2011. 512 с.
15. Инкижекова М.С. Веб-квест в системе эдьютейнмента // Человек. Культура. Образование. 2020. №4. С. 181-196...56