ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в основной школе с помощью аутентичных текстов 7
1.1. Понятие и назначение познавательных универсальных учебных
действий 7
1.2. Применение аутентичных текстов на уроках английского языка 14
1.3. Требования к обучению чтению в основной школе на уроках
иностранного языка 17
Выводы по главе 1 23
2. Опытно-экспериментальная работа по применению аутентичных текстов на уроках английского языка для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы 24
2.1. Разработка уроков по применению аутентичных текстов для
формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 7 класса 24
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 36
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 49
Приложение Б 54
Приложение В 59
Приложение Г 61
Приложение Д 62
Приложение Е 68
Приложение Ж 73
Приложение З 77
1. Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в основной школе с помощью аутентичных текстов 7
1.1. Понятие и назначение познавательных универсальных учебных
действий 7
1.2. Применение аутентичных текстов на уроках английского языка 14
1.3. Требования к обучению чтению в основной школе на уроках
иностранного языка 17
Выводы по главе 1 23
2. Опытно-экспериментальная работа по применению аутентичных текстов на уроках английского языка для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы 24
2.1. Разработка уроков по применению аутентичных текстов для
формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 7 класса 24
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 36
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А 49
Приложение Б 54
Приложение В 59
Приложение Г 61
Приложение Д 62
Приложение Е 68
Приложение Ж 73
Приложение З 77
В 2021 году Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые ФГОС. В стандартах прописаны обязательные требования к образованию. На основе ФГОС устанавливаются образовательные критерии в образовании, то есть определяются умения, навыки и компетенции, которые необходимо сформировать у ученика [ФГОС, 2012].
В соответствии с ФГОС целью школьного образования является развитие обучающихся на основе УУД (универсальных учебных действий) [Реализация требований ФГОС основного общего образования. Иностранный язык, 2022].
Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС - это умение ученика учиться, саморазвиваться за счет активной познавательной деятельности. Это формы организации учебной деятельности, которые помогают ученику успешно усваивать новые знания и применять их в практических ситуациях [Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам в средней школе, 2023].
В современной педагогической науке рассматриваются разные аргументы в пользу особого значения чтения. В любой период истории, независимо от социально-политического развития общества, неизменным остается тот факт, что техника чтения - это основа для формирования знаний и учебных умений. Умение правильно прочитать текст и понять его содержание позволяет эффективно направлять информацию и выстраивать собственную образовательную задачу с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ученика в современной системе образования.
Известные педагоги, ученые, методисты и психологи В.А. Сухомлинский, С.Р. Плотников, О.А. Розов, М.М. Светловская, С.К. Фоломкина, И.Л. Бим, и другие в своих исследованиях рассматривали вопросы значения чтения и речевой деятельности для развития личности ребёнка.
Согласно исследованиям таких авторов, как М.В. Барышников, Г.И. Воронина, А.Н. Игнатьев, К.С. Кричевская, Г.П. Мильруд, Е.В. Мильруд и других, использование аутентичных материалов может повысить у обучающихся уровень техники чтения и уровень владения языком.
Изучение иностранного языка невозможно без методик чтения и видов речевой деятельности. Наиболее эффективным способом изучения иностранного языка современные методисты считают воссоздание лингвокультурного пространства на занятиях по иностранному языку с использованием аутентичных текстовых, видео- и аудиоматериалов по различным темам. Использование аутентичных материалов положительно влияет на личное и эмоциональное состояние обучающихся, на их язык и культуру. Аутентичные тексты приближают обучающихся к реальным ситуациям использования языка, знакомят с языковыми средствами, это стимулирует коммуникативную и познавательную мотивацию [Воронина, 1999, с.26-29]. Они помогают воссоздать образ страны в соответствующей форме, способствуют преодолению неправильных стереотипов о национальной идентичности, изучающих язык.
Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы показать важность отбора аутентичных текстов для изучения английского языка и для формирования познавательных универсальных учебных действий. Значимость работы объясняется тем, что формирование познавательных универсальных учебных действий обучающегося играет важную роль в развитии личности детей, вовлеченных в межкультурный диалог.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в основной школе.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных УУД у обучающихся основной школы с помощью аутентичных текстов.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить эффективность формирования познавательных УУД у обучающихся на уроках английского языка в основной школе с помощью применения аутентичных текстов.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты формирования познавательных УУД на уроках английского языка;
-проанализировать общетеоретические аспекты обучения чтению в основной общеобразовательной школе;
• разработать серию уроков для формирования познавательных УУД с помощью аутентичных текстов;
• провести опытно-экспериментальную работу по теме исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативных документов по данной теме, комплексное изучение методики обучения чтению, анализ и обработка результатов, педагогическое наблюдение, беседа.
Теоретико - методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых, таких как Н.Д. Гальскова, [Гальскова, 2009; Гальскова, 2017], Н.И. Гез [Гез, 2009], И.В. Гордеева [Гордеева, 2015], Г.И.Воронина [Воронина, 1999], А.Г. Асмолова [Асмолов, 2011] и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного методического материала с применением аутентичных текстов при изучении английского языка в урочной и внеурочной деятельности для формирования познавательных УУД.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении обозначаются обоснование выбора темы, ее актуальность и практическая значимость, а также цель, задачи, предмет и объект данного исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в основной школе с помощью аутентичных текстов.
Во второй главе описыается опытно-экспериментальная работа по применению аутентичных текстов на уроках английского языка для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.
В заключении подведены итоги работы и сделаны основные выводы по формированию познавательных УУД на уроках английского языка с помощью аутентичных текстов.
В соответствии с ФГОС целью школьного образования является развитие обучающихся на основе УУД (универсальных учебных действий) [Реализация требований ФГОС основного общего образования. Иностранный язык, 2022].
Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС - это умение ученика учиться, саморазвиваться за счет активной познавательной деятельности. Это формы организации учебной деятельности, которые помогают ученику успешно усваивать новые знания и применять их в практических ситуациях [Требования ФГОС нового поколения к обучению иностранным языкам в средней школе, 2023].
В современной педагогической науке рассматриваются разные аргументы в пользу особого значения чтения. В любой период истории, независимо от социально-политического развития общества, неизменным остается тот факт, что техника чтения - это основа для формирования знаний и учебных умений. Умение правильно прочитать текст и понять его содержание позволяет эффективно направлять информацию и выстраивать собственную образовательную задачу с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ученика в современной системе образования.
Известные педагоги, ученые, методисты и психологи В.А. Сухомлинский, С.Р. Плотников, О.А. Розов, М.М. Светловская, С.К. Фоломкина, И.Л. Бим, и другие в своих исследованиях рассматривали вопросы значения чтения и речевой деятельности для развития личности ребёнка.
Согласно исследованиям таких авторов, как М.В. Барышников, Г.И. Воронина, А.Н. Игнатьев, К.С. Кричевская, Г.П. Мильруд, Е.В. Мильруд и других, использование аутентичных материалов может повысить у обучающихся уровень техники чтения и уровень владения языком.
Изучение иностранного языка невозможно без методик чтения и видов речевой деятельности. Наиболее эффективным способом изучения иностранного языка современные методисты считают воссоздание лингвокультурного пространства на занятиях по иностранному языку с использованием аутентичных текстовых, видео- и аудиоматериалов по различным темам. Использование аутентичных материалов положительно влияет на личное и эмоциональное состояние обучающихся, на их язык и культуру. Аутентичные тексты приближают обучающихся к реальным ситуациям использования языка, знакомят с языковыми средствами, это стимулирует коммуникативную и познавательную мотивацию [Воронина, 1999, с.26-29]. Они помогают воссоздать образ страны в соответствующей форме, способствуют преодолению неправильных стереотипов о национальной идентичности, изучающих язык.
Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы показать важность отбора аутентичных текстов для изучения английского языка и для формирования познавательных универсальных учебных действий. Значимость работы объясняется тем, что формирование познавательных универсальных учебных действий обучающегося играет важную роль в развитии личности детей, вовлеченных в межкультурный диалог.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в основной школе.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных УУД у обучающихся основной школы с помощью аутентичных текстов.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить эффективность формирования познавательных УУД у обучающихся на уроках английского языка в основной школе с помощью применения аутентичных текстов.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты формирования познавательных УУД на уроках английского языка;
-проанализировать общетеоретические аспекты обучения чтению в основной общеобразовательной школе;
• разработать серию уроков для формирования познавательных УУД с помощью аутентичных текстов;
• провести опытно-экспериментальную работу по теме исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативных документов по данной теме, комплексное изучение методики обучения чтению, анализ и обработка результатов, педагогическое наблюдение, беседа.
Теоретико - методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых, таких как Н.Д. Гальскова, [Гальскова, 2009; Гальскова, 2017], Н.И. Гез [Гез, 2009], И.В. Гордеева [Гордеева, 2015], Г.И.Воронина [Воронина, 1999], А.Г. Асмолова [Асмолов, 2011] и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного методического материала с применением аутентичных текстов при изучении английского языка в урочной и внеурочной деятельности для формирования познавательных УУД.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении обозначаются обоснование выбора темы, ее актуальность и практическая значимость, а также цель, задачи, предмет и объект данного исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в основной школе с помощью аутентичных текстов.
Во второй главе описыается опытно-экспериментальная работа по применению аутентичных текстов на уроках английского языка для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.
В заключении подведены итоги работы и сделаны основные выводы по формированию познавательных УУД на уроках английского языка с помощью аутентичных текстов.
Цель данного исследования - теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность формирования познавательных УУД с помощью применения аутентичных текстов на уроках английского языка в основной школе достигнута.
В работе показано, что аутентичные учебные материалы являются неотъемлемой и организующей частью методики преподавания иностранных языков и надежным инструментом формирования познавательных УУД у учащихся. Определены понятия «универсальных учебных действий» и «аутентичные материалы» применительно к учебному процессу обучения иностранному языку. Большинство современных учебных материалов, используемых на занятиях по иностранному языку, разработаны в соответствии с ФГОС и направлены на развитие всех видов универсальных учебных действий и компетенций на иностранном языке. Однако их содержание не всегда представлено в достаточном количестве или быстро устаревает, поэтому аутентичные материалы необходимо включать в учебный процесс.
Познавательные УУД означают развитие языковой компетенции учащихся, то есть их способности мыслить, обрабатывать информацию, анализировать, решать проблемы и находить недостающую информацию. В процессе формирования познавательных УУД у учащихся развиваются способности и умения к самостоятельной учебной деятельности.
Использованные аутентичные тексты в учебной деятельности на уроках английского языка отвечают основным принципам аутентичного текстового материала: аутентичность; наличие проблемы; методическая ценность; принцип посильности.
Упражнения и задания к аутентичным текстам были разработаны на основе использования способностей учащихся в процессе преподавания иностранного языка. Разработанные в процессе опытно-экспериментальной работы технологические карты уроков могут быть адаптированы к любой группе языковых навыков и любому аутентичному материалу.
Построение процесса обучения иностранному языку на аутентичных материалах улучшает психологическое самочувствие, повышает мотивацию и углубляет понимание изучаемого иностранного языка. В данной работе приведены результаты мониторинга эффективности формирования познавательных УУД у учащихся средней школы с использование аутентичных текстов в учебной деятельности на уроках английского языка.
Тема настоящего исследования имеет большое значение для будущего преподавателя английского языка. За время опытно-экспериментальной работы мы убедились, что перед учителями стоит важная задача - прививать своим ученикам общеучебные навыки, такие как использование книг, текстов и справочных материалов, умение составлять рассказ, рассуждать, логически и последовательно развивать мысль. Формирование познавательных УУД у учащихся лучше всего развиваются через аутентичное чтение.
В работе показано, что аутентичные учебные материалы являются неотъемлемой и организующей частью методики преподавания иностранных языков и надежным инструментом формирования познавательных УУД у учащихся. Определены понятия «универсальных учебных действий» и «аутентичные материалы» применительно к учебному процессу обучения иностранному языку. Большинство современных учебных материалов, используемых на занятиях по иностранному языку, разработаны в соответствии с ФГОС и направлены на развитие всех видов универсальных учебных действий и компетенций на иностранном языке. Однако их содержание не всегда представлено в достаточном количестве или быстро устаревает, поэтому аутентичные материалы необходимо включать в учебный процесс.
Познавательные УУД означают развитие языковой компетенции учащихся, то есть их способности мыслить, обрабатывать информацию, анализировать, решать проблемы и находить недостающую информацию. В процессе формирования познавательных УУД у учащихся развиваются способности и умения к самостоятельной учебной деятельности.
Использованные аутентичные тексты в учебной деятельности на уроках английского языка отвечают основным принципам аутентичного текстового материала: аутентичность; наличие проблемы; методическая ценность; принцип посильности.
Упражнения и задания к аутентичным текстам были разработаны на основе использования способностей учащихся в процессе преподавания иностранного языка. Разработанные в процессе опытно-экспериментальной работы технологические карты уроков могут быть адаптированы к любой группе языковых навыков и любому аутентичному материалу.
Построение процесса обучения иностранному языку на аутентичных материалах улучшает психологическое самочувствие, повышает мотивацию и углубляет понимание изучаемого иностранного языка. В данной работе приведены результаты мониторинга эффективности формирования познавательных УУД у учащихся средней школы с использование аутентичных текстов в учебной деятельности на уроках английского языка.
Тема настоящего исследования имеет большое значение для будущего преподавателя английского языка. За время опытно-экспериментальной работы мы убедились, что перед учителями стоит важная задача - прививать своим ученикам общеучебные навыки, такие как использование книг, текстов и справочных материалов, умение составлять рассказ, рассуждать, логически и последовательно развивать мысль. Формирование познавательных УУД у учащихся лучше всего развиваются через аутентичное чтение.
Подобные работы
- Формирование лексических навыков обучающихся 7-9 классов малокомплектной
школы на уроке английского языка с использованием песенного материала
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С АУТЕНТИЧНЫМИ ТЕКСТАМИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - Формирование стратегий чтения на материале газетных текстов
на уроке иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Достижение предметных результатов посредством изучающего чтения
аутентичных текстов в 9 классе в условиях реализации ФГОС (на материале
газетных статей)
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Использование аутентичных материалов для развития коммуникативных навыков на старшем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Расширение активного словаря обучающихся 5 классов во внеурочной деятельности по английскому языку средствами геймификации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОПОРЫ НА ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Интерактивные технологии как средство обучения монологической и диалогической речи на иностранном языке в 6 классе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018





