Введение 3
Глава I. Теоретические основы стиля педагогической деятельности учителя 8
1.1 Сущность понятия «стиль» в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Особенности стиля педагогической деятельности учителя 15
1.3 Основные характеристики стиля педагогической деятельности учителя физической культуры 24
Выводы по первой главе 32
Глава II. Исследование стилевых особенностей педагогической деятельности учителей физической культуры 33
2.1 Изучение зависимости особенностей стиля педагогической деятельности учителей физической культуры от стажа работы 33
2.2 Изучение особенностей стиля педагогической деятельности учителей физической культуры с высоким уровнем педагогического мастерства 40
2.3 Гендерные различия стиля педагогической деятельности учителей физической культуры 43
2.4 Анализ опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей стиля педагогической деятельности учителя физической культуры 49
Выводы по второй главе 55
Практические рекомендации 57
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 66
Актуальность. Реформирование отечественной системы образования, обусловленное глубокими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, предъявляет новые требования к профессионализму педагога, которому принадлежит ключевая роль в процессе модернизации современной школы. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. предусматривает переход к индивидуализированному образованию, необходимому для создания условий инновационного развития страны. Реализация данной программы предполагает подготовку педагогов, способных решать образовательные задачи творчески и эффективно, опираясь на принципы гуманизма и новейшие достижения педагогической науки, и ставит перед ними новые сложные задачи, требующие постоянного профессионального роста.
Наряду с этим одной из основных проблем общеобразовательной школы на сегодняшний день является сохранение здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни. Ответственность за решение данной проблемы во многом ложится на учителей физической культуры. Этим актуализируется задача развития индивидуального педагогического мастерства учителя, стиля его профессиональной деятельности как определенной стратегии достижения цели. В свою очередь профессиональный стиль зависит от субъективных ценностей, ориентации и доминирующих мотивов, уровня компетентности и готовности к самореализации, внутренней логикой и содержанием преподаваемого предмета. Именно стилевая направленность учителя определяет продуктивность его педагогической деятельности.
Достижение педагогического мастерства учителем физической культуры невозможно без учета собственных индивидуальных особенностей, лежащих в основе индивидуального стиля его педагогической деятельности (ИСПД).
Стилевые особенности педагогической деятельности учителя физической культуры до настоящего времени исследовались лишь по отдельным компонентам в относительно узких аспектах, что даёт нам возможность системно изучить данную проблему и выделить следующее противоречие:
- между объективной потребностью школы в учителях физической культуры, обладающих индивидуальным профессиональным стилем и недостаточной реализацией условий, направленных на развитие и совершенствование стилевых особенностей деятельности педагога.
Данное противоречие определило проблему исследования, суть которой сводится к выявлению условий развития и совершенствования стиля профессиональной деятельности учителя физической культуры.
На основании вышеобозначенных противоречия и проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Стилевые особенности педагогической деятельности учителя физической культуры».
Объект исследования: образовательный процесс в школе.
Предмет исследования: процесс проявления стилевых особенностей учителя физической культуры в педагогической деятельности.
Цель исследования: выявить, обосновать и в опытно-эксперементальной работе реализовать программу проявления стилевых особенностей профессионально педагогической деятельности учителя физической культуры.....
Подводя итоги осуществлённого нами теоретико-экспериментального исследования стилевых особенностей педагогической деятельности учителей физической культуры, выполненного в русле теории интегральной индивидуальности, можно говорить о том, что данная постановка вопроса позволила решить основные задачи исследования.
Теоретический анализ научной литературы выявил разнообразие направлений и подходов к исследованию стиля педагогической деятельности. Изучение компонентного состава и семантики названий, описанных в научной литературе педагогических стилей, позволило дать их общую классификацию по основаниям, включающим в себя комплекс взаимосвязанных признаков, отражающих сущность данного стиля, что дало нам возможность выделить четыре типологические группы стилей педагога: командоцентричные, предметоцентричные, педоцентричные и смешанные стили.
Предпринятое нами эмпирическое исследование показало системный характер детерминации стиля деятельности учителя физической культуры, а также позволило идентифицировать целый ряд разновидностей стилей педагогической деятельности учителей физической культуры. Изучение разновидностей защитных стилей учителей физической культуры и гендерных различий стиля педагогической деятельности дало наглядные примеры действия адаптационных и компенсационных механизмов стиля, позволяющих достигать сращивания внутренних и внешних условий деятельности, и тем самым - гибкого приспособления учителя к предъявляемым к нему требованиям ради успешности педагогической деятельности. Хотя изучение динамики стиля не было выделено в числе задач нашего исследования, полученные данные позволяют нам косвенным образом судить о процессах развития стиля педагогической деятельности.
Сопоставление показателей стиля и свойств интегральной индивидуальности у педагогов с разным опытом (педагогическим стажем) и профессиональным мастерством свидетельствует о том, что при продвижении учителя по ступеням профессионализации его стиль становится более структурированным (в нём увеличивается количество взаимосвязей между отдельными составляющими и эти связи становятся более отчётливыми), а также возрастает представленность в стиле таких характеристик как уравновешенность, активность, уверенность в себе, креативность, импровизационность, склонность к творческому и проблемному мышлению.
Не все из аспектов стиля деятельности учителя физической культуры были рассмотрены в настоящем исследовании. За его рамками остался вопрос зависимости стиля деятельности педагога от особенностей контингента учащихся, стоящих перед педагогом целей и задач.
Рассмотренные в нашем исследовании вопросы особенностей стиля педагогической деятельности непосредственно соотносятся с проблемами становления и развития профессионального мастерства учителя и его личностной самореализации, решение которых имеет большое практическое значение. В новом понимании задач современного профессионального образования и сущности педагогической деятельности, изложенном в докладе комиссии по образованию ЮНЕСКО под руководством Жака Делора, делается акцент на то, чтобы обеспечить каждому возможность понять другого во всём своеобразии и понять мир, а для этого педагогу необходимо научиться понимать самого себя, прилагая внутренние усилия, основанные на знаниях и опыте. Мы полагаем, что полученные нами данные могут быть полезны педагогам физического воспитания в целях формирования адекватного индивидуальности стиля деятельности и развития рефлексивных способностей. Многие трудности в работе учителя обусловливаются наличием как бы «слепых пятен» в его сознании - тем, что каких-то навыков, особенностей поведения, двигательных либо вербальных привычек, находящихся на периферии его сознания, он просто не замечает. В практическом плане цель применения анализа стиля состоит в том, чтобы познание педагогом самого себя последовательно расширялось и углублялось, что является необходимым условием формирования неповторимого и гармоничного педагогического стиля. Лишь стиль, в котором заложено соответствие учителя своей «природе», может обеспечить ему возможность наиболее полно реализовать свой педагогический потенциал.
1. Абрамова Г.С. К проблеме диагностики педагогической позиции // Психология учителя. 2018. С.34-42.
2. Адлер А. Наука жить [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=899(дата обращения 18.04.2019)
3. Адольф В.А., Бакшеева З.К., Степанова И.Ю., Зайцева М.С., Озерец И.Г. Новые компетенции педагога для нового ученика. Часть 1. Теоретический аспект / монография / [Электронный ресурс] Электрон. дан. Систем. требования: РС не ниже класса Pentium I ADM, Intel от 600 MHz, 100 Мб HDD, 128 Мб RAM; Windows, Linux; Adobe Acrobat Reader. - Загл. с экрана. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017.
4. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. М.: Просвещение, 2016. С.51-57.
5. Бодалев А.А. Личность и общение [Электронный ресурс]. URL:http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12366 (дата обращения 18.04.2019)
6. Воробьёв Н.Б. Исследование стилей руководства студентов факультета физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2017. № 11 - С.31-42.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2016. 536с.
8. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Психология стилей человека: учебное пособие. М., Пермь: Изд. «Книжный мир», 2015. 128 с.
9. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя физического воспитания на уроке и его формирование у студентов: автореф. дисс. ...канд. психол. наук / З.Н. Вяткина. Л., 1977. 19 с.
10. Ганзен В.А. Системные описания в психологии [Электронный ресурс]. URL: http://osp.kgsu.ru/library/PDF/349.pdf (дата обращения 18.04.2019)
11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии [Электронный ресурс]. URL: https://bookap.info/praktik/granovskaya_elementy_prakticheskoy_psihologii(дата обращения 18.04.2019)
12. Деркач А.А. Акмеология: учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2015. 650с.
13. Долгополова И.В. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности учащихся / XIX Мерлинские чтения: материалы конференции. Пермь, 2014. С.56-57.
14. Жданова С.Ю. Стиль учебной деятельности и его развитие (на материале исследования студентов-филологов и математиков): автореф. дисс. ... канд. психол. наук / С.Ю. Жданова. Пермь, 2017. 24 с.
15. Жуванов И.Б. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителей: дисс. ... канд. психол. наук / И.Б. Жуванов. Ташкент, 2015. 174 с....(48)