Введение 3
1 глава. Развитие лингвострановедческой компетенции в
школе 22
1.1 Теория развития лингвострановедческой компетенции 22
1.2 Развитие лингвострановедческой компетенции на основе УМК СОО
по английскому языку 29
1.3 Кино и видео сюжеты как средство формирования и развития лингвострановедческой компетенции 38
2 глава. Возможности использования художественных фильмов о коренном населении новой Зеландии для развития
лингвострановедческой компетенции 47
2.1 Новые тенденции Новозеландского кинематографа 47
2.2 Современный Новозеландский кинематограф о маори как средство
развития лингвострановедческой компетенции 51
2.3 Методические рекомендации по развитию лингвострановедческой
компетенции на уроке иностранного языка в школе 57
Заключение 67
Список источников и литературы 70
Приложение 77
Основной целью обучения иностранному языку в условиях школы является развитие коммуникации с помощью данного языка. Язык отражает культуру народа и, как следствие, овладение обучающимся другого языка - это приобретение знаний о культуре народа носителей. Вместе с развитием навыков коммуникации, лингвострановедение тоже становится одной из главных компетенций в процессе обучения иностранному языку в школе.
Актуальность представленной темы обусловлена необходимостью интеграции в образовательный процесс по изучению иностранного языка условий поликультурной среды в связи с необходимостью развития целого ряда компетенций, в их числе и лингвострановедческой компетенции. На сегодняшний день стоит задача сохранения культурного многообразия коренных народов в современном мире. Иными словами, этот термин означает - поликультурность и это явление имеет большое значение, поскольку данный аспект включает в себя не только толерантное отношение к разным культурным проявлениям, например разговору на родном языке, но и исследование различных культурных практик.
Маори — это коренное население Новой Зеландии, обладающее уникальной и богатой историей. Сотни лет назад эти древние племена пересекли океан, чтобы обосноваться на Северном и Южном островах. История маори Новой Зеландии начинается с давних времен. В первобытные времена маори селились в различных регионах Новой Зеландии, ведя активный образ жизни, охотясь и собирая плоды богатой природы. Со временем они основали собственную культуру и вели образ жизни, связанный с уникальной духовной практикой и прочными семейными узами.
Одной из самых важных черт культуры маори является их стремление к гармонии с природой. Их образ жизни крайне устойчивый и стремится к сохранению баланса между соблазнами современного мира и традиционными ценностями маори. маори регулярно проводят ритуалы и церемонии, с помощью которых они связываются с землей, водой и воздухом. Это помогает 3
им поддерживать гармонию и связь с природой, которая возникла много веков назад.
Одним из наиболее значимых аспектов культуры маори является их язык, традиционно известный как «Те Рео маори». Этот язык является живым доказательством их наследия и уникальности. Он существовал еще задолго до прибытия европейцев, и, несмотря на попытки подавления и пренебрежения, народ маори успешно сохранял и преумножал свою языковую культуру. В настоящее время власти Новой Зеландии активно поддерживают изучение и использование языка маори, признавая его важность и значимость для культурного разнообразия и национальной идентичности страны. Несомненно, одним из самых известных явлений культуры маори является художественная интеграция с их татуированным искусством. маори мастерски применяют эту форму искусства для изображения своего наследия, историй, символики и личной идентичности. Традиционные татуировки маори, называемые «та моко», уникальны и распознаваемы во всем мире. Сегодня такие татуировки стали источником гордости и отличительной чертой культуры маори.
Однако, культура маори Новой Зеландии прошла серьёзные испытания колонизацией и междоусобными войнами. Эти процессы по своим результатам приближены к геноциду, а социальные и экономические неравенства постепенно снижали влияние маори на политику и экономику страны. В последнее время культура маори переживает подъем благодаря стремлению возродить свои традиции, язык и искусство. Значительные усилия и реформы правительства помогли сохранить и охранять маори их культурное наследие, что дало новый виток для процветания этой уникальной культуры.
Новейшая история Новой Зеландии неразрывно связана с маори, и в немалой степени с их традициями. Этот народ, сохраняющий свою культуру и идентичность, продолжает продвигать свое наследие и культурное богатство, такая деятельность становится источником гордости для всех жителей Новой Зеландии и вдохновением для остального мира, особенно для малочисленных народов.
Формирование и развитие лингвострановедческой компетенции при изучении английского языка не представляется возможным без знаний о коренном населении Новой Зеландии, как части истории периода колонизации данного региона Великобританией и как неотъемлемой составляющей современного англоговорящего мира.
...
В современном образовании все больше уделяется внимания использованию художественных фильмов в различных учебных целях. В данной работе мы рассмотрели вопрос об использовании художественных фильмов о коренном населении Новой Зеландии для развития лингвострановедческой компетенции в старшей школе.
Один из главных аспектов, который мы изучили, исследуя Новозеландский кинематограф - это развитие навыков лингвистического анализа и интерпретации. Фильмы позволяют учащимся исследовать исторические и культурные аспекты жизни коренного населения, а также развивать языковую компетенцию через анализ диалогов и монологов на английском языке. Кроме того, художественные фильмы о коренном населении Новой Зеландии предоставляют уникальную возможность погрузиться в мир местных традиций и обычаев. С помощью этого рода фильмов учащиеся могут лучше понять особенности языка и культуры этого народа, что способствует развитию не только их лингвострановедческой, но и социокультурной компетенции.
Также, кино может стать эффективным средством межкультурной коммуникации и улучшения понимания различных культурных аспектов. Коренное население Новой Зеландии имеет свои уникальные традиции и ценности, которые можно лучше понять через изучение их кинематографии. Фильмы позволяют учащимся получить визуальное представление о жизни и культуре коренного населения, что содействует развитию их лингвострановедческой компетенции и формированию уважения к разнообразию культур мира.
Использование художественных фильмов по истории коренного населения Новой Зеландии в старшей школе является эффективным средством для развития лингвострановедческой компетенции учащихся. Подобный подход позволяет не только углубить знания о истории и культуре данной страны, но и развить языковые навыки, коммуникативные умения и межкультурную компетенцию. В целом, внедрение художественных фильмов в учебный процесс стимулирует интерес учащихся к изучению истории и культуры коренного населения Новой Зеландии, способствует их активному участию в образовательном процессе и привносит новые возможности для обучения и развития.
В данной работе мы дали обоснование важности лингвострановедческой компетенции на основании ФГОС, определили понятие лингвострановедческой компетенции. Выявили, что наиболее эффективными элементами для развития лингвострановедческой компетенции, являются именно задания в Spotlight, с его гибкостью и разнообразностью подходов к образовательному процессу. Именно там мы видим реализацию чтения аутентичных текстов лингвострановедческого содержания, использование песенного материала, а также сравнительно - сопоставительный метод.
Мы выяснили, что кино и видео сюжеты играют важную роль в формировании и развитии лингвострановедческой компетенции. Они предоставляют уникальную возможность погрузиться в языковую и культурную среду определенной страны или региона, расширить словарный запас и улучшить понимание речи носителей языка.
Мы также определили роль фильмов и видеосюжетов как средства развития лингвистических и культурных способностей. Использование визуальных материалов на школьных уроках и факультативных занятиях по иностранному языку позволяет учителям развивать у учащихся все четыре вида деятельности, а именно в чтение, письмо, говорение и аудирование. А также позволяет привлекать их внимание интересными уроками и мотивировать к дальнейшему изучению культуры других стран. Все эти аспекты позволяют учащимся наиболее эффективно развивать лингвострановедческую компетенцию.
...
1. Племена маори, 1800 // Planetolog URL: http://planetolog.ru/map- historv.php?tvpe=167 (дата обращения: 23.02.2024).
2. Экспедиции Тасмана и Кука (Новая Зеландия) // Planetolog URL: http://planetolog.ru/map-historv.php?tvpe=242 (дата обращения: 23.02.2024).
3. Audience Atlas New Zealand 2014 // Atrs Council of NZ URL: https://creativenz.govt.nz/development-and-resources/research-and- reports/audience-atlas-new-zealand-2014 (дата обращения: 12.01.2024).
4. Culture 101 Arts News: November 19 2023 // RNZ URL: https://www.rnz.co.nz/national/programmes/culture101/audio/2018915995/culture- 101 -arts-news-november- 19-2023(дата обращения: 15.11.2023).
5. Establishing a certificated puna kohungahunga (Maori language playgroup) // «National Education" URL:
https://www.education.govt.nz/early-childhood/running-a-service/starting-a- service/establishing-a-puna-kohungahunga/maori-language-glossary/(дата обращения: 20.02.2024).
6. Indigenous Studies: Aotearoa/New Zealand // The Oxford Encyclopedia of Literary Theory URL:
https://oxfordre.com/literature/display/10.1093/acrefore/9780190201098.001.0001/ acrefore-9780190201098-e-984?rskey=a7TISs&result=1 (дата обращения:
01.02.2024).
7. Mindblown: a blog about philosophy. // «Round Table NZ" URL: https: //www. roundtable .co. nz/news-events/ (дата обращения: 20.02.2024).
8. New Zealand Legislation "Jack Kent Gunn's report "On the Department of Maori Affairs 1961"." от 01.09.1961 № 345N-46 // Parliamentary counsel office. - 1961 г. - № 1. - Ст. 1. URL: https://teara.govt.nz/en/photograph/35957/silent- rangatahi-at-waitara (Дата обращения 23.02.2024)
9. New Zealand Legislation "New Zealand Film Commission Act 1978" от 12.10.1978 № No 61 // Parliamentary counsel office. - 1978 г. - № 1. - Ст. 1. URL: https://legislation.govt.nz/act/public/1978/0061/latest/whole.html(Дата обращения 11.02.2024)
10. New Zealand Legislation "Films, Videos, and Publications Classification Act 1993" от 26.08.1993 № No 94 // Parliamentary counsel office. - 1993 г. - № 1. - Ст. 1. URL :
https://www.legislation.govt.nz/act/public/1993/0094/latest/DLM312895.html (Дата обращения 01.01.2024)
11. New Zealanders and the Arts 2020 — Ko Aotearoa me ona Toi 2020 // Atrs Council Of NZ URL:
https://creativenz.govt.nz/Development-and-resources/Research-and-reports/New- Zealanders-and-the-Arts-2020-Ko-Aotearoa-me-ona-Toi-2020 (дата обращения: 12.01.2024).
12. New Zealand Geographer // Research NZ URL:
https: //research. com/j ournal/new-zealand- geographer (дата обращения:
20.02.2024).
13. Niki Caro - Whale Rider (2002) // Cinema of the World URL: https://worldscinema.org/2021/01/niki-caro-whale-rider-2002/ (дата обращения: 23.02.2024).
14. Story: Theatres, cinemas and halls // Te Ara URL: https://teara.govt.nz/en/theatres-cinemas-and-halls (дата обращения: 01.02.2024).
15. Story: Population change // Te Ara URL:
https://teara.govt.nz/en/population-change/page-2 (дата обращения: 01.02.2024).
... всего 34 итсочников