Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аутентичные художественные фильмы как средство развития социокультурной компетенции старшеклассников при обучении иностранному языку

Работа №97646

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Роль художественных фильмов и методика работы с ними для развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка 6
1.1 Социокультурная компетенция как одна из важных составляющих
коммуникативной компетенции 6
1.2 Потенциал использования художественного фильма на уроках
иностранного языка 14
1.3 Аутентичные видеоматериалы как один из приемов развития
социокультурной компетенции 19
1.4 Методика работы с аутентичными видеоматериалами на уроках
английского языка 23
Глава 2. Развитие социокультурной компетенции старшеклассников в общеобразовательной школе 31
2.1 Исследование уровня социокультурной компетентности у старшеклассников 31
2.2. Разработка упражнений для формирования социокультурной
компетенции 35
2.3. Анализ результатов на контрольном этапе эксперимента 50
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение 1 67
Приложение 2 70


В современном мире тенденции развития языкового образования занимают весьма важное место в развитии человека в целом. Для того, чтобы свободно общаться с носителями языка, избегая возможных трудностей с корректным пониманием, важно не только обладать сформированной коммуникативной компетенцией, но и знать культурные нормы страны, обладать знаниями об особенностях социального быта, образа жизни, владеть языковыми реалиями, что сложно сделать, находясь вне страны изучаемого языка. Не находясь в языковой среде, не видя страну изнутри, порой весьма сложно овладеть социокультурной компетенцией, которая позволяет не только расширить кругозор, но и развить непосредственно коммуникативные компетенции. К сожалению, не всегда есть возможность поехать в страну изучаемого языка, чтобы активно общаться с носителями языка и ближе знакомиться с социальными и культурными нормами. Чтобы иметь понимание об особенностях национальной культуры и избежать возможных трудностей, многие ученые рекомендуют использовать аутентичные художественные материалы.
В условиях процесса мировой интеграции, который стремительно набирает обороты, выдвигаются уже новые требования к личности, основным достоянием которой становится общая культура и общечеловеческие ценности, способность и желание самостоятельно совершенствоваться и своей деятельности и участвовать в формировании социокультурной компетенции.
Однако, актуальные социокультурные процессы настолько динамичны, что их констатация, а тем более детальное рассмотрение, требуют введения новых взглядов на изучение социокультурных компетенций.
Понятие компетенции сравнительно новое и за последние годы в научной литературе появилось довольно большое количество работ, в которых содержится определение компетенции.
По утверждению А.В. Хуторского, компетенция есть комплекс различных качеств личности, которые нужны для качественных и продуктивных действий, нацеленных на них, относящихся при этом к конкретной сфере предметов или процессов. К таким качествам можно отнести навыки, умения, знаний и способы деятельности. [Хуторской 2008: 7] Многие лингвисты, как, например, М. Бирам, Г. В. Елизарова, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, И. Л. Бим изучают различные методы развития и формирования социокультурной компетенции.
Актуальность исследования вызвана недостаточной разработанностью теоретических подходов к организации процесса развития социокультурной компетенции с применением аутентичных видеоматериалов при обучении английскому языку старшеклассников.
Исходя из актуальности исследования, можно определить проблему, а именно - необходимость разработки комплекса упражнений, направленных на развитие социокультурной компетенции
Объектом исследования является развитие социокультурной компетенции при обучении ИЯ.
Предмет исследования - аутентичный художественный фильм как средство развития социокультурной компетенции при обучении ИЯ.
В рамках исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «социокультурная компетенция»
2. Определить потенциал художественных фильмов в обучении английскому языку.
3. Рассмотреть аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции
4. Изучить методику работы с художественными фильмами на занятиях по английскому языку.
5. Разработать комплекс упражнений для развития социокультурной компетенции посредством использования художественных фильмов.
6. Апробировать комплекс упражнений и проанализировать результаты апробации
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ
- синтез
- обобщение
- сравнение
- моделирование
- эксперимент
- тестирование
Методологической и теоретической базой послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов Ф. Столлер, М. Аллан, Д. Стюарт, Е.Н. Солововой, Г.В. Роговой, И.Л. Бим и др.
Эмпирической базой исследования является аутентичный художественный фильм. Материалом исследования являются фильмы «Mog’s Christmas calamity» (2015), «Boyhood» (2014), клипы, фрагменты видеорепортажей.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проделанного нами исследования был выявлен большой потенциал методики преподавания английского языка на основе аутентичных художественных фильмов, который реализуется через наглядность видеоматериалов, их соответствие действительности, создание на основе видеоматериалов речевых ситуаций, наиболее приближенных к реальным, эстетическую функцию кино.
В работе были рассмотрены аспекты, которые необходимо учитывать при использовании художественных фильмов в преподавании английского языка: техническая характеристика видеоматериалов, организация уроков на основе фильмов, наиболее эффективное использование кинофильмов, трудности при обучении и другие проблемы, с которыми может столкнуться учитель при использовании художественных фильмов в обучении. В соответствии с этим были определены следующие критерии отбора художественных фильмов:
1. соответствие языкового содержания фильма уровню знаний учеников;
2. соответствие содержания учебным целям;
3. соответствие интересам, а также возрастным, социальным и психологическим особенностям учащихся;
4. лингвистическая насыщенность;
5. соотношение звукового и зрительного ряда;
6. отражение социокультурной реалии;
7. художественная ценность;
8. продолжительность фильма.
Правильно отобранные фильмы способствуют формированию межкультурной компетенции учащихся, развитию художественно - эстетических и познавательных потребностей и мотивов, а также формированию интеллектуальных, лингвистических, культурологических, коммуникативных способностей.
Целью данной работы было предложить методику обучения социокультурной компетенции в условиях работы в общеобразовательной школе.
Для достижения данной цели был проведен анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся вопросов обучения английскому языку, проанализированы различные подходы к обучению чтению; определены цели и задачи обучения чтению в средней школе, проведен анализ потребностей школьников при обучении на иностранном языке, а также предложена методика обучения на английском языке на основе социокультурной компетенции как части данной компетенции.
Эффективность методики была апробирована в ходе экспериментальной работы на базе средней школы. Результаты эксперимента выявили высокие показатели выработки навыка чтения у учащихся экспериментальной группы, на фоне средних показателей учеников контрольной группы, которые занимались по другой методике.
Как показывают современные реалии, в большинстве школьники не обладают умениями, необходимыми для реализации социокультурной компетенции. Они не обладают достаточными знаниями, не способны оценить общее и различное в других языках.
В ходе анализа мы выяснили, что проблемы эти можно преодолеть, работая по двум направлениям - расширять культурологические знания и фоновые знания и обучать рефлексии и сравнению. При этом написание текстов реализуется на основании систематической работы не только при помощи отдельных упражнений, но и при помощи специально организованных занятий на основе курса.
В результате исследования было установлено, что педагогический потенциал методики преподавания английского языка на основе художественных фильмов может быть реализован посредством учебно-методического комплекса, дополненным художественными фильмами и другими аутентичными видеоматериалами, формами работы с ними, заданиями к каждому видеоряду.
В исследовании была рассмотрена методика работы на уроке английского языка на основе художественных фильмов: методы и приёмы работы с фильмом, организация его просмотра во время урока, упражнения к фильму. Приведённая методика обучения на основе художественных фильмов способствует эффективному формированию не только социокультурной компетенции, но и навыков аудирования, устного общения, обучению лексике, грамматике, повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.
Материал данного исследования может быть использован как студентами в ходе педагогической практики, так и учителями на уроках английского языка, так как он дополняет рабочие материалы, отрабатывающие проблемы недостаточной компетенции в сфере социальной культуры страны изучаемого языка.


1. Анурова И.В. Формирование функциональной социокультурной грамотности на среднем этапе обучения в школе с углубленным изучением иностранного языка (на материале испанского языка): дис. . канд. пед. наук. — М., 2001.-215 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. Теория и практика преподавания языков. - СПб.: Златоуст. - 2008. - 448с.
3. Афанасьева О., Дули Д., Михеева И. Английский язык. Spotlight. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2017 - 248 с.
4. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иноязычной речи // Иностранные языки в школе. 1999. № 3. 17с.
5. Барышников Н. В., Жоглина Г. Г. Использование аутентичных видеодокументов в обучении // Иностранные языки в школе. 1998. № 4. 124 с.
6. Биболетова М.З. , Трубанёва Н.Н. Английский язык Enjoy English 10 класс. М.: Дрофа, 2009 - 216 с.
7. Бим, И. Л. Иностранные языки в школе. - 2002.-с. 38-43.
8. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам. — М., 1977. 254 с.
9. Бим И.Л. О преподавании иностранного языка на современном этапе // ИЯШ, №3, 1995.
10. Васильева E.H., Павлова H.H. Социокультурное образование XXI века: проблемы, поиски, решения // Фундаментальные исследования. 2008. - № 9. -С. 110-112.
11. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.,1983. — 269 с
12. Воловикова М.Л. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции лингвиста-переводчика на основе проектов ФГОС ВПО третьего поколения и общеевропейских стандартов языкового образования: коллективная монография - Ростов: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 176 с.
13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя М.: АРКТИ, 2000. -165 с.
14. Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка М.: Учпедгиз, 1947. - 222 с.
15. Дубровин М. И. Учебное кино и диафильмы в обучении английскому языку в средней школе: пособие для учителей средней школы. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ