Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тувинские женские украшении: истории и современность

Работа №17029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

технология производства продукции

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
976
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико - методологические основы изучения женских украшений 6
1.1. История женских украшений тувинцев 6
1.2. Классификация тувинских украшений 10
Глава 2. Технология изготовления женских украшений 16
2.1. Сравнительный анализ женских украшений народов алтайской
культурной общности Сибири: якутов, хакасов, сибирских татар,
бурятов и тувинцев 16
2.2. Традиционная и современная технологии изготовления женских украшений 41
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 54


Актуальность исследования. Тувинская традиционная культура и обычаи являются неотъемлемой частью исторического наследия Республики Тыва. Одним из важных элементов этнической культуры, отличающихся значительной устойчивостью и преемственностью, ярким выразителем ее специфических черт и уровня развития является традиционный костюм и, в частности украшения. Украшение как древнейшее полифункциональное явление этнической культуры со сложной символикой, в котором отражены древние религиозные представления и особенности художественных традиций, является одним из традиционных объектов этнографических исследований.
Украшение - это один из компонентов материальной и духовной культуры народа, свидетельствующий о развитии традиций. Так как украшения являются одним из важных элементов в структуре поведения: они диктуют и декларируют поведение владельца, а также воздействуют на сознание окружающих, организуя, в свою очередь, их поведение. Украшения отсылают ко времени, климатическим условиям, конфессиональной принадлежности, полу, возрасту, социальному статусу.
В украшениях виделось выражение достатка и достоинства, которые владелец стремился подчеркивать в своем внешнем облике. При внимательном рассмотрении можно судить о привычках и привязанностях,определить уровень притязаний владельца. Украшения подчеркивают доминирующие формы поведения, принятые в данной культуре, обозначают статус владельца в обществе, что особенно наглядно в традиционной культуре.
Национальные женские украшения являются концентрированным отражением истории народа; символической моделью культурно-исторических связей. Любая вещь, созданная человеком, обладает как утилитарными, так и символическими свойствами. В этом плане украшения содержат минимум «вещности» и максимум «знаковости» как наиболее символически «загруженная» составляющая национального костюма.
В связи с этим актуальными становятся умения человека ориентироваться в современной культуре тувинцев, и заимствовать предметы и аксессуары из традиционной культуры.
Основной целью исследования является изучение истории,современного состояния и технологии изготовления женских украшений тувинцев.
Для поставленной цели исследования были сформулированы следующие основные задачи:
- изучить историю женских украшений;
- рассмотреть классификацию украшений;
- сравнить женские украшения народов алтайской культурной общности Сибири;
- рассмотреть традиционные и современные технологии изготовления украшений.
Объектом исследования являются традиционные женские украшения тувинского народа.
Предметом исследования является технология изготовления ювелирных украшений в современных условиях.
Методы: описательный, сравнительный, метод наблюдения,обобщения, индукции и дедукции, наглядный, иллюстративный метод.
Степень разработанности: изучению традиционной культуры, в частности, украшений тувинцев посвящены работы С.И. Вайнштейна, А.П.Потапова, Л.Ш. Сата, Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. и др. В настоящее время по данной теме работают А.О. Дыртык - оол, С.В. Зайцева, М.С. Кухта,Т.А. Ондар, А.Б. Ондар.
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том,что материалы исследования могут служить методическим материалом для кружков и для учителей технологии в общеобразовательной школе. 
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, степень изученности темы, определяется цель, задачи и методы исследования, а также теоретическая и практическая значимость и структура работы.
В первой главе «Теоретико - методологические основы изучения женских украшений» рассмотрена история женских украшений и их классификации.
Во второй главе «Технология изготовления украшений» рассмотрен сравнительный анализ женских украшений якутов, хакасов, сибирских татаров, бурятов и тувинцев, а также традиционные и современные технологии изготовления украшений тувинцев.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Украшения являются неотъемлемым элементом этнической культуры.
Таким образом, тувинские женские украшения имеют древнюю историю.
Украшение как древнейшее полифункциональное явление этнической культуры со сложной символикой, в котором отражены древние религиозные представления и особенности художественных традиций, является одним из традиционных объектов этнографических исследований.
Украшения являются одним из компонентов материальной и духовной культуры тувинского этноса, которые делятся на следующие основные виды: украшения для прически, для ушей, рук и пальцев и для пояса.
Сравнительно-сопоставительная характеристика украшений тувинцев, бурят,якутов, сибирских татар, хакасов, алтайцев дала возможность составить общую классификацию украшений, а также провести типологизацию по отдельным категориям. Типологии четко проявляются между якутскими,тувинскими и бурятскими, татарскими украшениями, а также якутскими,алтайскими и хакасскими, что еще раз подтверждает родственные корни изучаемых народов, которые создали своеобразную, оригинальную культуру.
При всем разнообразии традиционных женских украшений народов алтайской культурной общности Сибири в них можно проследить черты общности технических и художественных приемов выполнения - типические формы, композиция, приемы орнаментации.
Традиционный комплекс украшений народов был связан с художественной обработкой металла. В основном они использовали серебро,медь и ее сплавы (бронзу и латунь), олово, железо и в очень небольшом количестве золото.
Среди техник художественной обработки металла наиболее распространенным у народов алтайской культурной общности Сибири являлся способ литья по выжженной модели. Его происхождение связано с культурами земледельческих народов Центральной Азии и Китая,контактировавшими с Сибирью в Средние века. 
Основным традиционным технологиям тувинцев является ковка,чеканка, гравировка. При обработке металла тувинские мастера использовали различные приемы. Наиболее распространенными способами были серебрение, насечка, гравировка, чеканка, штамповка, ковка.
В настоящее время наши современные мастера тоже используют эти технологии. Например, к ним относится мастер, ювелир Олчей А.С. Его работы известны за пределами республики Тыва.
В условиях современной российской действительности сохранение самобытного национального искусства разных народов становится одним из приоритетных направлений в области культуры и искусства.



1. Акимова А.С. Якутские термины традиционных женских ювелирных украшений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015, №9 - 1 (51). - С. 16 -18.
2. Аксенова Н.В., Бадмаев Д.В. Бурятская национальная одежда как способ
укрепления национальной идентичности // Молодой ученый. - 2014 - № 21(80). - С. 72 - 73.
3. Акчурина З.А., Ефимова А.М, Смринов А.П., Хованская О.С.
Исследование города Болгара // КСИИМК, 1943.
4. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят / В.Д. Бабуева. Улан - Удэ: Улзы, 2001.
5. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм (опыт историко -
этнографического исследования) / Р.Д. Бадмаева. Улан - Удэ : Бур. кн. изд -во, 1978.
6. Бадмаева Р.Д. Одежда и украшение верхоленских бурят / Р.Д. Бадмаева //
Буряты в настоящем и прошлом. Улан - Удэ : Бур. КН. изд - во, 1980. - С.65- 73.
7. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие
труды [Текст] / А.В. Бакушинский. - М.: Сов. Художник, 1981.
8. Буряты: традиции и культура / Отв.ред. Д.С. Цыбенова. Улан - Удэ : Соел паблишере, 1995 .
9 Банаева В.А. Женские украшения Предбайкальских бурят // Известия
Российского государственного педагогического университета им. Герцена А.И. 2010. - С. 13 - 21.
10. Березин И.Н. Булгар на Волге. - Казань,1853.
11. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996.
12. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М.: Наука, 1974.
13. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят / К.В. Вяткина. Л. : Наука,1969. 
14. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. - Новосибирск:Наука, 1972.
15. Грумм - Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.Ш,
вып. I. [Текст] / Г.Е. Грумм - Гржимайло. - Л.: Лен. Издат., - 1991.
16. Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья XIV XVIII вв. / А.И. Гоголев. - Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1990.
17. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве
народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений,забав, вероисповеданий и других достопамятностей / И.Г. Георги. СПб. : Рус.симфония, 2007.
18. Дыртык - оол А.О. Тувинские женские украшения в коллекции
национального музея Республики Тыва // В мире научных открытый. 2014. №5.1 (53). - С. 251 - 258.
19. Зайцева С.В. Семантика традиционных тувинских национальных украшений в современном этнодизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2014 г. -. № 2. - С. 39 - 42.
20. Зайцева С.В., Зайцев К.С. Имели ли накосные украшения оберегающие
функции? // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно - Алтая: Материалы II международной научно-практической конференции молодых ученых,аспирантов и студентов. - 2014г. - С. 65 - 66.
21. Король Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки, 1985.
22. Краеведческий музей г. Хабаровск Электронный ресурс. Режим доступа:
http: //www.hkm.ru.
23. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века):
историко-этнографический материал о народах Сибири и Северо - Востока /Я.И. Линденау. Магадан : Магаданское кн. изд - во, 1983. 
24. Ляпина А.С., Арвентьева Н.А. Использование образов архитектуры в
дизайне ювелирных украшений // Gaudeamus Igitur. 2015. № 1. - С. 105 -198.
25. Мартьянова. Н.М. Тувинская этнографическая коллекции минусинского краеведческого музея им - Абакан: ООО «Кооператив», 2009.
26. Москвина М.В. Техническое и декоративное исполнение женских
украшений Саяно - Алтайских тюрских народов в конце XIX начале XX в.,Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 4 (24).С. 83 - 86.
27. Миллер Г.Ф. История Сибири. T.II / Г.Ф. Миллер. 2 - е изд., доп. - М. :
Издательская фирма РАН, Восточная литература, 2000.
28. Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго - Восточной Якутии / С. И.Николаев. - Якутск : Як. кн. изд - во, 1964.
29. Назаров И.И. Традиционное хозяйство и культура жизнеобеспечения
кумандинцев во второй половине ХІХ — первой половине ХХ в. : дис. канд.ист. наук. М., 2003.
30. Оюн, А.К. «Тувинские накосные украшения - боошкун, чавага»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2015/10/04/tuvinskie-nakosnye-ukrasheniya-booshkun-chavaga.^
31. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства / П. С. Паллас. М.: РГБ, 2006.
32. Павлинская Л.Р. Некоторые вопросы техники и технологии художественной обработки металлов // Материальная и духовная культура народов Сибири. Сб. МАЭ. Л.: Наука, 1988. Т. XLII . -C. 71 - 86.
33. Сангы - Бадра Р.Р. К вопросу о подходе к типологической классификации
тувинских серег XIX - начала XX века // Современные тенденции в науке и
образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 5 частях. Часть I.М.: «АР - Консалт», - 2015 г. - С.102 - 103. 
34. Сандый А.Д. Сакральные и культовые значения причесок женщин мира //
Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016 г. - № 4 - 3 (76). - С. 152- 161.
35. Смоляк А.В. Свадебная обрядность: Нанайцы. Негидальцы. Нивхи.
Орочи. Удэгейцы. Ульчи / А. В. Смоляк // Семейная обрядность народов
Сибири: опыт сравнительного изучения. - М. : Наука, 1980.- С.61 - 78.
36. Туголуков В.Л. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири /В.Л.Туголуков. М : Наука, 1895.
37. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX
начало XX в.) / Е.М. Тощакова. - Новосибирск, Наука, 1978.
38. Трифонова С.В. Украшения населения Саяно - Алтая гунно-сарматской
эпохи: автореф. дис. канд. ист. наук / С.В. Трифонова; Алтайский государственный университет, 2006.
39. Тохтобина А.И. Сборник материалов районного семинара «noFo:
древность и современность». Составитель. - Аскиз, 2007.
40. Доржу З.Ю. К общим вопросам кочевой общины тувинцев на рубеже XIX
- XX вв. / З.Ю. Доржу, А.Ч. Ашак-оол // Природные условия, история и
культура западной Монголии и сопредельных регионов. - Томск, 2001. - С.119 - 120.
41. Смирнова Е.Ю. Одежда татар Среднего Прииртышья: этнокультурные
связи и контакты. Новосибирск: Изд - во архелогии и этнографии СО РАН,2004.
42. Система научного описания музейного предмета: классификация,
методика, терминология. Справочник. СПб.: Арт - люкс, 2003.
43. Смирнов А.П. Волжские булгары. - М., 1951.
44. Сафронов М.И. Использование этнографических источников для
изучения семантики орнамента украшений средневековых кочевников Алтая
в сборнике: Этнография Алтая и сопредельных территорий материалы
международной научно - практической конференции. Отв. Редакторы:Демин М.А., Щеглова Т.К., 2003. 
45. Хабибулина Д.Г., Капошко И.А., Ювелирные бренды современной
России // Сборник трудов XVIII Всеросситйской научно - практичекой
конференции и смотра - конкурса творческих работ студентов, аспирантов и преподавателей по направлению «Технология художественной обработки материалов» Костромский государственный университет; под редакцией Галанина С.И., 2015. - С. 440 - 444.
46. Федорова М.В. Этнолокальные особенности украшений забайкальских
бурят // Вестник Санкт - Петербургского университета. Серия 2. История 2010. № 3. - С. 53 - 60.
47. Фихнер М.Ф. Шейные гривны / М.Ф. Фихнер // Очерки по истории русской деревни X XIII вв. - М. : Наука, 1967. - С.55 - 70.
48. Цыбенова Д.С. Буряты: традиции и культура / Д.С. Цыбенова Улан-Уде:Соел паблишере, 1995.
49. Эдоков В.И. Художественная обработка металла в Горном Алтае //
Проблемы изучения древней культуры населения Горного Алтая. Горно -
Алтайск: Изд - во Горно - Алтайского НИИЯЛИ, 1988. - С. 260 - 274.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ