Введение
Глава 1. Теоретико - методологические основы изучения женских украшений 6
1.1. История женских украшений тувинцев 6
1.2. Классификация тувинских украшений 10
Глава 2. Технология изготовления женских украшений 16
2.1. Сравнительный анализ женских украшений народов алтайской
культурной общности Сибири: якутов, хакасов, сибирских татар,
бурятов и тувинцев 16
2.2. Традиционная и современная технологии изготовления женских украшений 41
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 54
Актуальность исследования. Тувинская традиционная культура и обычаи являются неотъемлемой частью исторического наследия Республики Тыва. Одним из важных элементов этнической культуры, отличающихся значительной устойчивостью и преемственностью, ярким выразителем ее специфических черт и уровня развития является традиционный костюм и, в частности украшения. Украшение как древнейшее полифункциональное явление этнической культуры со сложной символикой, в котором отражены древние религиозные представления и особенности художественных традиций, является одним из традиционных объектов этнографических исследований.
Украшение - это один из компонентов материальной и духовной культуры народа, свидетельствующий о развитии традиций. Так как украшения являются одним из важных элементов в структуре поведения: они диктуют и декларируют поведение владельца, а также воздействуют на сознание окружающих, организуя, в свою очередь, их поведение. Украшения отсылают ко времени, климатическим условиям, конфессиональной принадлежности, полу, возрасту, социальному статусу.
В украшениях виделось выражение достатка и достоинства, которые владелец стремился подчеркивать в своем внешнем облике. При внимательном рассмотрении можно судить о привычках и привязанностях,определить уровень притязаний владельца. Украшения подчеркивают доминирующие формы поведения, принятые в данной культуре, обозначают статус владельца в обществе, что особенно наглядно в традиционной культуре.
Национальные женские украшения являются концентрированным отражением истории народа; символической моделью культурно-исторических связей. Любая вещь, созданная человеком, обладает как утилитарными, так и символическими свойствами. В этом плане украшения содержат минимум «вещности» и максимум «знаковости» как наиболее символически «загруженная» составляющая национального костюма.
В связи с этим актуальными становятся умения человека ориентироваться в современной культуре тувинцев, и заимствовать предметы и аксессуары из традиционной культуры.
Основной целью исследования является изучение истории,современного состояния и технологии изготовления женских украшений тувинцев.
Для поставленной цели исследования были сформулированы следующие основные задачи:
- изучить историю женских украшений;
- рассмотреть классификацию украшений;
- сравнить женские украшения народов алтайской культурной общности Сибири;
- рассмотреть традиционные и современные технологии изготовления украшений.
Объектом исследования являются традиционные женские украшения тувинского народа.
Предметом исследования является технология изготовления ювелирных украшений в современных условиях.
Методы: описательный, сравнительный, метод наблюдения,обобщения, индукции и дедукции, наглядный, иллюстративный метод.
Степень разработанности: изучению традиционной культуры, в частности, украшений тувинцев посвящены работы С.И. Вайнштейна, А.П.Потапова, Л.Ш. Сата, Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. и др. В настоящее время по данной теме работают А.О. Дыртык - оол, С.В. Зайцева, М.С. Кухта,Т.А. Ондар, А.Б. Ондар.
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том,что материалы исследования могут служить методическим материалом для кружков и для учителей технологии в общеобразовательной школе.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, степень изученности темы, определяется цель, задачи и методы исследования, а также теоретическая и практическая значимость и структура работы.
В первой главе «Теоретико - методологические основы изучения женских украшений» рассмотрена история женских украшений и их классификации.
Во второй главе «Технология изготовления украшений» рассмотрен сравнительный анализ женских украшений якутов, хакасов, сибирских татаров, бурятов и тувинцев, а также традиционные и современные технологии изготовления украшений тувинцев.
Украшения являются неотъемлемым элементом этнической культуры.
Таким образом, тувинские женские украшения имеют древнюю историю.
Украшение как древнейшее полифункциональное явление этнической культуры со сложной символикой, в котором отражены древние религиозные представления и особенности художественных традиций, является одним из традиционных объектов этнографических исследований.
Украшения являются одним из компонентов материальной и духовной культуры тувинского этноса, которые делятся на следующие основные виды: украшения для прически, для ушей, рук и пальцев и для пояса.
Сравнительно-сопоставительная характеристика украшений тувинцев, бурят,якутов, сибирских татар, хакасов, алтайцев дала возможность составить общую классификацию украшений, а также провести типологизацию по отдельным категориям. Типологии четко проявляются между якутскими,тувинскими и бурятскими, татарскими украшениями, а также якутскими,алтайскими и хакасскими, что еще раз подтверждает родственные корни изучаемых народов, которые создали своеобразную, оригинальную культуру.
При всем разнообразии традиционных женских украшений народов алтайской культурной общности Сибири в них можно проследить черты общности технических и художественных приемов выполнения - типические формы, композиция, приемы орнаментации.
Традиционный комплекс украшений народов был связан с художественной обработкой металла. В основном они использовали серебро,медь и ее сплавы (бронзу и латунь), олово, железо и в очень небольшом количестве золото.
Среди техник художественной обработки металла наиболее распространенным у народов алтайской культурной общности Сибири являлся способ литья по выжженной модели. Его происхождение связано с культурами земледельческих народов Центральной Азии и Китая,контактировавшими с Сибирью в Средние века.
Основным традиционным технологиям тувинцев является ковка,чеканка, гравировка. При обработке металла тувинские мастера использовали различные приемы. Наиболее распространенными способами были серебрение, насечка, гравировка, чеканка, штамповка, ковка.
В настоящее время наши современные мастера тоже используют эти технологии. Например, к ним относится мастер, ювелир Олчей А.С. Его работы известны за пределами республики Тыва.
В условиях современной российской действительности сохранение самобытного национального искусства разных народов становится одним из приоритетных направлений в области культуры и искусства.
1. Акимова А.С. Якутские термины традиционных женских ювелирных украшений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015, №9 - 1 (51). - С. 16 -18.
2. Аксенова Н.В., Бадмаев Д.В. Бурятская национальная одежда как способ
укрепления национальной идентичности // Молодой ученый. - 2014 - № 21(80). - С. 72 - 73.
3. Акчурина З.А., Ефимова А.М, Смринов А.П., Хованская О.С.
Исследование города Болгара // КСИИМК, 1943.
4. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят / В.Д. Бабуева. Улан - Удэ: Улзы, 2001.
5. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм (опыт историко -
этнографического исследования) / Р.Д. Бадмаева. Улан - Удэ : Бур. кн. изд -во, 1978.
6. Бадмаева Р.Д. Одежда и украшение верхоленских бурят / Р.Д. Бадмаева //
Буряты в настоящем и прошлом. Улан - Удэ : Бур. КН. изд - во, 1980. - С.65- 73.
7. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие
труды [Текст] / А.В. Бакушинский. - М.: Сов. Художник, 1981.
8. Буряты: традиции и культура / Отв.ред. Д.С. Цыбенова. Улан - Удэ : Соел паблишере, 1995 .
9 Банаева В.А. Женские украшения Предбайкальских бурят // Известия
Российского государственного педагогического университета им. Герцена А.И. 2010. - С. 13 - 21.
10. Березин И.Н. Булгар на Волге. - Казань,1853.
11. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996.
12. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М.: Наука, 1974.
13. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят / К.В. Вяткина. Л. : Наука,1969.
14. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. - Новосибирск:Наука, 1972.
15. Грумм - Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.Ш,
вып. I. [Текст] / Г.Е. Грумм - Гржимайло. - Л.: Лен. Издат., - 1991.
16. Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья XIV XVIII вв. / А.И. Гоголев. - Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1990.
17. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве
народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений,забав, вероисповеданий и других достопамятностей / И.Г. Георги. СПб. : Рус.симфония, 2007.
18. Дыртык - оол А.О. Тувинские женские украшения в коллекции
национального музея Республики Тыва // В мире научных открытый. 2014. №5.1 (53). - С. 251 - 258.
19. Зайцева С.В. Семантика традиционных тувинских национальных украшений в современном этнодизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2014 г. -. № 2. - С. 39 - 42.
20. Зайцева С.В., Зайцев К.С. Имели ли накосные украшения оберегающие
функции? // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно - Алтая: Материалы II международной научно-практической конференции молодых ученых,аспирантов и студентов. - 2014г. - С. 65 - 66.
21. Король Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки, 1985.
22. Краеведческий музей г. Хабаровск Электронный ресурс. Режим доступа:
http: //www.hkm.ru.
23. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века):
историко-этнографический материал о народах Сибири и Северо - Востока /Я.И. Линденау. Магадан : Магаданское кн. изд - во, 1983.
24. Ляпина А.С., Арвентьева Н.А. Использование образов архитектуры в
дизайне ювелирных украшений // Gaudeamus Igitur. 2015. № 1. - С. 105 -198.
25. Мартьянова. Н.М. Тувинская этнографическая коллекции минусинского краеведческого музея им - Абакан: ООО «Кооператив», 2009.
26. Москвина М.В. Техническое и декоративное исполнение женских
украшений Саяно - Алтайских тюрских народов в конце XIX начале XX в.,Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 4 (24).С. 83 - 86.
27. Миллер Г.Ф. История Сибири. T.II / Г.Ф. Миллер. 2 - е изд., доп. - М. :
Издательская фирма РАН, Восточная литература, 2000.
28. Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго - Восточной Якутии / С. И.Николаев. - Якутск : Як. кн. изд - во, 1964.
29. Назаров И.И. Традиционное хозяйство и культура жизнеобеспечения
кумандинцев во второй половине ХІХ — первой половине ХХ в. : дис. канд.ист. наук. М., 2003.
30. Оюн, А.К. «Тувинские накосные украшения - боошкун, чавага»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2015/10/04/tuvinskie-nakosnye-ukrasheniya-booshkun-chavaga.^
31. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства / П. С. Паллас. М.: РГБ, 2006.
32. Павлинская Л.Р. Некоторые вопросы техники и технологии художественной обработки металлов // Материальная и духовная культура народов Сибири. Сб. МАЭ. Л.: Наука, 1988. Т. XLII . -C. 71 - 86.
33. Сангы - Бадра Р.Р. К вопросу о подходе к типологической классификации
тувинских серег XIX - начала XX века // Современные тенденции в науке и
образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 5 частях. Часть I.М.: «АР - Консалт», - 2015 г. - С.102 - 103.
34. Сандый А.Д. Сакральные и культовые значения причесок женщин мира //
Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016 г. - № 4 - 3 (76). - С. 152- 161.
35. Смоляк А.В. Свадебная обрядность: Нанайцы. Негидальцы. Нивхи.
Орочи. Удэгейцы. Ульчи / А. В. Смоляк // Семейная обрядность народов
Сибири: опыт сравнительного изучения. - М. : Наука, 1980.- С.61 - 78.
36. Туголуков В.Л. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири /В.Л.Туголуков. М : Наука, 1895.
37. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX
начало XX в.) / Е.М. Тощакова. - Новосибирск, Наука, 1978.
38. Трифонова С.В. Украшения населения Саяно - Алтая гунно-сарматской
эпохи: автореф. дис. канд. ист. наук / С.В. Трифонова; Алтайский государственный университет, 2006.
39. Тохтобина А.И. Сборник материалов районного семинара «noFo:
древность и современность». Составитель. - Аскиз, 2007.
40. Доржу З.Ю. К общим вопросам кочевой общины тувинцев на рубеже XIX
- XX вв. / З.Ю. Доржу, А.Ч. Ашак-оол // Природные условия, история и
культура западной Монголии и сопредельных регионов. - Томск, 2001. - С.119 - 120.
41. Смирнова Е.Ю. Одежда татар Среднего Прииртышья: этнокультурные
связи и контакты. Новосибирск: Изд - во архелогии и этнографии СО РАН,2004.
42. Система научного описания музейного предмета: классификация,
методика, терминология. Справочник. СПб.: Арт - люкс, 2003.
43. Смирнов А.П. Волжские булгары. - М., 1951.
44. Сафронов М.И. Использование этнографических источников для
изучения семантики орнамента украшений средневековых кочевников Алтая
в сборнике: Этнография Алтая и сопредельных территорий материалы
международной научно - практической конференции. Отв. Редакторы:Демин М.А., Щеглова Т.К., 2003.
45. Хабибулина Д.Г., Капошко И.А., Ювелирные бренды современной
России // Сборник трудов XVIII Всеросситйской научно - практичекой
конференции и смотра - конкурса творческих работ студентов, аспирантов и преподавателей по направлению «Технология художественной обработки материалов» Костромский государственный университет; под редакцией Галанина С.И., 2015. - С. 440 - 444.
46. Федорова М.В. Этнолокальные особенности украшений забайкальских
бурят // Вестник Санкт - Петербургского университета. Серия 2. История 2010. № 3. - С. 53 - 60.
47. Фихнер М.Ф. Шейные гривны / М.Ф. Фихнер // Очерки по истории русской деревни X XIII вв. - М. : Наука, 1967. - С.55 - 70.
48. Цыбенова Д.С. Буряты: традиции и культура / Д.С. Цыбенова Улан-Уде:Соел паблишере, 1995.
49. Эдоков В.И. Художественная обработка металла в Горном Алтае //
Проблемы изучения древней культуры населения Горного Алтая. Горно -
Алтайск: Изд - во Горно - Алтайского НИИЯЛИ, 1988. - С. 260 - 274.