Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка дидактических материалов по проектированию моделей головных уборов на уроках технологии

Работа №15723

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
715
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОЛОВНОГО УБОРА 6
1.1 Особенности национальной тувинской одежды 6
1.2 Виды головных уборов тувинцев 10
1.3 Сакральные особенности головных уборов 22
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУВИНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ШИШБАШТЫГ МААКТЫГ БОРТ И МАЛАГАЙ 34
2.1. Дидактические материалы по проектированию национальных шапок на уроках технологии 34
2.2 Технологическая карта изготовления шапок 49
2.3 Разработка план-конспекта урока 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 78


Актуальность исследования.Разработка дидактических материалов по проектированию моделей головных уборов на уроках технологии в воспитании детей и будущих поколений востребована и актуальна. Традиционный головной убор и его различные виды практически находятся на грани исчезновения из повседневного быта. Для каждого государства сохранение своего культурного наследия является одной из приоритетных задач. Ведь без своей культуры и традиции, без сохранения и уважительного отношения к прошлому нельзя говорить о перспективе будущего.
Бурное развитие современной культуры и быта в усиленном темпе вытесняет из реальной действительности и обретает на полное и безвозвратное исчезновение различных старинных предметов: хозяйственного, домашнего и религиозного быта.В повседневной жизни носят головные уборы из современных материалов, также в чем-то изменилась традиционная технология изготовления головного убора. Поэтому сегодня остро встает вопрос о возрождении традиций этнического костюма.Сохраняя национальные традиции, учители школ создают новые современные формы и методы внеклассных занятий. Одним из основных целей воспитания является формирование у учащихся представлений о национальной самобытной культуре своего народа.Из анализа образовательных программ дополнительных кружков и опыта педагогов видно, что на занятиях технологии ученики гораздо больше усваивают этническую культуру. В качестве примера можно привести следующие виды практических занятий: технология пошива национального тона, безрукавки,головного убора, национальных накосных украшений и т.д.
Объектом исследования является - дидактические материалы по проектированию на уроках технологии.
Предметом является проектирование моделей национальной шапки тувинцев на уроке технологии.
Цель работы - изучить и разработать дидактические материалы по проектированию моделей национальных шапок на уроках технологии
Задачи:
1. Выявить особенности национальной тувинской одежды.
2. Рассмотреть историю и виды головных уборов.
3. Изучить сакральные особенности мужских шапок.
4. Изготовление и проектирование тувинских головных уборов.
5. Разработка план-конспект урока по теме «Технология изготовления национальной одежды и головных уборов».
6. Разработка дидактических материалов на уроках технологии по проектировании головных уборов.
Степень разработанности: Изучению и написанию национальной одежды тувинцев посвятили свои труды ученые-исследователи ДьяконоваВ.П., ПотаповА.П., Вайнштейн С.И. в 1950-1980-х годах. Потапов Л.П.в своих работах описывает виды одежд, выделки шкур, виды швов, применявшихся для сшивания шкур. Философско-нравственное содержание традиционного тувинского костюма раскрывают в своих работах Сиянбиль М.О.,Сиянбиль А.А.
В научных работах тувинский исследователь Дыртык-оолА.О. рассматривает формирование коллекций различных типов традиционной одежды в Национальном музее Республики Тыва. А также значительное внимание автор уделяет коллекциям головных уборов. Сакральная составляющая тувинских головных уборов представлена в статье ДонгакС.Ч. Виды мужских и женских головных уборов тувинского этноса представлены в работе Ноозун О.Х. Проектирование и технология изготовления национальной одежды (на примере тувинского тона) рассмотрена в работе Ондар А.Б., ШоюнК.А.
Методы исследования:описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод, метод систематизации и обобщения, метод наблюдения, метод проектирования, интервью(информатором была -Чудаан-оол Роза Кыргысовна, Народный учитель Республики Тыва, Заслуженный работник образования РТ).
Теоретическая и практическая значимость: Теоретическая значимость исследования заключается в изучении истории национальной одежды и выявлении особенностей традиционного головного убора. Проведенный анализ будет способствовать разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи.
Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, республиканских научно-практических конференциях:
1. Ежегодная научно-практическая конференция, посвященная 20-летнему юбилею ТувГУ в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки (Кызыл, 2015 г.).
2. Международная научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно- Алтая»(Кызыл, 2015г.).
3. Всероссийский конкурс творческих и исследовательских работ студентов и школьников «Взгляд в будущее» (Томск, 2015г.).
4. VIII Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» (Кызыл, 2017 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашем исследовании мы выяснили, что дидактические материалы являются одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний и пробуждает интерес к познанию нового материала. Учебный процесс с применением дидактических средств становится увлекательным, интересным и создает рабочий настрой. Хорошее усвоение программного материала, облегчают проведение учебного процесса. От полноты использования на уроке дидактических средств обучения будет зависеть уровень усвоения учебного материала. Роль дидактической игры на уроках технологии, как самостоятельная игровая деятельность которая основана на осознанности этого процесса. Необходимым условием для организации правильно построенного процесса обучения является наличие дидактических средств. Если эти средства правильно подобраны и внедрены в системе используемых педагогом методах и формах обучения, то они облегчают реализацию принципа наглядности. При изучении предмета «Технология» необходимость в дидактическом материале (технологические карты, плакаты, презентации) особенно актуальна. Это объясняется не только необходимостью наглядности некоторых приемов работы или каких-либо выполняемых операций, но и дефицитом времени, отводимого на изучение предмета «Технология» Разработка дидактических материалов по проектированию моделей головных уборов на уроках технологии в воспитании детей и будущих поколений сильно востребована. Потому как традиционный головной убор и его различные виды практически находятся на грани исчезновения из повседневного быта. Таким образом, сохранение своего культурного наследия, обычаев и традиций является одной из главных задач.
В I главе рассматривается традиционная одежда тувинцев-кочевников. На основании проделанного исследования можно сделать следующие выводы, что виды и фасоны верхней одежды для бедных и богатых не имели особых различий. Для простых жителей главным видом верхней одежды был тон, сшитый из овчин, у богатых -тон, сшитый из более дорогих мехов и покрытой шелковой китайской материей. У богатых в основном количество одежды было больше, чем у простых жителей.
В заключении отметим, что большинство авторов выделяют основные виды головных уборов на мужские и женские.Мужские тувинские шапки подразделяются на летние и зимние, шапку из тарбаганьих шкуролуза носили и женщины и мужчины.Женские головные уборы подразделялись на 2 вида. Это тумаалай, которую надевали когда выходили замуж, а девушки шапку без кисти и кантов (хаш). Наша работа позволяет сделать вывод о рядах обычаев, связанный с шапкой. В качестве основных соблюдаемых обычаев можно привести следующие примеры. Например, с детства мальчиков приучали аккуратно обращаться со своей шапкой, также запрещалось носить чужую шапку, класть головной убор на низкое место. В настоящее время эти обычаи еще не утратили свое значение, и они до сих пор соблюдаются. Кроме вышеперечисленного, из этой главы вдобавок можно узнать значение и технику выполнения шишечки в виде плетеного узла «Дошка».
Практическая значимость исследовательской работы может быть полезным методическим материалом для учителей технологии в общеобразовательной школе, также для внеклассных занятий.
Во второй главе рассматривается технология поэтапного изготовления тувинских национальных шапок шиш баштыгмаактыгберти малагай. При конструировании головных уборов нужно учитывать, из каких деталей состоит изделие, методы его обработки, также измерения головного убора, формы и размер головы. В соответствии с размерами для каждой детали головного убора следует сделать припуски на швы и обработку, которые будут указаны при построении чертежей этих деталей.Во втором параграфе второй главы описано разработка план-конспекта урока на уроках по предмету технология. Целью данной разработки, которой является развитие правильного представления о национальной одежде тувинцев, формирование эстетического вкуса в одежде, воспитания добросовестности к труду. Также в этом параграфе школьникам вкратце изложены головные уборы и национальные одежды тувинцев.
При решении поставленных задач были изучены особенности национальной тувинской одежды, историю и виды головных уборов, сакральные особенности мужских шапок, проектирование тувинских шапок, план-конспект урока по теме «Технология изготовления национальной одежды и головных уборов», Разработка дидактических материалов на уроках технологии.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель работы - разработка дидактических материалов по проектированию моделей головных уборов на уроках технологии достигнута.



1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие. для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005. - 80 с.
2. Арефьев И.П. - Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005. - 48с.
3. Амбын-нойон и другие иерархии правителей и чиновников в Урянхайском крае во второй половине XVIII - начале XX вв. // Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая. Научный сборник молодых исследований. Выпуск №7 / под ред. Тугужековой В.Н. - Абакан: издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. С. 32 - 45.
4. Андрианов А.В. путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. // Урянхай. Тыва дептер в 7 т. Т.3: Урянхайский край. Тувинско-русские отношения (XVII- нач. XX вв.). / сост. С.К. Шойгу. М.: Слово, 2007. - С. 103.
5. Байыр-оол М.С. Тывалар. Учебное пособие. - Кызыл. - Тувинское книжное издательство. - 2005. - С. 208.
6. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.: Л., 1950. T.I., II; 1953. Т. III.
7. Булатова Е.Б. Конструирование моделирование одежды. - М: Издатеельский центр «Академия», 2004. - с. 272.
8. Булатова, Елена Баторовна. Моделирование и конструирование головных уборов - учебное пособие для вузов / Е. Б. Булатова. - М - Академия, 2007. - 112 с.
9. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. - М., 1972. История Тувы // под общ.ред. С. И. Вайнштейна и М. Х. Маннай-оола. - Том 1. - Новосибирск, 2001.
10. Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. - М., 1991.
11. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. - М., 1961.
12. Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. М., 2009.
13. Волков Г.Н., Салчак К.Б., Шаалы А.С. Этнопедагогика тувинского народа. - Кызыл: Изд. Полиграф. Отдел «Билиг», 2009. - С. 212.
14. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука, 1980.
15. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2008. - 592 с.
16. Дыртык-оол А.О. Традиционная одежда в коллекции музеев Тувы: история комплектования и изучения // - Кызыл,2012. - С. 71-75.
17. Дашковский, П.К. Вещь в традиционной культуре народов Центральной Азии: философско-культурологическое исследование:монография / П.К. Дашковский, С.М. Карымова. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун¬та, 2012. - 252 с.
18. Донгак С.Ч. Сакральные особенности тувинского головного убора. - Журнал «Тувинская правда» - Кызыл, 2011.
19. Дьяконова В. П. Материалы по одежде // Труды ТКАЭЭ, 1957-1958 гг. Т. 1. - М. Л., 1960.
20. Дидактические материалы по технологии. Центр педагогики Монтессори Москва 2015. С. 58. http://www.montessori-center.ru/kursv-i- seminary_744/didakticheskii-material/
21. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок в помощь начинающему учителю Завуч. -2000. -N 4 C. 94-97.
22. Значение и технология изготовления «дошка» в головном уборе тувинцев Салчак А.Ч. Тувинский государственный университет. 2016. С. 53- 54.URL: https://elibrarv.m/ttem.asp?id=27228485
23. Заморская Н.Я. Шейте сами головные уборы..Издательство: Профиздат.- Москва-2000, C. 230.
24. Инновации и современные технологии в системе образования. Материалы III международной научно-практической конференции / Под редакцией А.С. Берберян, С.В. Сидорова, И.Г. Дорошиной. 2013. URL: https://elibrarv.ru/item.asp?id=23261101
25. Катанов Н.Ф. Очерки урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского Русского Географического Общества / подг. К рукописи, вступ. слово и комментарий А. К. Кужугет. - Кызыл, 2011.
26. Кон Ф.Я. Экспедиция в Сойотию / Кон Ф.Я // Урянхай. Тыва дептер. Том 4. Урянхайский край: перекресток мнений (конец Х1Х-ХХвв) / Сост. С.К. Шойгу. - М.: Слово/ Slovo, 2014. - С.348-547.
27. Конструирование одежды - учебник для СПО / Э. К. Амирова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 496 с.
28. Конструктивное моделирование одежды: учебное пособие для студентов ВУЗ / Е. Б. Булатова, М. Н. Евсеева. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2004. - 272 с.
29. Культура тувинцев: традиция и современность. Кызыл, 1988. с.67.
30. Культура Тувы: прошлое и настоящее. Вып.2. Издательство: Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012, с. 233
31. Культурные традиции и инновации в современном тувинском костюме Седен-оол А.Б., Сат С.Б. Тувинский государственный университет. 2016. С. 52-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27228484
32. Курбатский Н.Г. Тувинцы в своем фольклоре (историко¬географические аспекты тувинского фольклора). - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001. - 464 с.
33. Курбатский Н.Г. Юрта в фольклорном сознании тувинцев. // Башкы №4. 2004.
34. Марков Г.Е. Кочевники Азии. М.: Изд-во Московского университета, 1976, с. 320.
35. Миляйск А.Н., Герасимова Г.Е. Культурные традиции тувинского народа // Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию единения Тывы с Россией и основания г.Кызыла. «Межрегиональная Россия: история и современность» - 2014, с. 152.
36. Моделирование и конструирование головных уборов - учебное пособие для вузов / Е. Б. Булатова. - М - Академия, 2007. - 112 с.
37. Ноозун О.Х. Декоративно-прикладное искусство тувинцев //Сборник научных докладов. Материалы Международной научно-практической конференции по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно-Алтайского нагорья (Кызыл, 25-27 июля 2016 г./отв. ред. З.К. Кыргыс. Кызыл, 2016. С. 68-72.
38. Обучающий семинар «традиционная одежда тувинцев: история и современность» Зайцева С.В. Новые исследования Тувы. 2014. С. 155-161.
39. Ондар А. Б., Шоюн К. А. Проектирование и технология изготовления одежды (на примере тувинского тона). - Кызыл. - Тувинский государственный университет Издательство ТувГУ. - 2016.
40. Ооржак О.Х. Художественное своеобразие костюма тенгрианской традиции у тувинцев. / Материалы Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» (Улан-Батор, Монголия 9-10 октября 2013 г.). Улан-Батор, 2013.
41. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях Под ед. Л.С М. УЦ Перспектива , 2000. С. 80.
42. Опыт развития творческих способностей школьников на уроках технологии. Сайниев Н.С. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 308¬313. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11690354
43. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Педагогическое сообщество России, 2001. стр. 261.
44. Потапов Л. Н. Очерки народного быта тувинцев. - М.: Наука, 1969. - 402 с.
45. Преподавание. От теории к мастерству. Гузеев В.В. Москва, 2009. Сер. Школьные технологии. URL: https: //elibrarv.ru/item.asp?id=20070424
46. Развитие творческих способностей школьников через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Шелковникова И.С., Молчанова Е.М., Васенина Ж.А, 2011. Т. 2. С. 178-183. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22937902
47. Роль дидактических материалов в процессе обучения. Пинская Е.О., 2011. С. 48. URL: http://letopisi.ru/index.php
48. Салчак А.Ч. Значение и технология изготовления «дошка» в головном уборе тувинцев // Кызыл, 2016. С. 53-54.
49. Сат Л.Ш. Прически и традиционные украшения тувинцев. // Проблемы истории Тувы. Кызыл, 1984. с. 194.
50. Сат-Бриль Л. Ш. Традиционная одежда тувинцев // Культура тувинцев: традиция и современность. - Кызыл, 1988. 152 с.
51. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам. 2-ое изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 258 с.
52. Сиянбиль М. О., Сиянбиль А. А. Традиционный тувинский костюм (История. Символика). - Кызыл. - Типография Госкомитета по печати и массовой информации РТ. - 2000г.- С. 72.
53. Сухарева О. А. Вопросы изученности костюма народов Средней Азии // Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. - М., 1979.
54. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под ред. . - М., Издательский центр «Вентана- граф», 2001.
55. Традиционный женский костюм этнографического времени народов Саяно-Алтая (по материалам петроглифов) Ладыгина Ю.М. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3-2 (59). С. 31-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22674519
56. Традиции в культуре тувинского народа Бадыргы А.Ш., Ондар А.Б. В книге: Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая Материалы III международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летнему юбилею Тувинского государственного университета, Году народных традиций в Республике Тыва. Тувинский государственный университет. 2015. С. 26-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26503802
57. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. / Львова Э.Л., Октябрьская И.В., и др. Новосибирск. 1988. - С.176.
58. Тува: очерк / Роман Сечин. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012 - С. 128.
59. Технические и аудиовизуальные средства обучения Кисляков П.А. Учебно-методические материалы для студентов педагогических вузов / Шуя, 2007. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24849830
60. Тувинские гуманитарные исследователи Западной Сибири и Центра Азии, исследователи историко-географического сектора Донгак С.Ч., Монгуш Б.Б, директор музей-заповедника Шыырап О.К. «ТУВИНСКАЯ ПРАВДА» - газета, Кызыл, 2007. С. 4-9.
61. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе обучения по специальности «конструирование, моделирование и технология швейных изделий» Харитонова В.Н., Бутлеровская Л.Ю., Валеева Т.И. Наука и образование: новое время. 2015. № 5 (10). С. 271-274. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25059661
62. Хамматова, Э.А. Формы и декор татарских национальных костюмов :
учебное пособие / Э.А. Хамматова, Э.А. Гадельшина, И.Н. Галиев; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2015. - 88 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7882-1754-3 ; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428713 (20.05.2017).
63. Чудаан-оол М.К. Тыва хевимчоргааралым- Кызыл. - Тувинский государственный университет Издательство ТувГУ. - 2016.
64. Щварц Л.Э. Подробный отчет о результатах исследовании Сибирской экспедиции. // Урянхай. Тыва дептер в 7 т. Т.5: Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве. / сост. С.К. Шойгу. М.: Слово, 2007. С. 32-33.
Список информаторов.
1. Чудаан-оол Роза Кыргысовна, Народный учитель Республики Тыва, Заслуженный работник образования РТ.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ