Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие технологических навыков у учащихся на примере изготовления национальной одежды

Работа №17253

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
701
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Психолого-педагогический анализ понятий «умений» и «навыков» у учащихся
1.2. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ
2.1. Развитие традиционного тувинского костюма
2.2. Технология изготовления детской национальной одежды - тон
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность. Развитие технологических навыков и умений на уроках трудового обучения является одним из важнейших аспектов в обучении и воспитании учащихся. Технологические умения и навыки развивают мышления воображение у учащихся, формирует трудолюбие, бережливость, творческое отношение к труду, дают возможность учащимся реализовать себя и отыскать свое призвание в жизни. В настоящее время очень распространена и востребована профессия учителя технологии, которая обладает высокими технологическими навыками. Технологический навык расширяет возможности учащихся в пространственном мышлении, воображении, чувства прекрасного, а также творческих способностей. Поэтому тема выбранной выпускной квалификационной работы актуальна.
Технологический навыки умения учащихся формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как «Проектная деятельность», «Элементы машиноведения», «Рукоделие», «Создание изделий из текстильных материалов» [46].
Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание, которое воспитание должно развивает у учащихся любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, дает возможность реализовать себя и отыскать свое призвание. Воспитание должно заботиться, чтобы, открыть учащемуся возможность найти себе полезный труд в мире и внушить ему неутолимую жажду труда.
Образовательная область предмета «Технология» способствует развитию у учащихся функциональной технологической грамотности, общетрудовых знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.
Занятия по технологии, как и по любому другому предмету, представляет собой законченный, целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Оно является звеном в цепи и решает конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые определяются программой трудового обучения «право свободного развития каждой личности» [35, с. 30].
Исходя из этого, можно сформулировать конкретные цели и задачи изучения технологии на каждой школьной ступени.
Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Предмет исследования: развитие технологических навыков учащихся на примере изготовления национальной одежды.
Степень изученности темы: Изучению традиционного тувинского костюма тувинцев посвящены труды ученых М.О. Сиянбиль[48], С.И. Вайнштейна[11], Л.Ш. Сат-Бриль[46], А.Л. Потапова[40], В.П. Дьяконовой.
Цель работы: изучение развитие технологических навыков у учащихся при изготовлении национальной одежды (тон).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогический анализ понятий «умений» и «навыков» у учащихся;
2. Рассмотреть развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии;
3. Проанализировать содержание обучения школьников в программах образовательной области «Технология»;
4. Технология изготовления детскую тувинскую национальную одежду - тон.
Гипотеза изучение, сохранение и развитие детского национального костюма с элементами тувинского орнамента, способствует возрастанию мотивации к изучению предмета, формирует интерес к традиционным технологиям, развивает творческие способности, воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению предков.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в семинарских и практических занятиях, при разработке календарно - тематического плана образовательной программы для учителей технологии.
Практическая значимость исследования. Работа имеет практическую ценность для учителей технологии, студентов, выполняющих творческие проекты в том, что разработки, полученные в ходе данной работы, могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по данной теме;
- метод проектирования;
- метод изучения опыта;
- наблюдение;
- беседа, рассказ, объяснение;
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Первая глава посвящена на изучение психолого-педагогического анализа понятий «умений» и «навыков» у учащихся.
Во второй главе рассмотрено технология детского национального тона.
Изучены история развития тувинского костюма. В техническом проекте разработаны эскиз проектируемого изделия, расчет и чертеж конструкции детского плечевого изделия, а также разработана рабочая программа кружка «Проектирование детского национального тона.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и развитие этнической культуры способствуют развитию традиционного и стилизованного костюма, его конструкции и технологии изготовления, в связи с этим появилась необходимость в исследовании национального костюма и разработке методических, творческих работ по конструированию и технологии изготовления детского национального костюма с элементами тувинского орнамента.Тувинский костюм служит объектом, этнокультурной составляющей технологического образования. Его можно носить в быту, на отдыхе и как нарядную и повседневную одежду.
Истоки национальной культуры уходят вглубь, что некоторые ее черты имелись у племен, населявших территорию Тувы уже около двух тысяч лет назад.
Насколько долгим и сложным был процесс становления традиционного искусства тувинцев; сколько народов, начиная со скифов и гуннов (с VIII века до н. э.) и заканчивая русскими (начало ХХ века), повлияли на него. При этом надо отметить особенность, на которую указывали искусствоведы и этнографы: процесс заимствования был фильтрованным, творческим, оставалось только то, что было близко и понятно. Возрождение традиционной культуры в первозданном виде как такового в современных условиях перехода к иному образу жизни быть уже не может. Это необратимый процесс и это данность. Проблема состоит лишь в том, то надо хотя бы выделить важнейшие, базовые части традиционной духовной культуры тувинцев.
В настоящее время старинная традиционная одежда сменилась новой, покупной, и на нее почти полностью перешла молодежь. Детям также покупают платье и обувь в магазине. Правда фабричная одежда не успела полностью вытеснить нашу национальную одежду. Она еще сохранилась в некоторых районах Тувы. Раньше каждая женщина в семье умела выделывать и раскраивать шкуры и шить одежду. Девочки с10-12 лет постепенно обучались обработке шкур и шитью, т.е. шитье одежды было женским занятием. У каждой женщины имелись необходимые принадлежности для шитья. Хранились они в специальном мешочке (инехавы или чажанхавы- мешочек для иглы). Кроме этих мешочков принадлежности для шитья держат в изголовье на кровати, вкалывая иглы с нитками войлочный спальный матрац (тожек) с обшивкой по краю. В полный комплект национальной одежды тувинцев входит: тон (халат), головной убор(борт), безрукавная одежда (кандаазын, щегедек), сапоги (идик), пояс (кур), варежки (чулдургууш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).
Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней.
Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V -образный угол. Подобные платья предки этого края носили достаточно долго, исходя из подобия одежды древних тюрков, уйгуров, киргизов, монголов.
Одежда различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.
У самых маленьких детей тон был типичного покроя, характерными признаки, которые являются, стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.
Детский тон носят без пояса, чтобы обеспечить свободу движений. Пояс в этом возрасте функционального значение не имел. Когда дети подрастали, начинали помогать родителям в хозяйстве, пасти скот, им подвязывали пояс.
При проектировании нами были рассмотрены техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект и рабочий проект на изготовление детского национального тона. В техническом задании сделана сравнительная оценка измерений фигуры с измерениями типовой фигуры, определены размерные характеристики, разработаны требования к проектируемому изделию.
В техническом предложении разработан эскиз детского национального тона, который соответствует общим требованиям, предъявляемым к костюму.В эскизном проекте приведено описание костюма.В соответствии техническим проектом построен чертеж конструкции костюма. В рабочем проекте сделаны раскладка лекал на ткани, раскрой изделия, разработана технологическая последовательность, технический рисунок поузловой обработки детского национального костюма с элементами тувинского орнамента. Расчет себестоимости изделия отражает доступность изготовления изделия.Рассмотрена разработка рабочей программы и занятия кружка «Проектирование детского национального костюма». Нами был проделан анализ литературы по теме, и определена теоретическая основа исследования, которая включает труды ученых С.И. Вайнштейна, Л.П. Потапова, М.О. Сиянбиль, В.П.Дьяконова.
Данная исследовательская работа подтвердила гипотезу, о том, что изучение и развитие детского национального костюма, способствует возрастанию мотивации к изучению предмета, формирует интерес к традиционным технологиям, развивает творческие способности, воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению предков. Данная работа имеет методическую, практическую ценность для учителей технологии общеобразовательных учреждений, профессиональных училищ, а также может послужить основой для разработки творческих проектов учащихся.



1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ
3. Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования Республики Тыва. - Кызыл, 2006
4. «Конструктивное моделирование одежды» -2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
5. Амирова Элеонора Камилевна, Сакулина Ольга Викторовна, Сакулин Борис Сергеевич, Труханова Антонина Тимофеевна. «Конструирование одежды» -М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496с.
6. Бескоровайная Г. П. «Конструирование одежды для индивидуального потребителя: Учеб пособие для студентов высшучеб заведений. -2-е изд. стер - М.: издательский центр «Академия», 2004. - 120 с. С 36 - 39
7. Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. «Проектирование детской одежды»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под общей редакцией Г.П. Бескоровайной. - М .: Мастерство, 2000. - 96 с.
8. Будугечиева Т. Б. О проблеме изучения художественных традиций тувинского народа. //Ученые записки ТНИИЛИ. - Кызыл.: 1973. - Вып. 16. -С. 91 - 99.
9. Булатова Елена Баторовна, Евсеева Марина Николаевна. «Конструктивное моделирование одежды» -2-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
10. Буткевич Л. М. История орнамента: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» /Л. М. Буткевич. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 267 с.
11. Вайнштейн С. В. История народного искусства Тувы. //М.: 1974. - 224 с.
12. Вайнштейн С. И. «Мир кочевников Центра Азии», М., 1991 г., с. 165.
13. Волков Г.Н. «Этнопедагогика тувинского народа» [текст] / Г.Н. Волков, К.Б. Салчак, А.С. Шаалы. - Кызыл: Изд. - полиграф. Отдел «Билиг», 2009. - 212 с., - С. 78-91.
14. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 112 с.
15. ГОСТ 17916 - 86. Фигуры девочек типовые
16. Гребне в Л. В. «Тувинский героический Эпос». (Опыт историко-этнографического анализа), М., 1960 г., С. 98.
17. Гусейнов Г.М. «Композиция костюма» : Учеб. пособие для студ. высш. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский цент «Академия», 2004. - 432 с.
18. Дыртык-оолА.О.«Тувинские женские украшения: история и традиция»
19. Дьяконова В.П. «Материалы по одежде тувинцев». / В.П. Дьяконова Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции: материалы по археологии и этнографии им. Н.Н. Михлухо-Маклая. - М., 1960. - С. 238-266.
20. Дэвлет М.А. «Наскальные изображения тувинской национальной одежды как исторический источник». / М.А.Дэвлет // Учен. Зап. / ТИГИ. - Кызыл, 2002. Вып.19. - С. 141-155.
21. Ермилова В.В. «Моделирование и художественная оформление одежды» - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 184с.
22. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. «Моделирование и художественное оформление одежды». М.: Мастерство; Высшая школа, 2000 г.
23. Кенин -Лопсан. М.Б «Традиционная культура тувинцев». Тувинское книжное издательство Кызыл - 2006 С149 - 150, 17 - 18, 232.
24. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 462 с.
25. Кругликов Г.И. «Методика преподавания технологии с практикумом»: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.аведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
26. Крючкова Г.А. «Технология и материалы швейного производства»: Учебник для нач. проф. Образования / Галина Алексеевна Крючкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
27. Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация [Текст] / А. К. Кужугет. - Кемерова: КемГУКИ, 2006. - 32О с.,165
28. Культура, искусство и образование в регионах Сибири: Материалы межрегиональной науч.-прак. конф. (21 марта и 10 мая 2007 г., Кызыл) /Сост. канд. иск. Е. К. Карелина. - ГОУ СПО Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола, 2008. - 280 с. С. 164-168.
29. Куулар М.М. «Моделирование одежды на основе тувинского национального костюма». Учеб методическое пособие 050502 « Технология и Предпринимательства» Кызыл издТывГУ 2011 с 80.
30. Куулар М.М. «Этнокультурологический подход к педагогической деятельности в условиях среднего и высшего профессионального образования Р.Т».
31. Лопсан А. «Технология раскроя и пошива национального халата на уроках обслуживающего труда». / АяЛопсан // Башкы. - 2ОО9. - №4. - С. 16-2О.
32. Макавеева М.С. «Основы художественного проектирования костюма». Практикум: учеб.пособие для нач. проф. Образования / Н.С.Макавеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с., (8) с. цв. ил.
33. Мартай-оол Г. Технология изготовления детской обуви «Бопук» // Башкы. - 2ОО7. - №1. - Ар. 76-77.
34. Намзал З.Х. Терлик тон: [тыва тон дугайында] // Кадын. - 1996. - №1. -Ар. 23-25.
35. Намзал Э.Х. «Технология. Примерные учебные программы для 5-9 классов». Кызыл - 2О1О.
36. Обучение технологии в средней школе: 5 - 11 кл.: Метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с. - (Б-ка учителя технологии).
37. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»: Ок. 65000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир образование», 2008. - 736 с.
38. Потапов Л.Н. Очерки народного быта тувинцев. М., «Наука», 1969. 402 с. / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Михлухо-Маклая.ТНИИЯЛИ.
39. Практикум по производственному обучению профессии «Портной» : учеб.пособие для нач. проф. Образования / Т.В. Могузова, Н.Н. Байкова, Е.В. Тулупова, Е.В. Стрельцова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 112 с.
40. Программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978¬5-09-020557-3
41. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер,2003. - 508 с.
42. Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. Материаловедение швейного производства / Серия « Учебники, учебные пособия»
43. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс. 2001.
44. Сат-Бриль Л.Ш. Традиционная верхняя одежда тувинцев. /Л.Ш. Сат- Бриль // Культура тувинцев: традиция и современность. - Кызыл, 1988. - С.41-51.
45. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: учебник для нач. проф. образования / М.А. Силаева. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 528 с.
46. Симоненко В. Д. Голондарева Н. Б. «Технология 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику часть I/ - Волгоград. Учитель - АСТ, 03 -104с. С 55- 63.
47. Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм. / История. Символика /. - Кызыл: Респ. тип., 2000. - 72 с.
48. Сономцерен Л. Введение. // Ядамсурен У. Народный костюм МНР.- Улан-Батор, 1967.-С.9
49. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.
50. Технология. Содержание и образования: Сборник нормативно¬правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 304с. - (Современное образование).
51. Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 287 с.
52. Ховалыг Р. Б. Так наряжались в Урянхае: [традиционный тувинский костюм] / Роланда Ховалыг // Сокровища культуры Тувы. - М., 2006. - С. 144-152.
53. Ховалыг Р. Б. Тыва хепаймаа: тоогузуболгашхевирлери. // Башкы. - 2006. - №3. - Ар. 91-94.
54. Ховалыг Р.Б. Тыва хеп сын. // Башкы. - 2006. - №4. - Ар. 92-96.
55. Чернякова В.И. Технология обработки ткани 7-9 класс М., 2000.
56. Шалган Е. Тыва хептинонзагайхевирлери. // Башкы. - 1997. - №4. Ар. 54-55.
57. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология» - М.2002
58. Ячневская Е.А. Конструирование одежды: учебник для студ. высш. заведений / Е.А. Янчевская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.¬384 с.
59. http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/tuva.htm
60. http://tuvaculture.ru/87-tradicionnyj-tuvinskij-kostyum.html
61. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/ruskii-narodnyi-kostyum/tuvinskii-
nacionalnyi-kostyum.html
62. http://www.tuvaonline.ru/2013/06/10/marina-sotpa-nacionalnyy-stil.html
63. http://www.tuvsu.ru/?q=content/seminar-po-tehnologii-tradicionnaya- odezhda-tuvincev
64. http://www.tuva.asia/news/tuva/6777-nac-odezhda.html
65. http://pu9tuva.ru/view_post.php?id=34
66. http://www.sayanring.ru/guide/region/view/6/customs


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ