Введение 3
1. Теоретические основы развития речемыслительной деятельности
посредством проблемных заданий на уроке иностранного языка в 11 классе 7
1.1 Методика проблемного обучения в контексте современного иноязычного
образования 7
1.2 Анализ возможности практического использования проблемных заданий на
уроке иностранного языка в 11 классе 13
Выводы по главе 1 19
2. Использование проблемных заданий как средства развития
речемыслительной деятельности на уроке иностранного языка в 11 классе 22
2.1 Разработка комплекса проблемных заданий по развитию речемыслительной деятельности на уроке английского языка в 11 классе к тематическому блоку “Steps to your career” УМК “Rainbow English. Учебник английского языка для 11 класса. Базовый уровень”. (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М.
Баранова) 22
2.2. Компоненты, критерии и показатели уровня сформированности компонентов речемыслительной деятельности обучающихся 11 класса 29
Выводы по главе 2 36
Заключение 38
Список использованных источников 39
Актуальность данной работы определяется несколькими факторами: во-первых, тем, что стимулирование познавательной активности и обучение критическому, продуктивному мышлению у обучающихся является одним из приоритетных направлений современного образования [Федеральный Государственный...., 2015].
Во-вторых, большинство методистов, как отечественных, так и зарубежных (А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, А Дж. Дьюи) приходят к выводу о том, что обучение иностранному языку посредством проблемных заданий позволяет мобилизовать обучающихся, а также способствует развитию речемыслительной деятельности.
В-третьих, проанализировав УМК “Rainbow English. Учебник английского языка для 11 класса. Базовый уровень”. (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова), мы пришли к выводу о том, что проблемных заданий, на наш взгляд, в данном УМК недостаточно для того, чтобы активизировать речемыслительную деятельность обучающихся.
Недостаточная разработанность заявленной проблематики позволила определить тему исследования: “Применение проблемного обучения как средства развития речемыслительной деятельности обучающихся на уроке английского языка в 11 классе”.
Объектом исследования является процесс развития речемыслительной деятельности на уроке иностранного языка.
В качестве предмета исследования рассматриваются проблемные задания как средство развития речемыслительной деятельности.
Цель исследования: рассмотреть возможность использования проблемных заданий как средства развития речемыслительной деятельности на уроке иностранного языка.
С учетом поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть методику проблемного обучения в контексте современного иноязычного образования.
2. Описать особенности развития речемыслительной деятельности на уроке иностранного языка в 11 классе.
3. Провести анализ возможности практического использования проблемных заданий на уроке иностранного языка в 11 классе.
4. Разработать комплекс проблемных заданий по развитию речемыслительной деятельности на уроке английского языка в 11 классе к тематическому блоку “Steps to your career” УМК “Rainbow English. Учебник английского языка для 11 класса. Базовый уровень”. (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова).
5. Выявить компоненты, критерии и показатели уровня сформированности компонентов речемыслительной деятельности обучающихся 11 класса.
Теоретико - методологическую базу исследования представляют работы, посвященные проблеме развития речемыслительной деятельности, изложенные в трудах О.Л. Каменской, Н.Ю. Курчатовой; проблемного обучения Е.В. Ковалевской, А.М. Матюшкина Дж. Дьюи; нормативные документы ФГОС среднего общего образования, Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса проблемных заданий по развитию речемыслительной деятельности на уроке английского языка в 11 классе к тематическому блоку “Steps to your career” УМК “Rainbow English. Учебник английского языка для 11 класса. Базовый уровень”. (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении английскому языку в 11 классе.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез; обобщение практического опыта, изучение нормативной документации.
Апробация и этапы исследования:
Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание выпускной квалификационной работы, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования, подготовку к защите и защиту выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования прошли апробацию через публикацию статьи «Инновационные технологии моделирования комфортной коммуникативной среды при обучении иностранным языкам» в сборнике материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 2020 г.) - издание включено в базу данных РИНЦ.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 40 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава посвящена рассмотрению методики проблемного обучения в контексте современного иноязычного образования; описаны особенности развития речемыслительной деятельности на уроке иностранного языка в 11 классе.
Вторая глава описывает анализ возможности практического использования проблемных заданий на уроке иностранного языка в 11 классе. Практическая часть главы содержит разработку комплекса проблемных заданий по развитию речемыслительной деятельности на уроке английского языка в 11 классе к тематическому блоку “Steps to your career” УМК “Rainbow English. Учебник английского языка для 11 класса. Базовый уровень”. (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 12 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
В данной выпускной квалификационной работе выявлены возможности практического использования проблемных заданий как средства развития речемыслительной деятельности на уроке английского языка в 11 классе.
Для достижения цели исследования - разработки комплекса проблемных заданий для уроков английского языка в 11 классе на основе учебно-методического комплекса “Rainbow English. Учебник английского языка для 11 класса. Базовый уровень” (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова) поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главе работы.
В рамках исследования разработан комплекс проблемных заданий для уроков английского языка в 11 классе в дополнение к УМК “Rainbow English. Учебник английского языка для 11 класса. Базовый уровень” (Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова).
Комплекс включает 6 заданий к тематическому блоку “Steps to your career”, которые делятся на 3 группы: коммуникативно-поисковые,
коммуникативно-ориентированные и познавательно-поисковые
культуроведческие задания.
Определены компоненты, критерии и показатели уровня сформированности компонентов речемыслительной деятельности обучающихся 11 класса. В качестве критериев определения уровня сформированности компонентов речемыслительной деятельности обучающихся могут использоваться показатели, разработанные Н.Ю. Курчатовой. [Курчатова Н.Ю. Компоненты, критерии и уровни...]
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса проблемных заданий к другим темам, представленным в УМК.
1. Арапов К.А., Рахматуллина Г.Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. 2012. №8. С. 290-294.
2. Афанасьева О. В., Михеева И. В., Баранова К. М. Методическое пособие к учебникам «Английский язык. Базовый уровень». 10-11 классы. М. : Дрофа, 2017. 80 с.
3. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 с.
4. Дьюи Дж. От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку (Сб. статей). М.: Карапуз, 2009. 352 с.
5. Зимняя И.А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления / И.А. Зимняя, И.И. Китросская, К.А. Мичурина // Иностранные языки в школе. 2012. № 8. С. 47-53.
6. Каменская О.Л. Текст и коммуникация: М. Высшая школа, 1990. 152 с.
7. Курчатова Н.Ю. Компоненты, критерии и уровни речемыслительной деятельности старших школьников // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponenty-kriterii-i-urovni-rechemyslitelnoy -deyatelnosti-starshih-shkolnikov (дата обращения: 11.06.2021).
8. Кусиди Н. М. Развитие речемыслительной деятельности учащихся в
процессе изучения английского языка // Проблемы Науки. 2016. №32 (74). [Электронный ресурс] URL
https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-rechemyslitelnoy-deyatelnosti-uchasch ihsya-v-protsesse-izucheniya-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 10.06.2020).
9. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972. 168 с.
10. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2011. 502 с.
11. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 17-24.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс] URL https://base.garant.ru/70188902/8ef641 d3b80ff01 d34be 16ce9bafc6e0 (ред. от 29.06.2017). (дата обращения: 06.06.2020)