Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

Работа №34925

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
902
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Проблемное обучение как средство формирования УУД младших школьников на уроках 7
1.1. Теоретический аспект развития технологии проблемного обучения и
особенность организации в учебном процессе 7
1.2. Специфика формирования УУД младших школьников на уроках 13
1.3. Модель формирования УУД младших школьников посредством
организации проблемного обучения на уроках 20
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. Исследование педагогических условий формирования универсальных учебных действий младших школьников посредством проблемного обучения 30
2.1. Обоснование методики исследования и анализ полученных 30
результатов
2.2. Анализ технологических карт и уроков учителей начальной
школы 38
2.3 Анализ результатов УУД младших школьников 53
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69



Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время осуществляется переход на государственные образовательные стандарты, происходит преобразование классической парадигмы образования в личностно - ориентированное обучение.
Преимущественно кардинальное изменение происходит в системе современного образования, меняется традиционная модель образования от авторитарно - репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно - ориентированной, которая обеспечивает неотъемлемую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим психологопедагогическая наука стремительно пересматривает цели, задачи и принципы обучения, выполняет работу над корректировкой учебного содержания, видоизменяет педагогическую методологию в целом.
Главной целью образования в начальной школе является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. В настоящее время мы оказываемся свидетелями процесса постепенного перехода от «школы пояснения» к «школе развития», от педагогики исполнительности, к педагогике инициативности. Знания и навыки учащихся не могут выступать главной образовательной целью, теперь в обязанность школы входит развитие в первую очередь познавательно активной, творческой личности ученика, которая стремится реализовать свои способности в разных сферах деятельности. Перед педагогом начальной школы выдвигается задача развития целостной личности, обладающей творческими способностями, познавательным интересом, компетентностью.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит «системно - деятельностный подход, который предполагает... развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий» [1]. Во ФГОС НОО подчеркивается важность и необходимость сформировать у учащихся «универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также овладение «начальных форм познавательной и личностной рефлексии» [1].
Проблемное обучение предоставляет для этого широкие возможности, так как позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы обучающиеся могли ставить и решать проблемы, подтверждая мысль о том, что ничему нельзя научить - можно только научиться.
Проблема заключается в формировании познавательных универсальных учебных действий посредством проблемного обучения. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- не все учителя готовы к внедрению технологии проблемного обучения;
- учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий, требующих самостоятельной постановки вопроса, проблемы, поиска путей её решения;
- в различных методических пособиях недостаточно чётко и подробно выписаны методы и приёмы проблемного обучения с целью формирования УУД у учащихся.
Установлено, что решение этих задач и обеспечить формирование универсальных учебных действий невозможно без использования технологии проблемного обучения.
Методологической основой исследования являются труды ученых, педагогов и психологов, раскрывающие содержание проблемного обучения и сущность универсальных учебных действий, Ш.А Амонашвили [3], Ю.К. Бабанского [6], В.А. Бейзерова [7], Г. И. Вергелес [10], А.Б. Воронцова [13], Т.В. Горна [14], В.С. Кукушина [20], А. Г. Мордковича [26], И.П. Подласого [32], Г.К. Селевко [38], В. П. Симонова [40], В.А. Сластенина [41], М.С. Смирновой [42], И.Ф. Харламова [43], Е.А. Коконовой [49], А.В. Федотовой [50] и других.
С.И. Брызгалова [9], Т. И. Шамова [44], Г. И. Щукина [46], О.Б. Афанасьева [47], В.Т. Кудрявцев [18], И. Я. Лернер [22], Т.А. Полозова [35] и другие исследователи описывают особенности, принципы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе.
Несмотря на довольно объемное количество исследовательских работ по данной проблеме, в практической деятельности начальной школы недостаточно продуктивно осуществляется использование технологии проблемного обучения с целью формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Все это является условием для актуальности выбранной темы: «Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках».
Объект исследования: проблемное обучение в начальной школе как педагогический процесс.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных
действий у младших школьников в ходе использования технологии
проблемного обучения.
Целью данной работы является исследование педагогических условий в учебном процессе для успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии
проблемного обучения.
Исходя из цели дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования.
2. Раскрыть сущность проблемного обучения.
3. Разработать анкету для учителей начальных классов с целью выявления их отношения к проблемному обучению.
4. Проанализировать уроки и технологические карты учителей начальных классов.
В ходе исследования были задействованы следующие методы научного исследования:
1) Анализ литературных источников по данной теме.
2) Изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;
3) Анкетирование, беседа, математическая обработка результатов исследования и их интерпретация.
Гипотеза: использование технологии проблемного обучения на уроках способствует формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Экспериментальная база исследования: исследование проходило на базе МБОУ СОШ №20 Альметьевского муниципального района РТ. В исследовании приняли участие учителя начальных классов (2-х и 3-х классов).
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что выявлено правильно организованное проблемное обучение в начальных классах способствует развитию творческих способностей, критическому мышлению и личностной позиции младших школьников, повышает мотивацию учебной деятельности, формирует универсальные учебные действия.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что предложенные способы анализа уроков и технологических карт учителей можно использовать в школе для мониторинга влияния проблемного обучения на формирование УУД младших школьников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Статьи были опубликованы в апрельском сборнике научных трудов 50-й Международной научной конференции «Евразийского Научного Объединения» (апрель 2019 №4, стр. 347) и научном журнале «Интернаука» (май 2019 №17, стр. 49)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире система школьного образования в России определяет основные образовательные компетенции, которыми школьник должен постепенно овладеть, начиная с первого класса обучения. Весь образовательный процесс в условиях реализации требований ФГОС базируется на современные образовательные технологии обучения, в том числе и на технологии проблемного обучения.
В настоящее время педагогические вопросы обучения детей младшего школьного возраста с помощью технологии проблемного обучения широко освещаются в научном мире. Однако данная технология не новое педагогическое явление.
Применение технологии проблемного обучения изучалась как зарубежными, так и отечественными учеными. Российские педагоги и психологи рассматривали проблемное обучение с середины прошлого столетия. В теоретических положениях данная технология определена как способность «добывать» знания самостоятельно.
На данном этапе времени проблемное обучения понимается как, специальное создание проблемных ситуаций, безусловно, под руководством педагога, в которых в результате обучающиеся самостоятельно овладевают новыми знаниями, умениями и навыками посредством творческого решения теоретических и практических задач.
Человеку в современном обществе необходимо постоянно учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию, анализировать ее и применять в конкретной ситуации. Поэтому сегодня в приоритете у учителя стоит научить учащихся умению учиться, а также самостоятельно находить и постигать новые знания. Но для того чтобы достичь данной цели, необходимым условием является формирование системы универсальных учебный действий (УУД).
Универсальные учебные действия представляют собой базовый элемент умения учиться, обеспечивающий способность школьника, как субъекта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Концепция УУД построена на базе системно-деятельностного подхода, который предусматривает эффективное использование технологию проблемного обучения. Именно такая форма организации учебно-воспитательного процесса придает обучению поисковую, исследовательскую и интерактивную направленность.
Внедрение проблемной ситуации на уроке в начальной школе позволяет младшим школьникам перевоплотиться в активных участников образовательного процесса, которые с интересом осваивают новые знания, ищут пути решения проблемной ситуации, самостоятельно применяют полученные знания на практике, анализируют и высказывают свои предположения.
На базе изученной теоретической литературы мы можем сказать, что активное использование проблемного метода обучения в начальной школе способствует развитию познавательной активности учащихся, а также способствует формированию УУД у младших школьников.
Для проверки эффективности использования технологии проблемного обучения в качестве средства формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе была организована исследовательская работа.
Исследовательскую базу для исследования составили учителя начальных классов (2-х и 3-х классов) МБОУ СОШ №20 Альметьевского муниципального района РТ.
Целью исследовательской работы явилось изучение влияния проблемного обучения на формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Анализ результатов анкетирования показал, что педагоги осознают важность использование методов проблемного обучения, отмечают их влияние на формирование универсальных учебных действий, однако активно проблемное обучение не используется всеми учителями. Педагоги с высоким уровнем положительного отношения к проблемному обучению составили 70%, средний уровень выявлен у 20%, низкий уровень (равнодушное отношение) выявлен у 10%.
Анализ результатов наблюдения за особенностями реализации проблемного обучения с целью формирования УУД у учащихся начальных классов показал, что проблемное обучение активно используется большинством учителей начальных классов. Однако проблемная технология не занимает весь урок, а чаще всего учащимся предлагаются проблемные вопросы и задания, создаются проблемные ситуации. Высокий уровень результативности уроков выявлен у 60%, средний уровень результативности уроков выявлен у 30% и низкий уровень выявлен у 10%.
Анализ сформированности УУД у учащихся показал, что у учащихся третьего класса наблюдается более высокий уровень сформированности УУД, нежели, чем учащихся второго класса.
Среднее значение сформированости УУД у учащихся вторых классов: высокий уровень - 14%, средний - 77%, низкий - 9%. Среднее значение сформированости УУД у учащихся третьих классов: высокий - 15%, средний - 79%, низкий - 6%.
Следует отметить, что высокий уровень сформированности УУД у учащихся отмечен в 3 В классе (20%) и во 2 «А» классах (20%). В этих классах работают педагоги, которые регулярно применяют средства проблемного обучения на уроках.
Итогом нашей исследовательской части работы является разработка рекомендаций по оптимизации процесса организации проблемного обучения с целью формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373).
2. Аванесова В.С. Теория и методика педагогических измерений / В.С. Аванесова. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. - М., 2012. -
320 с.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от 170 действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. /Пособие для учителя/ - М.: Просвещение, 2011. - 189 с.
6. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2008. - 183с.
7. Бейзеров В.А. Проблемное обучение// Образование в современной школе. - Б.М. - 2011. №12. - с.48 - 52.
8. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 123 с.
9. Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т.- Калининград, 1995.- 72 с.
10. Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов начального образования. - СПБ.:2014.-218с.
11. Володарская, И.А., Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Карабанова,
О.А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / И.А. Володарская, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабонова // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1 (5). - С. 104-110.
12. Виноградова Н.Ф. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и их оценка / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. - М.: Русский журнал, 2011. - № 2.
13. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов // Серия «Новые образовательные стандарты». - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с.
14. Горн Т.В. Формирование УУД на уроках в начальной школе: методические рекомендации для учителя. - Кемерово: МБОУ ДПО «Научнометодический центр», 2013. - 39 с.
15. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и
оценке УУД у младшких школьников: организационно -методические
аспекты / Р. А. Дунилова, Л. Г. Бобрикова. // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 3. - С. 5-10.
16. Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системнодеятельностного подхода к обучению / А. К. Дусавицкий. Книга для учителя.
3- е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. - 126 с.
17. Закирова С.К. Учебное задание как дидактическое средство проблемного обучения (на материале преподавания иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007.
18. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы / В. Т. Кудрявцев. - М.: Знание, 1991. - 80 с.
19. Котова С.А. Педагогика начального образования. Учебник для вузов /Под ред. Е. Землянская, Н. Ф. Виноградова. - СПб.: Питер, 2017. - 336 с.
20. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 476 с.
21. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 2008. - 156 с.
22. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения.
Пособие для учителей / И.Я. Лернер. - M.: Просвещение, 1982. - 191 с.
23. Лозенко Л. В. Особенности и условия внедрения стандартов второго поколения (из опыта работы) / Л. В. Лозенко, Ж. И. Незговорова, Е.
В. Ковалишина. // Управление качеством образования. - 2011. - №7. - С. 2940
24. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1995. - 258 с.
25. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании// Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №11. - С. 50-56.
26. Мордкович, А. Г. Преобразования в образовании: работаем по новым ФГОС / А. Г. Мордкович, И. И. Зубарева. // Математика в школе. -
2012. - № 4. - С. 21-26.
27. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
28. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
29. Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2014. - № 10. - С. 6.
30. Павленко И. Н. Пути повышения качества образования в 4-м классе / И. Н. Павленко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 84-87.
31. Петерсон Л.Г., Кубышева, М.А., Мазурина, С.Е., Зайцева, И.В. Что значит «уметь учиться» / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, С.Е. Мазурина, И.В. Зайчева. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2011. - 80 с.
32. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов / И.П. Подласый. В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: Владос, 2009. - 576 с.
33. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие / М. М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 146 с.
34. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В. Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.
35. Полозова Т.А. Наукоемкое, проблемно-ориентированное
образование - запрос XXI века / Т.А. Полозова // Мир образования - образование в мире. - 2014 - № 1 - С. 35-44.
36. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2013. - 336 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. В
2- х т. - М.: Академия, 2006. - 237 с.
38. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К.Селевко // Школьные технологии. - 2006.- № 2
39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 2008. - 134 с.
40. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе / В.П. Симонов. - М.: Акадеимия, 2006. - 237 с.
41. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007. -203 с.
42. Смирнова М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира / М.С. Смирнова // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С.49-53.
43. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2008. - 512 с.
44. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 2009. - 208 с.
45. Шевелева Н.С. Формирование познавательных УУД у младших школьников при обучении русскому языку на основе технологии
проблемного диалога // Инновационная наука. - 2018. - №9. - С. 63-67.
46. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 2013. - 223 с.
47. Афанасьева О.Б. Формирование универсальных учебных действий // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2470/28680 (дата обращения: 03.05.2019).
48. Горн Т.В. Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников: доклад [Электронный ресурс] // Инфоурок. - Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-tehnologii-problemnogo-obucheniya-kak- sredstvo-formirovaniya-poznavatelnih-universalnih-uchebnih-deystviy-mladshi- 2070506.html
49. Коконова Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 716-719. - URL https://moluch.ru/archive/105/24961/ (дата обращения: 06.05.2019).
50. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс] URL http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866 (дата обращения: 06.05.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ