Особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Память как психолого-педагогический феномен 8
1.2. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте 12
1.3. Современное состояние изучения проблемы памяти у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 20
2.1. Организация, методы и методики исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 25
Выводы по второй главе 30
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции и развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 31
3.1. Научно - методологические подходы по коррекции и развитию
произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 31
3.2. Рекомендации по коррекции произвольной памяти у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллекта 37
Выводы по третьей главе 45
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Память как психолого-педагогический феномен 8
1.2. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте 12
1.3. Современное состояние изучения проблемы памяти у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 20
2.1. Организация, методы и методики исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 25
Выводы по второй главе 30
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции и развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 31
3.1. Научно - методологические подходы по коррекции и развитию
произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 31
3.2. Рекомендации по коррекции произвольной памяти у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллекта 37
Выводы по третьей главе 45
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - определяющий период в развитии человека, в котором происходит становление личности, формируются все психические процессы и функции ребёнка. Несформированность или отставание в развитии любого психического процесса или психической функции оказывает отрицательное влияние на все становление личности ребенка в целом. В последние годы вокруг проблемы такого отклонения нарушения интеллектуального развития наблюдается повышенный интерес, среди исследователей продолжаются оживленные дискуссии. Это вызвано, в первую очередь, тем, что данное отклонение является неоднозначным, в его основе множество предпосылок, причин возникновения и последствий.
Коррекционное обучение умственно отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.
В соответствии с ФГОС, вся коррекционная работа и система инклюзивного образования должны, в первую очередь, обеспечивать коррекцию нарушений в развитии у различных групп детей с ограниченными возможностями здоровья, как психического, так и физического, и содействовать им в оказании квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования.
По данным ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Число 4 детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, неуклонно растет.
Увеличение количества детей с таким диагнозом, как интеллектуальные нарушения отмечается во всем мире и, в связи с этим, вопрос их воспитания, обучения и социальной адаптации реабилитации становится актуальной психолого-педагогической проблемой.
Особенно важную роль во всем развитии дошкольников с интеллектуальными нарушениями играет развитие памяти.
Произвольная память достаточно давно изучается в детской психологии. Фундаментальное исследование 3.М. Истоминой выявило некоторые механизму ее генезиса. Основное внимание ею было уделено осознанию детьми мнемических целей. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус, Н.В. Захарюта, Л.М. Житниковой, Т.М. Капуновой и других. Самоконтроль при запоминании нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой, Т.А. Корман.
Однако все компоненты произвольности рассматривались изолированно, вне связи друг с другом. Поэтому не сложилось представление об общей структуре и специфике произвольной памяти дошкольника. При этом память является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталыми детьми доступного для них объема знаний и умений.
В связи с этим изучение особенностей произвольной памяти умственно отсталых дошкольников является сегодня актуальной проблемой.
Это обуславливает и выбор темы нашего исследования - «Особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития».
Проблема исследования. Таким образом, не смотря на имеющиеся в литературе данные об особенностях памяти у старших дошкольников с нарушением интеллектуального развития, многие вопросы, которые касаются разработки методических рекомендаций по коррекции и развитию произвольной памяти у данных детей, недостаточно изучены.
Цель работы: исследовать особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития, составить методические рекомендации по коррекции и развитию памяти у детей данной категории.
Объект исследования: память детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования: особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что произвольная память детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития отличается низким уровнем сформированности слухоречевой, зрительной памяти, а также опосредованного запоминания.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Составить методические рекомендации по коррекции и развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положение Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций; положение А.Н. Леонтьева об интериоризации внешних мнемических средств, что намечает путь формирования произвольной памяти как «вращивания» внешних средств и приёмов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия; учение П.Я. Гальперина о поэтапном формировании внутренних умственных действий, которое устанавливает генетическую связь идеальных психических действий с действиями материальными; учения о формировании межличностного понимания у детей с проблемами в интеллектуальном развитии Н.С. Щанкиной, Л.М. Шипицыной, М.Ф. Симкина и П.О. Омаровой.
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия (1982).
2. Методика «Сложные фигуры» Д. Векслера.
3. Методика «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева.
Организация исследования. Базой исследования явилось
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 226 комбинированного вида» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 6 - 7 лет с клиническим диагнозом F - 70 «Легкая степень умственной отсталости».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого¬педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап - обоснование и разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию и формирование произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования. Определяется тем, что его результаты позволяют расширить научные представления об особенностях памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития и условиях её коррекции.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке методических рекомендаций, направленной на коррекцию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 68 источников и приложения. Работа включает 7 таблиц, 4 гистограммы.
Коррекционное обучение умственно отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.
В соответствии с ФГОС, вся коррекционная работа и система инклюзивного образования должны, в первую очередь, обеспечивать коррекцию нарушений в развитии у различных групп детей с ограниченными возможностями здоровья, как психического, так и физического, и содействовать им в оказании квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования.
По данным ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Число 4 детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, неуклонно растет.
Увеличение количества детей с таким диагнозом, как интеллектуальные нарушения отмечается во всем мире и, в связи с этим, вопрос их воспитания, обучения и социальной адаптации реабилитации становится актуальной психолого-педагогической проблемой.
Особенно важную роль во всем развитии дошкольников с интеллектуальными нарушениями играет развитие памяти.
Произвольная память достаточно давно изучается в детской психологии. Фундаментальное исследование 3.М. Истоминой выявило некоторые механизму ее генезиса. Основное внимание ею было уделено осознанию детьми мнемических целей. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус, Н.В. Захарюта, Л.М. Житниковой, Т.М. Капуновой и других. Самоконтроль при запоминании нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой, Т.А. Корман.
Однако все компоненты произвольности рассматривались изолированно, вне связи друг с другом. Поэтому не сложилось представление об общей структуре и специфике произвольной памяти дошкольника. При этом память является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталыми детьми доступного для них объема знаний и умений.
В связи с этим изучение особенностей произвольной памяти умственно отсталых дошкольников является сегодня актуальной проблемой.
Это обуславливает и выбор темы нашего исследования - «Особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития».
Проблема исследования. Таким образом, не смотря на имеющиеся в литературе данные об особенностях памяти у старших дошкольников с нарушением интеллектуального развития, многие вопросы, которые касаются разработки методических рекомендаций по коррекции и развитию произвольной памяти у данных детей, недостаточно изучены.
Цель работы: исследовать особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития, составить методические рекомендации по коррекции и развитию памяти у детей данной категории.
Объект исследования: память детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования: особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что произвольная память детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития отличается низким уровнем сформированности слухоречевой, зрительной памяти, а также опосредованного запоминания.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Составить методические рекомендации по коррекции и развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положение Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций; положение А.Н. Леонтьева об интериоризации внешних мнемических средств, что намечает путь формирования произвольной памяти как «вращивания» внешних средств и приёмов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия; учение П.Я. Гальперина о поэтапном формировании внутренних умственных действий, которое устанавливает генетическую связь идеальных психических действий с действиями материальными; учения о формировании межличностного понимания у детей с проблемами в интеллектуальном развитии Н.С. Щанкиной, Л.М. Шипицыной, М.Ф. Симкина и П.О. Омаровой.
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия (1982).
2. Методика «Сложные фигуры» Д. Векслера.
3. Методика «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева.
Организация исследования. Базой исследования явилось
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 226 комбинированного вида» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 6 - 7 лет с клиническим диагнозом F - 70 «Легкая степень умственной отсталости».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого¬педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап - обоснование и разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию и формирование произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования. Определяется тем, что его результаты позволяют расширить научные представления об особенностях памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития и условиях её коррекции.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке методических рекомендаций, направленной на коррекцию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 68 источников и приложения. Работа включает 7 таблиц, 4 гистограммы.
Проблема развития памяти является одной из актуальных в специальной психологии и педагогике. Значение памяти в жизни любого человека сложно переоценить: она составляет основу любого психического явления, связывая прошлое человека с его настоящим, обеспечивая единство личности. Память, представляя собой важнейший компонент познавательной деятельности, тесно связана со всеми остальными психическими процессами, а также с личностью в целом. Ее продуктивность во многом обусловлена состоянием восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. Таким образом нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов, а также наоборот, нарушение какого-либо психического процесса усугубляет формирование мнемических процессов.
Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение при интеллектуальном недоразвитии отличаются специфическими особенностями, поскольку формируются при условиях дефицитарного развития. Дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью лучше запоминаются внешние, случайные признаки. Сложнее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с интеллектуальной недостаточностью позже, чем у сверстников в норме, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у детей с интеллектуальной недостаточностью выражено не так ярко, как у детей в норме.
С целью практического изучения особенностей произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 226 комбинированного вида» г. Красноярска было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 6 - 7 лет с клиническим диагнозом F - 70 «Легкая степень умственной отсталости».
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
- единый возрастной период (6-7 лет);
- схожесть клинической картины нарушения - диагноз F - 70 «Легкая степень умственной отсталости».
Были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия (1982).
2. Методика «Сложные фигуры» Д. Векслера.
3. Методика «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева.
Результаты проведенных психодиагностических методик показали, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития преобладает низкий уровень сформированности произвольной памяти по всем изученным параметрам. Анализ полученных результатов свидетельствует о необходимости разработки рекомендаций по коррекции и развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
В ходе анализа научных трудов, мы выяснили, что многие авторы сходятся во мнении, что именно дидактической игре должно отводиться ведущее место в процессе коррекции памяти детей с интеллектуальным нарушением. В основном исследователями данной проблемы отмечается, что основу коррекции должна составлять работа по развитию смысловой памяти с помощью обучения дошкольников приемам опосредованного запоминания.
Таким образом, результаты исследования показали, что цели достигнуты и поставленная гипотеза подтвердилась.
Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение при интеллектуальном недоразвитии отличаются специфическими особенностями, поскольку формируются при условиях дефицитарного развития. Дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью лучше запоминаются внешние, случайные признаки. Сложнее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с интеллектуальной недостаточностью позже, чем у сверстников в норме, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у детей с интеллектуальной недостаточностью выражено не так ярко, как у детей в норме.
С целью практического изучения особенностей произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 226 комбинированного вида» г. Красноярска было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 6 - 7 лет с клиническим диагнозом F - 70 «Легкая степень умственной отсталости».
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
- единый возрастной период (6-7 лет);
- схожесть клинической картины нарушения - диагноз F - 70 «Легкая степень умственной отсталости».
Были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия (1982).
2. Методика «Сложные фигуры» Д. Векслера.
3. Методика «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева.
Результаты проведенных психодиагностических методик показали, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития преобладает низкий уровень сформированности произвольной памяти по всем изученным параметрам. Анализ полученных результатов свидетельствует о необходимости разработки рекомендаций по коррекции и развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
В ходе анализа научных трудов, мы выяснили, что многие авторы сходятся во мнении, что именно дидактической игре должно отводиться ведущее место в процессе коррекции памяти детей с интеллектуальным нарушением. В основном исследователями данной проблемы отмечается, что основу коррекции должна составлять работа по развитию смысловой памяти с помощью обучения дошкольников приемам опосредованного запоминания.
Таким образом, результаты исследования показали, что цели достигнуты и поставленная гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Особенности сформированное игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция произвольного внимания у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Диагностика памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями развития, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018



