Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Память как психолого-педагогический феномен 8
1.2. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте 12
1.3. Современное состояние изучения проблемы памяти у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 20
2.1. Организация, методы и методики исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 25
Выводы по второй главе 30
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции и развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 31
3.1. Научно - методологические подходы по коррекции и развитию
произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 31
3.2. Рекомендации по коррекции произвольной памяти у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллекта 37
Выводы по третьей главе 45
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - определяющий период в развитии человека, в котором происходит становление личности, формируются все психические процессы и функции ребёнка. Несформированность или отставание в развитии любого психического процесса или психической функции оказывает отрицательное влияние на все становление личности ребенка в целом. В последние годы вокруг проблемы такого отклонения нарушения интеллектуального развития наблюдается повышенный интерес, среди исследователей продолжаются оживленные дискуссии. Это вызвано, в первую очередь, тем, что данное отклонение является неоднозначным, в его основе множество предпосылок, причин возникновения и последствий.
Коррекционное обучение умственно отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.
В соответствии с ФГОС, вся коррекционная работа и система инклюзивного образования должны, в первую очередь, обеспечивать коррекцию нарушений в развитии у различных групп детей с ограниченными возможностями здоровья, как психического, так и физического, и содействовать им в оказании квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования.
По данным ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Число 4 детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, неуклонно растет.
Увеличение количества детей с таким диагнозом, как интеллектуальные нарушения отмечается во всем мире и, в связи с этим, вопрос их воспитания, обучения и социальной адаптации реабилитации становится актуальной психолого-педагогической проблемой.
Особенно важную роль во всем развитии дошкольников с интеллектуальными нарушениями играет развитие памяти.
Произвольная память достаточно давно изучается в детской психологии. Фундаментальное исследование 3.М. Истоминой выявило некоторые механизму ее генезиса. Основное внимание ею было уделено осознанию детьми мнемических целей. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус, Н.В. Захарюта, Л.М. Житниковой, Т.М. Капуновой и других. Самоконтроль при запоминании нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой, Т.А. Корман.
Однако все компоненты произвольности рассматривались изолированно, вне связи друг с другом. Поэтому не сложилось представление об общей структуре и специфике произвольной памяти дошкольника. При этом память является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталыми детьми доступного для них объема знаний и умений.
В связи с этим изучение особенностей произвольной памяти умственно отсталых дошкольников является сегодня актуальной проблемой.
Это обуславливает и выбор темы нашего исследования - «Особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития».
Проблема исследования. Таким образом, не смотря на имеющиеся в литературе данные об особенностях памяти у старших дошкольников с нарушением интеллектуального развития, многие вопросы, которые касаются разработки методических рекомендаций по коррекции и развитию произвольной памяти у данных детей, недостаточно изучены.
Цель работы: исследовать особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития, составить методические рекомендации по коррекции и развитию памяти у детей данной категории.
Объект исследования: память детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования: особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что произвольная память детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития отличается низким уровнем сформированности слухоречевой, зрительной памяти, а также опосредованного запоминания.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Составить методические рекомендации по коррекции и развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положение Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций; положение А.Н. Леонтьева об интериоризации внешних мнемических средств, что намечает путь формирования произвольной памяти как «вращивания» внешних средств и приёмов запоминания, переход от опоры на внешние стимулы к опоре на внутренние действия; учение П.Я. Гальперина о поэтапном формировании внутренних умственных действий, которое устанавливает генетическую связь идеальных психических действий с действиями материальными; учения о формировании межличностного понимания у детей с проблемами в интеллектуальном развитии Н.С. Щанкиной, Л.М. Шипицыной, М.Ф. Симкина и П.О. Омаровой.
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия (1982).
2. Методика «Сложные фигуры» Д. Векслера.
3. Методика «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева.
Организация исследования. Базой исследования явилось
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 226 комбинированного вида» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 6 - 7 лет с клиническим диагнозом F - 70 «Легкая степень умственной отсталости».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого¬педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап - обоснование и разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию и формирование произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования. Определяется тем, что его результаты позволяют расширить научные представления об особенностях памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития и условиях её коррекции.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке методических рекомендаций, направленной на коррекцию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 68 источников и приложения. Работа включает 7 таблиц, 4 гистограммы.
Проблема развития памяти является одной из актуальных в специальной психологии и педагогике. Значение памяти в жизни любого человека сложно переоценить: она составляет основу любого психического явления, связывая прошлое человека с его настоящим, обеспечивая единство личности. Память, представляя собой важнейший компонент познавательной деятельности, тесно связана со всеми остальными психическими процессами, а также с личностью в целом. Ее продуктивность во многом обусловлена состоянием восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. Таким образом нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов, а также наоборот, нарушение какого-либо психического процесса усугубляет формирование мнемических процессов.
Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение при интеллектуальном недоразвитии отличаются специфическими особенностями, поскольку формируются при условиях дефицитарного развития. Дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью лучше запоминаются внешние, случайные признаки. Сложнее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с интеллектуальной недостаточностью позже, чем у сверстников в норме, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у детей с интеллектуальной недостаточностью выражено не так ярко, как у детей в норме.
С целью практического изучения особенностей произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 226 комбинированного вида» г. Красноярска было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 6 - 7 лет с клиническим диагнозом F - 70 «Легкая степень умственной отсталости».
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
- единый возрастной период (6-7 лет);
- схожесть клинической картины нарушения - диагноз F - 70 «Легкая степень умственной отсталости».
Были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия (1982).
2. Методика «Сложные фигуры» Д. Векслера.
3. Методика «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева.
Результаты проведенных психодиагностических методик показали, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития преобладает низкий уровень сформированности произвольной памяти по всем изученным параметрам. Анализ полученных результатов свидетельствует о необходимости разработки рекомендаций по коррекции и развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.
В ходе анализа научных трудов, мы выяснили, что многие авторы сходятся во мнении, что именно дидактической игре должно отводиться ведущее место в процессе коррекции памяти детей с интеллектуальным нарушением. В основном исследователями данной проблемы отмечается, что основу коррекции должна составлять работа по развитию смысловой памяти с помощью обучения дошкольников приемам опосредованного запоминания.
Таким образом, результаты исследования показали, что цели достигнуты и поставленная гипотеза подтвердилась.
1. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. // Дефектология. -2002. - №6. - С. 11-17.
2. Алентьева Е. А. Особенности развития психических процессов у детей с
проблемами в интеллектуальном развитии // Проблемы педагогики. 2017. №3 (26). C. 37-43. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-
razvitiya-psihicheskih-protsessov-u-detey-s-problemami-v-intellektualnom- razvitii (дата обращения: 18.04.2020).
3. Антипанова Н.А., Дацко М.А. Особенности развития детей с
нарушениями интеллекта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №2. - С. 24-27. - URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZosobennosti-razvitiya-detey-s-narusheniyami- intellekta (дата обращения: 18.04.2020).
4. Блонский П.П. Память и мышление. - Изд. 2. - М.: Норма, 2007. URL: https:ZZwww.twirpx.com/fileZ572066Z
5. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. №1. С.90-93. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZpamyat-cheloveka-i- vozmozhnost-ee-uluchsheniya (дата обращения: 28.11.2019).
6. Веракса А.Н. Развитие памяти дошкольников // СДО. 2008. №3. С. 46-54.
URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/razvitie-pamyati-doshkolnikov (дата
обращения: 28.02.2019).
7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2005. - Т. 3.
8. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. / Л.С. Выготский. - Москва // Том 3. Книга 3: Субъект познания: Общая психология. Тексты: в 3 томах / ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Москва: Когито-Центр, 2013. - С. 535-542. - Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 381, 386-395.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка//
Гансвинд И., Бильжо А., Газарян К., Зыгарь М. и др. Педагогическая психология: хрестоматия. URL: http://os.x-pdf.ru/20istoriya/764649-1-i-
gansvind-avtor-sostavitel-bilzho-gazaryan-zigar-ivanov-kachur.php
10. Григорьевская И. В. Особенности произвольной и непроизвольной
памяти умственно отсталых детей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proizvolnoy-i-neproizvolnoy- pamyati-umstvenno-otstalyh-detey(дата обращения: 23.12.2019).
11. Доценко Е.М. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. - Учитель, 2015. - 304 с.
12. Дунаева Е. С. Изучение, коррекция и развитие памяти младших
школьников с нарушением интеллекта // Вестник ПГУ им. Шолом- Алейхема. 2011. №1-2. - C. 29-35. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-korrektsiya-i-razvitie-pamyati- mladshih-shkolnikov-s-narusheniem-intellekta(дата обращения: 18.04.2020).
13. Евсикова Е. И. Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью информационно-коммуникационных технологий //Научный альманах. - 2017. - №. 3-2. - С. 329-331. URL: http: //ucom.ru/doc/na.2017.03.02.pdf
14. Жукова О.С. Книга заданий и упражнений по развитию внимания и памяти. М.: 2010 - 95 с.
15. Жуковская Р. И. Запоминание и воспроизведение стихотворений маленькими детьми / Р. И. Жуковская // Дошкольное воспитание. — 1957. — № 12. — С. 37-41.
16. Забрамная С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост., авт., вступ. ст. Н.Л. Белопольская. - 2-е изд., испр. - М.: Комто-Центр, 2001. - С. 1929.
17. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2006. - 320 с. - С. 152.
18.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. - М.: Институт
общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 112 с.
19.Занков Л.В. Развитие памяти умственно отсталого ребенка. В кн.: Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.В. Выготского и И.И. Данюшевского/ ГЛ., 1935, С. 35-96.
20. Занков Л. В. Память школьника [Текст]: (Ее психология и педагогика): Пособие для учителей: Допущено НКП РСФСР / Л. В. Занков. - Москва: Учпедгиз, 1944. - 128 с.
21. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 207-216.
22. Зинченко П.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - Санкт-Петербург Москва. - 2002. - 316 с.
23. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном возрасте. - URL: http://pedlib.rU/Books/6/0112/6_0112-70.shtml
24. Истомина О. А. Развитие произвольной памяти детей старшего
дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы / О. А. Истомина. — Текст: непосредственный, электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 30-33. — URL: https://moluch.rU/th/1/archive/41/1295/(дата обращения: 18.04.2020).
25. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. М., 2002. 225 с.
26. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. - URL:
http://tlf.msk.ru/school/leontjev_razvitie_pavjati_1931.htm
27. Лурия A. P. Маленькая книжка о большой памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 193-207.
28. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга). - Педагогика,1974. - 251 с.
29. Лурия А.Р. Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии. - Смысл, 2003. С.431
30. Лутонян Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с
задержкой психического развития: диссертация ... кандидата
психологических наук: 19.00.00. - Москва, 1977. - 169 с.
31. Макарова Н.Г. Внимание и память: значение психических процессов для личности в современном обществе// «Педагогика и психология: проблемы и решения»: материалы международной заочной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2013. —176 с.URL: https: //search. rsl. ru/ru/record/01006604952
32. Малышкин Е.В. Мышление, память и страх в метафизике Т. Гоббса // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myshlenie-pamyat-i-strah-v- metafizike-t-gobbsa(дата обращения: 30.12.2019).
33. Матюгин И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. - М.: Рипол Классик, 2010.
34. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - 672 с.иКЕ: https://www.twirpx.com/file/80729/
35. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. - URL: https: //www. gumer. info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/04. php
36. Немов Р.С. Общая психология в 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Юрайт, 2017
37. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - Владос, 2016. - 480 с.
38. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
39. Орлова Е.В. Развитие произвольной памяти у детей старшего
дошкольного возраста//Познание. - 2017. URL:
http://zhumalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=6347
40. Осипова А.А. Дидактика и коррекция внимания. М: Изд. центр Сфера, 2004. 104 с.
41. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб.
заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. - М.:
Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
42. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М . : Академия, 2002. - 160 с.
43. Постников О. В. Педагогические условия развития смысловой
произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Молодой ученый.
— 2016. — №13 — С. 841-842. — URL
https://moluch.ru/archive/117/31960/ (дата обращения: 27.12.2019).
44. Прошкина Л.И. Диагностика кратковременной и долговременной памяти детей младшего и среднего школьного возраста// IX Международная студенческая научная конференция. Студенческий научный форум - 2017URL: https://scienceforum.ru/2017/article/201703 8995
45. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. - 350 с.
46. Репина Л. П. Феномен памяти в современном гуманитарном знании // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. №3. С.191-201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-pamyati-v-sovremennom- gumanitarnom-znanii(дата обращения: 27.12.2019).
47. Савельев А. Е. Концепции памяти: история развития и современные
исследования // Вестник КРУ МВД России. 2012. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-pamyati-istoriya-razvitiya-i- sovremennye-issledovaniya(дата обращения: 18.04.2020).
48. Сверкунова К. С., Трегуб А. Р., Арсенова М. А. Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методология, теория. - 2015. - С. 109.
49. Семененко М. А. Роль игры в развитии произвольной памяти у современных дошкольников 5-6 лет: автореферат диссер. на соиск. уч. степени магистра. М, 2014. 19 с.
50. Славина, Л.С. Трудные дети / Л.С. Славина, В.Э. Чудновский. - Воронеж: МОДЭК ; Москва : Институт практической психологии, 1998. - 440 с.
51. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. - Просвещение, 1966. - 422 c.
52. Соловьёв А. В. Теория памяти и ее проблемы (по материалам некоторых
работ М. С. Роговина) // СПЖ. 2006. №24. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pamyati-i-ee-problemy-po-materialam- nekotoryh-rabot-m-s-rogovina(дата обращения: 18.04.2020).
53. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.
М. Назаровой. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.
54. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. -2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
55. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. Пособие для студентов вузов; под ред. В.И. Селивёрстовой, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: Гумнитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 358 с.
56. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 2001.
57. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. — 48 с.
58. Тимошенко Т. В., Васильева С. Ю., Алифанова Н. А. Роль памяти в развитии детей //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №. 1. - С. 240-242.
59. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 368 с.
60.Черемошкина Л. В. Мнемические способности школьников как фактор успешности воспроизведения учебного материала/Л. В. Черемошкина, Т. Н. Осинина // Психология обучения, 2011,№ 4.-С.21-35
61.Черницкая Е. Л. Исследование памяти в работах отечественных и зарубежных психологов//Журнал педагог URL:
https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=3260
62. Черных Л.А., Перебейнос Н.А. Особенности кратковременной памяти
детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью // Auditorium. 2019. №2 (22). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kratkovremennoy-pamyati-detey- mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 30.12.2019).
63. Шипицина Л.М., Исаев Д.Н. Психология детей с нарушением интеллектуального развития. М.: Академия, 2012. 224 с.
64. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся
вспомогательной школы. / Под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с.
65. Шойдокова О. С., Зайцева О. Ю. Условия развития смысловой произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - №. 1. - С. 14-16.
66. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч.ред.рус.текста Н.М. Назарова. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.
67.Эйдетика как метод развития образной памяти младших школьников// Инфоурок. ULR: https://infourok.ru/eydetika-kak-metod-razvitiya-obraznoy- pamyati-mladshih- shkolnikov-2614238.html
68. Эльконин Д.Б. Развитие памяти у дошкольников. - URL: https: //psixologiya. org/vozrastnaya/detskaya/1568-razvitie-pamyati-u- doshkolnikov-db-elkonin.html