Логопедическая работа по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью
|
Реферат
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью 8
1.1. Понятие коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности коммуникативной стороны деятельности общения у детей с тяжелой
умственной отсталостью 14
1.3. Коррекционные подходы к формированию коммуникативных умений детей с
умственной отсталостью 23
Глава 2. Констатирующий эксперимент по определению логопедической работы по формированию коммуникативных умений обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью и его анализ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений у
обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости 61
Заключение 87
Библиография 90
Приложение 98
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью 8
1.1. Понятие коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности коммуникативной стороны деятельности общения у детей с тяжелой
умственной отсталостью 14
1.3. Коррекционные подходы к формированию коммуникативных умений детей с
умственной отсталостью 23
Глава 2. Констатирующий эксперимент по определению логопедической работы по формированию коммуникативных умений обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью и его анализ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений у
обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости 61
Заключение 87
Библиография 90
Приложение 98
Актуальность. В начале XXI века произошли значимые изменения в отношении обучения, воспитания и развития лиц с тяжёлой степенью умственной отсталостью.
Одной из задач модернизации системы специального образования является поиск оптимизации, успешного и результативного образования детей с тяжелой умственной отсталостью. Реализация данной задачи возможна через организацию комплексной коррекционной логопедической помощи детям данной категории. Опираясь на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского в отечественной науке комплексная помощь умственно отсталым детям представлена как совокупность системы охраны здоровья, специального образования и социальной поддержки.
Для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости наиболее значимым является формирование жизненных компетенций, необходимого для обеспечения высокого качества жизни.
Многие исследователи отмечают, что социальная реабилитация и адаптация детей с тяжёлой степенью умственной отсталости в значительной степени обеспечивается формированием коммуникативных умений (Н.П. Задумова, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицина). Имеются данные в литературе по психологии и педагогики о неразвитости условий развития коммуникативной деятельности и перечисления существующих неопреодолимых коммуникативных нарушений у данной категории детей. Имеются работы о своеобразии коммуникативной функции у детей с нарушенным интеллектом (А.Е. Белякова, И.А. Емельянова), а также с тяжелой умственной отсталостью (Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская и др.). В психологопедагогических и логопедических источниках описываются различные подходы к работе, направленной на развитие базиса коммуникации у детей с нарушением интеллекта (Н.П. Задумова, Л.М. Шипицына и др.), а средства развития коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью представлены в научно-методической литературе недостаточно.
В результате анализа литературных данных и изучения опыта логопедической работы по проблеме формирования коммуникативных умений детей с тяжелой степенью умственной отсталости, выявлены несоответствия и противоречия между:
- несформированностью коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с тяжелой степенью умственной отсталости и их значимостью для успешной социализации для детей данной категории;
- недостаточной разработанностью вопросов о формировании коммуникативных умений младших школьников с тяжелой умственной отсталостью в отечественной науке и практике и их практической востребованности в логопедической работе с детьми данной категории.
Проблема исследования: определение содержания логопедической работы по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью.
Цель исследования: теоретически обосновать и определить содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью.
2. Экспериментальным путем выявить особенности коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости
3. Определить содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости.
...
Одной из задач модернизации системы специального образования является поиск оптимизации, успешного и результативного образования детей с тяжелой умственной отсталостью. Реализация данной задачи возможна через организацию комплексной коррекционной логопедической помощи детям данной категории. Опираясь на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского в отечественной науке комплексная помощь умственно отсталым детям представлена как совокупность системы охраны здоровья, специального образования и социальной поддержки.
Для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости наиболее значимым является формирование жизненных компетенций, необходимого для обеспечения высокого качества жизни.
Многие исследователи отмечают, что социальная реабилитация и адаптация детей с тяжёлой степенью умственной отсталости в значительной степени обеспечивается формированием коммуникативных умений (Н.П. Задумова, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицина). Имеются данные в литературе по психологии и педагогики о неразвитости условий развития коммуникативной деятельности и перечисления существующих неопреодолимых коммуникативных нарушений у данной категории детей. Имеются работы о своеобразии коммуникативной функции у детей с нарушенным интеллектом (А.Е. Белякова, И.А. Емельянова), а также с тяжелой умственной отсталостью (Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская и др.). В психологопедагогических и логопедических источниках описываются различные подходы к работе, направленной на развитие базиса коммуникации у детей с нарушением интеллекта (Н.П. Задумова, Л.М. Шипицына и др.), а средства развития коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью представлены в научно-методической литературе недостаточно.
В результате анализа литературных данных и изучения опыта логопедической работы по проблеме формирования коммуникативных умений детей с тяжелой степенью умственной отсталости, выявлены несоответствия и противоречия между:
- несформированностью коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с тяжелой степенью умственной отсталости и их значимостью для успешной социализации для детей данной категории;
- недостаточной разработанностью вопросов о формировании коммуникативных умений младших школьников с тяжелой умственной отсталостью в отечественной науке и практике и их практической востребованности в логопедической работе с детьми данной категории.
Проблема исследования: определение содержания логопедической работы по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью.
Цель исследования: теоретически обосновать и определить содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью.
2. Экспериментальным путем выявить особенности коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости
3. Определить содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости.
...
Анализ литературных данных показал, что понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения» в работах различных исследователей трактуются по-разному. В представленной монографии мы придерживались понимания общения как многомерного, многопланового явления. В рамках нашего исследования мы будем понимать коммуникацию как одну из сторон деятельности общения, направленную на обмен информацией.
Таким образом, под коммуникативными умениями мы подразумеваем желание вступить в контакт и умение организовать и поддержать общение. Умение организовать и поддержать общение включает в себя: владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; умение понимать, анализировать и передавать информацию; проявлять активность, инициировать и поддерживать общение; быть понятым в общении; умение регулировать и воздействовать на коммуникацию, сопереживать и выражать свое отношение, владение различными формами общения.
Такое понимание сущности понятия «коммуникативные умения» позволило нам выявить основные критерии оценки коммуникативных умений (активность, инициативность, реактивность, понятность, владение различными формами общения).
В результате анализа литературных источников нами отмечено, что проблема коммуникативного развития при тяжёлой степени умственной отсталости изучена недостаточно.
Коммуникативные нарушения при тяжелой степени умственной отсталости носят стойкий характер и сохраняются к школьному возрасту: низкая активность, несформированность мотивов и форм общения, недостаточность вербальных и невербальных средств коммуникации. Отмечена также вариативность проявлений коммуникативных нарушений.
С целью изучения коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости нами была модифицирована методика изучения средств коммуникации и коммуникативных умений у детей с церебральным параличом, предложенная А.В. Мамаевой, исходя их тяжести интеллектуального дефекта. Модификация заключалась в добавлении, упрощении и исключении ситуаций общения.
Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 13 человек. При комплектовании групп учитывался характер дефекта (тяжелая умственная отсталость), возраст испытуемых (9-11 лет).
На основании результатов обследования коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости было выявлено, что группа детей 9-11 лет с тяжелой умственной отсталостью является полиморфной в плане сформированности коммуникативных умений.
В результате проведенного констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности коммуникативных умений обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью:
1. Сформированность коммуникативных умений обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью по показателям представлена следующими характеристиками:
- активность в общении, реактивность в общении, у большинства обучающихся представлена на уровне условно ниже среднего;
- инициативность в общении представлена у большинства обучающихся на условно низком уровне;
...
Таким образом, под коммуникативными умениями мы подразумеваем желание вступить в контакт и умение организовать и поддержать общение. Умение организовать и поддержать общение включает в себя: владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; умение понимать, анализировать и передавать информацию; проявлять активность, инициировать и поддерживать общение; быть понятым в общении; умение регулировать и воздействовать на коммуникацию, сопереживать и выражать свое отношение, владение различными формами общения.
Такое понимание сущности понятия «коммуникативные умения» позволило нам выявить основные критерии оценки коммуникативных умений (активность, инициативность, реактивность, понятность, владение различными формами общения).
В результате анализа литературных источников нами отмечено, что проблема коммуникативного развития при тяжёлой степени умственной отсталости изучена недостаточно.
Коммуникативные нарушения при тяжелой степени умственной отсталости носят стойкий характер и сохраняются к школьному возрасту: низкая активность, несформированность мотивов и форм общения, недостаточность вербальных и невербальных средств коммуникации. Отмечена также вариативность проявлений коммуникативных нарушений.
С целью изучения коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости нами была модифицирована методика изучения средств коммуникации и коммуникативных умений у детей с церебральным параличом, предложенная А.В. Мамаевой, исходя их тяжести интеллектуального дефекта. Модификация заключалась в добавлении, упрощении и исключении ситуаций общения.
Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 13 человек. При комплектовании групп учитывался характер дефекта (тяжелая умственная отсталость), возраст испытуемых (9-11 лет).
На основании результатов обследования коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости было выявлено, что группа детей 9-11 лет с тяжелой умственной отсталостью является полиморфной в плане сформированности коммуникативных умений.
В результате проведенного констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности коммуникативных умений обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью:
1. Сформированность коммуникативных умений обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью по показателям представлена следующими характеристиками:
- активность в общении, реактивность в общении, у большинства обучающихся представлена на уровне условно ниже среднего;
- инициативность в общении представлена у большинства обучающихся на условно низком уровне;
...
Подобные работы
- Развитие коммуникативных умений и навыков в процессе социально-трудовой подготовки обучающихся с нарушением умственного развития в учреждениях среднего специального образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе
педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Развитие импрессивной речи у пятиклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития средствами альтернативной коммуникации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018





