Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью

Работа №169533

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений у младших школьников с тяжелой умственной отсталостью 8
1.1. Понятие коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности коммуникативной стороны деятельности общения у детей с тяжелой
умственной отсталостью 14
1.3. Коррекционные подходы к формированию коммуникативных умений детей с
умственной отсталостью 23
Глава 2. Констатирующий эксперимент по определению логопедической работы по формированию коммуникативных умений обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью и его анализ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений у
обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости 61
Заключение 87
Библиография 90
Приложение 98


Актуальность. В начале XXI века произошли значимые изменения в отношении обучения, воспитания и развития лиц с тяжёлой степенью умственной отсталостью.
Одной из задач модернизации системы специального образования является поиск оптимизации, успешного и результативного образования детей с тяжелой умственной отсталостью. Реализация данной задачи возможна через организацию комплексной коррекционной логопедической помощи детям данной категории. Опираясь на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского в отечественной науке комплексная помощь умственно отсталым детям представлена как совокупность системы охраны здоровья, специального образования и социальной поддержки.
Для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости наиболее значимым является формирование жизненных компетенций, необходимого для обеспечения высокого качества жизни.
Многие исследователи отмечают, что социальная реабилитация и адаптация детей с тяжёлой степенью умственной отсталости в значительной степени обеспечивается формированием коммуникативных умений (Н.П. Задумова, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицина). Имеются данные в литературе по психологии и педагогики о неразвитости условий развития коммуникативной деятельности и перечисления существующих неопреодолимых коммуникативных нарушений у данной категории детей. Имеются работы о своеобразии коммуникативной функции у детей с нарушенным интеллектом (А.Е. Белякова, И.А. Емельянова), а также с тяжелой умственной отсталостью (Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская и др.). В психологопедагогических и логопедических источниках описываются различные подходы к работе, направленной на развитие базиса коммуникации у детей с нарушением интеллекта (Н.П. Задумова, Л.М. Шипицына и др.), а средства развития коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью представлены в научно-методической литературе недостаточно.
В результате анализа литературных данных и изучения опыта логопедической работы по проблеме формирования коммуникативных умений детей с тяжелой степенью умственной отсталости, выявлены несоответствия и противоречия между:
- несформированностью коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с тяжелой степенью умственной отсталости и их значимостью для успешной социализации для детей данной категории;
- недостаточной разработанностью вопросов о формировании коммуникативных умений младших школьников с тяжелой умственной отсталостью в отечественной науке и практике и их практической востребованности в логопедической работе с детьми данной категории.
Проблема исследования: определение содержания логопедической работы по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью.
Цель исследования: теоретически обосновать и определить содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью.
2. Экспериментальным путем выявить особенности коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости
3. Определить содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературных данных показал, что понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения» в работах различных исследователей трактуются по-разному. В представленной монографии мы придерживались понимания общения как многомерного, многопланового явления. В рамках нашего исследования мы будем понимать коммуникацию как одну из сторон деятельности общения, направленную на обмен информацией.
Таким образом, под коммуникативными умениями мы подразумеваем желание вступить в контакт и умение организовать и поддержать общение. Умение организовать и поддержать общение включает в себя: владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; умение понимать, анализировать и передавать информацию; проявлять активность, инициировать и поддерживать общение; быть понятым в общении; умение регулировать и воздействовать на коммуникацию, сопереживать и выражать свое отношение, владение различными формами общения.
Такое понимание сущности понятия «коммуникативные умения» позволило нам выявить основные критерии оценки коммуникативных умений (активность, инициативность, реактивность, понятность, владение различными формами общения).
В результате анализа литературных источников нами отмечено, что проблема коммуникативного развития при тяжёлой степени умственной отсталости изучена недостаточно.
Коммуникативные нарушения при тяжелой степени умственной отсталости носят стойкий характер и сохраняются к школьному возрасту: низкая активность, несформированность мотивов и форм общения, недостаточность вербальных и невербальных средств коммуникации. Отмечена также вариативность проявлений коммуникативных нарушений.
С целью изучения коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости нами была модифицирована методика изучения средств коммуникации и коммуникативных умений у детей с церебральным параличом, предложенная А.В. Мамаевой, исходя их тяжести интеллектуального дефекта. Модификация заключалась в добавлении, упрощении и исключении ситуаций общения.
Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 13 человек. При комплектовании групп учитывался характер дефекта (тяжелая умственная отсталость), возраст испытуемых (9-11 лет).
На основании результатов обследования коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой степенью умственной отсталости было выявлено, что группа детей 9-11 лет с тяжелой умственной отсталостью является полиморфной в плане сформированности коммуникативных умений.
В результате проведенного констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности коммуникативных умений обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью:
1. Сформированность коммуникативных умений обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью по показателям представлена следующими характеристиками:
- активность в общении, реактивность в общении, у большинства обучающихся представлена на уровне условно ниже среднего;
- инициативность в общении представлена у большинства обучающихся на условно низком уровне;
...


1. Андреева, Г.М. Социальная психология : для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
2. Аугене, Д.И., Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активации / Д. И. Аугене // Дефектология. - 1987. - №4. - С. 76-80.
3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: 2009. - 272
4. Белякова А. Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью : Дисс. ... канд. пед. наук. - Калуга, 2003. - 167 с.
5. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : уч.-метод. пособие / Д.И. Бойков. — СПб.: Каро, 2005. — с.
6. Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М. : Ин - т практической психологии [ и др. ], 1996. - 256 с.
7. Большой психологический словарь./Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 672 с.
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии DOC. М.: Просвещение, 1973. - 176 с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия./Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Владос, 2003. - 680 с.
10. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно - методические материалы / И. М Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комарова и др. ; под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: Владос, 2007. - 239 с.
11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский; под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1983. - 369 с.
14. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: Кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
15. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 7 - 16.
Гуровец Г. В. Детская невропатология. Естественно изученные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г. В. Гуровец ; под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 2004. - 303 с.
.. всего 71 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ