Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Работа №169412

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «физическое развитие» 7
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Современные программы физического развития детей
дошкольного возраста 18
1.4. Создание педагогических условий организации физического развития детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДВИЖНЫХ ИГР, КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностический инструментарий изучения влияния подвижных
игр на физическое развитие детей дошкольного возраста 38
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 41
2.3. Организация педагогических условий на занятиях физической
культурой, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста 50
2.4. Результаты контрольного эксперимента 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 76


В современном мире многих педагогов и психологов не случайно привлекает вопрос проблемы развития ребёнка дошкольного возраста. В этот жизненный период происходит интенсивное формирование психического, физического развития детей, что непосредственно влияет на дальнейший жизненный путь и здоровье ребёнка. Факторы, влияющие в дальнейшем на социализацию человека, также формируются именно в дошкольном периоде. Дошкольный возраст - короткий отрезок жизненного пути человека, но имеет огромное значение. Именно в этот период ребёнок развивается бурно и стремительно. С каждым годом он меняется физически, приобретает навыки и умения, что способствует в дальнейшем личностному развитию ребёнка. Формирование человека на всех этапах его развития проходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобретают важную биологическую роль в его жизнедеятельности.
Большое значение физическому воспитанию уделяется в научных трудах выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, Е.А. Покровского, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др. Также огромное значение организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста отмечали учёные Ю.Ф. Змановский, В.А. Кудрявцева, В.Г. Алямовская, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.
Последние результаты медицинских осмотров весьма неутешительны и показали, что существенная часть детей дошкольного возраста имеет определённые отклонения, как по состоянию здоровья, так и в психологическом плане, и даже отставание в физическом развитии.
Современные исследования показывают, что более 40% детей поступающих в школу, не соответствуют физическим критериям, 30-40% можно отнести к группе риска по развитию психических нарушений, около 21% первоклассников имеют дефекты речи, 74% детей с нарушения опорно-двигательного аппарата.
Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребёнка в практике общественного и семейного дошкольного воспитания были и остаются актуальными, и диктуют необходимость поиска эффективных средств их реализации.
В дошкольных образовательных организациях согласно программам воспитания детей в основном преобладают такие формы физической культуры как утренняя гимнастика, физические упражнения на воздухе, традиционные физкультурные занятия. Они, как правило, являются основой физической культуры. В данном возрасте огромное значение нужно придать подвижным играм, которые являются основным видом деятельности в дошкольном возрасте.
Таким образом, анализ данной проблемы подтвердил актуальность выбранной темы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.
Объектом исследования: процесс физического развития детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: педагогические условия организации физического развития детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если создать следующие педагогические условия:
- планировать задачи физического развития на определённый период с учётом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- включать в занятия по физическому развитию несколько видов деятельности;
- использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста принцип круговой тренировки.
С учётом определения цели и формулировки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «физическое развитие», выделить и обосновать компоненты.
2. Выделить особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста и проанализировать современные программы по физическому развитию.
3. Обосновать педагогические условия организации физического развития детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий организации физического развития детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались дополняющие друг друга методы исследования:
- теоретические (системный теоретико-методологический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы; определение методологических основ исследования; анализ нормативно-правовых документов, диссертационных исследований);
- диагностические (Общероссийская система мониторинга физического развития детей. Таблица оценок физической подготовленности детей 4-7 лет);
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях с целью повышения уровня физической подготовленности детей при поступлении в школу.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Сосновоборска Красноярского края.
Структура и объём работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 63 наименования и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённый анализ научно-методической литературы, а также обобщение опыта проделанной работы по разработанной программе с детьми старшего дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания можно широко использовать различные упражнения и тесты, по результатам выполнения которых можно оценить различные стороны физической подготовленности детей от 5 до 7 лет. Многие авторы утверждают, что всестороннее развитие личности и физическое совершенство, несомненно, формируется с раннего детства и имеет огромное значение для человека в течение всей его жизни.
В теоретической части данной работы, на основе изучения специальной литературы были рассмотрены, выявлены и охарактеризованы следующие аспекты:
- физическое состояние детей 6-7 лет, принимающих участие в эксперименте;
- требования к физическим занятиям и упражнениям, развивающим физические способности детей;
- подвижную игру, как одно из главных средств физического развития детей;
- задачи, значение, характеристику, методику организации и проведения игры.
В практической части при рассматривании данной проблемы мы провели экспериментальную работу на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Сосновоборска Красноярского края.
В эксперименте принимали участие две группы детей (экспериментальная 15 детей и контрольная 15 детей) в возрасте 6-7 лет.
До начала эксперимента с детьми было проведено тестирование по 5- ти параметрам, что позволило выявить их физическую подготовленность.
В формирующей части эксперимента по разработанной программе с детьми проводились игры и занятия, способствующие развитию физических качеств (силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости).
После четырёхмесячного эксперимента было проведено контрольное тестирование, с помощью которого стало возможным увидеть прирост всех показателей психофизического развития в обеих группах. Но показатели детей экспериментальной группы значительно выше, чем контрольной.
Целью нашего исследования была проверка педагогических условий, способствующих физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.
В работе охарактеризованы физические качества и раскрыты особенности их развития у детей 5-7 лет и обосновано, что физические качества имеют огромное значение для формирования ребёнка. Развитие детей происходит путём формирования двигательных навыков, включённых в разные формы игровой деятельности, которые применяются в строгой последовательности для совершенствования ребёнка. Рассмотрев влияние подвижных игр и физических упражнений, как основных средств формирования физического развития детей, пришли к выводу, что для развития физических качеств необходимо освоение основных движений, которые развиваются в повседневной деятельности ребёнка на специально организованных физкультурных занятиях, где эмоциональный комфорт имеет немаловажное значение для достижения положительных результатов.
На основании первоначальных диагностических данных, анализа психолого-педагогической и методический литературы были выделены педагогические условия, в рамках которых был разработан и апробирован комплекс подвижных и спортивных игр, способствующих развитию физических качеств детей, который дал положительный результат, что подтверждает контрольное испытание.
В ходе данного исследования решены задачи и достигнута, поставленная цель. Делая вывод, можем предполагать, что в результате реализации педагогических условий, у детей, принимавших участие в эксперименте, повысился уровень физической подготовленности. Несмотря на большое разнообразие методик физического воспитания в ДОУ, на практике видно, что программа и содержание действующих на сегодняшний день методов физического воспитания в Российской Федерации не вполне соответствуют современным требованиям физической подготовки детей к школе и нуждаются в реформировании. Трёх занятий физической культурой в неделю недостаточно, чтобы обеспечить физическое развитие и социальную адаптацию детей к школе.
Эффективным решением этой проблемы является разработка и внедрение дополнительных форм физического воспитания в практику дошкольного образования. В настоящее время нами разработана, апробируется и внедряется в практику программа дополнительного физического развития в различных аспектах детской деятельности, для детей дошкольных образовательных учреждений г. Сосновоборска, что, несомненно, положительно скажется на разных сторонах практической работы в учреждениях.
Становится совершенно очевидным тот факт, что процесс физического воспитания личности в дошкольном возрасте очень сложный, многогранный и длительный, требующий не только кадровой, материально-технической, методической и диагностической обеспеченности, сотрудничества УДО и ДОУ, но и научной обоснованности и разработанности.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: название ресурса - информационно-правовой портал «Гарант» - Режим доступа:http://base.garant.ru/.(Дата обращения 12.12.2017)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., Изд. «Перспектива», 2014, 32 с.
3. Постановление Главного Государственного санитарного врача
Министерства здравоохранения Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.1249-03» от 26 марта 2003 г. № 24. Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 апреля 2003 г. № 4392. [Электронный ресурс]: название ресурса -
информационно-правовой портал «Гарант» - Режим доступа: http://base.garant.ru/.(Дата обращения 23.12.2017)
4. Письмо Минобразования РФ "О гигиенических требованиях к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 N 65/23-16. [Электронный ресурс]: название ресурса - Консорциум Кодекс Электронный фонд правовой и нормативно- технической документации - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901764917.(Дата обращения 18.12.2017)
5. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в ДОУ: Методическое пособие М.: Изд. «Сфера», 2007, 48 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб. Изд. «Питер»; 2008., 400 с.
7. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1990, 176 с.
8. Виноградова Н.А., Морозова Л.Д. Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья М.: Изд. «Сфера», 2015 г., 224 с.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. Учебное пособие для ВУЗов. СПб. Изд. «Академический Проект», 2007, 288 с.
10. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. 2006. №3. С.117-122.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: М. Изд. «Юрайт», 2016, 200 с.
12. Громова О.Е. Спортивные игры для детей: М.: Изд. «Сфера», 2009 г., 128 с.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: СПб. Изд. ИНТОР, 1996 г., 544 с.
14. Двигательная активность детей в разновозрастных группах / Составитель Жукова Р.А. Волгоград Изд. «Корифей», 2011, 128 с.
15. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие М.Изд. «Центр педагогического образования», 2013, 64 с.
16. Детские подвижные игры /Под редакцией Конеевой Е. Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 2006, 256 с.
17. Доман Г., Доман Д., Хаги Б. Как сделать ребёнка физически совершенным: Пер. с англ. М.: Изд. «МЕДИАКИТ», 2013, 264 с.
18. Дошкольная педагогика с основными методиками воспитания и обучения: Учебник для вузов /Под редакцией Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В.: 2-е издание, переработанное и дополненное: СПб.: Изд. «Питер», 2016, 464 с.
19. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник
научных трудов /Под ред. Н.Я. Михайленко. М.: Изд. НИИ обшей педагогики: 1978 г., 327 с. [Электронный ресурс]: название ресурса - электронный каталог МИГУ - Режим доступа -http://lib.omgpu.ru/ (Дата обращения 24.101.2018)
20. Игры-забавы на участке детского сада (Составитель Алябьева Е.): М. Изд. «Сфера», 2015, 128 с.
21. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал 2003. № 3.20 с.
22. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. № 1. с. 91
23. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. с. 68.
24. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Иедагогическая практика студентов по методике физического воспитания (Иод редакцией Осокиной Т.И.): М. Иросвещение, 2007. [Электронный ресурс]: название ресурса - электронный каталог МИГУРежим доступа:http://lib.omgpu.ru/. (Дата обращения 26.11.2017)
25. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. Иросвещение, 1978, 272 с.
26. Колбасина Т.В., Лобурева И.И., Огурцова Г.А. Игры для детей дошкольного возраста (Обучающие, спортивные и др.). М. Изд. «Образ- Компани»: 2006, 192 с.
27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Исихология развития и возрастная психология. Иолный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. СИб Изд.«Академический Ироект», 2015, 432 с.
28. Куркина И.Б. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные процедуры в детском саду: М., Изд. «Образовательные проекты, НИИ школьных технологий», 2008, 176 с.
29. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада: М. Изд. «Сфера», 2012, 128 с.
30. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений., Изд. АРКТИ, 2000, 58 с.
31. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: Учебник: М. Изд. «Юрайт», 2014, 448 с.
32. Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования. М. Изд. «Русское слово»,2014., 104 с.
33. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания (Бакалавриат): М. Изд. «Academia», 2013, 208 с.
34. Микляева Ю.В., Виноградова Н.А. Теоретические основы дошкольного образования. Учебник: М. Изд. «Юрайт», 2016, 496 с.
35. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте: СПб. Изд. «Академический Проект», 2002, 160 с.
36. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком: М.Изд. «Обруч», 2012, 176 с.
37. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования: М. Изд. «Перспектива», 2014, 196 с.
38. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста: СПб Изд. «Детство-Пресс», 2008, 32 с.
39. Павлов И.П. Избранные сочинения: М., Эксмо, 2015, 736 с.
40. Пономарёв Г.Н., ФилипповаС.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: СПб. Изд. «Детство-Пресс», 2010, 656 с.
41. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: М. «Сфера», 2009, 128 с.
42. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под редакцией Верховкиной М.Е., Атаровой А.Н. СПб. Изд. КАРО, 2015, 112 с.
43. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика: Курс лекций. СПб. Изд. «Детство-Пресс», 2010, 272 с.
44. Семёнова Т.А. Актуальные проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста: Изд. LAPLambertAcademicPublishing: 2014, 120 с.
45. Семёнова Т.А. Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста в образовательных организациях: Учебник для вузов. М. Изд. «Инфа-М», 2016, 448 с.
46. Семёнова Т.А. Технология выполнения научно-исследовательской работы по методике физического воспитания детей дошкольного возраста. М. Изд. «Спутник +», 2012, 176 с.
47. Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. СПб. Изд. «Детство- Пресс», 2013, 80 с.
48. Соломенникова О.А., Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу: М. Изд. «Мозаика-Синтез», 2011, 96 с.
49. Спутник руководителя по физическому воспитанию дошкольного
учреждения: Методическое пособие для руководителей физического
воспитания дошкольных учреждений /Под ред. Филипповой С.О. СПб Изд. «Детство-Пресс», 2011, 416 с.
50. Степаненкова Э.Я., Семёнова Т.А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх: М. Изд. «Спутник +», 2013 г., 200 с.
51. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятия с детьми 2-7 лет: М. Изд. «Мозаика-Синтез», 2014, 144 с.
52. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития: (Для вузов). М. Изд. «Academia», 2008, 368 с.
53. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. М. Изд. «Мозаика- Синтез», 2009, 96 с.
54. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. М. Изд. «Сфера», 2012, 112 с.
55. Трясорукова Т. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. Ростов н/Дону Изд. «Феникс», 2015, 32 с.
56. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. М. Изд. НОУ ВПО МПСИ, Флинта, 2012, 256 с.
57. Укрепление здоровья ребёнка в детском саду. Из опыта работы ДОУ: Методическое пособие /Под ред. Верховкиной М.Е. СПб. Изд. КАРО, 2014, 296 с.
58. Физическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии / Составители: Егоров Б., Пересадина Ю.. М.Изд. «Русское слово - учебник», 2015, 112 с.
59. Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств / Под редакцией Н.В. Микляевой. М.: Изд. «Сфера», 2015, 224 с.
60. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка. Коллектив авторов. М.Изд. МПСИ, 2005, 656 с.
61. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Учебник., М. Просвещение, 1984, 208 с.
62. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н, Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие М. Просвещение, 2006, 220 с.
63. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. Психологии. М. Изд. «Academia», 2011, 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ