Реферат
Введение 3
1 Теоретические аспекты экономической безопасности предприятия речных грузоперевозок 6
1.1 Основные показатели (критерии) экономической безопасности
предприятия речных грузоперевозок 6
1.2 Способы обеспечения экономической безопасности предприятия
речных грузоперевозок 21
2. Методические подходы к оценке уровня экономической безопасности....29
2.1 Существующие подходы к оценке уровня экономической безопасности
предприятия 29
2.2 Методический подход к оценке уровня экономической безопасности
государственного предприятия 44
3. Управление экономической безопасностью предприятия на примере ФБУ
«Администрация «Енисейречтранс» 58
3.1 Экономическая характеристика предприятия ФБУ «Администрация
«Енисейречтранс» 58
3.2 Расчет уровня и анализ экономической безопасности на предприятии
ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» 65
3.3 Пути совершенствования управления экономической безопасностью
ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» 90
Заключение 97
Список используемых источников 101
Приложение 106
Экономическая безопасность предприятия речных грузоперевозок, независимо, будь оно государственным или коммерческим, представляет собой систему, целью которой является поддержание интеллектуальной, финансовой, информационной, инновационной, кадровой, физической и силовой безопасности на высоком уровне. При этом поддержание финансовой безопасности на высоком уровне является главной задачей экономического субъекта, так как указанная функциональная составляющая экономической безопасности является всецелым звеном, участвующем в функционировании любой из областей деятельности организации, и организует движение различных финансовых потоков, на которых и строится работа организации.
Без обеспечения финансовой функциональной составляющей невозможна работа всей системы экономической безопасности. Поэтому, в условиях поддержания должного уровня функционирования фирмы необходимо проводить предварительную оценку первоначального уровня финансовой безопасности, и на ее основе осуществлять разработку и введение системы мероприятий по повышению уровня экономической безопасности экономического субъекта. Тем не менее, важным фактором при повышении уровня экономической безопасности выступает качество проводимой предварительной оценки. В настоящее время существует множество различных методик, но не одна из них нам не подойдет. Анализируемая в дипломе организация является государственной и имеет целый ряд отличительных характеристик, которые необходимо учитывать при проведении анализа. Более того, так как это учреждение является государственным и крупным в Красноярском крае, оно оказывает влияние на общий уровень экономической безопасности как региона, так и страны. В связи с этим повышается необходимость разработки собственной методики анализа уровня экономической безопасности государственного предприятия, что и повлияло на выбор темы дипломной работы и определило его актуальность и значимость как в теоретическом, так и в практическом плане.
Цель работы заключается в повышении уровня экономической безопасности предприятия посредством совершенствования методики ее оценки и разработки превентивной системы мероприятий.
Реализация поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1. Исследования проблем и сущности обеспечения экономической безопасности государственного предприятия речных грузоперевозок.
2. Раскрытие вопросов нормативно - правового регулирования экономической безопасности организации.
3. Изучение различных методик оценки уровня экономической безопасности организаций и создание оригинального методического подхода.
4. Проведение всестороннего анализа хозяйственной деятельности и
экономической безопасности ФБУ «Администрация
«Енисейречтранс».
5. Осуществление оценки уровня экономической безопасности ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» на основании разработанного метода и выявления основных достоинств и недостатков.
6. Разработка системы мероприятий, повышающих уровень
экономической безопасности ФБУ «Администрация
«Енисейречтранс» и их оценки в плановом периоде.
Предмет исследования: различные методики оценки уровня экономической безопасности организации.
Объект исследования - ФБУ «Администрация «Енисейречтранс».
В работе использовались такие методы как: монографический метод исследования, экономика - статистические методы, метод сравнения, метод факторного анализа и т.д.
В первой главе дипломной работы экономическая безопасность предприятия речных грузоперевозок рассмотрена как сложная система, имеющая свои особенности и специфику, отличающую ее от экономической безопасности других сфер деятельности.
Во второй главе диплома рассматриваются основные методические подходы к оценке экономической безопасности предприятия и на их основе создается новый подход, специализированный для государственного предприятия речных грузоперевозок.
В третьей главе дается экономическая характеристика ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»; далее, на основе созданной методики оценки, проводится анализ деятельности организации и на основе выводов предлагаются специально разработанные мероприятия по повышению эффективности управления экономической безопасностью.
В заключении сделаны краткие выводы по всем главам и сформулированы основные рекомендации по повышению общего уровня экономической безопасности ФБУ «Администрация «Енисейречтранс».
Таким образом, экономическая безопасность государственного учреждения речных грузоперевозок - это особая, имеющая характерные отличительные черты и особенности система, главной целью которой является выполнение государственного задания, а уже потом получение прибыли.
В первой главе были рассмотрены основные показатели и способы обеспечения экономической безопасности государственного предприятия речных грузоперевозок. Так как литературы, касающейся именно сферы речных грузоперевозок не существует, мне пришлось строить теоретическую базу на основе транспортной сферы и проецировать это на экономическую безопасность государственной организации речных грузоперевозок.
Так как эта сфера специфичная, в ней можно выделить ряд особенностей, такие как:
1. Необходимость выполнения государственного задания и подотчетность Агентству морского и речного транспорта
2. Получение прибыли - не основная цель деятельности организации
3. Отдаленность мест доставки грузов
4. Сезонность работы
5. Специфичные способы кражи топлива и имущества организации
Во второй главе были рассмотрены основные методики оценки экономической безопасности, оценивающие разные стороны деятельности учреждения (кадровая безопасность, материально - техническая и т.д.). На основе этих методов, был разработан собственный методический подход, позволяющий оценить деятельность организации со всех сторон, включая обязательства по выполнению государственного задания и получение прибыли по иным видам деятельности. Таким образом, на основе данного методического подхода можно оценить экономическую безопасность государственного учреждения речных грузоперевозок и найти проблемные точки, на которые стоит обратить внимание.
Данный подход включает в себя 8 этапов, первые 5 из них позволяют оценить экономическую безопасность с материально - технической стороны, со стороны финансовой обеспеченности, кадровой безопасности, эффективности деятельности, правой безопасности. В VI этапе дается значение и оценка совокупного коэффициента. В VII дается заключение об общем уровне экономической безопасности. И на последнем, VIII этапе, создаются мероприятия по устранению выявленных ошибок.
Таким образом, мы не только узнаем общий уровень экономической безопасности государственного предприятия речных грузоперевозок, но и находим проблемные вопросы, на основе которых уже создаются мероприятия по повышению уровня экономической безопасности.
В третьей главе дипломной работы была дана характеристика ФБУ «Администрация «Енисейречтранс», проанализирована деятельность на основе созданной методологии.
В ходе анализа было подсчитано, что совокупный коэффициент экономической безопасности в 2018 году был 11, а в 2019 году стал 9 баллов. Снижение на 2 балла произошло из-за снижения коэффициента показателя «материально - техническая обеспеченность» «и кадровая безопасность».
Материально техническая обеспеченность снизилась за счет фондоотдачи, но это скорей закономерность, чем исключение из правил, так как при анализе государственного предприятия, основная цель которого не заработок денег, а выполнение государственного задания, большая часть сил направляется именно на гос. задание и лишь свободные суда и силы направляются на дополнительные виды деятельности.
Кадровая же безопасность снизилась из-за большого количества возрастных сотрудников, чей возраст старше 60 лет и разнице в средней заработной плате по Красноярскому краю и в организации. Разница на 2018 год составила 311,3 руб., а в 2019 году - 7270 руб. Хотя здесь стоит отметить, что по результатам опроса большая часть сотрудников довольно своей заработной платой и хотят продолжить свою деятельность в ФБУ.
В ходе анализа были выявлены следующие ошибки, среди которых:
1. Необходимость повышения эффективности использования топлива и сокращения затрат на закупку
2. Предотвращение возможных фактов хищения топлива и имущества организации
3. Необходимость сокращения возрастного состава сотрудников хотя бы на 20% и повышения показателя лояльности персонала
4. Повышение эффективности работы служб и их ответственности
5. Снижение риска фактора сезонности деятельности организации
6. Более детальная проработка нормативно - правовой базы отдела внутреннего контроля и ОБУХД
На основе выявленных проблемных точек, были предложены превентивные мероприятия по снижению основных рисков и повышению уровня экономической безопасности организации.
С целью укрепления экономической безопасности, были предложены следующие мероприятия: мероприятия по совершенствованию работы с поставщиками в области закупки топлива, мероприятия в области повышения лояльности и качества персонала, мероприятия по совершенствованию деятельности служб организации. Также с целью эффективного стимулирования труда предлагается использовать параллельно как материальное, так и моральное стимулирования.
Хочется отметить, что при наличии проблемных вопросов, основную задачу (выполнение государственного задания) организация выполняет на все 100%. Более того, она получает доходы по иным видам деятельности и динамика данного показателя радует. На 2020 год, планируется приобрести дополнительные суда и выйти на уровень 140 млн. руб. прибыли по внебюджетным видам деятельности.
В организации хорошо построена структура стимулирования сотрудников и применяется метод «мастер - подмастерье», что положительно сказывается на работе новых сотрудников.
Считаю, что в период навигации 2020 года, ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» выполнит все поставленные ей Министерством морского и речного транспорта задачи, достигнет необходимых значений плановых показателей и повысит уровень экономической безопасности до высокого уровня.
1. Жиляков, Д. И. Общая теория экономической безопасности : учеб. пособие / Д. И. Жиляков, В. Г. Зарецкая. - М. : КНОРУС, 2016. - 368 с.
2. Каратуев, А.Г. Экономика предприятия / А.Г. Каратуев.- М.: ФБК- ПРЕСС, 2014.- 580 с
3. Бекряшев А. К., Белозеров И. П., Бекряшева Н. С., Леонов И. В. эл.учеб. Теневая экономика и экономическая преступность / Омск - 2015, [электронный ресурс] Режим доступа: www.osi.ru
4. Меркушева М.В., Ваниян А.А. «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КАПИТАЛА И ОЦЕНКА ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ» научная статья. [электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ 2017 г.
5. Стексова С.Ю. Методология определения ресурсного потенциала предприятия// менеджмент в России и за рубежом - 2016 г.
6. Амирова Л.И., Пивоварова Р.А., Васильев Л.В. «Факторы экономической безопасности предприятия в современных условиях» 2017 г.
7. Гражданский Кодекс РФ
8. Нажипова А.Р. Индикаторный подход к оценке экономической безопасности предприятия 20016 г.
9. Олейникова Е.А. Экономическая и национальная безопасность М.: Экзамен, ред. 2015 г.
10. Асадова А.А. «Количественные методы оценки экономической безопасности предприятия», научная статья, 2015 г. [электронный ресурс]Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/kolichestvennye
11. Самочкин В.Н., Барахов В.И. «Экономическая безопасность промышленных предприятий», научная статья, 2015 г.
12. Локтионова Ю.А. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, научная статья, журнал «Экономист» 2017 г.
13. Грачева, Е. Ю. Классификация экономической безопасности: учеб. пособие / Е. Ю. Грачева. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Проспект, 2015.
14. Григорьева, Т. И. Сущность, этапы формирования экономической безопасности: учеб. для магистров / Т. И. Григорьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016.
15. Симонов С.Г., Карашаш Н.К. «Оценка экономической безопасности предпринимательских структур: теоретике - методический подход», научная статья 2017 г....57