Введение 3
1 Теоретические основы развития организованности у младших школьников... 7
1.1. Психофизиологические особенности младшего школьного возраста 7
1.2. Анализ подходов к воспитанию организованности младших
школьников 19
2 Комплекс мероприятий по развитию организованности у младших
школьников во внеурочной деятельности 35
2.1 Структура и содержание комплекса мероприятий по развитию
организованности у младших школьников 35
2.2 Экспертная оценка комплекса мероприятий 56
Заключение 59
Список использованных источников 60
Приложение А 64
Внеурочная деятельность является важной частью учебной и воспитательной активности учащихся в школе, как одна из форм организации свободного времени школьников.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО важнейшей задачей образования является: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности. [30].
Из требований стандарта мы выделяем, что учащимся необходимо уметь владеть навыками организованности. В современном начальном образовании существует множество способов, с помощью которых можно развивать организованность младших школьников: как в процессе учебной деятельности на уроках, так и во внеурочной деятельности (классные часы). Во внеурочной деятельности большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность учеников. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Наряду с педагогом важное влияние на ребенка оказывают родители и воспитание организованности не может рассматриваться в отрыве от взаимодействия - ребенок-родитель. На наш взгляд, воспитание организованности будет более успешным, если в союзе с родителями учитель будет побуждать и закреплять навыки организованности младшего школьника, не только на урочных занятиях, но и во внеурочной деятельности.
Анализируя некоторых авторов, могу сказать, что к вопросам развития организованности младших школьников написано малое количество работ.
Имеются исследования (Т.Я.Долгая) о «формировании
организационных умений и навыков у младших школьников». (Н.Ф. Прокина, С.Г.Якобсон, ПВ.Бекузарова) «Исследования педагогических условий формирования организованности у младших школьников». ( В.П.Ручкина) «труды о воспитании организованности младших школьников в разновозрастных группах продлённого дня».
В современной литературе по педагогике организованность определяется как: ведущим качеством личности учащихся, формирующее умение ставить определённую цель, усердно добиваться её осуществления своими силами, подходить ответственно к собственной деятельности. Сознательно и инициативно действовать в знакомой обстановке и в новых условиях, где требуется принимать нестандартные решения...
В бакалаврской работе рассматривалась проблема необходимости повышения уровня организованности учащихся третьего класса.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, для проверки которой была поставлена цель, определены задачи, обозначена методология исследования.
Главной целью работы являлась разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие организованности у обучающихся третьего класса.
В ходе работы была изучена специальная педагогическая и методическая литература, которая позволила осветить теоретический аспект развития организованности у детей младшего школьного возраста, а также разработан комплекс мероприятий, который будет проводиться в форме КТД. Главное условие комплекса: родители должны обязательно принимать участие в воспитательно - организационном процессе, всё это и будет развивать определённые умения учащихся, все умения как раз будут определять навыки организованности младших школьников.
Организованность - считается важным элементом в любой деятельности урочной или внеурочной, если учащиеся умеют договариваться, относится ответственно к занятиям, демонстрировать свою самостоятельность, планировать любую из своих деятельностей, работать в коллективе. Всё это будет очень хорошим показателем дисциплинированности, а если ученики умеют вести себя правильно в социуме, то успеваемость в обучении будет более на высоком уровне.
Базой исследования являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Емельяновская средняя
общеобразовательная школа №3», где эксперты дали свою оценку комплексу мероприятий, а так же один преподаватель СФУ кандидат педагогических наук выступил экспертом комплекса. Экспертов по оценке комплекса было 4 педагога. Комплекс мероприятий получил высокую оценку экспертов.
1. Антонова, С. В. Современные подходы к воспитанию интереса к обучению у младших школьников [Электронный ресурс]// СПБ.:Азбука, Азбука-Аттикус. - 2015.- № 1.-Режим доступа: https: //infourok. ru/
2. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности
индивидуальности школьников. Учёт и коррекция. Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений М. К. Акимова. В. Т. Козлова.- М Академия, 2002.- 160с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности/ институт практической психологии/ Л. И. Божович; под. ред. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО МОДЭК, - 1995. - 352 с.
4. Бекузарова. Н. В. Взаимодействие семьи и школы в воспитании организованности /Духовно-исторические чтения Тез. Докл. Межвуз // Н. В. Бекузарова. науч.практ. конф. - Красноярск: КрасГАСА, 2000. - С. 109 - 111.
5. Бекузарова, Н. В. Воспитание организованности младших школьников: дне.... канд.пед.наук: 13.00.01/ Бекузарова Наталья Владимировна. - Красноярск. - 2003. - 226 с.
6. Бекузарова, Н. В. Воспитание организованности младших школьников [Электронный ресурс] / Н. В. Бекузарова. // 13.00.01 Красноярск .гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2003. - Режим доступа: http://elib. sfu-kras.ru/
7. Белицкий, А. А. Формирование организаторских условий обучающихся в условиях групповой работы / А. А. Белицкого// Известия Волгоградского государственного педагогического университета - 2007. - 227 с.
8. Блонский, П. П. Психология младшего школьника/ П. П. Блонский. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.- 359 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Л. С.Выготский// - Москва: ACT, 2008г.- 670 с.
10. Варданян, А. У. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся/ А.У. Варданян. Г. А. Варданян// - Уфа: БГПИ, 2010г.- 192 с.
11. Давыдов, В. В. Психическое развитие младшего школьника/ под. ред. В. В. Давыдова// педагогика экспериментальное психологическое исследование - М. , 1990.- 160 с.
12. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребёнка:
психофизиологические основы детской валеологии/ учеб. пос. для студентов высших учебных заведений. Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарер, М. М. Безруких.// - Владос, 2000.- 144 с.
13. Дубровина, И. В. Психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, А. М. Прихожан// под. ред. И. В. Дубровиной - М., Изд. Академия, 1999. - 464 с.
14. Ершова, Р. В. Исследования организованности в психологии [Электронный ресурс]/ Р.В. Ершова// Коломенский государственный университет.- 2007. - №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/issledovaniya-organizovannosti
15. Кукушкина, Л. Г. Анализ сущности понятия организаторские способности [Электронный ресурс]/ Л. Г. Кукушкиной// Институт педагогики, психологии и социальных технологий. - 2015.-№ 17. - Режим доступа: https: https: //cyberleninka. ru/article/n/analiz...31