Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 - 6 - X КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА В РОБОТОТЕХНИКЕ»

Работа №42752

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущностно - содержательная характеристика понятия «познавательная активность» 6
1.2. Возрастные особенности процесса развития познавательной активности учащихся в младшем подростковом возрасте 11
1.3. Формы и методы развития познавательной активности учащихся 56-х классов во внеурочной деятельности 16
Выводы по I главе 26
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 - 6 - Х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере кружка «МАТЕМАТИКА В РОБОТОТЕХНИКЕ») 28
2.1. Исследование уровня развития познавательной активности младших
подростков во внеурочной деятельности (констатирующий этап эксперимента). 28
2.2. Реализация программы развития познавательной активности у младших подростков (формирующий этап эксперимента) 33
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа эксперимента . 45
Выводы по II главе 51
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение

Актуальность исследования. Одной из главных задач воспитания и обучения, а значит и перед образованием в целом, является развитие познавательной активности. Эта способность необходима человеку в течение всей жизни, благодаря ей происходит развитие человека не только в период его обучения в школе, но и в течение всей жизни. По - этому перед педагогами стоит задача не только организовать учебный процесс, но максимально активизировать познавательную деятельность учащегося. Условиями для развития познавательной активности является правильно организованный учебный процесс, учет индивидуальных особенностей, активное управление обучением и развитием каждого ребенка. Тем не менее, вопрос об эффективном развитии данной способности является актуальным и на сегодняшний день, так как достаточно много школьников выпускаются из образовательных учреждений без представления о том, где и как применять свой багаж знаний.
Одним из эффективных способов развития познавательной активности автор считает образовательную робототехнику, которая позволяет ненавязчиво, в форме игр и практической деятельности показать учащимся применение своих теоретических знаний на практике. В настоящее в России образовательная робототехника активно внедряется в учебные планы образовательных организаций и где - то даже сформировались определенные традиции их преподавания. Анализ рабочих программ показал, что в нашей стране обучение робототехнике осуществляется на основе разнообразных конструкторов. Наиболее известные и широко распространенные среди них это конструкторы Lego Mindstorms EV3. Данные наборы предоставляют возможность для организации познавательной деятельности учащихся с учетом системно - деятельностного подхода по требованиям федеральных государственных стандартов (ФГОС). Но, одним из сложностей при организации обучения учащихся является недостаток учебно - методической литературы. Данное направление в России начало развиваться достаточно недавно, что является одной из причин вышеуказанной проблемы. Кроме этого технологии не стоят на месте продолжая обновляться и совершенствоваться, что также является причиной проблемы. Таким образом, автором было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательной активности учащихся 5 - 6 - х классом и недостатком методической литературы по использованию робототехники для развития познавательной активности.
Изучение психолого-педагогической литературы, а также педагогической практики позволили выявить противоречие между важностью организации в средней школе работы по развитию познавательной активности школьников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью форм и методов развития познавательной активности во внеурочной деятельнотси, с другой стороны.
Проблема нашего исследования будет заключаться в определении содержания, форм, методов и средств развития познавательной активности учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности.
Цель исследования заключается теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм, методов и средств развития познавательной активности учащихся 5- 6- х классов во внеурочной деятельности с применением образовательной робототехники.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание, формы, методы и средства развития познавательной активности учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности с применением образовательной робототехники.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития познавательной активности учащихся 5-6 классов будет эффективной, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «познавательная активность»
- учитывать возрастные особенности детей младшего подросткового возраста в процессе развития познавательной активности;
- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы внеурочной деятельности «Математика в робототехнике», направленной по развитие познавательной активности школьников младшего подросткового возраста.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность и со
держание понятия «познавательная активность».
2. Определить особенности развития познавательной активности у
учащихся младшего подросткового возраста.
3. Разработать программу внеурочной деятельности по развитию
познавательной активности детей младшего подросткового возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность
разработанной программы развития познавательной активности во внеурочной деятельности «Математика в робототехнике» для младших подростков.
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной психолого - педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, опрос;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно - экспериментальной базой исследования стала МБОУ
«Школа №4» г. Муравленко, ЯНАО. Выборку составили ученики 6Б класса в количестве 17 человек (экспериментальная группа (ЭГ)) и 6В класса в количестве 19 человек (контрольная группа (КГ)).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы, методы и средства развития познавательной активности младших подростков во внеурочной деятельности.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы, методы и средства развития познавательной активности младших подростков во внеурочной деятельности средствами образовательной робототехники, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа может использоваться в практике образовательных учреждений учителями среднего звена для развития познавательной активности младших подростков.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из необходимых условий повышения качества образования является направленность на активизацию деятельности самих школьников.
Мнение ведущих педагогов и психологов сводится к необходимости развития познавательной активности у школьников как основополагающего фактора для формирования потребности в учении. Только самостоятельная потребность в изучении нового позволяет учащимся не терять интерес к обучению, и соответственно, стремление к получению качественного образования.
Цель работы заключается теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм, методов и средств развития познавательной активности учащихся 5- 6- х классов во внеурочной деятельности с
применением образовательной робототехники. Для достижения поставленной необходимо решить следующие задачи:
1.На основе анализа научной литературы раскрыть сущность
и содержание понятия «познавательная активность».
2.Определить особенности развития познавательной активности у учащихся младшего подросткового возраста.
3.Разработать программу внеурочной деятельности по развитию познавательной активности детей младшего подросткового возраста.
4.Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной программы развития познавательной
активности во внеурочной деятельности «Математика в
робототехнике» для младших подростков.
В ходе работы нами было рассмотрено понятия «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе, раскрыта сущность понятия.
Определены особенности развития познавательной активности младших
подростков, а также выявлена роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности у детей младшего подросткового возраста55
Анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам
возможность определить теоретические основы развития познавательной активности младших подростков во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в современной школе является не только возможностью организации досуга детей, а служит достижению образовательных результатов предъявляемых ФГОС и фактически является полноценным дополнением основного образования. Для организации внеурочной деятельности существует
огромное количество разнообразным форм. Одним из широко распространенных является кружок. Кружковая деятельность не предъявляет жестких
требований к организации внеурочной деятельности и может проводится как
в виде познавательных занятий с применением самых современных технологий, так и в виде выставок творчества, соревнований и т.д. Одним из способов организации внеурочной деятельности является образовательная робототехника.
Образовательная робототехника – одно из молодых направлений современного образования. Учащиеся проявляют искренний интерес к данной
области, так как многие еще в детстве строили разнообразных роботов с помощью конструкторов, но не было возможности их оживить. Современная
образовательная робототехника позволяет учащимся реализовать свои задумки, при это являясь мощным образовательным ресурсом. Ведь как оказалось для того, чтобы робот ожил, нужны знания из разных предметов, соответственно возникает необходимость в изучении нового материала, а также
появляется возможность практического применения полученных теоретических знаний. Таким образом, образовательная робототехника является эффективным инструментом развития познавательной активности учащихся.
Но как выяснилось для успешного внедрения курсов внеурочной деятельности недостаточно образовательных ресурсов в виде учебных программ, разработок уроков. В работе был разработан курс внеурочной деятельности для
учащихся 5 – 6 – х классов «Математика в робототехнике», который позволит школьникам на практике применять математические знания, а если су56
ществуют какие – либо пробелы по определенным темам, то позволит их
ликвидировать и закрепить полученные навыки.
Для выявления уровня познавательной активности учащихся была проведена оценка двух групп учащихся в начале и в конце учебного года.
Для оценки использовался тест на основе методики Спилбергера. Данный опросник включает 40 вопросов, проводится фронтальной со всей группой в присутствии экспериментатора.
Констатирующий этап эксперимента показал необходимость развития
познавательной активности младших подростков, что явилось предпосылкой
разработки и внедрения курса внеурочной деятельности «Математика в робототехнике». Таким образом, формирующий этап эксперимента заключался
в реализации данного курса. Это дает основание предполагать, что курс
внеурочной деятельности «Математика в робототехнике» является эффективным инструментом способствующим развитию познавательной активности.
Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность реализованной программы по развитию познавательной активности младших подростков. Данные контрольного этапа показали, что у многих учащихся уровень познавательной активности увеличился благодаря использованию образовательной робототехники.
Таким образом, мы пришли к выводам, что использование образовательной робототехники во внеурочной деятельности в средней школе является одним из наиболее эффективных средств развития познавательной активности. Задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


Анатольева Э.В. Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов" [Электронный ресурс] URL: http: //it-pedago g.ru/ (дата обращения: 15.11.2017).
2. Аристова, Л.Г. Активизация учения школьников / Л.Г. Аристова.– М. : Просвещение, 1968. – 139 с.
3. Баранова А.В. Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. - М. : Просвещение, 2013. 70 - 96 с.
4. Бисалиев, Р. В. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов / Р. В. Бисалиев, О. А. Куц, И. А. Кузнецов, И. Ф. Деманова //
Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - 82 с.
5. Бухмастова, Е.В. Использование Лего-технологий в образовательной деятельности: опыт работы межшкольного мето- дического центра г.
Аши / Е.В. Бухмастова, С.Г. Шевалдина, Г.А. Горшков. – Челябинск, 2011 –
56 с.
6. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика / М.Е. Вайндорф-Сысоева,
Л.В. Крившенко. - М.: Юрайт, 2005. – с. 54
7. Вишнякова, С. М. Познавательная активность [Электронный ресурс] / С. М. Вишнякова // Словарь профессионального образования. - М.:
НМЦ СПО, 1999. - Режим доступа: http://professional
education.academic.ru/1991/ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
8. Власова, О.С. Технологии образовательной робототехники как
средство освоения предметной области «Математика и информатика» / О.С.
Власова // Начальная школа плюс До и после. - 2013. - № 10. - С. 61-67.
9. Ганелин, Ш. И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе / Ш. И. Ганелин // Л. : ЛТУ, 1982. - 250 с.58
10. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. С. 113 - 132 с.
11. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму
ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - №3. - с. 15-26.
12. Ершов М.Г. Использование робототехники в преподавании физики / М.Г. Ершов // Информационные компьютерные технологии в образовании. Вестник ПГГПУ. 2016. - Вып. 8. - С. 77-85.
13. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П.
Есипов. – М. : Учпедгиз, 1961. – 239 с.
14. Зубкова, Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук:
13.00.01 / Татьяна Ильинична Зубкова - Екатеринбург, 1993. - 21 с.
15. Ииси Т. Мехатроника / Т. Ииси, И. Симояма, Х. Иноуэ [и др];
пер. с япон. - М.: Мир, 1988. - 318 с
16. Информатика. Универсальный справочник. / И.А. Трофимова,
О.В. Яровая. - 2010. - 288 с.
17. Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган // М. : Политиздат, 1974. - 328 с.
18. Карпенко, Л. А. Активность / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский,
М. Г. Ярошевский // Краткий психологический словарь, Ростов-на-Дону:
«ФЕНИКС» 1998.
19. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов
высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю.
Коджаспиров // - М. : Академия. - 2005.
20. Козлова В. В., Кондакова. А. М.. ФГОС программы. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. - М.: Просвещение, 2011год (Стандарты второго поколения).59
21. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1982. – 255 с.
22. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции/ Б. В. Куприянов // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». -
2012. - №6. - с. 3 - 7 .
23. Красновский, Э. А. Показатели в образовании / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. С. 53-57
24. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребѐнка / М. И. Лисина // Под ред. А. Г. Рузской. - М. - Воронеж, 1997. - 384 с.
25. Макаров, И.М. Робототехника: История и перспективы / И.М.
Макаров, Ю. Топчеев. – М.: Наука; Изд-во МАИ, 2006. – 245 с.
26. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш. - М.: Вентана-Граф, 2004
27. Морозова, И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного
развития. - 2012. - № 12. -162-165 с.
28. Нефедова, А. Н. Структура познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 19-22
29. О встраивании робототехники в образовательный процесс в образовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году.
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 103/3976 [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://oimozlat.edusite.ru/DswMedia/ vstraivanierobototexnikivobrazovatelnyiyprocess.pdf,
30. Образовательная робототехника: учебно-методический комплекс
дисциплины [Текст] / сост. А.С. Соболевский, Э.Ф. Шарипова. – Челябинск :
Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 31 с.60
31. Образовательная робототехника во внеурочной учебно

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ