Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №76843

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы126
Год сдачи2018
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
542
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
по изобразительному искусству 10
1.1. Сущность творческих способностей личности 10
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей
младших школьников 19
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей
младших школьников во внеурочной деятельности
по изобразительному искусству 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих
способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству 43
2.1. Диагностика развития творческих способностей младших
школьников 43
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию
творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству 50
2.3. Динамика развития творческих способностей младших
школьников 59
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложение

Ускорение темпов развития российского общества вызвало возрастающую потребность в личностях творческих, профессионально компетентных, социально мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях. Для продвижения нашего общества вперёд, создания новых технологий нужны люди, неординарно мыслящие, обладающие творческими способностями. Только люди с развитыми творческими способностями могут эффективно функционировать в современных рыночных условиях и реализовывать себя в любой сфере деятельности. Развитие же творческих способностей человека начинается в детстве. Отсюда, чтобы подготовить специалиста, обладающего творческими способностями, необходимо развивать последние уже в дошкольном и младшем школьном возрастах, поскольку в этот период дети открыты всему новому, любознательны, способны импровизировать, полны желания создавать собственный творческий продукт.
Развитие личности, ее творческих способностей, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной задачей современной системы образования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) личность становится главным элементом педагогического процесса, основой обучения. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей младших школьников, интереса к обучению (ФГОС, 2011, 4).
В целостном педагогическом процессе развитие творческих способностей - это необходимое условие всестороннего развития личности. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей и потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.
Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных учёных (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, П. Торренс, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарёв, Б.М. Теплов, Е.Л. Яковлева и др.), где раскрываются различные аспекты изучаемого феномена. Психолого-педагогические особенности творческой деятельности рассматривались в работах В.И. Андреева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др.
В психологии определились некоторые общие акценты в анализе творческих способностей: подчёркивается, что основой для возникновения изучаемого феномена являются творческие задатки (биологическая предпосылка), акцентируется внимание на значении творческих способностей в определении успешности осуществления человеком той или иной деятельности, отмечается их роль в создании материальной и духовной культуры.
Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Отсюда, учебная и внеучебная деятельности, как основные виды деятельности младших школьников, могут способствовать развитию творческих способностей последних.
Преимущество внеурочной деятельности по сравнению с учебной в развитии творческих способностей учащихся заключается в том, что, во- первых, она строится на принципе добровольности (дети сами выбирают занятие по интересам); во-вторых, в ней заключаются возможности использования синтеза искусств (музыки, живописи, литературы), что создаёт условия для развития целостной творческой личности ребёнка; в- третьих, в рамках этой деятельности возможна реализация специально разработанной программы развития творческих способностей детей.
Изобразительное искусство несет в себе богатые потенциальные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Ученые и художники-педагоги разных поколений (В.В. Алексеева, Н.А. Ветлугина, Г.В. Лабунская, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.), значительно обогатившие теорию и практику обучения и творческого развития детей, подчеркивали, что искусство выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе, является средством самопознания, раскрытия и развития творческого потенциала личности учащихся.
Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, - это ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.
Художественная деятельность, как деятельность имеющая творческий характер, соответствует природе детства и возрастным особенностям детей, для которых характерна художественная по своей природе картина мира, «эффект новизны», существенная роль воображения в развитии высших психических функций, образная основа мышления, эмоциональная непосредственность, позитивное отношение к художественным формам познания и т.д. (Зеленкова, 2006). Активное включение учащихся в изобразительную деятельность, является наиболее благоприятной формой развития общих способностей к творчеству, развития креативности. Будучи эффективным средством развития творческих способностей детей, искусство, художественная практика одновременно служат основой, на которой строится фундамент разносторонне развитой творческой личности
Однако, если изучению творческих способностей младших школьников в учебной деятельности посвящено немало исследований, то работ, где бы была представлена организация и реализация внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста, крайне мало. Вместе с тем, наряду с учебной деятельностью, во внеурочной деятельности происходит расширение и углубление знаний учащихся, удовлетворение их творческих интересов и склонностей, у них появляется возможность проявления самостоятельности и инициативы детей.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между социально-экономической потребностью общества в раннем развитии творческих способностей личности и недостаточностью специально разработанных программ, способствующих данному развитию.
В связи с этим определилась проблема нашего исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству будет эффективным, если:
- используются художественно-дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие творческого воображения и мышления;
- предлагаются творческие задания, активизирующие воображение;
- младшему школьнику обеспечивается позиция субъекта творческой деятельности в выборе художественных материалов и приемов работы с ними.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой
определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к изучению творческих
способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
3. Провести диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников.
4. Провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Теоретико-методологической основой исследования явились индивидуально-психологическая теория способностей Б.М. Теплова; концептуальные положения психологии творчества и сотворчества (Д.Б. Богоявленская, Е.П. Варламова, В.Н. Дружинин, В.А. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, Е.Л. Яковлева и др.); представления о психологической сущности и структуре творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, А.Н. Лук, Г.В. Терехова, В.Д. Шадриков и др.), характеризующие данный феномен как сложный, полиструктурный, способный к развитию; теоретические основы художественной педагогики (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, Б.М. Неменский,
А.И. Савенков, Е.А. Флерина и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, тестирование, анализ и оценка результатов творческой деятельности обучающихся, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30», г. Старый Оскол, Белгородской области, 2 «В» класс.
Этапы исследования:
I этап - (2015 г.) - теоретико-аналитический: изучение научной
литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
II этап - (2016-2017 гг.) - экспериментальный: констатирующий
эксперимент - изучение опыта работы педагогического коллектива, подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий эксперимент - обоснование гипотезы исследования.
III этап - (2017-2018 гг.) - заключительный: анализ результатов исследования, обобщение полученных результатов, формулирование выводов исследования, оформление магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству, направленная на развитие творческих способностей младших школьников. Выводы и материалы диссертационного исследования могут использоваться в учебном процессе
общеобразовательных школ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30», г. Старый Оскол, Белгородской области. Основные положения исследования были представлены в виде докладов на Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области искусства» (Белгород, 21 октября 2016), научно-практических конференциях по итогам НИРС (2016, 2017 гг.); через публикацию научных статей по теме исследования в сборниках материалов конференций: Инновации в науке: пути развития: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 12 декабря 2017 г.); Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции (Пенза, 15 января 2018 г.).
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза исследования.
В первой главе магистерской диссертации рассмотрены теоретические основы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству: сущность
творческих способностей личности; особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте; педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Во второй главе магистерской диссертации содержится описание экспериментальной работы по диагностике и развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что проблема развития творческих способностей младших школьников во неурочной деятельности по изобразительному искусству является весьма актуальной. Каждый ребенок обладает уникальными способностями, которые при правильно организованной учебной деятельности с возрастом перерастают в таланты.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблему формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста изучали многие психологи и педагоги. Анализируя различные точки зрения по вопросу о сущности творческих способностей, можно сделать вывод, о том что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоционально-волевой сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.
Рассмотрев особенности развития творческих способностей младших школьников, мы пришли к выводу, что именно внеурочной деятельности принадлежит ведущая роль в этом процессе. Внеурочная деятельность является важнейшим средством всестороннего развития обучающихся начальной школы. Среди занятий внеурочной деятельности особенно выделяются занятия по изобразительному искусству, играющие значимую роль в решении одной из приоритетных задач начальной школы - развитии творческих способностей младших школьников. Главная задача внеурочной деятельности по изобразительному искусству состоит в расширении и углублении полученных на уроках знаний по основам изобразительной грамоты, формировании практических художественных умений и навыков, творческих способностей школьников.
Исходя из задач исследования, на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были охарактеризованы основные педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности, такие как: использование художественно-дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие творческого воображения и мышления; использование творческих заданий, активизирующих воображение; обеспечение младшему школьнику позиции субъекта творческой деятельности в выборе художественных материалов и приемов работы с ними.
В результате организации экспериментальной работы мы подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования. Для решения поставленной проблемы нами была организована систематическая работа по развитию творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по изобразительному искусству. В ходе проведенной работы была выявлена положительная динамика в развитии творческих способностей младших школьников.
Таким образом, теоретически подтверждена и практически апробирована эффективность педагогических условий развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
В ходе проведенного исследования была достигнута цель и решены поставленные задачи. Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы развития творческих способностей младших школьников.



1. Абрамова М.А Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы/ М.А. Абрамова. - М.: ВЛАДОС,
2004. - 122 с.
2. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 566 с.
4. Архиреева Т.В. Становление критического отношения к себе детей младшего школьного возраста / Т.В. Архиреева // Вопросы психологии. -
2005. - №3. - С.29-37.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
6. Блонский П.П. Психология младшего школьника/ П.П. Блонский/ Под ред.
А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. - М.: Институт практической
психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 574 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
8. Варламова Е.П. Психология творческой уникальности человека / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. - М.: Просвещение, 2002. - 232 с.
9. Венгер А.А. Педагогика способностей / А.А. Венгер. - М: Просвещение, 1988 - 106 с.
10. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. - М.: Владос, 2006. - 243 с.
11. Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - М: Просвещение, 1999 - 128 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
13. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко; Рос. АН, Ин-т психологии. - М.: ИПАН, 1994. - 43 с.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
15. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеучебной
деятельности обучающихся начальной и основной школы /
Д.В. Григорьев. - М: Просвещение, 2010. - 150 с.
16. Детская психология / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988 - 399 с.
17. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов / под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2002. - 368 с.
19. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2012. - №3. - С. 15-26.
20. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества/ Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический Проспект, 2003. - 304 с.
21. Захарова А.В. Как формировать самооценку школьника / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова // Начальная школа. - 1992. - №3. - С.58-65.
22. Зеленкова И.В. Развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.В. Зеленкова. - Санкт-Петербург, 2006. - 23 с.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
24. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие/ С.Е. Игнатьев. - М.: Просвещение, 2007. - 134 с.
25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.
26. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07/ Л.Г. Карпова. - Москва, 2011. - 24 с.
27. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать: В помощь учителю / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1998. - 345 с.
28. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. - 288 с.
29. Кошелева Л.А. Оптимальное использование возможностей акварели в процессе обучения изобразительному искусству/ Л.А. Кошелева // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 96-100.
30. Кравцова И.Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности / И.Ю. Кравцова// Начальная школа. - 2014. - №1. - С. 85-89.
31. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей /Г.В. Лабунская. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
32. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности / Н.С. Лейтес. - М: Наука, 1960. - 216 с.
33. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес// Педагогика и психология. - 2002. - №4. - С. 43-45.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 231 с.
35. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.
36. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Издательство «Наука», 1978. - 126 с.
37. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. - М.: Политиздат, 1976. - 142 с.
38. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1992. - 208 с.
39. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческих способностей / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
40. Методики диагностики одаренности и креативности: психологический практикум / авт.-сост. О.В. Барканова. - Вып. 3. - Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 196 с.
41. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
42. Назарова И.А. Формы и содержание внеурочной работы с учащимися по
изобразительному искусству [Электронный ресурс]. - URL:
poisk2020.ru/izo5.poisk/doc/nazarova.doc (дата обращения - 01.10.2017)
43. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.
44. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов - М.: ВЛАДОС, 2003. - кн. 2. - 640 с.
45. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов - М.: ВЛАДОС, 2003. - кн. 3. - 631 с.
46. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры - 3-е изд., доп. / Б.П. Никитин. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
47. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006. - 220 с.
48. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 1995. - 360 с.
49. Окунев А.А. Урок. Мастерская / А.А. Окунев. - СПб: Просвещение, 2001. - 60 с.
50. Пирогова И.В. Художественно-дидактические игры на уроках изобразительного искусства в начальных классах // Открытый урок [Офиц.
сайт]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1% 82%D0%
B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/595676/ (дата обращения - 12.12.2017)
51. Платонов К.К. Проблемы способностей/ К.К. Платонов. - М.: Наука, 1972. - 312 с.
52. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 2009. - 324 с.
53. Полынская И.Н. Проблемная ситуация как одно из средств активизации
художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства / И.Н. Полынская// Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3. - URL: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=24731 (дата обращения: 12.12.2017).
54. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 279 с.
55. Психологический словарь / авт.-сост. В.И. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общ. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
56. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ, 2006. - 479 с.
57. Развиваем воображение и творческое мышление / Авторы-составители: Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 160 с.
58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2005. - 713 с.
59. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема / А.И. Савенков // Начальная школа. - 2000. - №1. - С. 94-96.
60. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982. - 210 с.
61. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 345 с.
62. Способности и склонности: Комплексные исследования / под ред. Э.А. Голубевой/ - М.: Педагогика, 1989. - 200 с.
63. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2004. - 475 с.
64. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: «Радянська школа», 1979. - 287 с.
65. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1 / Б.М. Теплов - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
66. Теплов Б.М. Способности и одаренность/ Б.М. Теплов// Хрестоматия по психологии/ под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - С.281¬286.
67. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /Г.В. Терехова. - Челябинск, 2002. - 20 с.
68. Трофимова М.В. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 192 с.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.
70. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 512 с.
71. Флерина Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей / Е. А. Флерина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 9-13.
72. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей
и воспитателей / Л.М. Фридман - М.: Издательство Института
Психотерапии, 2004. - 480 с.
73. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
74. Хухлаева О.В. Лесенка радости / О.В. Хухлаева. - М.: «Совершенство», 1998. - 80 с.
75. Целимбровская Г.Б. Нетрадиционные художественные технологии / Г.Б. Целимбровская // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 79-82.
76. Цукерман Г.А. Поисковая активность в учебной деятельности / Г.А. Цукерман, Ю.И. Суховерша // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - С.25-38.
77. Чернилевская О.Н. Организация внеурочной художественной деятельности младших школьников/ О.Н. Чернилевская // Начальная школа. - 2015. - №9. - С. 75-78.
78. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Издательство Корпорация «Логос», 1994. - 320 с.
79. Шаханина Л.И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников / Л.И. Шаханина, Е.В. Федорищева, О.В. Рыжкова, З.И. Чепиженко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 38. - С. 191-195. - URL: http://e-koncept.ru/2015/45146.htm. (дата обращения: 12.12.2017).
80. Шнюкова Р.П. Технологии творческой мастерской как эффективная форма художественно-творческой самореализации личности школьника на занятиях изобразительного искусства / Р.П. Шнюкова// Научный альманах. - 2015. - №10-2. - С.503-506.
81. Эльконин Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1978. - 292 с.
82. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности/ Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ