Развитие речи в процессе формирования игровой деятельности
|
Введение 4
Глава I. Современное состояние особенностей развития речи у детей 8
1.1. Онтогенез развития речи у детей 8
1.2. Игровая деятельность и его влияние на развитие ребенка 23
1.3. Развитие речи дошкольников в игровой деятельности 33
Вывод по 1 главе 35
Глава II. Эмпирическое исследование изучения развития речи в
процессе формирования игровой деятельности у дошкольников 36
2.1. Организация исследования 36
2.3. Формирующий эксперимент 47
2.3. Контрольный эксперимент 54
2.4. Методические рекомендации к формирующему эксперименту 57
Вывод по 2 главе 59
Заключение 60
Список литературы 62
Глава I. Современное состояние особенностей развития речи у детей 8
1.1. Онтогенез развития речи у детей 8
1.2. Игровая деятельность и его влияние на развитие ребенка 23
1.3. Развитие речи дошкольников в игровой деятельности 33
Вывод по 1 главе 35
Глава II. Эмпирическое исследование изучения развития речи в
процессе формирования игровой деятельности у дошкольников 36
2.1. Организация исследования 36
2.3. Формирующий эксперимент 47
2.3. Контрольный эксперимент 54
2.4. Методические рекомендации к формирующему эксперименту 57
Вывод по 2 главе 59
Заключение 60
Список литературы 62
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с нарушением развития речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции с нарушением развития речи у детей.
Язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и коммуникативных способностей, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации его поведения, в формировании социальных связей. Важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка является своевременное формирование лексико-грамматического строя его речи. Речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, выступает для ребенка в качестве надежного средства познания и общения.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д. - одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, т.к. очень многие дети нуждаются помощи логопеда, и большинства старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное звукопроизношение), не умеют, что двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.
А ведь правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог будущего успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной речи, и дети, страдающие например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
В настоящее время никто не сомневается, что логопедическая работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, процесс безусловно очень сложный. От специалиста требуется понимание закономерностей становления детской речи в норме и патологии. Однако до сих пор логопедическая работа с дошкольниками в ряде случаев осуществляется без учета конкретных данных речевого развития ребенка, а также без учета своеобразных закономерностей формирования речи. Так, формирование грамматического строя речи проводится без данных взаимозависимого усвоения детьми лексических и грамматических элементов родного языка, а формирование звукопроизношения - без связи с расширением объема и усложнением структуры предложений, используемых ребенком в процессе речевого высказывания.
Основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна. А если в детском учреждении нет педагога - логопеда, то основная роль по развитию и исправлению речи ложится «на плечи» воспитателя.
Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать в связке с логопедом, квалифицировано объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на занятиях.
Процесс овладению речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться на протяжении всей его жизни
Большое влияние на развитие речи детей оказывает игра, поскольку сама игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, использования средств родного языка. Некоторые стороны игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи раскрыты в работах таких исследователей, как Г.А Волкова, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.И. Селиверстов и др. Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях О.В. Герасимовой и Т.А. Бочкаревой, Е. Смирновой и Л. Галигузовой, О.А. Козыревой.
Проблема исследования - в настоящее время у очень многих детей нарушена речь, поэтому исследование развития речи и его формирования актуально.
Гипотеза исследования - эффективным средством для формирования правильной речи являются правильно подобранные дидактические игры.
Объект исследования - особенности развития речи у детей.
Предмет исследования - развитие речи в процессе формирования игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Целью исследования является изучение развития речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить развитие речи дошкольников в игровой деятельности;
- провести исследование изучения развития речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи;
- дать методические рекомендации для развития речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников .
Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования; наблюдение; коррекционная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи; анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения комплекса логопедических упражнений по развития речи у детей, имеющими нарушения речи, а также в возможности использования полученных данных в процессе подготовке специалистов (логопедов, специальных психологов, воспитателей ДОУ)
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и коммуникативных способностей, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации его поведения, в формировании социальных связей. Важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка является своевременное формирование лексико-грамматического строя его речи. Речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, выступает для ребенка в качестве надежного средства познания и общения.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д. - одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, т.к. очень многие дети нуждаются помощи логопеда, и большинства старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное звукопроизношение), не умеют, что двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.
А ведь правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог будущего успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной речи, и дети, страдающие например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
В настоящее время никто не сомневается, что логопедическая работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, процесс безусловно очень сложный. От специалиста требуется понимание закономерностей становления детской речи в норме и патологии. Однако до сих пор логопедическая работа с дошкольниками в ряде случаев осуществляется без учета конкретных данных речевого развития ребенка, а также без учета своеобразных закономерностей формирования речи. Так, формирование грамматического строя речи проводится без данных взаимозависимого усвоения детьми лексических и грамматических элементов родного языка, а формирование звукопроизношения - без связи с расширением объема и усложнением структуры предложений, используемых ребенком в процессе речевого высказывания.
Основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна. А если в детском учреждении нет педагога - логопеда, то основная роль по развитию и исправлению речи ложится «на плечи» воспитателя.
Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать в связке с логопедом, квалифицировано объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на занятиях.
Процесс овладению речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться на протяжении всей его жизни
Большое влияние на развитие речи детей оказывает игра, поскольку сама игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, использования средств родного языка. Некоторые стороны игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи раскрыты в работах таких исследователей, как Г.А Волкова, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.И. Селиверстов и др. Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях О.В. Герасимовой и Т.А. Бочкаревой, Е. Смирновой и Л. Галигузовой, О.А. Козыревой.
Проблема исследования - в настоящее время у очень многих детей нарушена речь, поэтому исследование развития речи и его формирования актуально.
Гипотеза исследования - эффективным средством для формирования правильной речи являются правильно подобранные дидактические игры.
Объект исследования - особенности развития речи у детей.
Предмет исследования - развитие речи в процессе формирования игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Целью исследования является изучение развития речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить развитие речи дошкольников в игровой деятельности;
- провести исследование изучения развития речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи;
- дать методические рекомендации для развития речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников .
Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования; наблюдение; коррекционная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи; анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения комплекса логопедических упражнений по развития речи у детей, имеющими нарушения речи, а также в возможности использования полученных данных в процессе подготовке специалистов (логопедов, специальных психологов, воспитателей ДОУ)
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
В первой главе нами был проведен анализ научной и методической литературы, в ходе которого были сформулированы базовые характеристики развития речи детей дошкольного возраста.
Речевоеразвитиеребенкапредполагаетформирование языковых, речевых и коммуникативных систем к старшему дошкольному возрасту.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с недоразвитием речи.
В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем и т.д. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.
В педагогической литературе по дошкольному воспитанию различают разные виды игр: дидактические, подвижные, творческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые).
Экспериментально-педагогическую работу мы провели среди детей с общим недоразвитием речи.
Анализируя результаты контрольного эксперимента, мы выявили, что в экспериментальной группе дети быстрее усваивают материал и поддаются коррекции, чем дети в контрольной группе. В экспериментальной группе с большим интересом идут на занятия, на занятиях более активны, чем дети в контрольной группе. Дети контрольной группы быстрее утомляются, некоторые из них с неохотой идут на занятия, усвоение материала идет значительно дольше, чем у детей экспериментальной группы.
Следовательно, коррекционная работа по коррекции звукопроизношения детей с ОНР с использованием дидактических игр подтвердила свою эффективность.
Можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка - дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. В игре совершенствуется физическое,умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы:
восприятие, память, внимание, мышление и речь. Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.
В первой главе нами был проведен анализ научной и методической литературы, в ходе которого были сформулированы базовые характеристики развития речи детей дошкольного возраста.
Речевоеразвитиеребенкапредполагаетформирование языковых, речевых и коммуникативных систем к старшему дошкольному возрасту.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с недоразвитием речи.
В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем и т.д. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.
В педагогической литературе по дошкольному воспитанию различают разные виды игр: дидактические, подвижные, творческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые).
Экспериментально-педагогическую работу мы провели среди детей с общим недоразвитием речи.
Анализируя результаты контрольного эксперимента, мы выявили, что в экспериментальной группе дети быстрее усваивают материал и поддаются коррекции, чем дети в контрольной группе. В экспериментальной группе с большим интересом идут на занятия, на занятиях более активны, чем дети в контрольной группе. Дети контрольной группы быстрее утомляются, некоторые из них с неохотой идут на занятия, усвоение материала идет значительно дольше, чем у детей экспериментальной группы.
Следовательно, коррекционная работа по коррекции звукопроизношения детей с ОНР с использованием дидактических игр подтвердила свою эффективность.
Можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка - дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. В игре совершенствуется физическое,умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы:
восприятие, память, внимание, мышление и речь. Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.



