Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие речи в процессе формирования игровой деятельности

Работа №16912

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
547
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Современное состояние особенностей развития речи у детей 8
1.1. Онтогенез развития речи у детей 8
1.2. Игровая деятельность и его влияние на развитие ребенка 23
1.3. Развитие речи дошкольников в игровой деятельности 33
Вывод по 1 главе 35
Глава II. Эмпирическое исследование изучения развития речи в
процессе формирования игровой деятельности у дошкольников 36
2.1. Организация исследования 36
2.3. Формирующий эксперимент 47
2.3. Контрольный эксперимент 54
2.4. Методические рекомендации к формирующему эксперименту 57
Вывод по 2 главе 59
Заключение 60
Список литературы 62


Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с нарушением развития речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции с нарушением развития речи у детей.
Язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и коммуникативных способностей, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации его поведения, в формировании социальных связей. Важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка является своевременное формирование лексико-грамматического строя его речи. Речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, выступает для ребенка в качестве надежного средства познания и общения.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д. - одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, т.к. очень многие дети нуждаются помощи логопеда, и большинства старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное звукопроизношение), не умеют, что двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.
А ведь правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог будущего успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной речи, и дети, страдающие например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
В настоящее время никто не сомневается, что логопедическая работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, процесс безусловно очень сложный. От специалиста требуется понимание закономерностей становления детской речи в норме и патологии. Однако до сих пор логопедическая работа с дошкольниками в ряде случаев осуществляется без учета конкретных данных речевого развития ребенка, а также без учета своеобразных закономерностей формирования речи. Так, формирование грамматического строя речи проводится без данных взаимозависимого усвоения детьми лексических и грамматических элементов родного языка, а формирование звукопроизношения - без связи с расширением объема и усложнением структуры предложений, используемых ребенком в процессе речевого высказывания.
Основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна. А если в детском учреждении нет педагога - логопеда, то основная роль по развитию и исправлению речи ложится «на плечи» воспитателя.
Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать в связке с логопедом, квалифицировано объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на занятиях.
Процесс овладению речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться на протяжении всей его жизни
Большое влияние на развитие речи детей оказывает игра, поскольку сама игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, использования средств родного языка. Некоторые стороны игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи раскрыты в работах таких исследователей, как Г.А Волкова, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.И. Селиверстов и др. Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях О.В. Герасимовой и Т.А. Бочкаревой, Е. Смирновой и Л. Галигузовой, О.А. Козыревой.
Проблема исследования - в настоящее время у очень многих детей нарушена речь, поэтому исследование развития речи и его формирования актуально.
Гипотеза исследования - эффективным средством для формирования правильной речи являются правильно подобранные дидактические игры.
Объект исследования - особенности развития речи у детей.
Предмет исследования - развитие речи в процессе формирования игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Целью исследования является изучение развития речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить развитие речи дошкольников в игровой деятельности;
- провести исследование изучения развития речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи;
- дать методические рекомендации для развития речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников .
Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования; наблюдение; коррекционная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи; анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения комплекса логопедических упражнений по развития речи у детей, имеющими нарушения речи, а также в возможности использования полученных данных в процессе подготовке специалистов (логопедов, специальных психологов, воспитателей ДОУ)
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
В первой главе нами был проведен анализ научной и методической литературы, в ходе которого были сформулированы базовые характеристики развития речи детей дошкольного возраста.
Речевоеразвитиеребенкапредполагаетформирование языковых, речевых и коммуникативных систем к старшему дошкольному возрасту.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с недоразвитием речи.
В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем и т.д. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.
В педагогической литературе по дошкольному воспитанию различают разные виды игр: дидактические, подвижные, творческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые).
Экспериментально-педагогическую работу мы провели среди детей с общим недоразвитием речи.
Анализируя результаты контрольного эксперимента, мы выявили, что в экспериментальной группе дети быстрее усваивают материал и поддаются коррекции, чем дети в контрольной группе. В экспериментальной группе с большим интересом идут на занятия, на занятиях более активны, чем дети в контрольной группе. Дети контрольной группы быстрее утомляются, некоторые из них с неохотой идут на занятия, усвоение материала идет значительно дольше, чем у детей экспериментальной группы.
Следовательно, коррекционная работа по коррекции звукопроизношения детей с ОНР с использованием дидактических игр подтвердила свою эффективность.
Можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка - дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. В игре совершенствуется физическое,умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы:
восприятие, память, внимание, мышление и речь. Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Просвещение, 2010. - 400 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2014. - 140 с.
4. Букатов В.М. Секреты дидактических игр: Психология. - СПб.: Речь,2010. - 253 с.
5. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. - 2004. - №1. - С. 34-40.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб, Изд-во «Детство-Пресс» - 2009. - 134 с.
7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина - М.: Дрофа, 2010. - 189с.
8. Выготский Л.С. Детская речь. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. - 285 с.
11. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М.: Союз, 2007. -156 с.
12. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - СПб.: Питер, 2000.
13. Гризик Т.И. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. - М.: Просвещение, 2006.
14. Гуреева И.В. Развитие речи и воображения. Подготовительная группа. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 112 с.
15. Доронова Т., С. Якобсон Использование игровых методов при обучении дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 16-22.
16. Ефименко Л.Н. Формирование речи дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). - М.: Просвещение, 2005. - 100 с.
17. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 312 с.
18.Запорожец А.В. Психология: учеб.пособие. - М., 1991. - 182с.
19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2 изд., перераб. И доп. - М.: «Академия», 2000. - 416с.
20. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1993. - 28с.
21. Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников // Дефектология. - 2009.- № 4.- С.55 - 61.
22. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб: Союз, 2004.
23. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие; под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2004.
24. Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет.сада / А.И. Максаков, Г. А.Тумакова. - М.: Просвещение, 2008. - 127 с.
25 . Максаков А.И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение,2008. -127 с.
26. Мастюкова Е.М. Формирование у детей правильного произношения // Дефектология. - 2011.- № 5.- С.84 - 85.
27. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправления. - М.: Просвещение, 1967.
28 . Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М.:Просвещение, 1984. - 236 с.
29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
30. Морозова И.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 84 с.
31. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 2012.
32.Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Альянс, 2013. - 368 с.
33. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб., 2001.
34. Петрова Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 1. Младшая и средняя группы / Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. - М.: Школьная пресса, 2006. - 120 с.
35. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 222 с.
36. Развитие речи и воображения. Подготовительная группа/ авт.- сост. И.В. Гуреева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2014. - 112с.
37. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2013.
38. Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи / Л.Г. Селихова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
39. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей / Л.Ф. Спирова. -М.: Просвещение, 2011.
40. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2008. - 231 с.
41. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 2011.
42. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М.Ф. Фомичева. - Воронеж, 2009.
43. Фомичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Фомичева. - М., 1989.
44. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М., 1997.
45. Ханьшева В. Практикум по логопедии: Коррекция звукопроизношения / В. Ханьшева. - 2-е изд. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
46. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1999.
47. Хлиян Е.О. Большая книга логопеда для маленьких детей. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
48. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988.
49. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособие / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2003.
50. Яшина В.И. Теория и методика развития речи у детей / В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006.
51. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М., 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ