ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ 6
1.1. Проблема обучения учащихся решению текстовых задач 6
1.2. Методы решения текстовых задач и различные способы решения задач
на движение 12
1.3. Анализ опыта обучения учащихся 5-6 классов решению текстовых
задач на движение 18
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-6
КЛАССОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ 26
2.1. Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов по теме «Текстовые задачи
на движение» 26
2.2. Методические особенности обучения учащихся 5-6 классов решению
текстовых задач на движение на основе применения рабочей тетради 32
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению
разработанной методики в процесс обучения учащихся 5-6 классов 47
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Одно из основных требований к современному обучению в условиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) - формирование у учащихся метапредметных результатов, которые включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД) [37]. Именно УУД позволяют реализовать основную цель современного школьного образования: научить школьника учиться, то есть сформировать самостоятельную личность.
Проблемой формирования умения решать текстовые задачи занимались известные методисты в области математики: Ю.М. Колягин, Г.И. Саранцев, Д. Пойа, И.В. Ульянова, Л. М. Фридман и др.
К сожалению, большинство задач в школьных учебниках не раскрывают суть рассматриваемых понятий и направлены на отработку формальных, сторон учебного материала, без внимания к содержанию. И получается противоречие между целями образования, сформулированными в требованиях ФГОС ООО, и реалиями школьного урока, и как результат - малая вероятность получить развитую личность, способную к креативному мышлению
Что касается задач на движение, то в практике обучения математике эти задачи еще не заняли достойного места. Нужно отметить, что наблюдается проблема недостаточного количества этих задач . В основном решение этих задач носит эпизодический характер, в результате чего не сформированным остается навык решения задач на движение. Эта проблема позволила сформулировать актуальность выбранной темы исследовательской работы.
Проблема исследования: при каких методических условиях обучение учащихся решению задач на движение будет наиболее успешно?
Цель исследования: разработать методику обучения учащихся 5-6 классов решению текстовых задач на движение на основе специально сконструированной рабочей тетради.
Объект исследования: процесс обучения решению текстовых задач на уроках математики в 5-6 классах.
Предмет исследования: методические особенности обучения решению задач на движение на уроках математики в 5-6 классах.
Гипотеза исследования: обучение учащихся решению текстовых задач на движение будет успешным, если: увеличить число задач на движение, решаемых на уроках математики, организовать работу в рабочей тетради по решению различных видов задач на движение.
Гипотеза, цель и предмет позволяет сформулировать следующие задачи:
• описать проблему обучения учащихся решению текстовых задач;
• рассмотреть методы решения текстовых задач и различные способы решения задач на движение;
• проанализировать опыт обучения учащихся 5-6 классов решению текстовых задач на движение;
• разработать рабочую тетрадь для учащихся 5-6 классов по теме «Текстовые задачи на движение»;
• описать методические особенности обучения учащихся 5-6 классов решению текстовых задач на движение на основе применения рабочей тетради;
• провести опытно-экспериментальную работу по внедрению разработанной методики в процесс обучения учащихся 5 -6 классов и оценить её эффективность.
Теоретические основы исследования:
• концепция учебной деятельности (В.В. Давыдов [15], Д.Б. Эльконин [45], А.К. Маркова [28]);
• педагогические основы методики преподавания математики (Ю.К. Бабанский [6], М.В. Егупова [17]);
• психологическая теория умственной деятельности и умственного развития (В.А. Гусев [14], М.И. Зайкин [19], А.Ф. Эсаулов [46]);
• теория обучения решению математических задач (А.К. Артёмов [2-5], О.В. Баринова [8], А.В. Жуков [18], Д.Г. Пойа [27], Л.М. Фридман [39]);
• методика решения текстовых задач (М.А. Бантова [7], А.В. Белошистова [9], Г.И. Саранцев [32], А.Я. Цукарь [41]);
• методика решения задач на движение (Н.Я. Виленкин [12],
Л.Г. Петерсон [12], Г.З. Генкин [13], А.В. Шевкин [43; 44]);
• исторический аспект методики решения текстовых задач (Н.В. Каверин [21], Я. Ф. Чекмарёв [42], И.И. Александров и А.И. Александров [1]).
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что: обосновано содержание деятельности по обучению школьников решению текстовых задач на движение; разработана рабочая тетрадь «Текстовые задачи на движение» и методические рекомендации по работе с ней на уроках математики в 5-6 классах; показана возможность практической реализации данной методики в учебном процессе.
Для достижения целей работы, проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта, педагогическое проектирование, проведение педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ
«Приреченская СОШ», 6 класс.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка источников, приложений.
Научить детей решать задачи - это значит научить их: отделять числовые данные задачи; объяснять, что означает каждое число в задаче; выделять вопрос задачи; устанавливать связи между данными и неизвестными значениями величины или между данными и неизвестными величинами; актуализировать знания, на основании которых выбирается арифметическое действие; обосновывать выбор арифметического действия; выполнять арифметическое действие; давать ответ на вопрос задачи; выполнять проверку решения.
В процессе работы над исследованием были рассмотрены теоретические и методические аспекты обучения учащихся 5-6 классов решению текстовых задач на движение. Поставленные на начало исследования задачи были выполнены и получены следующие результаты:
• описана проблема обучения учащихся решению текстовых задач;
• рассмотрены методы решения текстовых задач и различные способы решения задач на движение;
• проанализирован опыт обучения учащихся 5-6 классов решению текстовых задач на движение;
• разработана рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов по теме «Текстовые задачи на движение»;
• описаны методические особенности обучения учащихся 5-6 классов решению текстовых задач на движение на основе применения рабочей тетради;
• проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению разработанной методики в процесс обучения учащихся 5-6 классов и проведена оценка её эффективности.
Таким образом, результат экспериментальной работы показал, что гипотеза подтвердилась и теоретически и экспериментально. Цель достигнута. Задачи решены.
1. Александров И.И., Алекандров А.И. Методы решения арифметических задач. М.: Учпедгиз, 1953. 76 с.
2. Артемов А.К. Задачный подход к подготовке учителя к обучению математике // Начальная школа. 2002. № 2. С. 114-118.
3. Артемов А.К. Обучение эвристическим приемам решения математических задач в начальных классах // Развитие личности в процессе обучения и воспитания. Межвуз. сб. науч. тр.; Под ред. А.С. Радионова и др. Пенза: ПГПУ, 1997. С. 82-91
4. Артемов А.К. Теоретико-методические особенности поиска способов решения математических задач // Начальная школа. 1998. № 11. С. 48-54.
5. Артемов А.К. Формирование обобщенных умений решать задачи //Начальная школа. 1992. №2. С. 30 -34.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
7. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: учеб. пособие для студ. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. М.: Просвещение, 1984. 335 с.
8. Баринова О.В. Уровневая дифференциация в обучении младших школьников решению текстовых математических задач: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Саранск, 1999. 187 с.
9. Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач (Методический семинар) // Начальная школа плюс До и После. 2003. № 3. С. 73-79.
10. Богачева Г.И. К методике обучения школьников IV-V классов анализу текстовых задач // Математика в школе. 1984. № 1. С. 37-38.
11. Будикина А.Е. Открытые задачи как средство формирования
познавательной компетенции обучающихся на уроках математики в 5-6 классах (на примере текстовых задач на движение) // Преподавание предметов физико-математического цикла в современной школе: Материалы Всероссийской студенческой научно -практической конференции с международным участием, посвященной памяти Народного Учителя СССР М.А. Алексеева / Якутск, 08.05.2021. Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2021. С. 11-15.
12. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Использование координатного луча для решения задач на движение // Математика в школе. 1984. № 1. С. 39-41.
13. Генкин Г.З. Геометрические решения алгебраических задач // Математика в школе. 2001. №7. С. 61.
14. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Академия, 2003. 428 с.
15. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981. 220 с....46