ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы профилактики игровой зависимости
у младших школьников 7
1.1. Подходы к проблеме игровой зависимости в отечественной и
зарубежной литературе 7
1.2. Особенности игровой зависимости у младших
школьников 14
1.3. Анализ психолого-педагогических подходов к профилактике
игровой зависимости у младших школьников 21
Выводы по первой главе 28
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике игровой
зависимости у младших школьников 30
2.1. Организация и методы исследования, анализ данных первичной
диагностики 30
2.2. Описание программы профилактики игровой зависимости у
младших школьников 39
2.3. Анализ результатов профилактической работы 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 54
Список литературы 58
Приложения
1. Теоретический анализ проблемы профилактики игровой зависимости
у младших школьников 7
1.1. Подходы к проблеме игровой зависимости в отечественной и
зарубежной литературе 7
1.2. Особенности игровой зависимости у младших
школьников 14
1.3. Анализ психолого-педагогических подходов к профилактике
игровой зависимости у младших школьников 21
Выводы по первой главе 28
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике игровой
зависимости у младших школьников 30
2.1. Организация и методы исследования, анализ данных первичной
диагностики 30
2.2. Описание программы профилактики игровой зависимости у
младших школьников 39
2.3. Анализ результатов профилактической работы 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 54
Список литературы 58
Приложения
XXI век - это век современных технологий, в котором компьютер - это неотъемлемая часть жизни людей разных возрастов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентируется на достижение планируемых результатов обучения, среди которых важное место занимает повышение знаний о компьютерных технологиях. По мнению исследователей, ориентировка младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно, активно использовать для решения коммуникативных и познавательных задач считается важным элементом развития универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность [52].
На сегодняшний день остро стоит вопрос о компьютерной компетенции младших школьников, поэтому тема профилактики игровой зависимости школьников является актуальной. Начиная с малых лет, каждый ребенок имеет доступ к компьютерной технике: смотрят мультфильмы, живут в виртуальном мире посредством онлайн-игр [37]. Учителя современной школы задают домашние задания, которые требует выполнения на компьютере, где ученикам нужно найти дополнительную информацию в Интернете, а, следовательно, работать с информационно-коммуникационными технологиями. Сможет ли младший школьник, который включен в такой учебный процесс, в будущем социализироваться? Время, что обучающийся проводит за компьютером и в сети Интернет, может с двух сторон влиять на развитие личности - как положительно, так отрицательно. Если рассматривать положительную сторону, то работа за компьютером развивает у обучающихся интеллектуальные способности, повышает уровень эрудиции, формирует разные виды памяти. Социальные сети приобретают огромный круг знакомых и друзей, способствуя развитию коммуникативных навыков. Онлайн - игры помогают развивать воображение. К такому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными [20]. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.
Возникает противоречие между использованием компьютерных игр, как средством обучения и воспитания и пагубным влиянием таких игр на неокрепшею психику младшего школьника.
Проблема данного исследования - это недостаточность в современной практике комплексных программ, направленных на профилактику игровой зависимости у младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс мероприятий внеурочной деятельности, направленный на профилактику игровой компьютерной зависимости у младших школьников.
Объект исследования - процесс профилактики игровой компьютерной зависимости обучающихся 10-11 лет.
Предмет - внеурочная деятельность по профилактике игровой компьютерной зависимости у младших школьников.
Гипотеза: процесс профилактики игровой компьютерной зависимости младших школьников будет эффективен, если внеурочная деятельность будет направлена на повышение уровня знаний учащихся об игровой компьютерной зависимости, в том числе - о положительных и отрицательных сторонах Интернет, способах расслабления после игр; на участие в тренингах, играх и на взаимодействие с родителями.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. На теоретическом уровне провести анализ подходов к рассмотрению проблемы игровой зависимости в отечественной и зарубежной литературе.
2. Обобщить особенности игровой зависимости у младших школьников.
3. Проанализировать психолого-педагогические подходы к профилактике игровой зависимости у младших школьников.
4. Выявить характеристики сформированности у младших школьников игровой зависимости.
5. Разработать и апробировать программу профилактики игровой зависимости у младших школьников, проанализировать результаты исследования.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
Теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
Эмпирические диагностические методы: наблюдение, сбор данных (описание), анализ полученных данных, опрос (анкетирование), математическая обработка результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- понятие и феномен «игровая зависимость» рассматривали такие авторы, как В.Абраменкова, А.Е. Войскунский, В.А. Бурова, А.Ю. Егоров, С.В. Лободина, А.Н.Ивлева, К. Янг и др;
- эмпирические исследования, которые направлены на изучение взаимосвязи идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста (А.Е. Жичкина);
- О.В. Литвиненко, Ю.Н. Мураткаина описывали психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости, взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения ребенка.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Средней школы № 76 г. Красноярск в параллели третьих классов.
Практическая значимость - материалы исследования могут быть использованы в образовательных организациях психологами и педагогами с целью профилактики игровой зависимости у младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 55 наименований, приложений.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о компьютерной компетенции младших школьников, поэтому тема профилактики игровой зависимости школьников является актуальной. Начиная с малых лет, каждый ребенок имеет доступ к компьютерной технике: смотрят мультфильмы, живут в виртуальном мире посредством онлайн-игр [37]. Учителя современной школы задают домашние задания, которые требует выполнения на компьютере, где ученикам нужно найти дополнительную информацию в Интернете, а, следовательно, работать с информационно-коммуникационными технологиями. Сможет ли младший школьник, который включен в такой учебный процесс, в будущем социализироваться? Время, что обучающийся проводит за компьютером и в сети Интернет, может с двух сторон влиять на развитие личности - как положительно, так отрицательно. Если рассматривать положительную сторону, то работа за компьютером развивает у обучающихся интеллектуальные способности, повышает уровень эрудиции, формирует разные виды памяти. Социальные сети приобретают огромный круг знакомых и друзей, способствуя развитию коммуникативных навыков. Онлайн - игры помогают развивать воображение. К такому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными [20]. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.
Возникает противоречие между использованием компьютерных игр, как средством обучения и воспитания и пагубным влиянием таких игр на неокрепшею психику младшего школьника.
Проблема данного исследования - это недостаточность в современной практике комплексных программ, направленных на профилактику игровой зависимости у младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс мероприятий внеурочной деятельности, направленный на профилактику игровой компьютерной зависимости у младших школьников.
Объект исследования - процесс профилактики игровой компьютерной зависимости обучающихся 10-11 лет.
Предмет - внеурочная деятельность по профилактике игровой компьютерной зависимости у младших школьников.
Гипотеза: процесс профилактики игровой компьютерной зависимости младших школьников будет эффективен, если внеурочная деятельность будет направлена на повышение уровня знаний учащихся об игровой компьютерной зависимости, в том числе - о положительных и отрицательных сторонах Интернет, способах расслабления после игр; на участие в тренингах, играх и на взаимодействие с родителями.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. На теоретическом уровне провести анализ подходов к рассмотрению проблемы игровой зависимости в отечественной и зарубежной литературе.
2. Обобщить особенности игровой зависимости у младших школьников.
3. Проанализировать психолого-педагогические подходы к профилактике игровой зависимости у младших школьников.
4. Выявить характеристики сформированности у младших школьников игровой зависимости.
5. Разработать и апробировать программу профилактики игровой зависимости у младших школьников, проанализировать результаты исследования.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
Теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
Эмпирические диагностические методы: наблюдение, сбор данных (описание), анализ полученных данных, опрос (анкетирование), математическая обработка результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- понятие и феномен «игровая зависимость» рассматривали такие авторы, как В.Абраменкова, А.Е. Войскунский, В.А. Бурова, А.Ю. Егоров, С.В. Лободина, А.Н.Ивлева, К. Янг и др;
- эмпирические исследования, которые направлены на изучение взаимосвязи идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста (А.Е. Жичкина);
- О.В. Литвиненко, Ю.Н. Мураткаина описывали психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости, взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения ребенка.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Средней школы № 76 г. Красноярск в параллели третьих классов.
Практическая значимость - материалы исследования могут быть использованы в образовательных организациях психологами и педагогами с целью профилактики игровой зависимости у младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 55 наименований, приложений.
В современной образовательной среде понятие «игровая зависимость» встречается очень часто. Это связано с новым образом жизни подрастающего поколения. Особенно остро эти проблемы возникают в младшем школьном возрасте, которые очень враждебны и обидчивы, самостоятельны и внушаемы.
Таким образом, проанализировав на теоретическом уровне подходы к рассмотрению проблемы игровой зависимости в отечественной и зарубежной литературе, обобщив особенности игровой зависимости у младших школьников, проанализировав психолого-педагогические подходы к профилактике игровой зависимости у младших школьников, выявив характеристики сформированности у младших школьников игровой зависимости; разработав и апробировав программу профилактики игровой зависимости у младших школьников, получились следующие выводы.
Игровая зависимость - это предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
Существует несколько факторов, влияющих на развитие игровой зависимости. Особенно среди них выделяется личностный фактор: несформированная или неустойчивая психика, отсутствие навыков самоконтроля, неудовлетворённость реальной жизнью, желание компенсировать нереализованные жизненные потребности делают человека более подверженным к развитию зависимости от компьютерных игр. Большинство данных качеств присуще именно младшему школьнику, который в полной мере не умеет контролировать свои потребности и желания.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6 -7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.
Для профилактики игровой зависимости младших школьников работа должна выстраиваться следующим образом:
- основными её компонентами профилактической работы являются информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный и деятельностный;
- методы и формы работы по профилактике зависимости направлены на формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).
Опытно-экспериментальная работа проводилась последовательно и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На каждом этапе решались определённые цели в соответствии с гипотезой исследования.
На констатирующем этапе проведена первичная диагностика с целью выявления младших школьников группы риска, склонных к игровой зависимости, а также диагностика для выявления творческих интересов.
На формирующем этапе разработана и внедрена в учебный процесс программа внеурочной деятельности «Профилактика игровой зависимости средствами правополушарного рисования».
На контрольном этапе проведена повторная диагностика детей группы риска, склонных к игровой зависимости, выполнен сравнительный анализ и обобщение результатов.
С целью выявления детей группы риска, склонных в игровой зависимости были отобраны диагностические методики, которые позволяют учителю правильно выстраивать образовательную деятельность в классе, а также индивидуальные траектории развития каждого ребенка в пространственной сфере.
Для выявления уровня игровой зависимости был выбран тест О.Л. Кутеевой. Цель - определить уровень игровой зависимости младших школьников. Анкетирование проходила в 2х класса (экспериментальный и контрольный), чтобы проверить эффективность программы внеурочной деятельности.
Проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно - экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после внедрения программы внеурочной деятельности по профилактике игровой зависимости, в экспериментальном классе произошли значительные сдвиги, и количество детей без игровой зависимости уменьшился, по сравнению обучающимися контрольного класса. Отсюда следует, что развитие игровой зависимости у младших школьников будет отсутствовать при комплексном взаимодействии с ребёнком всех субъектов образовательного процесса.
Программа, которая описана выше, включает разные формы работы с обучающимися, классный час, тренинг, занятие, конкурс, беседа и т.п. Мероприятия проводились педагогом-психологом с младшими школьниками в экспериментальной группе систематические в течение трех месяцев, три раза в неделю.
В рамках решения второй задачи формирующего этапа данного исследования был составлен перспективный план по включению родителей в профилактику зависимости от компьютера младших школьников.
Предварительные наблюдения показали, что после апробации разработанных нами мероприятий, дети стали менее зависимы от компьютеров, стали более заинтересованными во время занятий в школе, повысилась общая успеваемость класса.
При сравнении результатов второго среза с первым, мы увидели, что в экспериментальной группе уровень учащихся с отсутствием игровой зависимости повысился, а в контрольной группе, где не проводилось специальной работы, он понизился, но не значительно.
Проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно- экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после внедрения программы внеурочной деятельности по профилактике игровой зависимости, в экспериментальном классе произошли значительные сдвиги, и количество детей без игровой зависимости уменьшился, по сравнению с обучающимися контрольного класса. Отсюда следует, что развитие игровой зависимости у младших школьников будет отсутствовать при комплексном взаимодействии с ребёнком всех субъектов образовательного процесса.
Пкр=46, получаем иэмп<Цкр, следовательно различия достоверны. Выборки по уровню данного признака статистически достоверно отличаются. Следовательно, в результате статистического анализа данных, полученные значения, свидетельствуют о присутствии отличий между контрольным и экспериментальным классами по всем рассматриваемым показателям, на этапе вторичной диагностики.
Таким образом, на основании результатов опытно-экспериментальной работы, мы можем судить об эффективности программы «Профилактика игровой зависимости» во время формирующего эксперимента, который дал положительные результаты в профилактике игровой зависимости младших школьников.
Таким образом, проанализировав на теоретическом уровне подходы к рассмотрению проблемы игровой зависимости в отечественной и зарубежной литературе, обобщив особенности игровой зависимости у младших школьников, проанализировав психолого-педагогические подходы к профилактике игровой зависимости у младших школьников, выявив характеристики сформированности у младших школьников игровой зависимости; разработав и апробировав программу профилактики игровой зависимости у младших школьников, получились следующие выводы.
Игровая зависимость - это предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
Существует несколько факторов, влияющих на развитие игровой зависимости. Особенно среди них выделяется личностный фактор: несформированная или неустойчивая психика, отсутствие навыков самоконтроля, неудовлетворённость реальной жизнью, желание компенсировать нереализованные жизненные потребности делают человека более подверженным к развитию зависимости от компьютерных игр. Большинство данных качеств присуще именно младшему школьнику, который в полной мере не умеет контролировать свои потребности и желания.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6 -7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.
Для профилактики игровой зависимости младших школьников работа должна выстраиваться следующим образом:
- основными её компонентами профилактической работы являются информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный и деятельностный;
- методы и формы работы по профилактике зависимости направлены на формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).
Опытно-экспериментальная работа проводилась последовательно и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На каждом этапе решались определённые цели в соответствии с гипотезой исследования.
На констатирующем этапе проведена первичная диагностика с целью выявления младших школьников группы риска, склонных к игровой зависимости, а также диагностика для выявления творческих интересов.
На формирующем этапе разработана и внедрена в учебный процесс программа внеурочной деятельности «Профилактика игровой зависимости средствами правополушарного рисования».
На контрольном этапе проведена повторная диагностика детей группы риска, склонных к игровой зависимости, выполнен сравнительный анализ и обобщение результатов.
С целью выявления детей группы риска, склонных в игровой зависимости были отобраны диагностические методики, которые позволяют учителю правильно выстраивать образовательную деятельность в классе, а также индивидуальные траектории развития каждого ребенка в пространственной сфере.
Для выявления уровня игровой зависимости был выбран тест О.Л. Кутеевой. Цель - определить уровень игровой зависимости младших школьников. Анкетирование проходила в 2х класса (экспериментальный и контрольный), чтобы проверить эффективность программы внеурочной деятельности.
Проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно - экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после внедрения программы внеурочной деятельности по профилактике игровой зависимости, в экспериментальном классе произошли значительные сдвиги, и количество детей без игровой зависимости уменьшился, по сравнению обучающимися контрольного класса. Отсюда следует, что развитие игровой зависимости у младших школьников будет отсутствовать при комплексном взаимодействии с ребёнком всех субъектов образовательного процесса.
Программа, которая описана выше, включает разные формы работы с обучающимися, классный час, тренинг, занятие, конкурс, беседа и т.п. Мероприятия проводились педагогом-психологом с младшими школьниками в экспериментальной группе систематические в течение трех месяцев, три раза в неделю.
В рамках решения второй задачи формирующего этапа данного исследования был составлен перспективный план по включению родителей в профилактику зависимости от компьютера младших школьников.
Предварительные наблюдения показали, что после апробации разработанных нами мероприятий, дети стали менее зависимы от компьютеров, стали более заинтересованными во время занятий в школе, повысилась общая успеваемость класса.
При сравнении результатов второго среза с первым, мы увидели, что в экспериментальной группе уровень учащихся с отсутствием игровой зависимости повысился, а в контрольной группе, где не проводилось специальной работы, он понизился, но не значительно.
Проанализировав полученные результаты на начало и конец опытно- экспериментальной работы, можно сделать вывод, что после внедрения программы внеурочной деятельности по профилактике игровой зависимости, в экспериментальном классе произошли значительные сдвиги, и количество детей без игровой зависимости уменьшился, по сравнению с обучающимися контрольного класса. Отсюда следует, что развитие игровой зависимости у младших школьников будет отсутствовать при комплексном взаимодействии с ребёнком всех субъектов образовательного процесса.
Пкр=46, получаем иэмп<Цкр, следовательно различия достоверны. Выборки по уровню данного признака статистически достоверно отличаются. Следовательно, в результате статистического анализа данных, полученные значения, свидетельствуют о присутствии отличий между контрольным и экспериментальным классами по всем рассматриваемым показателям, на этапе вторичной диагностики.
Таким образом, на основании результатов опытно-экспериментальной работы, мы можем судить об эффективности программы «Профилактика игровой зависимости» во время формирующего эксперимента, который дал положительные результаты в профилактике игровой зависимости младших школьников.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ГЕЙМ-ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Работа с семьей по профили клике зависимости младших школьников от социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Влияние компьютерной зависимости на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019



