Роль семьи в физическом воспитании ребенка
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.1. Семейное физическое воспитание как народная традиция
1.2. Семья и ее социальные функции
1.3. Воспитание детей в различных по структуре семьях
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
2.1. Начальное ознакомление детей со спортом
2.2. Совместные занятия спортом детей и родителей
2.3. Анализ анкетных данных по определению традиций
семейного физического воспитания
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.1. Семейное физическое воспитание как народная традиция
1.2. Семья и ее социальные функции
1.3. Воспитание детей в различных по структуре семьях
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
2.1. Начальное ознакомление детей со спортом
2.2. Совместные занятия спортом детей и родителей
2.3. Анализ анкетных данных по определению традиций
семейного физического воспитания
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Современная отечественная педагогика рассматривает семью как фундаментальную социальную ячейку общества, а "главной, центральной" ее функцией считает воспитание детей. В последнее время государство также начинает уделять внимание проблемам семьи. В "Плане действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2012-2014 годы" Министерства образования РФ в ежегодный государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации " ввели раздел "Роль семьи в воспитании детей". В этой Программе декларируется повышение социального статуса семьи в российском обществе, ее роль в воспитании детей.
Однако в реальной жизни продолжается снижение воспитательного потенциала семьи в российском обществе. В современных условиях коммерциализации культурно-досуговых учреждений, сокращения числа внешкольных учреждений, отсутствия необходимой инфраструктуры в сельской местности, в районах городских новостроек роль семьи в воспитании должна возрастать. К сожалению, наблюдается иная картина. Растет детская беспризорность. Во многих семьях дети предоставлены самим себе. В лучшем случае родители надеются на государственные и общественные институты, деятельность которых связана с воспитанием (образовательные учреждения, творческие объединения с техническим, художественным, спортивным и т.п. уклоном). Достаточно часто, особенно в последние годы, ребенок оказывается брошенным при формальном наличии семьи, попадает в антикультурную, антипедагогическую среду, формирующую бездуховность, которая проявляется в асоциальном поведении, алкоголизме, наркомании, суициде.
Особенно явственно тенденция к снижению воспитательной роли семьи проявила себя в 90-е годы прошлого века. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. В основе объективных причин лежит обнищание большинства российских семей в результате социально-экономических преобразований в стране, социальный пессимизм в обществе, ощущение многими его членами потери смысла жизни, недоверие к властям, стремление к самоизоляции от окружающего мира, ограничение в коммуникативном общении. Этими объективными факторами порождены некоторые субъективные причины. Низкий материальный уровень и депрессивное состояние общества детерминируют неблагополучный климат в семье, бездушие, отсутствие взаимопонимания между родственниками. Кроме того, есть субъективные факторы, обусловленные уровнем культуры всего общества. Так, многие родители не могут отказаться от авторитарного стиля в отношениях с детьми и принять антропологическую воспитательную модель с либеральными, демократическими взаимоотношениями в семье. Причиной этого может быть низкий культурный уровень самих родителей, ограниченность жизненных интересов, что вызывает падение их авторитета в глазах детей.
К негативным тенденциям следует добавить неуклонный рост разводов, увеличение числа неполных семей, что затрудняет выполнение родителями педагогических функций. Л.А. Беляева справедливо подмечает еще один фактор, негативно влияющий на воспитательную роль семьи: уменьшение количества детей в семье, что ведет к обеднению социально¬коммуникативных связей ребенка.
Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Большинство ученых считают, что дети 7-12 лет ежедневно нуждаются в свободной двигательной активности в течение 3-4 ч или по крайней мере в получасовой нагрузке с частотой сердечных сокращений 150 уд/мин. Для подростков несколько иные нормы: свободная двигательная нагрузка может быть немного меньшей (около 1,5 ч), зато интенсивная активность - на уровне 45 мин при ЧСС 150 уд/мин. По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, каждый школьник должен дома выполнять утреннюю гимнастику в течение 10-15 мин и физкультминутку - 10 мин.
Для дошкольников и младших школьников гораздо веселее, приятнее, интереснее и полезнее провести зарядку вместе с родителями. Представляется, что проведение совместной с родителями физкультминутки в той или иной форме будет интересно школьнику любого возраста, а также полезно самим родителям.
Состояние семейного физического воспитания во многом зависит от активности занятий физической культурой родителей. Вместе с тем согласно исследованиям Ю.П. Галкина активность в занятиях физическими упражнениями у бездетных работников промышленных предприятий вдвое
выше, чем у тех, кто имеет от одного до трех детей.
Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость специального педагогического исследования проблемы использования семейных традиций в физическом воспитании ребенка.
Гипотеза исследования предполагает, что семейные физкультурные традиции положительно влияют на приобщение ребенка регулярным занятиям активными формами физической культуры.
Объектом исследования - физическое воспитание в семье.
Предмет исследования - особенности физического воспитания ребенка в домашних условиях.
Цель исследования - теоретическая разработка эффективных способов применения и обогащения семейных традиций физического воспитания ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по использованию семейных традиций в физическом воспитании детей;
2. выделить основные особенности роли семьи в физическом воспитании детей;
3. выделить основные особенности организации физического воспитания в домашних условиях.
Научная новизна исследования заключается в методике формирования интереса у родителей и детей к занятиям физической культурой средствами семейных традиций, повышающей физическое здоровья детей в современных условиях.
Теоретическая значимость состоит в изучении и анализе состояния использования воспитательного потенциала семейных традиций в физическом воспитании детей, а так же в выявлении особенностей использования семейных традиций в педагогическом воспитании детей.
Методологической основой исследования явились концептуальные работы таких ученых, как: Безруких М.М., Кутепова А.Т., Супрунова Л.Л., Тайчинов М.Г. Сплчка К.Б., Салчак Л.П., Мунзук Т.Т. , Ооржак Х.Д-Н, Аг- оол Е.М. и другие.
Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут вооружить родителей знаниями и практическими умениями самостоятельными занятиями физической культурой и спортом как средство оздоровления и профилактики заболеваний.
Однако в реальной жизни продолжается снижение воспитательного потенциала семьи в российском обществе. В современных условиях коммерциализации культурно-досуговых учреждений, сокращения числа внешкольных учреждений, отсутствия необходимой инфраструктуры в сельской местности, в районах городских новостроек роль семьи в воспитании должна возрастать. К сожалению, наблюдается иная картина. Растет детская беспризорность. Во многих семьях дети предоставлены самим себе. В лучшем случае родители надеются на государственные и общественные институты, деятельность которых связана с воспитанием (образовательные учреждения, творческие объединения с техническим, художественным, спортивным и т.п. уклоном). Достаточно часто, особенно в последние годы, ребенок оказывается брошенным при формальном наличии семьи, попадает в антикультурную, антипедагогическую среду, формирующую бездуховность, которая проявляется в асоциальном поведении, алкоголизме, наркомании, суициде.
Особенно явственно тенденция к снижению воспитательной роли семьи проявила себя в 90-е годы прошлого века. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. В основе объективных причин лежит обнищание большинства российских семей в результате социально-экономических преобразований в стране, социальный пессимизм в обществе, ощущение многими его членами потери смысла жизни, недоверие к властям, стремление к самоизоляции от окружающего мира, ограничение в коммуникативном общении. Этими объективными факторами порождены некоторые субъективные причины. Низкий материальный уровень и депрессивное состояние общества детерминируют неблагополучный климат в семье, бездушие, отсутствие взаимопонимания между родственниками. Кроме того, есть субъективные факторы, обусловленные уровнем культуры всего общества. Так, многие родители не могут отказаться от авторитарного стиля в отношениях с детьми и принять антропологическую воспитательную модель с либеральными, демократическими взаимоотношениями в семье. Причиной этого может быть низкий культурный уровень самих родителей, ограниченность жизненных интересов, что вызывает падение их авторитета в глазах детей.
К негативным тенденциям следует добавить неуклонный рост разводов, увеличение числа неполных семей, что затрудняет выполнение родителями педагогических функций. Л.А. Беляева справедливо подмечает еще один фактор, негативно влияющий на воспитательную роль семьи: уменьшение количества детей в семье, что ведет к обеднению социально¬коммуникативных связей ребенка.
Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Большинство ученых считают, что дети 7-12 лет ежедневно нуждаются в свободной двигательной активности в течение 3-4 ч или по крайней мере в получасовой нагрузке с частотой сердечных сокращений 150 уд/мин. Для подростков несколько иные нормы: свободная двигательная нагрузка может быть немного меньшей (около 1,5 ч), зато интенсивная активность - на уровне 45 мин при ЧСС 150 уд/мин. По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, каждый школьник должен дома выполнять утреннюю гимнастику в течение 10-15 мин и физкультминутку - 10 мин.
Для дошкольников и младших школьников гораздо веселее, приятнее, интереснее и полезнее провести зарядку вместе с родителями. Представляется, что проведение совместной с родителями физкультминутки в той или иной форме будет интересно школьнику любого возраста, а также полезно самим родителям.
Состояние семейного физического воспитания во многом зависит от активности занятий физической культурой родителей. Вместе с тем согласно исследованиям Ю.П. Галкина активность в занятиях физическими упражнениями у бездетных работников промышленных предприятий вдвое
выше, чем у тех, кто имеет от одного до трех детей.
Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость специального педагогического исследования проблемы использования семейных традиций в физическом воспитании ребенка.
Гипотеза исследования предполагает, что семейные физкультурные традиции положительно влияют на приобщение ребенка регулярным занятиям активными формами физической культуры.
Объектом исследования - физическое воспитание в семье.
Предмет исследования - особенности физического воспитания ребенка в домашних условиях.
Цель исследования - теоретическая разработка эффективных способов применения и обогащения семейных традиций физического воспитания ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по использованию семейных традиций в физическом воспитании детей;
2. выделить основные особенности роли семьи в физическом воспитании детей;
3. выделить основные особенности организации физического воспитания в домашних условиях.
Научная новизна исследования заключается в методике формирования интереса у родителей и детей к занятиям физической культурой средствами семейных традиций, повышающей физическое здоровья детей в современных условиях.
Теоретическая значимость состоит в изучении и анализе состояния использования воспитательного потенциала семейных традиций в физическом воспитании детей, а так же в выявлении особенностей использования семейных традиций в педагогическом воспитании детей.
Методологической основой исследования явились концептуальные работы таких ученых, как: Безруких М.М., Кутепова А.Т., Супрунова Л.Л., Тайчинов М.Г. Сплчка К.Б., Салчак Л.П., Мунзук Т.Т. , Ооржак Х.Д-Н, Аг- оол Е.М. и другие.
Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут вооружить родителей знаниями и практическими умениями самостоятельными занятиями физической культурой и спортом как средство оздоровления и профилактики заболеваний.
Дети усваивают образ жизни родителей, в семье закладываются основы многих умений и привычек, вырабатываются оценочные суждения и определенной мерой определяется жизненная позиция подрастающего поколения. Это определенной мерой касается и отношение к физической культуре, к активному использованию ее средств в быте - для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга.
Для обеспечения эффективности физического воспитания родители должны знать, какое воспитательное влияние на детей осуществляется на уроках и во внеурочное время. Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечение единой педагогической линии в предъявлении требований к ребенку. Ведь в комплексе воспитательных мероприятий каждый элемент должен четко выполнять свои функции. В другом случае система не сработает. Между семьей и школой должна быть созданная атмосфера деловых, товарищеских отношений. В них недопустимый менторский тон. Ведь речь идет об объединении усилий в решении одной цели. Вместе с тем следует учитывать условия, возможности семьи и школы.
Проводя беседы, собрания с родителями, учителю следует обратить их особое внимание на то, что в приобщении детей к ежедневным занятиям физическими упражнениями, к регулярному выполнению закаливающих процедур первостепенное значение имеет личный пример старших в семье. Следовательно, физическое развитие ребенка, его здоровье зависит в первую очередь от них самих, от их образа жизни.
Большинство родителей, к сожалению, ставят под сомнение ценность занятий физическими упражнениями, поэтому и целесообразность расходования времени на этот вид деятельности. В частности, о том, как строить мосты, вести математические расчеты, говорить тяжело: разговор угасает через недостаточность знаний. Спорт, по мнению этих родителей, дело другое. В нем «разбираются» все. И начинаются болтовни о сущности спорта, но без глубокого знания проблемы. Люди точно не знают, но что-то слышали, что-то читали, что-то видели. Этих «что-то» якобы достаточно, чтобы иметь собственную точку зрения и навязывать его другим. Поэтому педагогический коллектив должен постоянно проявлять заботу об организации систематической и планомерной работы с отцами.
Важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.
Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.
Для детей данного периода основными факторами внешней среды, влияющими на рост и развитие, являются питание, адекватная двигательная активность, достаточность сна, отсутствие или наличие острых хронических заболеваний, климатогеографические условия.
Только во взаимодействии с факторами внешней среды заданные предпосылки развития могут оказаться включенными в формирование двигательных способностей. Это означает неодинаковые темпы прироста и диапазон развития двигательных способностей у различных детей одного и того же возраста под влиянием одних и тех же физических нагрузок.
Для обеспечения эффективности физического воспитания родители должны знать, какое воспитательное влияние на детей осуществляется на уроках и во внеурочное время. Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечение единой педагогической линии в предъявлении требований к ребенку. Ведь в комплексе воспитательных мероприятий каждый элемент должен четко выполнять свои функции. В другом случае система не сработает. Между семьей и школой должна быть созданная атмосфера деловых, товарищеских отношений. В них недопустимый менторский тон. Ведь речь идет об объединении усилий в решении одной цели. Вместе с тем следует учитывать условия, возможности семьи и школы.
Проводя беседы, собрания с родителями, учителю следует обратить их особое внимание на то, что в приобщении детей к ежедневным занятиям физическими упражнениями, к регулярному выполнению закаливающих процедур первостепенное значение имеет личный пример старших в семье. Следовательно, физическое развитие ребенка, его здоровье зависит в первую очередь от них самих, от их образа жизни.
Большинство родителей, к сожалению, ставят под сомнение ценность занятий физическими упражнениями, поэтому и целесообразность расходования времени на этот вид деятельности. В частности, о том, как строить мосты, вести математические расчеты, говорить тяжело: разговор угасает через недостаточность знаний. Спорт, по мнению этих родителей, дело другое. В нем «разбираются» все. И начинаются болтовни о сущности спорта, но без глубокого знания проблемы. Люди точно не знают, но что-то слышали, что-то читали, что-то видели. Этих «что-то» якобы достаточно, чтобы иметь собственную точку зрения и навязывать его другим. Поэтому педагогический коллектив должен постоянно проявлять заботу об организации систематической и планомерной работы с отцами.
Важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.
Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.
Для детей данного периода основными факторами внешней среды, влияющими на рост и развитие, являются питание, адекватная двигательная активность, достаточность сна, отсутствие или наличие острых хронических заболеваний, климатогеографические условия.
Только во взаимодействии с факторами внешней среды заданные предпосылки развития могут оказаться включенными в формирование двигательных способностей. Это означает неодинаковые темпы прироста и диапазон развития двигательных способностей у различных детей одного и того же возраста под влиянием одних и тех же физических нагрузок.
Подобные работы
- Альтернативные технологии физического воспитания в семье (Здоровьесберегающие технологии)
Рефераты, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Активные формы сотрудничества с семьёй в физическом воспитании дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Взаимодействие школы и семьи в процессе воспитания ребенка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в вопросах физического воспитания дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2018 - Роль семьи в выборе ребенком профессии (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МАТЕРЯМИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Отклонения воспитания ребенка
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2850 р. Год сдачи: 2020 - Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



