Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения лирики в школе 8
1.1 Лирика как род литературы в литературоведении 8
1.2 Особенности изучения лирических произведений на уроках
литературы в старших классах в научно-методической литературе 12
2 Методика анализа лирических произведений на уроках литературы в
старших классах 20
2.1 Литературоведческий аспект изучения лирики «серебряного века» на
уроках литературы в средней школе 20
2.2 Методические рекомендации по изучению лирики «серебряного века»
в 11 классе средней школы 24
Заключение 48
Список использованных источников 50
Актуальность исследования. Отечественная литература - неотъемлемая часть мирового литературного процесса, однако в школьном изучении зачастую эта взаимосвязь не учитывается, литературные произведения рассматриваются замкнуто, разъединено.
В отечественной методике накоплен достаточно богатый опыт изучения лирических произведений в школе. В большей степени разработаны теоретике- методологические принципы изучения классической поэзии и лирики первой половины XX века, вплоть до 1960 - 1970-х годов.
Методике изучение поэзии в старших классах посвящены работы С. В. Королевой (2000), М. В. Малышевой (2001),Р. В. Якименко (2005), ВТ. Маранцмана (2007), Е.Р. Рыжковой (2007).
В работе С.В. Королевой исследуются особенности изучения поэтического языка. Исследователь отмечает, что для эффективного изучения лирики важно учитывать при анализе единство содержания и формы, а также использовать сопоставительный анализ классических поэтических произведений XIX века и стихотворений, являющих пример поиска в области поэтического языка.
М.В. Малышева отмечает, что анализ лирических произведений в старших классах должен сочетать субъективно-интуитивный и рационально логический пути постижения лирического текста. Р.В. Якименко в диссертационном исследовании «Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования» (2005) разрабатывает методику целостного изучения поэзии 1990-х годов XX века с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей выпускников.
Исследователи отмечают, что в начале XXI века остро стоит проблема отбора и методического осмысления литературных произведений, особенно поэтических, так как взгляд критиков и литературоведов на особенности развития лирики, выделения ее основных течений рубежа XIX - XX веков неоднозначен.
Цель исследования: определить специфику лирики как рода литературы и обосновать методы и приемы изучения лирических произведений на уроках литературы в старших классах.
Объект исследования - лирические произведения в старших классах.
Предмет исследования - методика изучения лирики в старших классах (на примере поэзии «серебряного века).
Задачи исследования:
1) выявить особенности лирики как рода литературы;
2) выявить особенности изучения лирических произведений на уроках литературы в старших классах;
3) раскрыть литературоведческий аспект изучения поэзии «серебряного века» на уроках литературы в старших классах;
4) составить учебно-методические рекомендации по изучению поэзии «серебряного века» в 11 классе средней школы.
Методологической основой работы являются исследования отечественных педагогов и литературоведов:
Область методики обучения литературе: В.А. Доманский, В. Г. Маранцман, О.Ю. Богданова, Р.Н. Бунеев, А.Б. Есин, Р.В. Якименко, О.А. Еремина, В.Я. Коровина, Б.А. Ланин, ЗЯ. Рез, Е.Р. Ядровская.
Область литературоведения: Ю.М. Лотман, М.Л. Гаспаров, М. Н. Энштейн, Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий.
Направление исследования определило следующие методы: сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации, метод анализа научной и методической литературы.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при изучении лирики «серебряного века» в вузе и школе на уроках литературы в старших классах.
Апробация работы. Отдельные материалы работы были апробированы в форме публикации «Изучение лирических произведений в старших классах» на http://znanio.run доклада на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспект» (г. Лесосибирск, 2021 г.)
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного квалификационного сочинения внедрены в учебный процесс.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 64. Общий объем работы - 55 страниц.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Восприятие и изучение лирики в старших классах обусловлено во многом возрастными особенностями. Способность осознавать взаимодействие элементов формы и содержания художественного произведения, рассматривать жизнь и искусство в их эстетическом и историческом соотношении определяют такие методы и приемы изучения лирики, как культурологический, интертекстуальный подходы, сравнительный анализ, обзорное изучение. Старшеклассники способны воспринимать смену литературных направлений, картину литературного процесса в историческом движении, эволюцию художественных методов.
Формирование представлений об основных тенденциях лирики осуществляется через обзорные уроки.
В литературоведении и критике в настоящее время отсутствует единая концепция выделения основных тенденций развития лирики, что вызывает сложность в отборе теоретического материала и корпуса текстов для изучения в школе. Данным фактом объясняется, и проблема методического осмысления поэзии: исследований и методических рекомендаций по изучению лирики недостаточно.
В работе раскрывается возможность постижения особенностей художественного мира поэтов на уроке литературы через сопоставление художественных текстов разных авторов. Указывается важность образного анализа как ключевого приема в постижении художественной идеи текста.
Разработанные методические рекомендации отражают содержание уроков в 11 классе: обзорного, формирующего представление об основных тенденциях современной поэзии, и уроков по изучению творчества А. Блока,
В. Маяковского, А. Ахматовой. Основными видами деятельности на обзорном уроке предложены такие, как интерпретация поэтических текстов; проблемный анализ; составление кластера, представляющего синтез теоретической информации по поэтическим особенностям представителей.
Выбор поэтов для изучения обусловлен следующими причинами: требованиями ФГОС и образовательной программой, интересом обучающихся и результатом изучения основных тенденций развития лирики.
При изучении лирики возможно использование, как традиционных, так и инновационных методов, и приемов. «Синтез искусств» характерный для эпохи «серебряного века», позволяет эффективно использовать метод «содружества искусств».
Методика интертекстуального и структурно-семантического анализа, предложенная для изучения стихотворений, позволяет не только выявить характерные черты времени и литературного течения, но и индивидуальные авторские особенности.
1. Альфонсов, В.Н. Нам слово нужно для жизни: в поэтическом мире Маяковского / В.Н. Альфонсов. - Ленинград, 1984.
2. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. Пер. с древнегреч.
B. Г.Аппельрота. ред. пер. и коммент. Ф.А.Петровского.- Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
3. Ахматова, А.Собрание сочинении: В 6 т. Т. 4. Книги стихов/Сост., подгот. текста, коммент. Н.В. Королевой / А. Ахматова.- Москва : Эллис Лак, 2000.
4. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов /
C. П. Белокурова. - Санкт-Петербург : Паритет, 2006.
5. Белый, А. Собрание сочинений. Воспоминания о Блоке /
A. Белый. - Москва : Республика, 1995
6. Беляева, Н. В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе: автореф. дис. ... канд. педагогических наук / Н.В. Беляева. - Москва, 1997.
7. Бобринская, Е.А. Концептуализм / Е. А. Бобринская. - Москва : ГАЛАРТ, 1993.
8. Богданова, В.А Словарь литературоведческих терминов /
B. А. Богданова. - Москва, 2002.
9. Богданова, Г. А. Знакомство с поэзией постмодернизма [Электронный ресурс]: конспект урока / Г. А. Богданова. - Режим доступа: https://infourok.ru/znakomstvo-s-poeziey-postmodernizma-3198410.html
10. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: том первый: учебник для педагогичесих вузов / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. - Москва: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
11. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / О.Ю. Богданова, С. А. Леонова, В. Ф. Чертова. - Москва : Академ А, 1999. .
12. Брюсов, В.Я. Ключи тайн. [Электронный ресурс]: книга /
В.Я. Брюсов - Режим доступа:
http://az.lib.rU/b/brjusow w i/text 1903 kluchi.shtml
13. Бунеев, Р.Н. Литература 11 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. - Москва : Баласс, 2015.
14. Влащенко, В. Ранний Маяковский и русская классика / В. Влащенко // Литература. - 1995 - № 23.
15. Гарин, И. Поэзия как непосредственная мудрость [Электронный ресурс]: статья / И. Гарин. - Режим доступа: https://proza.ru/2012/09/11/658...64