Психологическая программа развития коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития коммуникативных навыков у младших школьников с ТНР 7
1.1. Проблема изучения коммуникативных навыков в психологической
литературе 7
1.2. Особенности коммуникативных навыков у младших школьников 13
1.3. Современное состояние изучения коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей коммуникативных навыков у младших школьников с ТНР 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов 35
Выводы по второй главе 50
Глава 3. Содержание психологической программы развития
коммуникативных навыков младших школьников с ТНР 51
3.1. Основные направления и методы психологической коррекции
коммуникативных навыков у младших школьников с ТНР 51
3.2. Психологическая программа развития коммуникативных навыков
младших школьников с ТНР 55
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 60
Выводы по третьей главе 50
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение 83
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития коммуникативных навыков у младших школьников с ТНР 7
1.1. Проблема изучения коммуникативных навыков в психологической
литературе 7
1.2. Особенности коммуникативных навыков у младших школьников 13
1.3. Современное состояние изучения коммуникативных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей коммуникативных навыков у младших школьников с ТНР 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов 35
Выводы по второй главе 50
Глава 3. Содержание психологической программы развития
коммуникативных навыков младших школьников с ТНР 51
3.1. Основные направления и методы психологической коррекции
коммуникативных навыков у младших школьников с ТНР 51
3.2. Психологическая программа развития коммуникативных навыков
младших школьников с ТНР 55
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 60
Выводы по третьей главе 50
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение 83
Актуальность исследования. С каждым годом детей с тяжелым нарушением речи становится все больше и больше. Невозможность понять зачастую себя, сформулировать мысль окружающим ребенок попадает в различные проблемные ситуации. Через общение человек получает возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, реализовать себя и занять свое место в обществе. Общение - важнейший фактор формирования личности обучающегося, один из главных видов деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими членами общества.
Проблема развития коммуникативных навыков для младших школьников вызывает интерес многих ученых и требует своего теоретического и практического обоснования. Для детей с ТНР эта проблема особенно актуальна. Развитие коммуникативных способностей обучающихся с ТНР является одной из важнейших проблем в психологии. В наше время остается уникальным вопрос поиска новых, оптимальных форм и методов исследования и коррекции коммуникативных навыков у обучающихся младших классов с ТНР. Теоретические изучение этого вопроса в дальнейшем поможет структурировать имеющиеся данные и обозначить существующие пробелы.
Понятие «коммуникативные навыки» рассматривается в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике - и в каждой из них трактуется по-своему. «Коммуникация - это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств общения для установления взаимоотношений (субъективно переживаемых взаимосвязей) между людьми. [4]
Проблема общения всегда была предметом экспериментальных и теоретических исследований. Общение является объектом специального анализа в работах многих ученых, и выделяется в отдельную категорию у социологов (Г.М. Андреева, И.С. Кон, Н.В. Телюк, В.М. Тисленко), у философов (В.М. Соковнин, Б.Д Парыгин, Л.П. Буева, А.А. Брудный), у психологов (А.Г Бодалев, А.Г. Ковалев, Е.С.Кузьмин, А.Н. Леоньтев, Б.Ф. Ломов, Ю.Л. Ханин), у педагогов (С.В.Кондратьева, Т.Е. Конникова, Т.А. Мальковская), у психотерапевтов (А.Б. Добрович, В.Л Леви, В.Н. Мясищев).
Общение играет важную роль в психическом развитии обучающихся, в том числе имеющих ТНР. Как правило, у таких детей имеется недоразвитие монологической речи, тяжелые нарушения общей разборчивости речи, затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи, зачастую они не вступают в диалог со сверстниками и взрослыми по своей инициативе, их ответы характеризуются краткостью, неполнотой, из-за чего страдает развитие коммуникативных навыков и межличностного общения [1]...
Проблема развития коммуникативных навыков для младших школьников вызывает интерес многих ученых и требует своего теоретического и практического обоснования. Для детей с ТНР эта проблема особенно актуальна. Развитие коммуникативных способностей обучающихся с ТНР является одной из важнейших проблем в психологии. В наше время остается уникальным вопрос поиска новых, оптимальных форм и методов исследования и коррекции коммуникативных навыков у обучающихся младших классов с ТНР. Теоретические изучение этого вопроса в дальнейшем поможет структурировать имеющиеся данные и обозначить существующие пробелы.
Понятие «коммуникативные навыки» рассматривается в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике - и в каждой из них трактуется по-своему. «Коммуникация - это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств общения для установления взаимоотношений (субъективно переживаемых взаимосвязей) между людьми. [4]
Проблема общения всегда была предметом экспериментальных и теоретических исследований. Общение является объектом специального анализа в работах многих ученых, и выделяется в отдельную категорию у социологов (Г.М. Андреева, И.С. Кон, Н.В. Телюк, В.М. Тисленко), у философов (В.М. Соковнин, Б.Д Парыгин, Л.П. Буева, А.А. Брудный), у психологов (А.Г Бодалев, А.Г. Ковалев, Е.С.Кузьмин, А.Н. Леоньтев, Б.Ф. Ломов, Ю.Л. Ханин), у педагогов (С.В.Кондратьева, Т.Е. Конникова, Т.А. Мальковская), у психотерапевтов (А.Б. Добрович, В.Л Леви, В.Н. Мясищев).
Общение играет важную роль в психическом развитии обучающихся, в том числе имеющих ТНР. Как правило, у таких детей имеется недоразвитие монологической речи, тяжелые нарушения общей разборчивости речи, затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи, зачастую они не вступают в диалог со сверстниками и взрослыми по своей инициативе, их ответы характеризуются краткостью, неполнотой, из-за чего страдает развитие коммуникативных навыков и межличностного общения [1]...
В данной работе были изучены особенности становления и развития коммуникативных навыков у обучающихся младших классов с ТНР на основе теоретического анализа литературы. Основными нарушениями коммуникативных навыков являются недоразвитие монологической речи, диалогический речи, недоразвитие собственной мимики. Данная категория обучающихся чаще всего не вступает в диалог со сверстниками и взрослыми по своей инициативе, они плохо понимают интонации и жесты других людей, их речь скудна и находится на уровне бытового общения.
Для того были поставлены задачи, выполнение которых позволило сделать следующие выводы:
Проблема развития коммуникативных навыков у обучающихся с ТНР стоит особенно остро в специальной психологии и педагогике. Теоретические изучение этого вопроса помогло структурировать имеющиеся данные по этой теме и обозначить перспективы изучения коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
На основе анализа психологической характеристики обучающихся младших классов с ТНР были подобраны диагностические методики для выявления у них уровня развития коммуникативных навыков. Выбранные методики соответствовали требованиям валидности и надежности и не противоречили тактике проведения обследования. Методики направленны на изучение умения устанавливать межличностные контакты, умения вести диалог и умения отличать и принимать чужую точку зрения.
Проведение эмпирического исследования позволило выявить существующие затруднения в межличностном общении у младших школьников с ТНР при взаимодействии детей со взрослыми и между собой.
Оценивая коммуникативно-речевую активность мы выявили, что младшие школьники с ТНР малоинициативны. На заданные вопросы в ходе диагностики мы установили, что их речь недостаточно образна и выразительна. Работая в паре, дети зачастую не слышали друг друга и не могли договориться. Таким образом, коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста не достаточно сформированы, что требует своевременной психологической коррекции.
С целью развития коммуникативных навыков младших школьников с ТНР нами была разработана психологическая программа «Коммуникативные навыки». Формирующий эксперимента был реализован и апробирован на экспериментальной группе.
В реализации психологической программы с детьми были организованы занятия на школьном специально разработанном макете, что погрузило детей в атмосферу реальных событий и позволило улучшить психологический настрой. Кроме этого данная ситуация позволила сплотились детей и начали взаимодействовать друг с другом. Речевые формулировки обращения к незнакомым людям, сверстникам, педагогам в ходе сказкотерапий и игротерапий помогли детям обрести навык общения с окружающими. Так, дети научились без стеснения задавать вопросы и вступать в диалог, частично его поддерживая. Занятия на развитие командного взаимодействия продемонстрировали младшим школьникам важность общения с окружающими сверстниками и помогли наладить общение, работу в команде. С детьми активно моделировались поведенческие реакции взаимодействия в различных ситуациях: конфликтных, игровых, повседневное общение. Разыгрывались сценки посредством невербального общения. На занятиях происходил анализ собственного поведения, поступков, а также отрабатывались приемлемые способы выражения детьми своего мнения и эмоций...
Для того были поставлены задачи, выполнение которых позволило сделать следующие выводы:
Проблема развития коммуникативных навыков у обучающихся с ТНР стоит особенно остро в специальной психологии и педагогике. Теоретические изучение этого вопроса помогло структурировать имеющиеся данные по этой теме и обозначить перспективы изучения коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
На основе анализа психологической характеристики обучающихся младших классов с ТНР были подобраны диагностические методики для выявления у них уровня развития коммуникативных навыков. Выбранные методики соответствовали требованиям валидности и надежности и не противоречили тактике проведения обследования. Методики направленны на изучение умения устанавливать межличностные контакты, умения вести диалог и умения отличать и принимать чужую точку зрения.
Проведение эмпирического исследования позволило выявить существующие затруднения в межличностном общении у младших школьников с ТНР при взаимодействии детей со взрослыми и между собой.
Оценивая коммуникативно-речевую активность мы выявили, что младшие школьники с ТНР малоинициативны. На заданные вопросы в ходе диагностики мы установили, что их речь недостаточно образна и выразительна. Работая в паре, дети зачастую не слышали друг друга и не могли договориться. Таким образом, коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста не достаточно сформированы, что требует своевременной психологической коррекции.
С целью развития коммуникативных навыков младших школьников с ТНР нами была разработана психологическая программа «Коммуникативные навыки». Формирующий эксперимента был реализован и апробирован на экспериментальной группе.
В реализации психологической программы с детьми были организованы занятия на школьном специально разработанном макете, что погрузило детей в атмосферу реальных событий и позволило улучшить психологический настрой. Кроме этого данная ситуация позволила сплотились детей и начали взаимодействовать друг с другом. Речевые формулировки обращения к незнакомым людям, сверстникам, педагогам в ходе сказкотерапий и игротерапий помогли детям обрести навык общения с окружающими. Так, дети научились без стеснения задавать вопросы и вступать в диалог, частично его поддерживая. Занятия на развитие командного взаимодействия продемонстрировали младшим школьникам важность общения с окружающими сверстниками и помогли наладить общение, работу в команде. С детьми активно моделировались поведенческие реакции взаимодействия в различных ситуациях: конфликтных, игровых, повседневное общение. Разыгрывались сценки посредством невербального общения. На занятиях происходил анализ собственного поведения, поступков, а также отрабатывались приемлемые способы выражения детьми своего мнения и эмоций...
Подобные работы
- Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ школьников С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование социально-коммуникативных навыков у старших
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Особенности сформированности навыков общения на иностранном языке у второклассников с тяжелыми нарушениями речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2021





