Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения

Работа №31200

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы133
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
510
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми
нарушениями речи 8
1.2. Проблема формирования выразительных средств устной речи у детей в
психолого-педагогических работах 15
1.3. Формирование выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения 23
Выводы по Главе 1 30
Глава II. Эмпирическое исследование выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 33
Выводы по Главе II 41
Глава III. Программа коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения 43
3.1. Принципы логопедической работы по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения 43
3.2. Содержание программы по коррекции выразительных средств устной
речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения 45
3.3. Оценка эффективности программы по коррекции выразительных средств
устной речи у детей младшего школьного возраста на уроках чтения 49
Выводы по Главе III 61
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 71


Актуальность исследования связана с тем, что выразительная речь помогает восприятию чувств и мыслей говорящего, вызывает доверие к ее содержанию, облегчает убеждать собеседника, помогает установить контакт и найти взаимопонимание, придает человеку уверенности. А высокое качество звучащей речи способствует лучшему усвоению учащимися учебного материала, так как процесс обучения в школе имеет устно-речевую форму деятельности [14].
Изучение выразительных средств в устной речи является предметом изучение многих ученых. А.Н. Леонтьев[24], А.А. Залевская [9], Е.А. Селиванова [39] придавали большое значение самостоятельному поиску нужной выразительности. Д.Л. Спивак [38], С.Л. Рубинштейн [37], О.Н. Хрусталёва[44] подчеркивали необходимость развития выразительных средств устной речи как одного из компонентов развития навыков чтения. А.К. Михальская [31], Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов [26]рассматривали достижение выразительности устной речи через обучение интонационному окрашиванию, соблюдению пауз и ударения, выделению речевых тактов [11].
Развитие выразительных средств устной речи на уроках чтения в начальной школе - важный этап становления речи детей. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи речевая функция несовершенна, поэтому необходимо обращать особое внимание на формирование выразительных средств устной речи школьников с тяжелыми нарушениями речи, развивать все средства выразительности.
Данная проблема является актуальной, так как количество учащихся с тяжелыми нарушениями речи с каждым годом увеличивается, речевых нарушений становится больше, а нарушения устной речи плавно перетекают в нарушения письменной речи, однако недостаточно полно представлено содержание коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Выделяются противоречия между: недостаточной методической разработанностью проблемы формирования выразительных средств устной речи и потребностью школ в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Цель исследования: коррекция выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Задачи исследования:
1) Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи.
2) Анализ проблемы коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения;
3) Организация и проведение эмпирического исследования выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
4) Проведение формирующего эксперимента по коррекции выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
5) Оценка сформированности выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коррекция выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на уроках чтения будет эффективна при использовании специальной системы игр, упражнений и увлекательных заданий, которые улучшат просодическую сторону речи этих учащихся, повысят выразительность их речи.
Объект исследования: просодическая сторона речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: развитие выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на уроках чтения
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и статистический метод обработки полученных данных.
Эмпирический метод:
В исследовании была использована методика О.И. Лазаренко «Диагностика и коррекция выразительности речи детей».
Методологическая основа: теория Е.Н. Голуб [12] по изучению детской речи, положение С.А. Звягиной [18] об особенностях просодической стороны речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, концепция Е.Н. Винарской [10] о становлении интонационной стороны речи у детей, положение Н.М. Ильенко [19] о просодических компонентах младших школьников, концепция О.И. Лазаренко [23] о развитии интонационной стороны речи, положение Н.Н. Семелевой [39] об интонационной системе русского языка, взгляды Н.Н. Рубахи [38] на развитие выразительности речи при чтении, положение Б.С. Найденова [33] о выразительности речи и чтения.
Практическая значимость: результаты экспериментальной работы, подобранные специальные игры могу быть использованы в работе учителей - логопедов и воспитателей дошкольных образовательных организаций для развития выразительных средств устной речи.
Апробация работы: публикация «Стратегии сопровождения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» в сборнике «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии». Казань, 25 апреля 2018 года.
Публикация «Исследование выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на уроках чтения». Результаты исследования были изложены в сборнике «Социально-педагогической поддержки лиц с ОВЗ: теория и практика», 2019.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 45 источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 17 таблицами и 2 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития выразительных средств устной речи на уроках чтения в начальной школе - важный этап развития речи детей, особенно учащихся с тяжелыми нарушениями речи. У них отмечаются разнообразные речевые нарушения, связанные как с системным недоразвитием, когда речь нарушается полностью, так и с отдельными ее сторонами. Речевые нарушения откладывают отпечаток на формирование психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, отражаются на характере учащегося. В психическом развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи страдает произвольность функцией, недоразвитие словесно-логического мышления, отмечаются трудности вербального запоминания. У учащихся снижена коммуникативная активность, проявляется негативизм, агрессия, либо, наоборот, застенчивость, неуверенность в себе, замкнутость. Специфические особенности детей негативно сказываются и на развитии интонационной стороны речи.
Существует несколько точек зрения по проблеме формирования выразительных средств устной речи. Основными направлениями в работе над интонационной выразительностью выступают игра, упражнения, театрализованная деятельность, музыка и стихотворения.
Формирование выразительных средств устной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи - длительный и сложный процесс, при котором необходимо учитывать два аспекта работы: смысловой и технический. Так как работа над выразительностью речи проходит на уроках чтения, то необходимо, во-первых, проводить работу над развитием компонентов интонации (высоты и силы голоса, тембра, логическим ударением, паузами и др.), а, во-вторых, формировать умение понимать чувства автора, определять свое отношение к произведению.
Первоначально мы выяснили, на каком уровне развития выразительных средств находятся учащиеся с тяжелыми нарушениями речи. Мы выяснили, что для всех детей характерен низкий уровень развития: они не знают многих понятий, не умеют изменять свою речь и голос по инструкции, эмоционально окрашивать свое высказывание.
При выполнении заданий учащиеся не умеют использовать нужный темп речи в стихотворном тексте, на слух определять отхлопанный ритм,переключаться на ту или иную силу и высоту голоса, испытывают затруднения в самостоятельном отхлопывании ритма, при изменении высоты голоса при чтении сказок по ролям при произнесении и чтении фраз и текстов с различной эмоциональной окраской, неправильно ставят словесное ударение в словах-омонимах, в словах с переходящим ударением, не всегда понимают смысл прочитанного текста: в связи с этим не умеют выделять голосом нужное слово.
В связи с данными результатами мы подготовили коррекционную программу и апробировали ее с детьми экспериментальной группы. Данная работа проводилась в течение четырех месяцев - три раза в неделю с младшими школьниками экспериментальной группы. В задачи программы входило:
- развитие высоты, силы голоса,
- развитие умения определять место пауз в предложениях и отрывках,
- развитие умения определять логическое ударение,
- развитие умения соблюдать темпо-ритмическую организацию речи,
- формирование умения определять ударный слог,
- обучение различным видам интонирования.
В результате проведенной работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи повысились уровни развития выразительных средств устной речи. 50% детей стали обладать высоким уровнем развития,они научились самостоятельно изменять высоту и силу голоса, подбирать ритмический рисунок, изменять темп речи, определять ударный слог и логическое ударение, стали допускать меньше интонационных ошибок. Их речь стала более выразительной и эмоционально окрашенной.
Средний уровень стал характерен для 50% детей экспериментальной группы. Это свидетельствует о том, что дети научились незначительно изменять темп речи, высоту и силу голоса, читать слова, ставя правильно ударение, но многие задания выполняли с помощью экспериментатора, либо допуская ошибки, которые исправлялись самостоятельно.
Таким образом, проведенная работа была эффективной.



1. Алексеева, Е.А. Понимание эмоционального содержания текста детьми с нарушениями речи [Текст] /Е.А. Алексеева// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2014. - №1 (59). - С.41-45
2. Алиасакова, Н.А. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников [Текст] / Н.А. Алиасакова // Ступень в педагогическую науку. Материалы I Международного форума работников образования. - Москва, 2013. - С.9-11
3. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е.С. Алмазова. - М.: Академия. - 2009. - 192с.
4. Алмазова, Е.С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии [Текст] / Е.С. Алмазова // Нарушения речи и голоса у детей. - М.: Просвещение, 2009.- С. 144.
5. Антонова, Е.А. К вопросу изучения интонации в школе [Текст]/ Е.А. Антонова // Научный альманах. - 2015. - №7(9). - С. 250-253
6. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254с.
7. Астафьева, О. Детская литература. Выразительное чтение [Текст] / О. Астафьева, А. Денисова. - М.: Академия, 2007. - 272 с.
8. Брызгунова, Е.А. Система интонационных средств [Текст] / Е.А. Брызгунова. - М.: Просвещение, 2007. - 145 с.
9. Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения [Текст]: книга для учителя / Б.А. Буяльский. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 245 с.
10. Винарская, Е.Н. Выразительные средства текста [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Высшая школа, 1989. - 136с.
11. Гаврисенко, Н.В. Обучение младших школьников выразительности устной речи / Н.В. Гаврисенко [Текст] // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 14-17.
12. Голуб, Е.Н. Изучение уровня сформированности словообразовательных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.Н. Голуб // Научные стремления. - 2016. - №4(20). - С.120-123
13. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст]: пособие для учителей / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
14. Гостеева, Е.С. Методы и средства формирования речевой выразительности младших школьников [Текст] / Е.С. Гостеева // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. XV Международная научно-практическая конференция. - Пенза, 2018. - С.148-150
15. Дворецкая, Е.Н. Особенности формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией посредством игр-драматизаций [Текст] / Е.Н. Дворецкая // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. - 2016. - №1(2). - С.18-20
16. Дубровина, И.В. Интонация. Развитие интонационной выразительности у младших школьников в детской школе искусств [Текст] / И.В. Дубровина // Культура - Искусство - Образование. Материалы XXXIX научно - практической конференции научно-педагогических работников института. - Челябинск, 2018. - С.354-357
17. Ермакова, М.А. Развитие интонации у дошкольников с экспрессивной алалией [Текст] / М.А. Ермакова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №2. - С.293
18. Звягина, С.А. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речи
у детей с ТНР старшего дошкольного возраста [Текст] / С.А. Звягина, Т.С. Громыко // Инновации в науке: пути развития. Материалы IX
Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2018. - С.109-112
19. Ильенко, Н.М. Формирование ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников при использовании
стихотворного текста и музыки: автореферат дис. канд. пед.наук: 13.00.02 [Текст] / Н.М. Ильенко. - Елец, 2006. - 22с.
20. Ишкильдина, З.К. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения / З.К. Ишкильдина, Л.Р. Калямова [Текст] // Информация как двигатель научного прогресса. Международная научно-практическая конференция. - Уфа, 2017. - 125-128
21. Косинова, О.А. Психологические проблемы младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и пути их решения [Текст] / О.А. Косинова// Вестник современных исследований. - 2018. - №4.1(19). - С.56-58
22. Кубасова, О.В. Выразительное чтение [Текст] / О.В. Кубасова. - М.: Дело, 2001. - 144 с.
23. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст] / О.И. Лазаренко. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
24. Литвинова, Л.А. Специфика обучения детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.А. Литвинова // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы III Всероссийской (заочной) научно-практической конференции. - Барнаул, 2018. - С.62-67
25. Лукаш, О.Л. Развитие интонационных средств у детей [Текст] / О.Л. Лукаш// Психология и педагогика: методика проблемы практического применения. - 2011. - №19-1. - С.67-72
26. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных
классах [Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф.
образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Академия, 2011. - 464 с.
27. Маерова, К.В. Выразительное чтение [Текст] / К.В. Маерова. - М.: РУДН, 2003. - 145 с.
28. Матвеева, Е.А. Формирование интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Матвеева Е.А. // КонференциумАСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - №1. - С.491-495
29. Меннер, Е.Д. Условия формирования выразительности речи младших школьников [Текст] / Е.Д. Меннер // Worldscience: problemsandinnovations. ХХ Международная научно-практическая конференция. - Пенза, 2018. - С.257-259
30. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2000. - 368 с.
31. Миловзорова, А.М. Воспитание нравственных чувств младших школьников через овладение выразительным чтением / А. М. Миловзорова, Е. В. Тиунова [Текст] // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 7. - С. 20-24.
32. Миловзорова, А.М. Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств / А.М. Миловзорова, Е.В. Тиунова [Текст] // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 32- 35.
33. Найденов, Б. Методика выразительного чтения [Текст] / Б. Найденов, Л. Коренюк. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
34. Ногаева, С.Е. Обучение выразительным средствам синтаксиса текста [Текст]/ С.Е. Ногаева // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 3. - С. 20-22.
35. Оморокова, М.И. Учимся читать выразительно [Текст] / М.И. Оморокова. - М.: Академия, 2001. - 312 с.
36. Пеплер, Е.А. Влияние сформированности фонематических процессов на письмо у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.А. Пеплер // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей им. В.В. Коркунова. - Екатеринбург, 2016. - С. 230-233
37. Попова, Т.В. Развитие интонации речи у дошкольников в свете новых технологий [Текст] / Т.В. Попова // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2015. - №1. - С.129-133
38. Рубаха, Н.Н. Развитие интонационной выразительности речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи через театрализованную деятельность [Текст] / Н.Н. Рубаха // Коррекционно-педагогическое образование. - 2016. - Т8. - №4. - С.73-78
39. Семелева, Н.Н. Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации: автореферат дис. канд. пед.наук: 13.00.02 [Текст] / Н.Н. Семелева. - Н.Новгород, 1998. - 22с.
40. Таран, Н.А. Особенности сформированности речевой коммуникации у младших школьников с ОНР (III уровень) [Текст] / Н.А. Таран // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №506. - С.85-87
41. Твардовская, А.А. Развитие просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музыкальной терапии [Текст] / А.А. Твардовская, Н.С. Тимошинова // Системная интеграция в здравоохранении. - 2016. - №1(27). - С.42-49
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2016. - 47 с.
43. Федяинова, Т.В. Работа над выразительным чтением в начальных классах / Т.В. Федяинова, З.П. Ларских [Текст] // Традиции и инновации в начальном образовании. Материалы российской научно-практической конференции. - Елец, 2018. - С.411-417
44. Хоменко, Е.В. Формирование навыков выразительной речи у учащихся
основной школы [Текст] / Е.В. Хоменко // Междисциплинарный научнопрактический форум ученых-филологов. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. - 80-84

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ