Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа формирования мотивационной готовности первокурсников к выбору профессии

Работа №168116

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы150
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ 10
1.1. Анализ литературы по проблеме исследования проблема изучения
мотивации в психологии 10
1.2. Психологические особенности юношеского возраста и их мотивации . 18
1.3. Современное состояние исследования мотивационной готовности к
выбору профессии 22
Вывод по первой главе 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ
ПЕРВОКУРСНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ 32
2.1. Организация и методики проведения исследования 32
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 34
Вывод по второй главе 62
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ
ПЕРВОКУРСНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ 63
3.1. Научно-методологические подходы к формированию мотивационной
готовности первокурсников к профессии 63
3.2. Содержание программы формирования мотивационной готовности
первокурсников к профессии 65
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 74
Вывод по третьей главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЯ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 103


Из года в год в высшие учебные заведения поступает огромное количество абитуриентов. И уже в первые месяцы учебы новоиспеченные первокурсники сталкиваются с рядом непредвиденных проблем разного плана.
Одна из проблем современного высшего образования - мотивационная готовность студентов к выбору профессии. Мотивационная готовность представляет собой совокупность стремлений, желаний, целей и мотивов, которые воздействует на человека в период предстоящего перед ним выбора, например, поступление в вуз. Мотивацию обычно разделяют на внутреннюю - связанную с внутренними мотивами (собственные амбиции, желание и др.), и внешнюю - выбор основывается на влиянии внешних факторов (например, выбор родителей). Внутренняя мотивация считается более значимой в контексте высшего учебного заведения, так как подразумевает личное стремление студента получать знания, активно участвовать в научной деятельности и стать квалифицированным специалистом выбранной области. Такой студент будет усердно учиться, потому что учеба приносит не только полезные знания, которые позволяют расширить кругозор, но и удовольствие от самого процесса. Однако, объективно оценивая всеобщую ситуацию в стране, статистика нередко показывает печальные результаты - с каждым годом увеличивается процент первокурсников, поступивших на основе социальных мотивов. Нельзя довольствоваться только самим фактом поступления, потому что если не выстроить грамотную и эффективную работу по внедрению студентов в образовательный процесс, студенты, поступившие в высшее учебное заведение опираясь на социальные факторы, нередко забирают свою документы в середине образовательного процесса.
Вредом социальных факторов является незаинтересованность самой личности в своем выборе. Поступая в университет по желанию родителей, мнению извне, на основе общественной оценки его действий, студент, скорее всего, будет большую часть времени находиться в саморазрушении, постоянно угнетая себя мыслями о том, насколько учеба ему претит, с преподавателями невозможно найти общий язык, а имена однокурсников едва ли запомнились. В долгосрочной перспективе внешняя мотивация может привести не только к стрессу и неконтролируемой тревожности, но и до тяжелых стадий депрессии. Если роль играло не собственное желание в получении знаний и расширении границ собственных возможностей, а «потому что так захотела мама», то можно смело ставить под сомнения дальнейшую активность и вовлеченность студента в получении образования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема мотивации является одной из центральных тем в психологии. Это связано с многогранностью ее изучения, так как она отражает внутреннюю силу, стойкость, стремление человека, способствующие побудить его к достижению определенных целей. В настоящее время существует множество теорий мотивации, каждая из которых предлагает свое объяснение процессов, лежащих в основе мотивационного поведения.
Мотивацию невозможно измерить, невозможно подобрать единый ключ, способный решить проблему каждого человека, из-за ее субъективной природы. Она напрочно привязана к каждой личности, исходит из ее побуждений и желаний. Мы не можем определить ее в единый термин, не можем изучить ее одним способом и не можем подобрать единый путь решения ее проблем. Исследователи вынуждены находиться в вечном поиске, в вечных вопросах принципах ее работы.
В любом возрастном периоде мотивация играет важную роль. Но если ограничиваться проблематикой исследования, то необходимый нам возрастной период, к тому же, характеризуется непостоянством характера, вызванным внутренними и внешними изменения. Нестабильная самооценка, формирование собственных интересов на основе общественной оценки - это и многое другое могут в любой момент повлиять на мотивацию в юношеском возрасте, что камнем преткновения встревает в образовательный процесс. Однако, данную сложность надо воспринимать как вызов для педагогов - оценить их способность вовлечения даже самых сложных и незамотивированных студентов в образовательный процесс.
Современное состояние мотивации характеризуется различными факторами. Например, с появлением информационных технологий и онлайн- платформ мотивация стала представлена в новых форматах. Сейчас множество людей получает вдохновение и стимулы к действиям через ленты социальных сетей, блоги, видеоблоги и другие средства массовой коммуникации. Кроме того, с появлением рейтинговых систем на различных платформах, люди соревнуются между собой и стремятся достичь высокой позиции в рейтингах, что также служит источником мотивации.
Во-вторых, мотивация сегодня стала более индивидуальной и персонализированной. Люди теперь больше ценят свободу выбора и возможность преследовать собственные цели и интересы. Поэтому они часто мотивируются теми вещами, которые им лично важны и интересны.
Для изучения мотивационной готовности выбора профессии у студентов 1 курса института социально-гуманитарных технологий направления «Специальная психология в образовательной и медицинской среде» КГПУ им В.П. Астафьева, мы подобрали различные методики, направленные на диагностику мотивационной готовности к выбору профессии.
Тест Овчаровой Р.В. «Мотивы выбора профессии» позволяет исследовать факторы, которые формируют мотивы и предпочтения в выборе профессиональной сферы. Этот инструмент помогает выявить ключевые мотивы, которые влияют на принятие решения о выборе профессии, и предоставляет информацию о соответствии между мотивами и самореализацией в выбранной сфере деятельности...


1. Антонов В. Г., Румянцева И. А., Кротенко Т. Ю., Оценка уровня и структуры мотивации к учебе студентов бакалавриата как показателей качества образования //Перспективы науки и образования. - 2019. - №. 2 (38).
- С. 267-283.
2. Арцибашев Д. С., Будовская И. В., Мотивация учебной деятельности студентов //Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе. Сборник научных статей IV-й Всероссийской научно-практической конференции. - 2022. - С. 27.
3. Ахметова Л. В. и др., Наука и мысль границ не имеют (приветствия к VI Международному молодежному научно-культурному форуму). Томск, 2016 //Наука. Мысль: электронный периодический журнал.
- 2016. - №. 4. - С. 11-26.
4. Базалий Р. В., Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения //Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - №. 3. - С. 23.
5. Богомолова З. Н., Мотивация и стимулирование труда //Вестник науки и образования. - 2020. - №. 12-1 (90). - С. 38-41.
6. Быкова Е.А. Тренинг профессионального роста «Я могу стать компетентным специалистом» / Е.А. Быкова // Вестник практической психологии образования. - 2015. - Т. 12. №4. - С. 15-25 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015 _ n4/Bykova.
7. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А., Психология мотивации студентов. - 2019.
8. Веремчук А. С.,О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения //Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - №. 2. - С. 34-38.
9. Верисоцкая Е. А., Особенности учебной мотивации в юношеском возрасте //Гуманитарные научные исследования. - 2019. - №. 10
10. Вилюнас В. К., Психология потребностей: шаги к реальности //Вопр. психол. - 1985. - №. 2.
11. Врум В., Труд и мотивация //Москва: Мысль. - 1964.
12. Гагарина С. Н., Садовникова А. С., Мотивация студентов к обучению в ВУЗе //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №. 5-1. - С. 186-190.
13. Гараева Е. А., Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - №. 1 (26). - С. 62-65
14. Гордеева Т., Психология мотивации достижения. - Litres, 2022.
15. Гоцко Л. Г., Выбор правильных инструментов для повышения мотивации у нового поколения студентов //Правовое воспитание и преодоление правового нигилизма молодежи. - 2021. - С. 12-16...73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ