Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СШОР «Адмиралтеец» (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 20 мальчиков возрастом 14-15 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ «СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ У ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА 14-15 ЛЕТ» 6
1.1 Определение понятия «взрывная сила» 6
1.2 Физиологические основы развития взрывной силы у футболистов 9
1.3 Средства и методы развития взрывной силы у футболистов 14 – 15 лет 12
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Цель и задачи исследования 20
2.2 Методы исследования 20
2.2.1 Анализ и обобщение специальной научно-методической литературы 21
2.2.2 Опрос в виде анкетирования 21
2.2.3 Педагогическое наблюдение 22
2.2.4 Контрольные испытания 22
2.2.5 Педагогический эксперимент 23
2.2.6 Методы математической статистики 23
2.3 Организация исследования 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 29
3.1 Результат анкетного опроса 29
3.2 Протокол результатов исследования 31
3.3 Сравнительный анализ результатов тестирования взрывной силы у футболистов 14 - 15 лет 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В современном футболе большой акцент делается на техническое и физическое мастерство спортсменов, для достижения наивысших результатов. Наряду с тактикой и техникой, огромное значение имеет физическая подготовка спортсменов, а именно скоростно-силовые способности.
Новая современная игра отличается своей скоростью, интенсивностью и быстротой принятия решения. Футбол – ситуативный вид спорта, он характеризуется динамической работой переменной интенсивности и включает в себя высокую активность игроков. Во время игры футболист выполняет работу разной мощности, а так же испытывает неравномерное распределение физических нагрузок и отдыха. Футбол насыщен разнообразными упражнениями, вариативностью в применении технических и тактических действий, которые отличаются по своей продолжительности, интенсивности, мощности и характера работы. Реализация этих приемов основывается на скоростно-силовых способностях. Взрывная сила зависит от физической подготовки спортсмена, а так же хорошим владением своего двигательного аппарата.
Величина и характер скоростно-силовых способностей зависит от этапа подготовки футболиста, от уровня спортивного мастерства и самой специфики игры. При выполнении заданий взрывной силы: борьба за верхний мяч, быстрота выполнения технико-тактических действий с мячом, проявления наибольшей силы за короткий промежуток времени. Таким образом, специфическая подготовка спортсмена основывается на развитии скоростно-силовых способностях.
Основной проблемой развития скоростно-силовых качеств заключается в оптимальном сочетании скоростных и силовых характеристик движений, при выполнении упражнений. Сложность в решении этой проблемы заключается в том, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения обратно пропорционально взаимосвязаны.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный футбол включает в себя огромное количество борьбы, контратак и высокую скорость движения. Именно поэтому необходимо обратить внимания на физическую подготовку игроков, в частности на взрывную силу. Хорошо организованный процесс по развитию скоростно-силовых способностей положительно влияет на улучшение спортивных результатов и уровня совершенствования спортивного мастерства.
Объект исследования: физическая подготовка футболистов.
Предмет исследования: средства и методы повышения взрывной силы у футболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства 14 -15 лет.
Практическая значимость: разработка средств и методов, так же методических рекомендаций для тренеров по использованию, для повышения взрывной силы у футболистов 14-15 лет.
Научная новизна: в данном возрасте 14 – 15 лет у детей происходит активная перестройка всего организма, костно-мышечного аппарата, процесс овладения технико-тактическим мастерством и соревновательной деятельности. В этом возрасте благоприятно и актуально повышать взрывную силу футболистов. Поэтому был разработан комплекс физических упражнений по развитию взрывной силы у футболистов 14 - 15 лет.
Гипотеза: предполагалось, что комплекс прыжковых и легкоатлетических упражнений эффективно отразиться на взрывной силе футболистов 14-15 лет.
Цель – разработать и экспериментально обосновать эффективный комплекс прыжковых и легкоатлетических упражнений для повышения взрывной силы у футболистов 14 – 15 лет на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Задачи исследования:
1. Изучить и провести анализ научно-методической литературы на тему «Средства и методы повышения взрывной силы у футболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства 14 -15 лет».
2. Определить исходный уровень развития скоростно-силовых способностей футболистов в возрасте 14-15 лет.
3. Разработать комплекс прыжковых и легкоатлетических упражнений направленных на повышения взрывной силы у футболистов 14-15 лет.
4. Экспериментально проверить эффективность применения комплекса прыжковых и легкоатлетических упражнений, для повышения взрывной силы у футболистов 14-15 лет на этапе совершенствования спортивного мастерства.
1. В результате анализа и обобщение данных научной литературы на тему средства и методы повышения взрывной силы у футболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства, были рассмотрены различные средства и методы развития взрывной силы, распространенные ошибки и способы их устранения. Были изучены возрастные особенности футболистов 14 – 15 лет, их физиологические показатели, которые будут способствовать и свидетельствовать о физическом развитии и физической подготовленности игроков на этапе совершенствования спортивного мастерства, что послужило основной для разработки средств и методов.
2. Было проведено тестирования контрольных упражнений на начальном этапе для получения исходных показателей во взрывной силе футболистов 14 – 15 лет в контрольной и экспериментальной группе. Данный уровень соответствовал средним показателям соответствующей возрастной группе. Начальные результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группе находились на одном уровне, что свидетельствует о однородности групп, что дает основания полагать равнее условия для прохождения эксперимента.
3. Определены средства и методы тренировки, которые повысят эффективность прироста взрывной силы у футболистов. Комплекс упражнений был внедрен в экспериментальную группу, а контрольная занималась по стандартной программе. Длительность педагогического эксперимента длилась 4 месяца. В экспериментальной группе применялся комплекс прыжковых и легкоатлетических упражнений: прыжки вверх с имитацией удара головой + ускорение 15 м; прыжки через барьеры высотой 30 см + ускорение 15 м; прыжки с правой на левую ногу с фиксацией положение тела 15 м; выпрыгивания из положения полуприсед с утяжелителями 0,2 кг + ускорение 15 м; Запрыгивания на куб высотой 50 см; ускорение в горку 30 м; ускорение под горку 30 м; челночный бег к предметам разного цвета 3х10 м. Упражнения с мячом: выпрыгивания из разных положений лежа, сидя, на коленях и т.д. + ускорение до мяча 10 м + удар по воротам (мяч неподвижен, катится на встречу и прыгающий); прыжки согнув ноги к груди + обводка стояк на скорость с мячом; беговые эстафеты с мячом.
4. В ходе исследования была проверена эффективность применения разработанных упражнений в учебно-тренировочном процессе футболистов 14 -15 лет. С помощью методов математической статистики удалось выявить, что прирост результатов экспериментальной группы был выше, чем в контрольной. Достоверность различий результатов определялся по значению критерия t для Стьюдента. До эксперимента критерий t был меньше 0,05, что свидетельствует о том, что группы имели равный уровень подготовки. Достоверность различий после эксперимента был больше 0,05, а по значению критерия t, это говорит о том, что результаты экспериментальной группы улучшились значительнее, чем результат контрольной группы.
Благодаря разработанному комплексу прыжковых и легкоатлетических упражнений, которые были включены в учебно-тренировочный процесс, можно повысить взрывную силу у футболистов.
Таким образом, анализ полученных данных показал, что предлагаемые средства и методы повышения взрывной силы у футболистов являются эффективными и положительно влияют не только на физическую подготовку, но и на технико-тактическую. Высокий уровень развития скоростно-силовых способностей, особенно взрывной силы позволяет игрокам за короткий промежуток времени максимально быстро выполнить технико-тактические действия с мячом и без мяча, вести борьбу и отбор мяча.
1. Апальков, А. В. Влияние физической подготовки на физическое состояние сотрудников: Вестник Белгородского юридического института МВД России / Горбатенко А. В., Торопов В. А..- 2017. – №11. - С. 33-36.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – Москва.: Физкультура и спорт, 2015.−415с.
3. Бабаян С.С. Методика применения ударного метода тренировки для развития скоростно-силовых качеств у высококвалифицированных футболистов / Бабаян С.С., Курбонов О.А., Усманов А.М. // Вестник спортивной науки. – №1. – 2012. – С. 3-4.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – Москва: Советский спорт, 2013. – 2015 с.
5. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – Москва : «Просвещение», 2015. – 240 с.
6. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.В, Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова ; под общ. ред. М.В. Гамезо. – Изд. 2-е. – Москва : Пед. о-во России, 2009. – 508 с.
7. Годик М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А.Годик, А.П. Скородумова. – Москва : Советский спорт, 2010. – 332 с.
8. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования, морфобиомеханический подход: научно-методическое пособие / В.П. Губа. – М., 2012. – 383 с.
9. Губа В. П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования, морфобиомеханический подход / В. П. Губа. – М.: Советский спорт, 2012. – 384 с.
10. Губа В.П. – Основы спортивной подготовки. М., 2012.
11. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола. Учебник.. – М.: Советский спорт. 2013. – С. 134
12. Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов / В.П. Губа, А. Стула. – М.:SPORT – Человек, 2015. -184 с.
13. Губа В.П. Тестирование и контроль подготовленности футболистов / Губа Владимир, Скрипко Анатолий, Стула Александр. - Москва : Спорт, 2016. – 167 с.
14. Денисюк Л.О. О методике развития двигательных качеств у детей школьного возраста. – Москва : АПН СССР, 2013. – 240 с.
15. Драндров Г. Л. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13 - 16 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы [Текст]: автореф. дис. к. п. н. Г.Л. Дранов, - М. ,1989, - 23 с.
16. Железняк Ю.Д. Спортивная подготовка. – Москва: Физкультура и спорт, 2013. – 232 с.
17. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – [ 3- е изд.]. – М.: Сов.спорт, 2009. – 199 с.
18. Злыгостев О.В. Модульно-целевое проектирование скоростно-силовой подготовки футболистов на этапе начальной спортивной специализации : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Злыгостев Олег Васильевич; [ Место защиты: Тул. гос. ун-т]. – Тула, 2013. – 140с.
19. Иорданская Ф.А. Мониторинг физической и функциональной подготовленности футболистов в условиях учебно-тренирвочного процесса / Ф.А. Иорданская. – Москва: Советский спорт, 2013. – 179 с.
20. Кайгородова А.В., Митриченко Р.Х. Физические упражнения для развития скоростно- силовых способностей: учебно-методическое пособие.- Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2015. – 35c.
21. Киркендалл Д. Анатомия футбола. – Москва: Попурри, 2012. – 240 с.
22. Кудяшев Н.Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Н.Х Кудяшев. — Набережные Челны. — 2011. — 23 с.
23. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. I этап (8-10 лет) / А.А. Кузнецов. — М.: Олимпия, Человек, 2010. — 111 с.
24. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения. – Москва: Советский спорт, 2011. – с. 45-50.
25. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под.ред. проф. Ю.Ф. Курашина. – 2 – е изд.,испр. – М.: Советски спорт, 2011. – 464 с.
26. Лалаков Г.С. Развитие специальной выносливости квалифицированных футболистов с использованием допустимых тренировочных нагрузок / Г.С. Лалаков, Ю.В. Ермолов // Теория и практика физической культуры. – 2005. - №10.C. 36-38.
27. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. / О.Б. Лапшин-М.: Человек, 2014. 174 –с.
28. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 319 с.
29. Подольская Т.В. Теоретико-методические аспекты формирования двигательных способностей в спортивных играх / Т.В. Подольская // Инновационные технологии в спортивных играх: теория и практика: (сб.лекций): учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры. Вып. 5 / Моск.гос. акад. Физ.культуры. – Малаховка, 2010. – С. 96 – 104. – Библиогр.: с. 104.
30. Сабинин А.Г., Рубин М.А., Методика подготовки юных футболистов в ДЮСШ, СДЮШОР / А.Г. Сабинин, М.А. Рубин; Нац.гос. ун-т физ. Культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – М.: СПб. 2010.- С.31
31. Самсонова А.В. Гипертрофия скелетных мышц человека. Монография. / А.В. Самсонова; СПб. НГУ им. П.Ф.Лесгафта. 2012 – С. 99
32. Сафонова О.А. Понятие, виды и факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростно-силовых способностей / О.А. Сафонова // Легкая атлетика: сб. науч. тр. / Нац. Гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; под ред. О.И. Александрова, А.А. Германовой.- СПб., 2010. – Режим доступа: локальная сеть библиотеки, ЭБ. – Загл. с титула экрана. – Электрон. копия печ. публикации.
33. Селуянов В.Н., Сарсания К.С., Заборова В.А. Футбол: проблемы физической и технической подготовки В.Н. Селуянов, К.С. Сарсания, В.А. Заборова – М.: ТВТ, Дивизион, 2012. – С. 94
34. Смирнов И.Ю. Силовые способности человека и их развитие: учебное пособие/ И.Ю. Смирнов; М-во образования и науки Российской Федерации, Костромской гос. технологический ун-т. –Кострома: Изд-во КГТУ, 2015. – 78 с.
35. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – Изд. 4-е, испр. И доп. – Москва: Советский спорт, 2012. – 618 с.
36. Соломка Т.Н. Физическая подготовленность и морфофункциональные резервы организма юных футболистов : монография / М-во физ. культуры, спорта, туризма и молодежной политики РФ, Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта, Науч.-исслед. ин-т деятельности в экстремальных условиях. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. – 145 с.
37. Спатаева М. Х. Особенности развития силовых качеств у футболистов [Текст]: учебное пособие / М. Х. Спатаева, Д. А. Негодаев, Ф. В. Салугин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Изд-во Омского гос. ун-та им. Ф. М. Достоевского, 2016. – 63 с.
38. Трубникова Е.В. Теория и методика спортивной тренировки: учебное пособие / Е.В. Трубникова ; М-во образования и науки Российской Федерации , НОУ ВПО « Таганрогский ин-т упр.и экономики» , Каф.физического воспитания. –Таганрог: НОУ ВПО ТИУиЭ, 2015. -110 с.
39. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 10-е изд. – Москва: Академия, 2012. – (Серия:Высшее профессиональное образование). – 480 с.
40. Яременко Н.Футбол - 2014. Все главные футбольные события России на предстоящий год. – Москва: Эксмо, 2013. – 208 c.