ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СУБЪЕКТОВ РФ 6
1.1 Понятие и признаки субъектов Российской Федерации 6
1.2 Принципы административно-территориального устройства 10
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТОВ РФ 17
2.1 Понятие и виды административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации 17
2.2 Особые виды административно-территориальных единиц 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Субъект Российской Федерации является территориально-административной единицей, обладающей своей Конституцией (уставом), органами законодательной и исполнительной власти, а также правом разрабатывать и утверждать нормативно-правовые акты в рамках имеющихся компетенций и территории. Субъект является частью Российской Федерации. Именно поэтому внесение изменений в его конституционный и правовой статус возможно согласно порядку, определенному федеральным конституционным законодательством.
Актуальность изучения данной темы обусловлена ее важностью для государственного управления, регионального развития и обеспечения стабильности в стране. Административно-территориальное устройство (АТУ) представляет собой систему территориальной организации, которая включает разделение территории на административные единицы, такие как области, края, республики, автономные округа, районы, города и другие. Эта система играет ключевую роль в обеспечении эффективного управления, распределения ресурсов и предоставления государственных услуг населению.
Четкое разделение территории на административные единицы позволяет оптимизировать процессы управления, что особенно важно для такой большой и многонациональной страны, как Россия. АТУ способствует учету местных особенностей, что необходимо для реализации социально-экономической политики и обеспечения сбалансированного развития регионов. Это особенно важно в условиях, когда разные субъекты Федерации имеют свои уникальные исторические, культурные и экономические характеристики.
Кроме того, административно-территориальное устройство тесно связано с организацией местного самоуправления. Оно определяет границы муниципальных образований, что напрямую влияет на качество жизни населения. Эффективное АТУ позволяет местным властям лучше учитывать потребности граждан и оперативно решать возникающие проблемы.
Объектом исследования является система правоотношений, возникающих в процессе взаимодействия субъектов с Федерацией, а также при осуществлении полномочий субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, а также материалы из периодических изданий, которые помогают сформировать полное представление об особенностях конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
Цель данной работы заключается в изучении особенностей и актуальных проблем конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации через его всесторонний анализ.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
- исследовать понятие категории «субъект Российской Федерации» в конституционно-правовом контексте;
- проанализировать основные признаки субъектов Российской Федерации;
- изучить типы субъектов Российской Федерации и особенности их конституционно-правового статуса;
- рассмотреть понятие и систему принципов организации государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во время написания работы, в качестве информационной базы были использованы различные современные учебные пособия, периодические издания по теме, а также публикации ведущих специалистов в области изучения административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, таких как: Авдеев Д.А., Арбузова С.А., Белова О. А., Гельдибаев М.Х., Горохов Б.А., Касаткина Н.А., Дондоков Ц.С., Забанова М.Ю., Зубарев С.М., Комбарова Е.В. Кошкаров В.С., Лапшинова К.В., Некрасов С.И., Пенькова Е. А., Петров Н.А., Топорнин Б. Н., Холодная Е.В.
Основу нормативной базы исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Устав Самарской области.
Методологическая основа данного исследования включает в себя общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам познания относятся синтез, анализ, сравнение, дедукция, индукция и диалектический метод. В число частнонаучных методов, использованных в работе, входят историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также метод правовой статистики.
Структура работы обусловлена обозначенными целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
В ходе выполнения курсовой работы были исследованы особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, а также рассмотрены принципы и признаки административно-территориального устройства субъектов РФ. На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Субъект Российской Федерации представляет собой государственно-территориальное образование, обладающее собственной Конституцией или уставом, органами государственной власти и правом принимать нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции. Конституционно-правовой статус субъекта РФ определяется совокупностью его прав и обязанностей, закреплённых в федеральном законодательстве, и может быть изменён только в установленном порядке. Важным аспектом является разграничение предметов ведения между федеральными органами власти и субъектами РФ, что обеспечивает баланс в управлении государством.
Административно-территориальное устройство субъектов РФ базируется на принципах, закреплённых в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. К ним относятся верховенство федерального права, единство системы публичной власти, разделение властей, самостоятельность органов власти субъектов, а также обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы способствуют эффективному взаимодействию между федеральными, региональными и местными органами власти, что является важным условием для устойчивого развития государства.
Особое внимание в работе уделено видам административно-территориальных единиц, таких как городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Каждый из этих видов имеет свои особенности, связанные с историческими, культурными и экономическими условиями конкретного региона. Кроме того, рассмотрены территории с особым правовым статусом, такие как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), наукограды и особые экономические зоны (ОЭЗ). Эти территории играют важную роль в реализации научно-технического и экономического потенциала страны.
Проведённое исследование позволило выявить актуальные проблемы, связанные с конституционно-правовым статусом субъектов РФ, среди которых можно выделить противоречия в законодательном приравнивании республик к государствам, а также необходимость дальнейшего совершенствования механизмов разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти.
В заключение можно отметить, что изучение конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации и их административно-территориального устройства имеет важное значение для понимания особенностей федеративного устройства России. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа и совершенствования правовых основ взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, что будет способствовать укреплению государственности и обеспечению устойчивого развития страны.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Дата обращения 24.12.2024 г
2. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (ред. от 21.12.2021) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» – URL: http://www.consultant.ru. Дата обращения 24.12.2024 г.
3. Федеральный закон РФ от 7 апреля 1999 г. №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // URL:http://www.nalog.consultant.ru. Дата обращения 24.12.2024 г.
4. Федеральный закон РФ от 14 июля 1992 г. №3297-1 «О закрытом административно - территориальном образовании». URL: http://www.nalog.consultant.ru. Дата обращения 24.12.2024 г.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" СПС «КонсультантПлюс» – URL: http://www.consultant.ru. Дата обращения 24.12.2024 г.
6. Федеральный закон РФ от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"// URL: http://www.nalog.consultant.ru. Дата обращения 24.12.2024 г.
II. Научная, учебная и иная литература
7. Авдеев Д.А. Принципы организации публичной власти в России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2021. №3. С. 116.
8. Арбузова С.А. Принципы функционирования государственно исполнительного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Вестник Самарского юридического института. 2019. №1. С.62
9. Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Форма государственного устройства: подходы к определению терминологии // Образование и право. 2018. №12. С. 57.
10. Горохов Б. Споры, связанные с определением территорий муниципальных образований // Вопросы местного самоуправления. 2004. N 1. С. 100.
11. Дондоков Ц.С., Кужиков Д.А. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. 2014. №7. С. 150.
12. Забанова М.Ю. Субъект Российской Федерации: анализ понятия // Современные научные исследования и инновации. 2020. №4(108). С. 24-25.
13. Зубарев С.М. О контроле в системе федеральных органов исполнительной власти // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. №6(58). С. 40.
14. Комбарова Е.В. Принцип единства системы публичной власти в конституционном механизме власти современной России // Стабильность и динамизм российской Конституции. 2021. №1. С. 118.
15. Комментарий к Федеральному закону Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : (постатейный) / А. А. Подсумкова, С. Е. Чаннов, 2008. С.23.
16. Лапшинова К.В. Наукограды как научно-технический и интеллектуальный потенциал России // Социальная политика и социология. – 2008. – № 2. – С. 61-68.
17. Некрасов С.И. Российская конституционная модель территориальной организации публичной власти: специфика, трансформации, проблемы оптимизации // Труды Института государства и права РАН. 2016. №5 (57). С. 30-51.
18. Новые социальные реалии в изменяющейся России / Белова О. А., Лапшинова К. В., Пенькова Е. А. Сборник статей аспирантов кафедры социальной антропологии РГСУ / Белова О. А., Лапшинова К. В., Пенькова Е. А. – Юбилейный, 2009.
19. Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства // Проблемы науки. 2019. №2 (38). С. 83-84.
20. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 2001.
21. Холодная Е.В. Гласность и открытость как условие законности деятельности органов государственной власти // Вестник СГЮА. 2015. №1 (102). С. 76.
III. Электронные ресурсы
22. https://online.muiv.ru – электронная библиотека МУ им. С.Ю. Витте.
23. http://elibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
24. http://www.dissercat.com Электронная библиотека диссертаций.
25. http://www.garant.ru/ – информационно-правовой портал ГАРАНТ.