Введение 3
1. Теоретические аспекты детско-родительских и семейных отношений в
психологической науке 6
1.1 Основные понятия детско-родительских и семейных отношений в психологической науке 6
1.2. Роль и основные функции семьи в развитии и воспитании ребенка 11
1.3. Классификации стилей родительского отношения в зарубежной
и отечественной психологии 13
1.4. Характеристика личностных особенностей родителей, влияющих на стиль
отношения к ребенку 20
2. Практическое исследование роли семьи в развитии и воспитании
ребенка 30
2. 1. Материалы и методики для практического исследования 30
2.2 Результаты диагностики личностных особенностей и стиля родительских
отношений 32
2.3 Анализ полученных результатов исследования 38
3. Разработка программы коррекции внутрисемейных отношений 45
3.1 Обоснование необходимости программы коррекции личностных
особенностей родителей, влияющих на стиль отношения к ребенку 45
3.2 Цели и задачи коррекционной программы 46
3.3 Основные этапы и структура программы коррекции 51
3.4 Принципы и методы, используемые в программе коррекции 53
3.5. Тематический план-конспект занятий по программе коррекции 55
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение А. «Диагностика отношения ребенка к семье» по методике А.О. Прохорова
Приложение Б. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок (ВРР) И. М, Марковской
Приложение В. Опросник С.А. Степанова «Стратегии семейного воспитания Приложение Г. Программа практических занятий с родителями и детьми по программе коррекции личностных особенностей родителей, влияющих на стиль отношения к ребенку
Приложение Д. Анкета участников программы коррекции личностных особенностей родителей, влияющих на стиль отношения к ребенку
Приложение Е. Проверка на антиплагиат
Детский возраст является определяющим в становлении личности человека, так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие.
Многие дети в периоды адаптации к детскому саду, школе либо любому другому детскому коллективу начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми, подчас агрессивными, либо проявляющими
гиперактивность во взаимоотношениях со сверстниками. И именно здесь на передний план выходит семья, точнее стиль родительского воспитания, способный оказать как позитивное так и деструктивное влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Положительное воздействие на его личность состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать неблагополучная семья [1,с. 55].
В свое время проблемой взаимоотношений между родителями и детьми занимались Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие, отводя важную роль личностным особенностям родителей в процессе воспитания ребенка в семье, прививая любовь и уважение к семейным традициям.
К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, ставили на первый план в исследовании вопросов семейного воспитания и взаимоотношений в семье влияющих на ребенка в рамках психолого-педагогического подхода характер родителей и использованный ими стиль семейного воспитания
Актуальность исследования связана с тем что личностные особенностей родителей влияют на стиль отношения к ребенку, его умственное, эмоциональное, физическое и психическое развитие,.
Вместе с тем, в отечественных и зарубежных научных
психологических исследованиях недостаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, в связи с этим, данная тема заслуживает пристального внимания и изучения.
Поэтому, целью исследования в выпускной квалификационной работе является изучение влияние личностных особенностей родителей на стиль отношения к ребёнку
Объектом исследования являются межличностные отношения родителей и ребенка.
Предметом исследования - личностные особенности родителей, влияющие на отношение к ребенку.
В качестве гипотезы исследования выдвинута мысль, что личностные особенности родителей оказывают влияние на стиль отношения к ребенку.
Основными задачами исследования в дипломной работе являются:
1. Изучение теоретических аспектов детско-родительских и семейных отношений в психологической науке.
2. Практическое исследование роли семьи в развитии и воспитании ребенка.
3. Разработка программы изменения личностных особенностей родителей, влияющих на стиль отношения к ребенку
Дипломная работа состоит из трех глав, 6 приложений содержит 7 рисунков, 10 таблиц, содержит 83 страницы. В ней использовано 22
источника периодической, научной литературы и материалы интернет - источников.
В настоящее время очевидным для всех является факт, что главным институтом воспитания личности ребенка является семья. Основными понятиями во взаимоотношениях ребенка и родителей, являются «родительская установка», «родительская позиция» и «родительское отношение». Все внутрисемейные отношения опираются на принятые в психологической науке стили семейного воспитания или личностного взаимодействия. Это может быть как гиперопека и опека, консервативный, либеральный и индифферентный стили; деструктивный и конструктивный, это принятие и любовь, излишняя требовательность, чрезмерная опека и явное отвержение.; сотрудничество, соперничество, псевдосотрудничество, изоляция и иные стили и т.д
В воспитании детей каждый родитель предпочитает различные стили, потому взаимоотношения между родителями и детьми могут носить разноплановый характер, в свою очередь родительское отношение к детям формируется на основе личностных особенностей родителей, их установок, мировоззрения, характера, что и рассмотрено на практическом примере . Экспериментальной базой исследования являлась МОУ СОШ № 2 г. Усть- Илимска Иркутской области. Исследование проходило в двух начальных классах школы. Репрезентативная выборка составила 40 детей и 40 родителей. В качестве экспериментальных методик использовались
• Методика А.О. Прохорова «Диагностика отношения ребенка к семье
• Опросник Марковской И.М. «Взаимодействие родитель-ребенок»
• Тест Степанова С.А. «Стратегия семейного воспитания»
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что младшие школьники в большинстве случаев воспринимают своих родителей как «находящихся близко, рядом, вместе, значимых людей. На втором месте родители имеющие активное взаимодействие с ребенком. Выявлено, что дети, в основном, не испытывают недостатка в общении с родителями, совместно играют, имеют ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.
Кроме того можно сделать вывод о рейтинге максимально возможно набранных баллов, характеризующих личностные черты родителей Максимально большая сумма баллов была набрана по таким шкалам взаимодействия между детьми и родителями, как Нетребовательность - требовательность, Сотрудничество - отсутствие сотрудничества, Удовлетворенность отношений - неудовлетворенность
Наиболее предпочтительны в группе исследуемых респондентов- родителей следующие стили родительского отношения: Авторитетный стиль поведения , Либеральный , Авторитарный стиль
Таким образом, по результатам трёх использованных методик диагностики можно сделать вывод о наличии прямой взаимосвязи между чертами личности родителя и стилем родительского отношения.
Основная цель программы коррекции детско-родительских отношений состоит в диагностике, коррекции и развитии личностных качеств детей и родителей повышения их педагогической компетентности в вопросах воспитания; помощи в развитии внутрисемейных отношений,
В программе участвуют родители и дети младшего школьного возраста. Программа предполагает занятия с родителями, а некоторые и совместно с детьми, в течении пяти месяцев с периодичностью 1 раз в неделю. Каждое занятие предлагается проводить в течении 1.5 - 2 часов. Общее количество занятий - 5. В состав группы предполагается включить от 10 до 20 человек.
Ожидаемые результаты после внедрения программы состоят в появлении интереса родителей к собственному стилю воспитания детей, повышении компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах воспитания, сохранении и преумножении семейных ценностей и традиций, улучшении взаимоотношений с детьми и развитии коммуникативных навыков и повышение самооценки у детей
1. Андреев Т.В. Психология семьи. Учебное пособие. 3-е изд.. Андреева Т.В. СПб,: Питер- 2014.- 336 с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов - Ростов-на-Дону, 1998 - 448 с.
3. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. - 1987. - № 2. - с. 60 - 72.
4. Бейкер К., Варга А.Я.Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. М.: Когито-Центр-2015. -496 с
5. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. - 1976. - N 6. - с. 45 -53.
6. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка. - Минск., 1974. - 144 с.
7. Брагина Т. В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. Е канд. псих. наук. - Новосибирск, 2000. - 159 с.
8. Буренкова Е. В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис... канд. псих. наук. - Пенза, 2000. - 237 с.
9. Варга В.Я. Введение в системную семейную психотерапию. 2-е изд.. М.: Когито-Центр-2014. - 182 с
10. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. канд. псих. наук. - М., 1986. - 206 с.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. - 134 с.
12. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. - М., 1983. - 265 с.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. - М., 1982. - 280 с.
14. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., 1998.
15. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. - Л., 1990. - 176 с....21