Особенности мотивации профессионального выбора в раннем юношеском возрасте
|
Введение 3
Глава I. Проблемы профессионального выбора в юношеском возрасте 6
1.1 Особенности раннего юношеского возраста 6
1.2 Жизненные планы и необходимость выбора профессии в юношеском
возрасте 18
1.3 Мотивация в структуре личности 23
1.4 Ведущие профессиональные мотивы 27
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей мотивации
профессионального выбора в раннем юношеском возрасте 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Результаты и интерпретация исследования 35
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 51
Глава I. Проблемы профессионального выбора в юношеском возрасте 6
1.1 Особенности раннего юношеского возраста 6
1.2 Жизненные планы и необходимость выбора профессии в юношеском
возрасте 18
1.3 Мотивация в структуре личности 23
1.4 Ведущие профессиональные мотивы 27
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей мотивации
профессионального выбора в раннем юношеском возрасте 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Результаты и интерпретация исследования 35
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 51
XXI век - век внедрения инновационных программ и нанотехнологий. Деловой, современный и профессиональный мир нуждается в мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, способных эффективно и успешно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, выбором и устройством своей профессиональной карьеры [14].
Профессиональная деятельность в жизни личности является основной в обеспечении его социальных амбиций, самоутверждения и самореализации.
Актуальность и постановка проблемы исследования определяются необходимостью теоретического и эмпирического изучения специфики мотивации выбора профессии в раннем юношеском возрасте.
Юношеский возраст выступает как период самоопределения человека в мире, формирования жизненных планов, проектирования саморазвития, выявления жизненных перспектив, формирования индивидуального социально-психологического пространства развития субъекта; именно здесь предпринимается выбор профессии, во многом определяющий в дальнейшем характер взаимоотношений Человек-Мир.
В зарубежной и отечественной психологии успешность профессионального самоопределения связывается, прежде всего, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. В профессиональном выборе находят отражение как смыслы, ценностные ориентации, обобщенные жизненные планы, так и мотивы, потребности и неосознаваемые побуждения субъекта.
Исследование мотивационной сферы личности имеет давнюю традицию в отечественной и зарубежной психологии. Этой проблемой занимались такие ученые как: (А.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Аткинсон, Б. Скиннер, К Левин, А. Маслоу, В. Франкл).
Традиционно в отечественной психологии профессиональное самоопределение понимается как осознание своих возможностей в успешном освоении выбираемой профессии и общественной значимости мотива профессионального выбора. Проблема профессионального самоопределения субъекта в рамках современной психологии рассматривается общей проблематики самоопределения человека, в качестве субъекта, творящего свое бытие в Мире. Профессиональная деятельность выступает пространством самореализации и самоактуализации личности, что придает особый смысл процессу выбора профессии в юношеском возрасте.
Актуальным в контексте современных теоретико - методологических, психологических схем представляется понимание самоопределения как способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственное бытие. Профессиональное самоопределение является самостоятельным и осознанным нахождением смыслов выбираемой профессии и всей жизнедеятельности в конкретной социально- экономической и культурно-исторической ситуации.
В настоящее время трактовка мотивации выбора профессии лежит в исследовании проблематики взаимосвязи процесса профессиогенеза субъекта с качественной сущностью отношений с миром и самим собой как активным субъектом бытия (Е.А. Климов, Л.Н. Коган, М.К. Мамардашвили, В.Э. Чудновский). Особое значение имеет изучение тенденций мотивации выбора профессии, условий и механизмов формирования адекватных мотиваций профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Такие программы связаны с глубоким научным изучением как самого содержания мотивации выбора профессии, так и барьеров адекватного профессионального самоопределения, продуцирующих мотивацию избегания, невротизацию и атрибуцию ответственности во вне.
Объект исследования - мотивы выбора профессии.
Предмет исследования: мотивации профессионального выбора в раннем юношеском возрасте.
Цель исследования: изучение мотивов выбора профессии в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что будут преобладать внешние мотивы выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с объектом и предметом, целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические научные источники отечественных и зарубежных исследователей по проблеме мотивации профессионального выбора старшеклассников;
2) исследовать мотивационную сферу в раннем юношеском возрасте;
3) подобрать психологические методы и методики,
диагностирующих мотивы профессионального выбора в раннем юношеском возрасте;
4) провести диагностику развития мотивов выбора профессии для старшеклассников.
Методы исследования: методы теоретико-методологического анализа научных работ по мотивации, методы эмпирического исследования: «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, анкета по «Жизненному и профессиональному самоопределению» П.С. Лернера, Н.Ф. Родичева, «Анкета мотивов выбора профессии» С.С. Груншпун, направленных на изучение мотивации выбора профессии, методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования: исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №2 пгт Каа-Хем им. Т.Б. Куулар.
Выборка исследования: 20 школьников 9 «г» класса.
Профессиональная деятельность в жизни личности является основной в обеспечении его социальных амбиций, самоутверждения и самореализации.
Актуальность и постановка проблемы исследования определяются необходимостью теоретического и эмпирического изучения специфики мотивации выбора профессии в раннем юношеском возрасте.
Юношеский возраст выступает как период самоопределения человека в мире, формирования жизненных планов, проектирования саморазвития, выявления жизненных перспектив, формирования индивидуального социально-психологического пространства развития субъекта; именно здесь предпринимается выбор профессии, во многом определяющий в дальнейшем характер взаимоотношений Человек-Мир.
В зарубежной и отечественной психологии успешность профессионального самоопределения связывается, прежде всего, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. В профессиональном выборе находят отражение как смыслы, ценностные ориентации, обобщенные жизненные планы, так и мотивы, потребности и неосознаваемые побуждения субъекта.
Исследование мотивационной сферы личности имеет давнюю традицию в отечественной и зарубежной психологии. Этой проблемой занимались такие ученые как: (А.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Аткинсон, Б. Скиннер, К Левин, А. Маслоу, В. Франкл).
Традиционно в отечественной психологии профессиональное самоопределение понимается как осознание своих возможностей в успешном освоении выбираемой профессии и общественной значимости мотива профессионального выбора. Проблема профессионального самоопределения субъекта в рамках современной психологии рассматривается общей проблематики самоопределения человека, в качестве субъекта, творящего свое бытие в Мире. Профессиональная деятельность выступает пространством самореализации и самоактуализации личности, что придает особый смысл процессу выбора профессии в юношеском возрасте.
Актуальным в контексте современных теоретико - методологических, психологических схем представляется понимание самоопределения как способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственное бытие. Профессиональное самоопределение является самостоятельным и осознанным нахождением смыслов выбираемой профессии и всей жизнедеятельности в конкретной социально- экономической и культурно-исторической ситуации.
В настоящее время трактовка мотивации выбора профессии лежит в исследовании проблематики взаимосвязи процесса профессиогенеза субъекта с качественной сущностью отношений с миром и самим собой как активным субъектом бытия (Е.А. Климов, Л.Н. Коган, М.К. Мамардашвили, В.Э. Чудновский). Особое значение имеет изучение тенденций мотивации выбора профессии, условий и механизмов формирования адекватных мотиваций профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Такие программы связаны с глубоким научным изучением как самого содержания мотивации выбора профессии, так и барьеров адекватного профессионального самоопределения, продуцирующих мотивацию избегания, невротизацию и атрибуцию ответственности во вне.
Объект исследования - мотивы выбора профессии.
Предмет исследования: мотивации профессионального выбора в раннем юношеском возрасте.
Цель исследования: изучение мотивов выбора профессии в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что будут преобладать внешние мотивы выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с объектом и предметом, целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические научные источники отечественных и зарубежных исследователей по проблеме мотивации профессионального выбора старшеклассников;
2) исследовать мотивационную сферу в раннем юношеском возрасте;
3) подобрать психологические методы и методики,
диагностирующих мотивы профессионального выбора в раннем юношеском возрасте;
4) провести диагностику развития мотивов выбора профессии для старшеклассников.
Методы исследования: методы теоретико-методологического анализа научных работ по мотивации, методы эмпирического исследования: «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, анкета по «Жизненному и профессиональному самоопределению» П.С. Лернера, Н.Ф. Родичева, «Анкета мотивов выбора профессии» С.С. Груншпун, направленных на изучение мотивации выбора профессии, методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования: исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №2 пгт Каа-Хем им. Т.Б. Куулар.
Выборка исследования: 20 школьников 9 «г» класса.
Система мотиваций личности при выборе профессии является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Изучение подобных проблем особое значение обретает в преждевременном юношеском возрасте, так как непосредственно с данным этапом онтогенеза сопряжен этот степень формирования ценностных ориентаций и мотиваций, какой обеспечивает их деятельность равно как особой системы, оказывающей характеризующее влияние в нацеленность личности, её интенсивную общественную позицию.
Профессиональный выбор тесно связан с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Отсутствие мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует ее психическому здоровью.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенны! образом делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.
Обучающиеся лучше предполагают себе равно как человек вообще, в таком случае имеется в совокупности нравственных, физиологических, интеллектуальных свойств, собственных заинтересованностей и предрасположенностей, однако в наименьший уровень обладают понятия о собственном профессиональном «Я». Имеются подобные индивидуальные качеств! и свойства, какие никак не включают в область осознания и самооценки, человек попросту никак не способен дать оценку себе согласно ряда параметров.
Доминирующая мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. В юношестве происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.
Профессиональные установки выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития.
Для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность «Я»- концепции субъекта профессионального
развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее;сформированном профессиональных интересов и единых трудящийся способностей; определенный навык практической деятельность. В базе отображения взрослых профессиональных направлений создаются ресурсы диагностики их персонально-своеобразных проявлений. Индивидуальные профессиональные проекты выпускника средние учебные заведения, его возможности и склонности зачастую никак не предусматриваются присутствие выборе профессии. У многих юношей и девушек подбор специальности базируется в имеющихся в мире стандартах, то что препятствует отыскать себе в обществе профессий и формирует психологические трудности. В ходе экспериментального исследования изменения социальных представлений мы получили следующие результаты:
Старшеклассники, отдают предпочтение категориям «человек- человек», «человек-знак» и «человек-техника».
• Учащиеся 9 «г» класса выбрали такие дисциплины в области знания, которые им больше нравятся: обществознание, история, иностранный язык, математика, биология.
Наивысшую степень отрицания получили области знания: физика, химия.
Факторы, наиболее важные для старшеклассников 9 «а» класса: возможность профессионального роста, достаточная престижность оплаты труда, достаточный уровень оплаты труда.
По результатам методики «Мотивов выбора профессии» выяснилось, что большинство старшеклассников привлекает стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений.
Полученные данные подтверждают гипотезу нашего исследования о том, что старшеклассники отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию. Таким образом, формирование у выпускников школы гибких планов, гибких путей достижения своих профессиональных намерений, конечно, не в ущерб их устойчивости - вот тот путь, по которому должны идти думающий педагог и родители. Именно вариативность профессиональных планов старшеклассник ов позволит им легче перенести возможные неудачи при реализации своих намерений, более объективно оценить свои возможности, пересмотреть свои планы в связи со сложившейся жизненной ситуацией, что, к сожалению, сейч ас не осознается в должной мере.
Профессиональный выбор тесно связан с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Отсутствие мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует ее психическому здоровью.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенны! образом делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.
Обучающиеся лучше предполагают себе равно как человек вообще, в таком случае имеется в совокупности нравственных, физиологических, интеллектуальных свойств, собственных заинтересованностей и предрасположенностей, однако в наименьший уровень обладают понятия о собственном профессиональном «Я». Имеются подобные индивидуальные качеств! и свойства, какие никак не включают в область осознания и самооценки, человек попросту никак не способен дать оценку себе согласно ряда параметров.
Доминирующая мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. В юношестве происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.
Профессиональные установки выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития.
Для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность «Я»- концепции субъекта профессионального
развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее;сформированном профессиональных интересов и единых трудящийся способностей; определенный навык практической деятельность. В базе отображения взрослых профессиональных направлений создаются ресурсы диагностики их персонально-своеобразных проявлений. Индивидуальные профессиональные проекты выпускника средние учебные заведения, его возможности и склонности зачастую никак не предусматриваются присутствие выборе профессии. У многих юношей и девушек подбор специальности базируется в имеющихся в мире стандартах, то что препятствует отыскать себе в обществе профессий и формирует психологические трудности. В ходе экспериментального исследования изменения социальных представлений мы получили следующие результаты:
Старшеклассники, отдают предпочтение категориям «человек- человек», «человек-знак» и «человек-техника».
• Учащиеся 9 «г» класса выбрали такие дисциплины в области знания, которые им больше нравятся: обществознание, история, иностранный язык, математика, биология.
Наивысшую степень отрицания получили области знания: физика, химия.
Факторы, наиболее важные для старшеклассников 9 «а» класса: возможность профессионального роста, достаточная престижность оплаты труда, достаточный уровень оплаты труда.
По результатам методики «Мотивов выбора профессии» выяснилось, что большинство старшеклассников привлекает стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений.
Полученные данные подтверждают гипотезу нашего исследования о том, что старшеклассники отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию. Таким образом, формирование у выпускников школы гибких планов, гибких путей достижения своих профессиональных намерений, конечно, не в ущерб их устойчивости - вот тот путь, по которому должны идти думающий педагог и родители. Именно вариативность профессиональных планов старшеклассник ов позволит им легче перенести возможные неудачи при реализации своих намерений, более объективно оценить свои возможности, пересмотреть свои планы в связи со сложившейся жизненной ситуацией, что, к сожалению, сейч ас не осознается в должной мере.
Подобные работы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Мотивы первичного профессионального выбора учащихся девятых классов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УРОВНЯ
ПРИТЯЗАНИЙ И МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ КАК РЕГУЛЯТОРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



