Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности мотивации профессионального выбора в раннем юношеском возрасте

Работа №16756

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
669
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Проблемы профессионального выбора в юношеском возрасте 6
1.1 Особенности раннего юношеского возраста 6
1.2 Жизненные планы и необходимость выбора профессии в юношеском
возрасте 18
1.3 Мотивация в структуре личности 23
1.4 Ведущие профессиональные мотивы 27
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей мотивации
профессионального выбора в раннем юношеском возрасте 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Результаты и интерпретация исследования 35
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение 51


XXI век - век внедрения инновационных программ и нанотехнологий. Деловой, современный и профессиональный мир нуждается в мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, способных эффективно и успешно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, выбором и устройством своей профессиональной карьеры [14].
Профессиональная деятельность в жизни личности является основной в обеспечении его социальных амбиций, самоутверждения и самореализации.
Актуальность и постановка проблемы исследования определяются необходимостью теоретического и эмпирического изучения специфики мотивации выбора профессии в раннем юношеском возрасте.
Юношеский возраст выступает как период самоопределения человека в мире, формирования жизненных планов, проектирования саморазвития, выявления жизненных перспектив, формирования индивидуального социально-психологического пространства развития субъекта; именно здесь предпринимается выбор профессии, во многом определяющий в дальнейшем характер взаимоотношений Человек-Мир.
В зарубежной и отечественной психологии успешность профессионального самоопределения связывается, прежде всего, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. В профессиональном выборе находят отражение как смыслы, ценностные ориентации, обобщенные жизненные планы, так и мотивы, потребности и неосознаваемые побуждения субъекта.
Исследование мотивационной сферы личности имеет давнюю традицию в отечественной и зарубежной психологии. Этой проблемой занимались такие ученые как: (А.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Аткинсон, Б. Скиннер, К Левин, А. Маслоу, В. Франкл).
Традиционно в отечественной психологии профессиональное самоопределение понимается как осознание своих возможностей в успешном освоении выбираемой профессии и общественной значимости мотива профессионального выбора. Проблема профессионального самоопределения субъекта в рамках современной психологии рассматривается общей проблематики самоопределения человека, в качестве субъекта, творящего свое бытие в Мире. Профессиональная деятельность выступает пространством самореализации и самоактуализации личности, что придает особый смысл процессу выбора профессии в юношеском возрасте.
Актуальным в контексте современных теоретико - методологических, психологических схем представляется понимание самоопределения как способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственное бытие. Профессиональное самоопределение является самостоятельным и осознанным нахождением смыслов выбираемой профессии и всей жизнедеятельности в конкретной социально- экономической и культурно-исторической ситуации.
В настоящее время трактовка мотивации выбора профессии лежит в исследовании проблематики взаимосвязи процесса профессиогенеза субъекта с качественной сущностью отношений с миром и самим собой как активным субъектом бытия (Е.А. Климов, Л.Н. Коган, М.К. Мамардашвили, В.Э. Чудновский). Особое значение имеет изучение тенденций мотивации выбора профессии, условий и механизмов формирования адекватных мотиваций профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Такие программы связаны с глубоким научным изучением как самого содержания мотивации выбора профессии, так и барьеров адекватного профессионального самоопределения, продуцирующих мотивацию избегания, невротизацию и атрибуцию ответственности во вне.
Объект исследования - мотивы выбора профессии.
Предмет исследования: мотивации профессионального выбора в раннем юношеском возрасте.
Цель исследования: изучение мотивов выбора профессии в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что будут преобладать внешние мотивы выбора профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с объектом и предметом, целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические научные источники отечественных и зарубежных исследователей по проблеме мотивации профессионального выбора старшеклассников;
2) исследовать мотивационную сферу в раннем юношеском возрасте;
3) подобрать психологические методы и методики,
диагностирующих мотивы профессионального выбора в раннем юношеском возрасте;
4) провести диагностику развития мотивов выбора профессии для старшеклассников.
Методы исследования: методы теоретико-методологического анализа научных работ по мотивации, методы эмпирического исследования: «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, анкета по «Жизненному и профессиональному самоопределению» П.С. Лернера, Н.Ф. Родичева, «Анкета мотивов выбора профессии» С.С. Груншпун, направленных на изучение мотивации выбора профессии, методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования: исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №2 пгт Каа-Хем им. Т.Б. Куулар.
Выборка исследования: 20 школьников 9 «г» класса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Система мотиваций личности при выборе профессии является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Изучение подобных проблем особое значение обретает в преждевременном юношеском возрасте, так как непосредственно с данным этапом онтогенеза сопряжен этот степень формирования ценностных ориентаций и мотиваций, какой обеспечивает их деятельность равно как особой системы, оказывающей характеризующее влияние в нацеленность личности, её интенсивную общественную позицию.
Профессиональный выбор тесно связан с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Отсутствие мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует ее психическому здоровью.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенны! образом делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.
Обучающиеся лучше предполагают себе равно как человек вообще, в таком случае имеется в совокупности нравственных, физиологических, интеллектуальных свойств, собственных заинтересованностей и предрасположенностей, однако в наименьший уровень обладают понятия о собственном профессиональном «Я». Имеются подобные индивидуальные качеств! и свойства, какие никак не включают в область осознания и самооценки, человек попросту никак не способен дать оценку себе согласно ряда параметров.
Доминирующая мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. В юношестве происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.
Профессиональные установки выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития.
Для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность «Я»- концепции субъекта профессионального
развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее;сформированном профессиональных интересов и единых трудящийся способностей; определенный навык практической деятельность. В базе отображения взрослых профессиональных направлений создаются ресурсы диагностики их персонально-своеобразных проявлений. Индивидуальные профессиональные проекты выпускника средние учебные заведения, его возможности и склонности зачастую никак не предусматриваются присутствие выборе профессии. У многих юношей и девушек подбор специальности базируется в имеющихся в мире стандартах, то что препятствует отыскать себе в обществе профессий и формирует психологические трудности. В ходе экспериментального исследования изменения социальных представлений мы получили следующие результаты:
Старшеклассники, отдают предпочтение категориям «человек- человек», «человек-знак» и «человек-техника».
• Учащиеся 9 «г» класса выбрали такие дисциплины в области знания, которые им больше нравятся: обществознание, история, иностранный язык, математика, биология.
Наивысшую степень отрицания получили области знания: физика, химия.
Факторы, наиболее важные для старшеклассников 9 «а» класса: возможность профессионального роста, достаточная престижность оплаты труда, достаточный уровень оплаты труда.
По результатам методики «Мотивов выбора профессии» выяснилось, что большинство старшеклассников привлекает стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений.
Полученные данные подтверждают гипотезу нашего исследования о том, что старшеклассники отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию. Таким образом, формирование у выпускников школы гибких планов, гибких путей достижения своих профессиональных намерений, конечно, не в ущерб их устойчивости - вот тот путь, по которому должны идти думающий педагог и родители. Именно вариативность профессиональных планов старшеклассник ов позволит им легче перенести возможные неудачи при реализации своих намерений, более объективно оценить свои возможности, пересмотреть свои планы в связи со сложившейся жизненной ситуацией, что, к сожалению, сейч ас не осознается в должной мере.



1. Абдуллаева М.М. Профессиональная идентичность личности :
психосемантический подход / М.М. Абдуллаева // Психологический журнал. - 2004. - Том 25. - № 5. - С. 86 - 95.
2. Арон И.С. Психология готовности к профессиональному самоопределению: подходы и результаты исследований: монография Арон И.С. ПГТУ, 2016 - 128 с.
3. Афанасьева Н.В. Психолого-педагогическая работа по профориентации учащихся 8-9 классов: Практическое пособие - М. -АРКТИ. - 2010.
4. Басаргин В.П. Преемственность общего и профессионального
образования в самоопределении учащихся / В.П. Басаргин // Тэхналагічная адукацыя. - 2002. - № 1. - С. 72 - 77.
5. Бордовская Н.В. Педагогика! / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер,2000. - 304 с.
6. В. Д. Симоненко. - Волгоград.- Учитель. - 2007. - С. 171.
7. Возрастная психология: учебное пособие / Чуреков! Т. М., Ахмерова Д. Ф., Моисеенко Ю. Кемеровский государственный университет, 2011.
8. Выпускник перед выбором пути: Социологически-нравственный облик / Е.М. Бабосов, С.А. Шавель, С.В. Кузьмин и др.; под ред. Е.М. Бабосова. Университет «Синергия», 2017 - С. 125 - 132.
9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 2006.
10. Детская психодиагностика и профориентация; сост. Гарбузов В. И., Фесенко Ю.А.: КАРО, 2013. - С. 363 - 371.
11. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И. Психология личности: Учебное пособие. - Москва: Русайнс, 2018.
12. Е.О. Смирнова. — Москва: КноРус, 2016. — 280 с. — Для бакалавров. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов /
Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - С. 110 - 113.
14. Зинина С. М. Учебное пособие по курсу «Психология». Психология профессионального обучения и воспитания. ННГАСУ, 2012. - 108 с.
15. Зубелевич Л.И. Аспекты трансформации профидентичности / Л.И. Зубелевич // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: сб. науч. ст.; под ред. А.М. Кухарчук, Л.Ф. Мирзаяновой. - Барановичи: БГВПК, 2004. - С. 49 - 54.
16. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.
17. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». Питер - 2002.
18. Каганов А.Б. Выбираю профессию: кн. для учащихся / Директ-Медиа, 2015. - С. 56 - 58.
19. Капина О. Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города: учебное пособие. Издательство: САФУ, 2014.
20. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007.
21. Коннычева Г.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов / Г.Г. Коннычева. - Саратов, 2001. - 143 с.
22. Кухарчук А.М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. - Минск: Соврем. слово, 2006. - С. 64.
23. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. -2001.
24. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение, как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57 - 66.
25. Немов С.Р. «Общие основы психологии». 2003.
26. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования.: учеб, пособие / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2001.
27. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. - Киев 2000.
28. Психологический словарь. Под ред Зинченко М., 2006.
29. Психология труда: Хрестоматия: учебно-методический комплекс / Манухина С. Ю. - Евразийский открытый институт, 2011. - 509 с.
30. Развитие психологии в системе комплексного человекознания, Ч. 1 Кольцова В. А., Журавлев А. Л. Издательство: Институт психологии РАН, 2012
31. Реапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие.- 4-е изд. - М. - Генезис, - 2010 - С.208.
32. Роу А. Психология профессий. 1956.Фельденкрайз М. Понимание при делании / Хрестоматия по телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В.Ю. Баскаков. М.: НПО "Психотехника", 1993. 1. Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / М.М. Абдуллаева // Психологический журнал. - 2004. - Том 25. - № 5. - С. 86 - 95.
33. Сахарова Т. Н. «Человек в мире неопределенности: методология
культурно-исторического познания», приуроченной к 120-летию Л.С. Выготского, в г. Москве. Т. 1 Московский педагогический
государственный университет; Под редакцией: Сахарова Т. Н Издательство: МПГУ, 2016.
34. Чурекова Т. М., Грязнова Г. А. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся Чурекова Т. М., Грязнова Г. А. - Кемеровский государственный университет, 2014.
35. Шаповалова В. С., Челышева И. В. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика: монография под ред. Шаповалова В.С. Изд-во Директ-Медиа, 2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ