Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ КАК РЕГУЛЯТОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №63600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
289
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения жизненного успеха как регулятора профессионального выбора старшеклассников 5
1.1. Анализ понятия «жизненный успех» в психолого-педагогических
исследованиях 5
1.2. Жизненный успех в профессиональном самоопределении личности... 12
1.3. Жизненный успех в профессиональном выборе старшеклассников 25
Выводы по первой главе 31
Глава II. Эмпирическое исследование представлений о жизненном успехе как регуляторе профессионального выбора старшеклассников 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение

Данная работа актуальна тем, что для многих людей, находящихся на стадии профессионального и жизненного самоопределения, важную роль играет образ жизненного успеха, который в настоящее время часто определяет выбор профессии. Образ жизненного успеха зачастую представляется в достижении каких-либо материальных благ, где профессия выступает в качестве одного из средств, одного из путей к привлекательному образу жизни, что в свою очередь нередко становится одним из важнейших критериев подбора профессии. В этом случае мало учитываются способности и задатки к определенному виду деятельности, что в дальнейшем может привести к неудовлетворенности и малым достижениям в профессиональной и личностной сферах. Поэтому, необходим осознанный профессиональный выбор со знанием данной профессии и реально- адекватное представление об образе успешного профессионального и жизненного самоопределения.
Цель - исследовать представление о жизненном успехе как регуляторе профессионального выбора старшеклассников.
Объект исследования -старшеклассники.
Предмет исследования - представление о жизненном успехе старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить представленность понятия «жизненный успех» в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Обобщить материал по формированию профессионального самоопределения у старшеклассников.
3. Провести эмпирическое исследование представленности о жизненном успехе и профессиональном выборе старшеклассников.
4. Обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: стремление достижения успехавлияет на конструирование жизненных планов, в том числе и напрофессиональный выбор старшеклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования определили концепция самоопределения Н.С. Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, типология профессий Е.А.Климова; подходы психологической сущности успеха Л.В. Бороздина, У. Джеймс, Т. Дембо, К. Левин и др.
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование); методы обработки данных (вычисление среднего значения, корреляционный анализ Пирсона).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы психологами при организации занятий и составлении программ, направленных на формирование профессионального самоопределения старшеклассников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Большинство исследователей рассматривают процесс профессионального самоопределения как существенную содержательную сторону развития личности в целом, важнейшей частью жизненного самоопределения.
На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В юности этот процесс является ведущей деятельностью, благодаря которой, происходит бурное развитие личности.
В психологической науке накопленный опыт, позволяющий оценить осложнения, возникающие в процессе профессионального самоопределения, осознанного выбора профессии.
Успешное профессиональное самоопределение играет существенную роль в формировании и развитии личности.
Разновидностью жизненного успеха выступает самоопределение личности.
Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием следующих методик: анкета «Жизненный успех» (А.Д. Галюк), диагностика мотивации достижения и избегания неудач с помощью опросника А. Мехрабиана, Опросник профессиональных предпочтений (Голланда), Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д.А. Леонтьев.
Эмпирическое исследование показало, что стремление достижения успеха влияет на конструирование жизненных планов, в том числе и на профессиональный выбор старшеклассников.
Профессиональный выбор старшеклассников обусловлен ориентацией на материальный достаток и престижность профессии.
Стремление к успеху обеспечивается за счет качеств, присущих социальному, артистическому и интеллектуальному типу, таких как, ориентированность на труд, активность, умение понять эмоциональное состояние другого человека; уверенность, независимость в принятии решений, гибкость и скорость мышления; аналитичность, рационализм. Также для достижения успеха необходимо иметь цель в жизни и контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь.
Цель исследования была достигнута. Гипотеза подтверждена.



1. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. - 2005. - Т. 2. - № 4. - С. 3-22.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 2001. - 299 с.
3. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно- нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. - М., 1995. Т. З.Вып.4.
4. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Психология. - М., 1997. -№4.-С.31-40.
5. Арестова О.Н., Глухарева А.В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером. // Вестник Моск. Ун-та.-сер. 14, психология. - 1996. -№1. - С. 12-22.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2007. -400 с.
7. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000.
8. ГалюкА.Д. Особенности представлений о жизненном успехе в современной России. - Екатеринбург, 2008. -125 с.
9. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3.-021-27.
10. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1986. - 142 с.
11. Головина Л.М. Изучение процесса целеобразования. // В кн. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1999.
12. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в истории западноевропейской философии (от античности до конца XIX века). - Челябинск: ЧИРПО, 2002.
13. Дембо Т. Гнев как динамическая проблема. / В кн. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001.
14. Елисеев О. И. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
15. Ефремова О.И. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб, пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. - 397 с.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.
17. Кайданов Д.П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы
социологии труда. -М., 1994. - 238 с.
18. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре
интегральной индивидуальности старшеклассников// Вопросы психологии.
— 2000. - № 4. -С.29- 37.
19. Климов Е. А. Психология профессионала. - М., 1996. - 400 с.
20. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. 3-е изд-е,
— М.: МГУ; «Академия», 2004.
21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.
— М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
22. Клочкова О.Ю. Модель успеха как фактор профессионального выбора. - М., 2003. - 128 с.
23. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблема формирования личности. Учеб.пособие для пед. институтов. - М., 1996. - 175 с.
24. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984.-215 с.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 2006. - 175 с.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М., 2001. - 464 с.
27. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. -М.: Смысл, 2001.
28. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000. - 368 с.
29. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 2006. -18 с.
30. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов В.А. Формирование мотивации учения. - М., 2000.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. -М., 2007. -640 с.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2008.
33. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ РАН. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
34. Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С. 27-34.
35. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. - 387 с.
36. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
37. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.
38. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. - С.-Петербург, 1991. - 152 с.
39. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тест. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1998. - 672 с.
40. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. - 640 с.
41. Родина О.Н. О понятии «успешность» трудовой деятельности. // Вестник Моск. Ун-та. — сер. 14, психология. - 1996. - №3. - С.60-67.
42. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 1984. - 176 с.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2008. - 720 с.
44. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / Науч. ред. А. А. Бодалев. - Л., 1994. - 246 с.
45. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с.
46. Собкин В.С., Писарский П.С. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х. Кросскультурное сопоставление (Москва- Амстердам) // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. - М., 1993. Т. 1. Вып. 2.
47. Сохань Л.В., Головаха Е.И. и др. Психология жизненного успеха. - Киев, 1998. - 186 с.
48. Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех. О философии поступка. - Л., 1995. -216 с.
49. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена. // Психологический журнал. - 1998. - №1. - С.37-46.
50. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
51. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001.
52. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. - М., 1994. - 320 с.
53. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. - 416 с.
54. Эриксон Э. Г. Детство и общество; пер. с англ.и науч. ред. А. А.
Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лет. сад, 2000. - 415 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ