Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивы первичного профессионального выбора учащихся девятых классов

Работа №104642

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Проблема мотивов первичного профессионального выбора учащихся в отечественной и зарубежной психологии 7
1.1 Теоретические аспекты мотивов первичного
профессионального выбора учащихся 9-х классов 7
1.2 Первичный профессиональный выбор учащихся и
профессиональное самоопределение 14
1.3 Условия формирования первичного профессионального выбора 19
Глава 2 Экспериментальное исследование мотивов первичного профессионального выбора у учащихся 9-х классов как условий профессионального самоопределения 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Выявление мотивов первичного профессионального
выбора у учащихся 9-х классов 33
2.3 Анализ полученных результатов 41
Заключение 49
Список используемой литературы 53
Приложение А Анкета «Ориентация учащихся 9-х классов в отношении продолжения обучения», предложенная Е.А. Климовой

Актуальность. Среди многообразия проблем современной психологии, вопросы изучения мотивации школьников к выбору будущей профессии, являются одними из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Рассматриваемая тема, на сегодняшний день, является достаточно актуальной, поскольку профессия и её выбор является одним из важных событий в жизни каждого человека.
Проблемы мотивации являются одними из наиболее часто исследуемых в психологии. Мотивационно-потребностные компоненты учебно-профессиональной деятельности рассматривались в многочисленных трудах отечественных авторов. В их числе наиболее значимыми являются работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева. В настоящее время вопросы по теме исследования, рассматривались в трудах Э.Э. Очировой, В.М. Кузьминой, С.Н. Костроминой и Е.А. Борисовой.
Важное прикладное значение имеют работы, в которых затрагиваются практические вопросы работы психолога по направлению профессионального выбора и профессионального самоопределения с учащимися, в частности отечественными учеными Е.Ф. Зеера, Е.А. Климова, О.Б. Ильиной, Г.В. Резапкиной. Наиболее яркими представителями зарубежной психологии, в рамках исследований которых, так или иначе, затронуты проблемы мотивации профессионального выбора являются Холланд, Ф. Паркинсон, Э. Шпрангер, Э. Эриксон, Д. Сьюпер, Э. Гинцберг.
Научные исследования, которые были нами проанализированы, позволили выявить некоторые противоречия: отсутствует ясность понимания ситуации первичного профессионального выбора учащимися 9 классов; недостаточность изучения мотивов первичного профессионального выбора; отождествление мотивов выбора профессии выпускников 11-х классов и выпускников 9-х классов, что является некорректным переносом и противоречит истинному состоянию этой проблемы в реалии профессионального выбора.
Для разрешения этих противоречий в теории и практике профориентации мы сформулировали проблему исследования: изучение мотивов первичного профессионального выбора учащимися 9-х классов позволит выявить многие «скрытые» причины, которые лежат в основе выбора среднего специального учреждения, где собирается обучаться учащийся.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить мотивы первичного профессионального выбора учащимися 9-ых классов.
Объект исследования - профессиональный выбор учащихся 9-ых классов.
Предмет исследования - мотивы первичного профессионального выбора учащихся 9-ых классов.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что своевременное изучение мотивов первичного профессионального выбора учащихся 9-х классов, позволит выявить различия в профессиональном выборе ими предпочитаемых профессий и выбор образовательного учреждения для дальнейшего обучения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты мотивов первичного
профессионального выбора учащихся 9 классов;
- выявить условия формирования первичного профессионального выбора;
- с помощью адекватных методик выявить мотивы первичного профессионального выбора у учащихся 9-х классов;
- проанализировать полученные результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Э.Ф. Зеер], К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн); методологические основы профессиональной ориентации (П.Р. Атутов, А.Д. Сазонов, и др.); системный подход, позволяющий рассматривать все компоненты профессионального самоопределения во взаимосвязи (М.С. Каган, Г.П. Щедровицкий и др.).
Методы и методики исследования: теоретические методы анализа научного текста; метод наблюдения; метод анкет; психодиагностические методы и методики; методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база исследования - МБУ «Школа № 88» г. Тольятти.
Новизна исследования заключается в изучении и расширении причин и мотивов первичного профессионального выбора учащихся 9-классов, связанных не только с профориентационой работой школы, но и другими факторами, как плохая успеваемость, отбор учащихся в 10 классы и др.
Теоретическая значимость исследования отражает анализ научных подходов к закономерностям психического развития в начале раннего юношеского возраста, где приходится делать первичный профессиональный выбор, его цели и мотивы, как осознаваемые, так и неосознаваемые. особенности не только с точки зрения нормы, но и с позиций возможных ограничений и неблагоприятных тенденций развития.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты диагностики мотивов первичного профессионального выбора учащихся 9-х классов, представленные во второй главе данного исследования, могут быть использованы педагогами и психологами при работе с учащимися на тему повышения мотивов учебной деятельности и успеваемости, что может существенно повлиять на их первичный выбор.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы основного текста, заключение, список используемой литературы (52), приложения (1).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выбор профессии является важным этапом в жизни молодых выпускников школ. Как ответственное решение, оно должно быть принято, взвешено, определено набором обстоятельств.
Выбор человека, какой бы ни была цель его устремлений, обусловлен сознательным удовлетворением некоторых потребностей. То же самое относится и к выбору профессии, который в идеале делается с учетом ориентации человека и сформировавшегося самоопределения. Вместе они составляют интегративное образование, или мотив. Именно мотив, соединяющий ситуацию выбора и опыта человека, находит свое отражение в его системе ценностных ориентаций, установок и интересов.
Следует отметить, что чем более выражена личностная ориентация (через интересы на любую деятельность), тем более осознанным является профессиональное самоопределение, тем более устойчивым будет мотив выбора профессии. В силу возрастной специфики, которая заключается в нестабильности намерений и желаний, возрастает необходимость поддержки профессионального самоопределения, формирования осознанных мотивов при выборе профессии.
Основной целью профориентационной работы с учащимися средней школы является активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору сферы профессиональной деятельности, которая наилучшим образом соответствует личностным характеристикам и объективной ситуации на рынке труда. Работа профориентационной работы со школьниками предполагает решение следующих задач: информационное, диагностическое, психологическое сопровождение и принятие конкретных решений для учащихся.
Основными направлениями профориентации в школе являются:
- профессиональная информация - ознакомление обучающихся с современными видами производства, состояние рынка труда, потребность в квалифицированных кадрах, содержание и перспективы развития рынка профессий, формы и условия их освоения, возможности профессионального роста в процессе деятельности;
- профессиональная консультация - помощь обучающемуся в его профессиональном самоопределении;
- профессиональный подбор - предоставление рекомендаций по возможным направлениям профессиональной деятельности, более соответствующим их психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям.
Учащиеся нуждаются в социальных компетенциях в качестве основы для первоначального выбора карьеры. К ним относятся: ориентация в текущей ситуации общества и рынка труда, самоорганизация и самопознание, способность соотносить свои фактические способности с требованиями социальной и профессиональной среды, а также способность к самопредставлению. Это требует дальнейшей социологизации профессиональной и консультационной работы со школьниками и, следовательно, расширения компетенций профессионального консультанта за счет актуальных социологических и экономических знаний
С целью выявления мотивов первичного профессионального выбора у учащихся 9-х классов как условий профессионального самоопределения было проведено опытно-экспериментальное исследование.
В исследовании приняли участие 30 школьников 9 класса. Средний возраст участников составил 15-16 лет.
В ходе первичной диагностики нами было выявлено, что готовность детей покинуть школу после 9 класса может быть вызвана более низкими оценками по предметам по сравнению со сверстниками. Также было выявлено, что почти все ученики 9-го класса, принявших участие в нашем эмпирическом исследовании, планируют продолжить учёбу в школе, то есть хотят перейти дальше в 10 класс. Таких респондентов 25 человек, что составляет 84% от общего числа респондентов. 5 девятиклассников (16%) отметили, что они собираются уйти со школы после 9 класса.
У учащихся 9 классов преобладают внешние положительные мотивы выбора профессии (47,8% учеников). Внешние положительные мотивы выбора профессии предполагают важность для школьников таких факторов при выборе будущей профессии как высокая заработная плата. На втором месте у учащихся 9 классов присутствуют внешние отрицательные мотивы выбора будущей профессии (26,8%) (престижность профессии, мнение родителей).
Значимыми для учащихся значимыми являются служение (95%) (стремление быть оцененными по достоинству), стабильность места работы (95%), предпринимательство (предприимчивость) (90%).
По результатам анкетирования по методике С.С. Груншпуна «Мотивы выбора профессии», преобладающим является мотив выбора престижной профессии (47,8%). На втором месте стоит материальное благополучие (34,7%).
У учащихся 9 класса, преобладающим типом характера является оригинальный тип (7 учеников). Представители этого типа отличаются нестандартным мышлением, интуицией и обладают хорошей работоспособностью. Вторым по степени распространенности типом акцентуации у учащихся 9 класса является эмотивный тип (5 учеников). Представители этого типа отличаются отзывчивостью, способностью к переживанию.
В конце учебного года (апрель 2021 года), нами была проведена повторная диагностика учеников 9-го класса. Диагностика проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эмпирического исследования.
По результатам повторной диагностики, можно отметить, что значимыми для учащихся стала профессиональная компетентность (94%) (наличием способностей и талантов в определенной области). Стабильность места работы и предпринимательство (предприимчивость) (98%) остались на лидирующих позициях.
По результатам повторного анкетирования по методике С.С. Груншпуна «Мотивы выбора профессии», преобладающим остался мотив выбора престижной профессии (52%). Третье место занял мотив - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям (21%). Материальное благополучие - на втором месте (27%).
Данные о характере учащихся после эксперимента не изменились, кроме того, что эмотивный тип увеличился на одного учащегося, импульсивный тип уменьшился.
Подводя итог, хотим отметить, что к концу учебного года у учеников 9-го класса произошло повышение уровней готовности к профессиональному самоопределению у группы испытуемых, сформировали положительную динамику к выбору профессии.



1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 2012. 335 с.
2. Агеева И. Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок. 2017. № 7. С. 3-8.
3. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М. : Норма, 2012. 252 с.
4. Адыширин-Заде К. А. Профессионально ориентированный
подход к самоопределению будущих врачей // Вектор науки ТГУ. 2017. № 1(1). С. 7-9.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно - историческое понимание развития человека. М. : Смысл, 2007. 528 с.
6. Багина В. А. Личностное самоопределение старшеклассников в условиях учебной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 2007. № 2. С. 20 - 25.
7. Бадашкеев М. В. Личностное самоопределение сельских школьников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, М., 2016. № 4. С. 184 - 193.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: МОДЭК, 2011. 352 с.
9. Веселкова Е. А. Готовность к профессиональному самоопределению // ИнтерэкспоГеоСибирь, 2016. Т. 6. № 1. С. 256 - 259.
10. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие. М. : Академический проект, 2017. 240 с.
11. Вотчин И. С. Психология личности: учебно-методическое пособие. Новосибирск : Изд - во НГПУ, 2003. 422 с.
12. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл; Эксмо, 2016. 1135 с.
13. Гайнутдинова Л. Р. Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений // В сборнике: Современная психология материалы IV Международной научной конференции, М., 2016. С. 45- 47.
14. Галаганова Е. В. Формирование профессионального выбора подростками средствами психолого-педагогической ситуации в образовательном процессе школы: диссертация / Е. В. Галанова. Воронеж, 2011. 254 с.
15. Груздова Е. В., Абдалина Л. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка // Социально-экономические явления и процессы. М. : 2018. № 4 (020). С. 163-166.
16. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. М. : Просвещение, 2007. 95 с.
17. Гуртовая А. И. Факторы и мотивы выбора профессии
школьниками в современных условиях / А. И. Гуртовая, А. К. Костяхина // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация.
2013. № 1. С. 196-198.
18. Данченко С. А. Профессиональное самоопределение подростков: учебное пособие. Владивосток, МГУ, 2012. 65 с.
19. Даутова О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. СПб. : КАРО, 2006. 352 с.
20. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.- метод. Пособие. Часть 2. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. 142 с.
21. Долгова В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография / В.И. Долгова. М. : КДУ. 2014. 228 с.
22. Зверева Т. В., Носкова О. Г. Психологическое наследие К.К. Платонова / Т.В. Зверева, О.Г. Носкова. М. : Изд-во: Институт психологии РАН, 2016. 214 с.
23. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для обучающихся вузов. 4-е изд., перераб., доп. М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2016. 336 с.
24. Кабардова Л. Н. Опросник профессиональной готовности // Основы профориентологии: Учеб. пособие для обучающихся высших учебных заведений / С. И. Вершинин, М .С. Савина, Л. Ш. Махмудов, М. В. Борисова. М. : Изд-во: Издательский центр «Академия», 2019. 176 с.
25. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Изд-во: Akademia, 2019. 304 с.
26. Майерс Д. Социальная психология. СПб. : Питер, 2017. 800 с.
27. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2019. 400 с.
28. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М. : Нестор История, 2014. 212 с.
29. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития. М. : Изд-во: Издательский центр «Академия», 2015. 656 с.
30. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. М. : Сфера, 2016. 118 с.
31. Панина Т. С. Совершенствование профориентационной работы в
организациях профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29-1. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovershenstvovanieproforientatsionnoy-raboty-v- organizatsiyah-professionalnogo-obrazovaniya
32. Петрова Ю. И. Понятие профессионального выбора в
современных психологических исследованиях // Молодой ученый. 2016. №
22 (126). С. 224-227.
33. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н. В. Афанасьевой. - СПб. : Речь, 2017. 365 с.
34. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. М., 2018. 204 с.
35. Пряжников Н. С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. М. : Академия, 2014. 180 с.
36. Резапкина Г. В. Акцентуация и выбор профессии // Методический
кабинет профориентации // URL:
http://metodkabi.net.ru/index.php?id=akcentuacia
37. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. М. : Генезис, 2017. 230 с.
38. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб. : Питер, 2016. 190 с.
39. Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников». М. : Издательство «Молодой учёный», 2015. 170 с.
40. Хакимова Н. Р. Модель оценки психологической готовности к
смене профессии // СПЖ. 2012. №27. URL:
http://cyberlenmka.ru/article/n/model-otsenki-psihologicheskoy-gotovnosti-ksmene-professii
41. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо- Запад, 2016. 175 с.
42. Шляпникова О. А. Профессиональное развитие личности: учебное пособие. Ярославль : ЯрГУ, 2018. 132 с.
43. Шикина Е. А. Особенности профессиональной ориентации
выпускников школ: проблемы и решения // СЭПТП. 2012. №6. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-orientatsiivypusknikov-shkol-problemy-i-resheniya
44. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. М. : Сфера, 2016. 119 с.
45. Эриксон Э. Г. Идентичность. Юность и кризис. М. 6 Изд-во: Флинта, 2006. 352 с.
46. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2014. 349 с.
47. Raven J. Competence in modern society: identification, development and realization. 396 с.
48. Rogers, K. Humanistic Psychology. Theory and practice. - MODEK, NAU VPO MPSU, 2013. 208 С.
49. Savickas, M. L. (2002). Career construction: A developmental theory of vocational behavior. In D. Brown & Associate (Eds.), Career choice and development (4th ed., pp. 149-205). San Francisco, CA: Jossey-Bass.
50. Berlanga, A. Curso de Education Vial para deficientes mentales / A.Berlanga, J. A. Garcia Barrachina: Course of Road-safety Education for mentally
51. Blasco, R. D. Polirreactimetro y Bateria de Aptitudes Psicomotrices para la Exploration Psicotecnica de Conductores [Text] / R. D. Blasco, R. Casas: Polyreactimeter and Psychomotor Aptitudes Batery for Psychotechnical driver assessment // Tesis de Licenciatura. Faculty of Psicologia. Univ. de Barcelona. Unpublished, 1985. - P. 446-463.
52. Business Dictionary [electronic resource] : Definition of personnel
management / BusinessDictionary. - Access mode :
http://www.businessdictionary.com/definition/personnel-management.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ