Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста

Работа №16725

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ИГРУШКИ 1
1.1. Понятие и сущность восприятия 7
1.2. Особенности восприятия старших дошкольников 15
1.3. Игрушка в развитии восприятия детей старшего дошкольного возраста 21
Глава II . ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРУШКИ 24
3.1 Констатирующий этап 22
3.2 Формирующий этап 3 3
3.3 Контрольный этап 33
Заключение 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложения 51


Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и физического и психического и нравственного развития.
В старшем дошкольном периоде под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, в том числе и восприятия. Ребенок овладевает восприятие формы, цвета, картинки, пространства, сказки, человека.
Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие - это совокупность ощущений [33, с. 59].
«Воспринимать кресло - это значит видеть предмет, в который можно сесть», - писал французский психолог Пиаже , - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - значит видеть не образ который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти». Попытки рассмотреть и обосновать данную проблему можно увидеть уже в работах древнегреческих ученых Эпикура, Демокрита, Аристотеля, Евклида и др.
Изучению особенностей восприятия посвящено немало работ в психологии. Фундаментальными трудами являются труды Дж. Брунера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, Э.М. Богуславской, Л.А. Венгера, л.С. Выготского, П.Я. Галбперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.
Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается не только познавательная сфера, но и речевая. Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить правильно предложения. Нарушенное речевое развитие
оказывает влияние на познавательное развитие, в том числе на развитие восприятия, о чем в своих исследованиях указывали Л.И. Белякова, А.П. Воронова, Ю.Ф. Гаргуша, О.Н.Усанова.
Игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания. Мышление совсем маленького ребенка психологи называют наглядно - действенным (у взрослых, вспомним, мышление в основном понятийное). То есть, манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление. В дальнейшем, приблизительно после полутора лет, начинает преобладать наглядно¬образное мышление. В этот период ребенку нужно погрузиться в мир образов, в самых разных формах - книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры и т.д. Их тоже должны предоставить ребенку заинтересованные в его развитии люди. Сам ребенок еще слишком мал, чтобы внятно заявить о своих потребностях [2, С. 8].
В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений с детьми. Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, то есть вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.
Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания..
Среди игрушек основное место занимают стилизованные под человека животные: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить за ручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.
Такая аналогия позволяет взрослому, во - первых, организовать игры и инициирование с игрушками - животными как с "живыми" объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во-вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в-третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в-четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании использования игрушки как средства развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: игрушка как средство развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: можно предположить, что система занятий с использованием игрушки даст положительный результат для развития восприятия у старших дошкольников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести экспериментальное исследование по развитию восприятия детей старшего дошкольною возраста с
использованием игрушки.
Методики исследования: методика «Незаконченных изображений», методика «Посмотри и узнай» и методика «Левая, правая сторона».
Методологическая основа исследования. В работе использовались научные труды следующих авторов: О.В. Боровик, С.Д. Забрамной, Е.А. Коссаковской, Н. К. Крупской, Д. В. Менджерицкой и т.д.
Практическая значимость исследования: использование результатов в теоретической работе в условиях детского сада.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; количественный и качественный анализ исследования.
Опытно - экспериментальная база исследования: МБДОУ «Хунчугеш» Чаа-Хольского района с.Ак-Дуруг, старшая группа.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования мы установили, что игрушка влияет на развитие восприятия детей старшего дошкольного возраста. Поэтому гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Именно в процессе восприятия складывается богатство образов окружающей действительности, ребенок учиться видеть разные свойства и признаки предметов, устанавливать связи между ними. Правильное представление о действительности обеспечивает ребенку накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, уверенность ребенка в себе, ускоренное физическое и психическое развитие.
При рассмотрении психолого-педагогической и методической литературы было выявлена насколько велико значение игрушки в воспитании детей. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.
В опытно-экспериментальной части выпускной квалификационной работы были определены методики и специальные упражнение с использованием игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Для ребенка неважно количество игрушек. Важно, чтобы игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Должны учитываться многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей.
Итак, исследование уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста показало существенные изменения в уровнях восприятии также общего развития дошкольников по всем использованным методикам. А это значит, что в целом у детей высокий уровень восприятия посредством игрушки. Можно сделать вывод, что благодаря системе упражнений с игрушкой у детей развивается восприятие.



1. Абраменкова, В. Осторожно: антиигрушка! / В. Абраменкова // Дошкольное воспитание. -2005.-№4.
2. Алексютина, Н. Современная игрушка: колобок против киборга / Н. Алексютина, М. Бондарев // Учительская газета. - 2000. - № 16/17 (25 апр.). - С. 8-9.
3. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев. - М., -2004. - С.313 .
4. Аркин Е. А. Из истории игрушки / Е.А. Аркин // Дошкольное воспитание. -2005. -№ 3.-С.8-15.
5. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] /О.Артамонова// Дошкольное воспитание. - 1995. - №4.
6. Батурина, Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание. -2004. -№ 9. - С.82 -85.
7. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - С.306.
8. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада /А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2005. - С.218.
9. Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей - М.: Владос, -2003 (переиздана в 2008).
10. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО--ПРЕСС, 2003. - 144 с. (С.34-36)
11. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Сост. С.В. Велиева. - СПб: Речь. -2007.
12. Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез,- 2006.
13. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном возрасте: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез.- 2006.
14. Волков, Б.С. Дошкольная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический Проспект.-2007. - С288.
15. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я.Воронова. - М.: Просвещение, 2001.- С.356.
16. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. - М.: Просвещение, 1981.- С.56.
17. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
18. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно¬игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) [Текст]/Н.Т. Гринявичене. - М.: Педагогика.- 2006. - С.311.
19. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И.Жуковская. - М.: Просвещение, 1984.- С. 89.
20. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: материал для самостоятельной работы студентов. - М.: В.Секачев,2001.- С.80.
21. Игра дошкольника /под редакцией С. Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989. - С.446.
22. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Конаковской Е. А. - М.: Литера, 2009. - С.357.
23. Игрушки и пособия для детского сада / Под ред.В.М. Изгаршевой. - М.: Просвещение, 1987.-С. 45.
24. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно¬пространственной государственным образовательным дошкольного образования: Метод.рекомендации для пед.работников дош.обр.орг.и род. детей дош.возр./О.А.Карабанова.-М.-2014. С.10-25,
25. Киселев, Н. О введении психолого-педагогической экспертизы и критериев оценки детских игр и игрушек// Дошкольное воспитание. - 1999,- № 8.
26. Комментарии к ФГОС дошкольного образования //Вестник образования,- 2014г. -№ 7,
27. Коняев, Н. Игрушки русских императоров / Н. Коняев. - М.: Подъем,2002. -№ 4. -С.169.
28. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) А.Н.Леонтьев// Вопросы психологии. - 2006. - №1.
29. Линькова, Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. - М.: Литера, 2008. - С.612.
30. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова, Балашов: Николаев,- 2005. — С. 76.
31. Локшин, А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание,- 1976, - № 3.
32. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре /Д.В.Менджерицка Б. /Под ред. Т.А. Марковой - М.: Просвещение, 1982. - С.348.
33. Менджерицкая, Д. В. Флёрина об игре и игрушке / Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание,- 2001, -№ 3. - С.126.
34. Мухина, В.С. Игрушка как средство психологического развития ребенка //Вопросы психологии.-1988. -№2.
35. Новоселова, С. Л и др. Педагогические требования к игрушке // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 2009.
36. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова, - М.: Юрайт, 2013. - С.460.
37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
38. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 2004.-С.301.
39. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2012.
40. Савка, Л. Дети и взрослые в мире современных игрушек // Дошкольное воспитание. -2000. -№3.
41. Смирнова, Е. Игрушки: как оценить их качество // Дошкольное воспитание. -2005. -№4.
42. Татаринцева, А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
43. Урунтаева, Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд. М.: Академия, 2006. - С.81-85.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Вестник образования.- 2013.- № 24.
45. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - С.200.
46. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. -С. 567.
47. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова:. - М.: Феникс, 2011. - С.384.
48. Шорыгина, Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ