ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Понятие здоровья 5
1.2. Физическое развитие детей и подростков 7
1.3. Исследования функционального состояния и физического здоровья детей 10
1.4. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы 15
1.4.1. Возрастные особенности артериального давления 21
1.4.2. Возрастные изменения пульса 25
1.4.3. Адаптация и роль сердечно-сосудистой системы при адаптационных
процессах в организме 27
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЕ 29
II.1. Определения уровня физического развития (антропометрия) 29
11.2. Мониторинг функционального состояния организма 29
11.3. Мето дика измерения параметров сердечно- сосудистой системы 33
II.3.1. Методика измерение артериального давления 33
11.4. Методика определение адаптационного потенциала системы
кровообращения 34
ГЛАВА Ш. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
III.1. Оценка уровня физического развития 37
III.2. Оценка параметров сердечно-сосудистой системы 40
ВЫВОДЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
В настоящее время на всех этапах развития современной школы существует неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, и инициатива сохранения позитивного здоровья школьников принадлежит системе образования.
Школа - идеальное место для реализации междисциплинарных комплексных оздоровительных программ. Но для превращения обычной массовой школы в школу содействия недостаточно простого набора отдельных профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий. К этому побуждают целый комплекс проблем, ставший труднопреодолеваемым барьером: это возросший объем информации, межпредметная восприимчивость, несоответствие средств познавательной деятельности учащихся.
Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы в учебно- воспитательном процессе:
- нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная двигательная активность;
- нарушение организации питания;
- отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;
- неблагоприятный психологический климат в школе и в семье.
Все это, бесспорно оказывает влияние на состояние здоровья и развитие школьников.
Поэтому целью данной работы является изучение состояния здоровья и физического развития школьников 5-11 классов Бояровской средней школы.
Объектом исследования являются учащиеся 5-11 классов.
Предметом исследования является состояние здоровья и физическое развитие школьников средних и старших классов.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
•Оценить физическое развитие детей в исследуемой школе, провести сравнительную характеристику полученных данных;
•провести комплексную оценку здоровья детей среднего и старшего школьного возраста;
• разработать рекомендации направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в исследуемой школе.
Оценка состояния здоровья и развития основывается на результатах пяти морфологических и функциональных показателях.
Научно-практическая значимость работы определяется результатами исследования, позволившими предоставить в школу сведения о состоянии здоровья детей, которые войдут в основу разработки рекомендаций организационного и медико-социального характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей Бояровской средней школы.
Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки каждого показателя, так как это давало возможность определения «слабых мест» организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать рациональный индивидуально-дозированный оздоровительно¬тренировочный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного режима и других отрицательно воздействующих факторов среды.