ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КЛУБА МОЛОДОЙ СЕМЬИ)
|
Введение 5
1 Теоретические основы работы педагога-психолога с семьями ,
находящимися в ТЖС (на примере Клуба молодой семьи)
1.1 Психологические особенности семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации (на примере Клуба молодой семьи)
1.2 Специфика работы Клуба молодой семьи и взаимодействие с
другими организациями
1.3 Возможности психологического сопровождения семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи)
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи)
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов 22
первичного исследования
2.2 Программа психологического сопровождения семей, находящихся 27
в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи)
2.3 Анализ результатов повторного исследования 36
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение А Социальный портрет семьи Д 50
Приложение Б Оценка уровня общительности педагога (В. Ф.Ряховский)
Приложение В Анкета для родителей 56
Приложение Г Соглашение о сотрудничестве между МБУ «Молодежный
Центр» Енисейского района и резидентом клуба молодой семьи «Тёплая Сибирь» 57
1 Теоретические основы работы педагога-психолога с семьями ,
находящимися в ТЖС (на примере Клуба молодой семьи)
1.1 Психологические особенности семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации (на примере Клуба молодой семьи)
1.2 Специфика работы Клуба молодой семьи и взаимодействие с
другими организациями
1.3 Возможности психологического сопровождения семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи)
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи)
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов 22
первичного исследования
2.2 Программа психологического сопровождения семей, находящихся 27
в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи)
2.3 Анализ результатов повторного исследования 36
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение А Социальный портрет семьи Д 50
Приложение Б Оценка уровня общительности педагога (В. Ф.Ряховский)
Приложение В Анкета для родителей 56
Приложение Г Соглашение о сотрудничестве между МБУ «Молодежный
Центр» Енисейского района и резидентом клуба молодой семьи «Тёплая Сибирь» 57
Современное общество трудно представить без главной составляющей - семья. Для одних семья - это важнейшая составляющая, традиции, быт и уклад, любовь и понимание, для других, к сожалению, это только лишь слово. В современном мире, к сожалению, социально-экономическое положение населения падает, нравственные и семейные ценности утрачиваются, а материальный уровень жизни снизился. Из-за этих аспектов психологический микросоциум семьи меняется не в лучшую сторону, воспитательная функция слабеет или исчезает вовсе, отношения между родителями и детьми ослабевают, теряются, тем самым в некоторых семьях появляются проблемы, с которыми они, к сожалению, не могут сами справиться и поэтому становиться необходима помощь специализированых учреждений.
В первую очередь это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые существовали во все времена. Благополучие ребенка полностью зависит от воспитания в семье, где семья является комфортной средой существования, но, если происходят изменения в семейно-брачных отношениях, например, такие как неформальные супружеские сожительства, неполные семьи, асоциальный образ жизни родителей, то это несет прямую угрозу для благоприятной атмосферы в семье, а также воспитании ребенка. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, необходима помощь и поддержка не только общества и государства (денежная или экономическая), но также помощь других организаций в том числе помощь психологическая. Как отмечает П. Д. Павленок, наиболее перспективным является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи.
Данная тема подробно прописана в нормативных документах. Ей занимаются такие ученые, как С. И. Григорьев, П. Д. Павленок, Л. В. Сафонова и др., кандидаты педагогических наук О. Ю. Арсентьева, Т .М. Малеева. Данная тема актуальна для Фонда поддержки детей и семей, находящихся в ТЖС.
На сегодняшний день интерес к социально -психологическим проблемам в семье и их исследованиям вызывает огромный интерес психологов (Т. Андреева, О. Бодалев, О. Бондарчук, И. Гребенников, И. Дубровина, С. Ковалев), социальных педагогов (Т. Голованова, Л. Гридковец, А. Капская, В. Кравец, В. Кузь, В. Инжеватов, В. Постовой, О. Л. Хромова).
В Енисейском районе с августа 2016 года ведет свою работу творческое объединение «Теплая Сибирь». Это проект, созданный группой людей, которые решили создать объединение единомышленников среди жителей Енисейского района. Все участники проекта, а это более 30 человек актива, занимаются различной творческой деятельностью. Открытое творческое пространство «Теплая Сибирь» - это уже бренд, который сейчас охватывает многие территории Енисейского района. Изначально услугами проекта могли воспользоваться не только молодежь от 14 до 30 лет, но также и вся остальная целевая аудитория.
Творческое пространство «Теплая Сибирь» - это модель рабочего пространства для творческих людей, художников, дизайнеров, музыкантов, а также это место проведения бизнес-встреч, тренингов в неформальной обстановке. Одна из таких встреч стала идеей для создания клуба молодой семьи с одноименным названием.
Тема семьи - очень актуальна для жителей Енисейского района, так как процент семей, попавших в ТЖС очень велик и продолжает расти. Сейчас такими семьями занимается не только отдельные психологические службы, комиссии по делам несовершеннолетних, но также, кураторами семей становятся специалисты молодежных центров, руководители клубных формирований. На базе «Молодежного Центра» Енисейского района, ведет свою работу Клуб молодых семей «Тёплая Сибирь», в который сейчас входит 8 семей, из них 3 семьи - это семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Все эти три семьи находятся абсолютно в разных ситуациях и проблемы, которые возникли в их семьях, абсолютно различные. Одни семьи быстро справляются с возникшими проблемами, другие же самостоятельно выйти из финансовой, моральной или какой-либо другой ситуации, к сожалению, без помощи специалиста не могут. С этими семьями проводиться длительная работа более трех лет: систематический патронаж, включение в различные мероприятия клуба «Теплая Сибирь», а также психологическое сопровождение.
Почему мы решили, что взаимодействие педагогов-психологов и семей клуба молодой семьи будет с названием одноименного творческого пространства «Тёплая Сибирь»? Все просто! Резиденты творческого пространства люди творческие, и обладают большим опытом работы с детьми категории СОП и ТЖС, а также большинство их них имеет высшее или средне-специальное педагогическое образование, что помогает в работе с детьми и родителями данных категорий. Творческие уроки, классные часы, мероприятия или даже обычные родительские собрания, организованные резидентами, становятся более интересны не только детям, но и их родителям.
Цель: изучение возможностей психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: психологические особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи «Тёплая Сибирь»).
Предмет исследования: возможности психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи «Тёплая Сибирь»).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи).
2. Уточнить специфику работы клуба молодой семьи и взаимодействие с другими организациями.
3. Подобрать методы и провести диагностику психологических особенностей семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи).
4. Реализовать психологическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи «Теплая Сибирь»), определить эффективность работы.
Для достижения цели и задач исследования были определены следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: методика (Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»» (автор - В. Ф. Ряховский); методика (Опросник «Способность к диалогическому (безоценочному) общению с родителями воспитанников» (автор - В. Ф. Ряховский).
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
К проблеме психологических особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обращались Т. В. Андреева, Н. В. Тимофеева, Т. В. Шеляг; вопросам психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посвящены исследования М. В. Кузнецовой, П. Д. Павленка, Е. И. Холостовой.
Этапы исследования:
I этап (декабрь 2020 г. - январь 2021) - изучение теоретических аспектов проблемы психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики психологических особенностей семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, описание программы психологического сопровождения.
II этап (февраль 2021 г. - апрель 2021 г.) - реализация системы занятий по психологическому сопровождению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
III этап (апрель 2021 г. - май 2021 г.) -проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы занятий по психологическому сопровождению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оформление результатов ВКР.
Экспериментальная база исследования представлена участниками клуба молодой семьи «Тёплая Сибирь» на базе Муниципального бюджетного учреждения «Молодежный Центр» Енисейского района.
Результаты исследования были представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2020). По теме выпускной квалификационной работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в систематизации материала по психологическому сопровождению семей, находящихся в ТЖС (на примере клуба молодой семьи «Тёплая Сибирь»). Все данные, полученные в ходе исследования, и, разработанная программа психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть использованы в работе реабилитационных центров, что позволит оказывать своевременную психологическую поддержку в профилактической работе КДН с семьями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 47 наименований, 4 приложений. В работе содержится 6 таблиц, 2 рисунка. Общий объем работы составляет 57 страниц
В первую очередь это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые существовали во все времена. Благополучие ребенка полностью зависит от воспитания в семье, где семья является комфортной средой существования, но, если происходят изменения в семейно-брачных отношениях, например, такие как неформальные супружеские сожительства, неполные семьи, асоциальный образ жизни родителей, то это несет прямую угрозу для благоприятной атмосферы в семье, а также воспитании ребенка. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, необходима помощь и поддержка не только общества и государства (денежная или экономическая), но также помощь других организаций в том числе помощь психологическая. Как отмечает П. Д. Павленок, наиболее перспективным является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи.
Данная тема подробно прописана в нормативных документах. Ей занимаются такие ученые, как С. И. Григорьев, П. Д. Павленок, Л. В. Сафонова и др., кандидаты педагогических наук О. Ю. Арсентьева, Т .М. Малеева. Данная тема актуальна для Фонда поддержки детей и семей, находящихся в ТЖС.
На сегодняшний день интерес к социально -психологическим проблемам в семье и их исследованиям вызывает огромный интерес психологов (Т. Андреева, О. Бодалев, О. Бондарчук, И. Гребенников, И. Дубровина, С. Ковалев), социальных педагогов (Т. Голованова, Л. Гридковец, А. Капская, В. Кравец, В. Кузь, В. Инжеватов, В. Постовой, О. Л. Хромова).
В Енисейском районе с августа 2016 года ведет свою работу творческое объединение «Теплая Сибирь». Это проект, созданный группой людей, которые решили создать объединение единомышленников среди жителей Енисейского района. Все участники проекта, а это более 30 человек актива, занимаются различной творческой деятельностью. Открытое творческое пространство «Теплая Сибирь» - это уже бренд, который сейчас охватывает многие территории Енисейского района. Изначально услугами проекта могли воспользоваться не только молодежь от 14 до 30 лет, но также и вся остальная целевая аудитория.
Творческое пространство «Теплая Сибирь» - это модель рабочего пространства для творческих людей, художников, дизайнеров, музыкантов, а также это место проведения бизнес-встреч, тренингов в неформальной обстановке. Одна из таких встреч стала идеей для создания клуба молодой семьи с одноименным названием.
Тема семьи - очень актуальна для жителей Енисейского района, так как процент семей, попавших в ТЖС очень велик и продолжает расти. Сейчас такими семьями занимается не только отдельные психологические службы, комиссии по делам несовершеннолетних, но также, кураторами семей становятся специалисты молодежных центров, руководители клубных формирований. На базе «Молодежного Центра» Енисейского района, ведет свою работу Клуб молодых семей «Тёплая Сибирь», в который сейчас входит 8 семей, из них 3 семьи - это семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Все эти три семьи находятся абсолютно в разных ситуациях и проблемы, которые возникли в их семьях, абсолютно различные. Одни семьи быстро справляются с возникшими проблемами, другие же самостоятельно выйти из финансовой, моральной или какой-либо другой ситуации, к сожалению, без помощи специалиста не могут. С этими семьями проводиться длительная работа более трех лет: систематический патронаж, включение в различные мероприятия клуба «Теплая Сибирь», а также психологическое сопровождение.
Почему мы решили, что взаимодействие педагогов-психологов и семей клуба молодой семьи будет с названием одноименного творческого пространства «Тёплая Сибирь»? Все просто! Резиденты творческого пространства люди творческие, и обладают большим опытом работы с детьми категории СОП и ТЖС, а также большинство их них имеет высшее или средне-специальное педагогическое образование, что помогает в работе с детьми и родителями данных категорий. Творческие уроки, классные часы, мероприятия или даже обычные родительские собрания, организованные резидентами, становятся более интересны не только детям, но и их родителям.
Цель: изучение возможностей психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: психологические особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи «Тёплая Сибирь»).
Предмет исследования: возможности психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи «Тёплая Сибирь»).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи).
2. Уточнить специфику работы клуба молодой семьи и взаимодействие с другими организациями.
3. Подобрать методы и провести диагностику психологических особенностей семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи).
4. Реализовать психологическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере клуба молодой семьи «Теплая Сибирь»), определить эффективность работы.
Для достижения цели и задач исследования были определены следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: методика (Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»» (автор - В. Ф. Ряховский); методика (Опросник «Способность к диалогическому (безоценочному) общению с родителями воспитанников» (автор - В. Ф. Ряховский).
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
К проблеме психологических особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обращались Т. В. Андреева, Н. В. Тимофеева, Т. В. Шеляг; вопросам психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посвящены исследования М. В. Кузнецовой, П. Д. Павленка, Е. И. Холостовой.
Этапы исследования:
I этап (декабрь 2020 г. - январь 2021) - изучение теоретических аспектов проблемы психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики психологических особенностей семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, описание программы психологического сопровождения.
II этап (февраль 2021 г. - апрель 2021 г.) - реализация системы занятий по психологическому сопровождению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
III этап (апрель 2021 г. - май 2021 г.) -проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы занятий по психологическому сопровождению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оформление результатов ВКР.
Экспериментальная база исследования представлена участниками клуба молодой семьи «Тёплая Сибирь» на базе Муниципального бюджетного учреждения «Молодежный Центр» Енисейского района.
Результаты исследования были представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2020). По теме выпускной квалификационной работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в систематизации материала по психологическому сопровождению семей, находящихся в ТЖС (на примере клуба молодой семьи «Тёплая Сибирь»). Все данные, полученные в ходе исследования, и, разработанная программа психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть использованы в работе реабилитационных центров, что позволит оказывать своевременную психологическую поддержку в профилактической работе КДН с семьями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 47 наименований, 4 приложений. В работе содержится 6 таблиц, 2 рисунка. Общий объем работы составляет 57 страниц
По результатам нашего исследования, которое мы провели согласно выбранной теме, поставленной цели и задач, мы сделали следующие выводы.
Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что данная тема никак не прописана в научных источниках, поэтому во многом пришлось пользоваться электронными ресурсами и статьями. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации - это семьи, большинство из которых впадают в отчаяние и ни пользуются социальными благами, не обращаются за помощью, морально скатываясь вниз по социальной лестнице, со своими социальными и психологическими проблемами. К данным проблемам относится прежде всего безработица, асоциальный образ жизни, жестокое обращение в семье и др.
Рассмотрев определение «трудная жизненная ситуация» с точки зрения разных авторов (Т. М. Малаева, О. Ю. Арсентьева), определение которые нам предлагают, более подходят к теме нашего исследования.
Практически все семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не обладают самоконтролем, имеют асоциальное поведение в обществе, малообщительны и практически не идут на контакт. Поведение в таких семьях является главной причиной, где данная тема очень хорошо была раскрыта мною в курсовой работе по теме «Социально-педагогическая работа с молодежными объединениями (на примере клуба молодой семьи)».
Компетентность психолога, специалистов и резидентов клуба, должна быть на высоком уровне и в первую очередь необходимы знания семей, полное знакомство с семьей, в чем помогает сбор данных ИПР, в котором можно узнать всю информацию о семье, ее социальное и психологическое состояние. Дальнейшая задача, психологов, специалистов и резидентов, вовремя отреагировать и разработать профилактические меры, мероприятия, которые в будущем скорректируют и уменьшат проблемы по решению конкретных вопросов семьи, эффективны и долгосрочны.
Теоретический анализ организационной профилактической деятельности выявляет два типа профилактики отклоняющегося от норм поведения: первичную и вторичную. Где первичная профилактика - это прежде всего значимость и понимание работы психолога, специалистов и резидентов клуба молодой семьи, для того что бы работа с семьями, находящиеся в ТЖС была прежде всего комфортной для той и другой сторон, чтобы организовать качественную работу.
По первичным результатам было выявлено то, что подготовка к работе с семьями недостаточно готова, психологу, специалистам и резидентам следует больше подготовится и дополнить знания об активных методах работы с семьями, находящихся в ТЖС.
Для коррекции в профилактической работе, из выше выявленных проблем, мы разработали программу психологического сопровождения семей, находящихся в ТЖС, проведенная тем же методом, которая стала основой для повышения уровня повторного исследования, что позволило количественно улучшить результаты. Реализация программы прошла успешно, о чем свидетельствует успешное проведение заключительного мероприятия, где каждый член семьи, смог почувствовать себя в центре мероприятия.
Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что данная тема никак не прописана в научных источниках, поэтому во многом пришлось пользоваться электронными ресурсами и статьями. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации - это семьи, большинство из которых впадают в отчаяние и ни пользуются социальными благами, не обращаются за помощью, морально скатываясь вниз по социальной лестнице, со своими социальными и психологическими проблемами. К данным проблемам относится прежде всего безработица, асоциальный образ жизни, жестокое обращение в семье и др.
Рассмотрев определение «трудная жизненная ситуация» с точки зрения разных авторов (Т. М. Малаева, О. Ю. Арсентьева), определение которые нам предлагают, более подходят к теме нашего исследования.
Практически все семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не обладают самоконтролем, имеют асоциальное поведение в обществе, малообщительны и практически не идут на контакт. Поведение в таких семьях является главной причиной, где данная тема очень хорошо была раскрыта мною в курсовой работе по теме «Социально-педагогическая работа с молодежными объединениями (на примере клуба молодой семьи)».
Компетентность психолога, специалистов и резидентов клуба, должна быть на высоком уровне и в первую очередь необходимы знания семей, полное знакомство с семьей, в чем помогает сбор данных ИПР, в котором можно узнать всю информацию о семье, ее социальное и психологическое состояние. Дальнейшая задача, психологов, специалистов и резидентов, вовремя отреагировать и разработать профилактические меры, мероприятия, которые в будущем скорректируют и уменьшат проблемы по решению конкретных вопросов семьи, эффективны и долгосрочны.
Теоретический анализ организационной профилактической деятельности выявляет два типа профилактики отклоняющегося от норм поведения: первичную и вторичную. Где первичная профилактика - это прежде всего значимость и понимание работы психолога, специалистов и резидентов клуба молодой семьи, для того что бы работа с семьями, находящиеся в ТЖС была прежде всего комфортной для той и другой сторон, чтобы организовать качественную работу.
По первичным результатам было выявлено то, что подготовка к работе с семьями недостаточно готова, психологу, специалистам и резидентам следует больше подготовится и дополнить знания об активных методах работы с семьями, находящихся в ТЖС.
Для коррекции в профилактической работе, из выше выявленных проблем, мы разработали программу психологического сопровождения семей, находящихся в ТЖС, проведенная тем же методом, которая стала основой для повышения уровня повторного исследования, что позволило количественно улучшить результаты. Реализация программы прошла успешно, о чем свидетельствует успешное проведение заключительного мероприятия, где каждый член семьи, смог почувствовать себя в центре мероприятия.
Подобные работы
- Организация социального обслуживания семей с детьми в Кемеровской области (на примере МКУ «Центр социальной помощи семье и детям» Осинниковского городского округа)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Социальная защита семей с детьми в г. Томске
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - АДЕКВАТНОСТЬ МЕР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОТРЕБНОСТЯМ СЕМЬИ (НА ПРИМЕРЕ ОГКУСО «ЦСПП «СЕМЬЯ» В Г. УЛЬЯНОВСКЕ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Разработка предложений по развитию образовательных учреждений (на примере г.о. Химки Московской области)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Инновационные технологии сопровождения замещающих семей в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Восстановительная работа по социальной адаптации подростков, совершивших преступление или правонарушение
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Востребованность платных услуг кризисных центров в системе социальной поддержки населения (по материалам социологического исследования)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017



