Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Восстановительная работа по социальной адаптации подростков, совершивших преступление или правонарушение

Работа №122266

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» (г. Барнаул).
Выборка: 15 подростков в возрасте от 13 до 15 лет, совершивших правонарушения.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение 6
1.1 Правонарушения среди подростков как социальная проблема 6
1.2 Социально-психологические характеристики подростка-правонарушителя 13
1.3 Сущность процесса восстановительной работы по социальной адаптации подростков 20
Глава 2 Восстановительная работа по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение, практический аспект (на примере КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко») 28
2.1 Организационные основы взаимодействия специализированных учреждений с другими субъектами профилактики по интеграции несовершеннолетних правонарушителей в социум 28
2.2 Основные направления восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение в специализированных учреждениях (на примере КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко») 33
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение 69

Актуальность исследования. Современные подростки по-другому воспринимают общепринятые нормы морали и поведения, с другой точки зрения смотрят на жизненные ценности. Как следствие, в обществе появляются неподготовленные к сознательной взрослой жизни юноши и девушки, которые не только не могут адекватно оценивать свои поступки, но и анализировать события, происходящие вокруг них. При таких обстоятельствах в обществе ежегодно растет уровень правонарушений, в особенности посреди подрсотков. Подростки становятся более склонными к отклонениям в поведении и нарушении отношений с социальными институтами. Социальные нормы как критерии поведения социума теряют важность для молодежи.
Противоправное поведение и его причины как социальный феномен требует тщательного исследования. Современная социальная педагогика требует разработки и внедрения в практику новых подходов к организации воспитательной работы с подростками, имеющими отклонения в поведении.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований по организации работы с подростками, совершивших преступление/правонарушение, малоисследованным остается вопрос организации восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «восстановительная работа» определена в трудах И.В. Лебедевой, О.Л. Нечипорук, А.И. Поповой, В.Е. Яковченко и др. Проблема изучения причин и факторов противоправного поведения подростков раскрыта в работах М.А. Ковальчук, Т.Т. Ламакиной, М. Раттер и др. Методы и приемы организации восстановительной работы по социальной адаптации подростков. Совершивших правонарушения, в организациях образования описаны Е.В. Кузнецовой, Е.В. Мочановой, Д.Н. Патласовой, А.В. Соловьевой и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью организации социальной адаптации подростков, совершавших правонарушение, и отсутствием системы по данной проблеме в работе практикующих социальных педагогов.
Проблема исследования: каким образом организовать восстановительную работу по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Цель исследования: изучить основные направления и содержание восстановительной работу по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Объект исследования: процесс организации и реализации восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Предмет исследования: условия организации и реализации восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Гипотеза исследования: восстановительная работа по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение, будет эффективной, если:
- будут учтены причины противоправного поведения подростков;
- сопровождение будет строиться на основе индивидуального подхода к каждому подростку, совершившему правонарушение;
- будут созданы специальные условия для успешной социальной адаптации подростков, совершивших правонарушение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подростковой преступности как социальную проблему.
2. Изучить психологические особенности подростков, совершив правонарушение.
3. Охарактеризовать методические аспекты восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
4. Описать основные направления восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.
Методологическая основа исследования представлена:
- подходами к организации социальной адаптации в системе восстановительной работы – Е.В. Кузнецовой, Н.Н. Никулиной, А.И. Поповой и др.;
- подходами к причинам и факторам подростковой преступности – Т.Т. Ламакиной, М. Раттер, И.А. Рудаковой и др.;
- подходами к организации восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение – М.В. Харникова, И.П. Фуфаевой, В.Е. Яковченко и др.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение нормативных актов, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по организации восстановительной работы по социальной адаптации подростков, совершивших преступление/правонарушение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные негативные социально-экономические, социокультурные и политические процессы, происходящие в нашем обществе, обусловили значительный рост правонарушений в среде подростков. Указанная категория детей – одна из наиболее социально и экономически незащищенных категорий населения. Они часто испытывают состояние стресса, апатии и раздражения, что становится причиной отклонений в их поведении, совершение правонарушений. Причиной правонарушений подростков является и то, что у них нет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым могли бы стремиться. Статистика свидетельствует о том, что количество противоправных действий в подростковой среде увеличивается. С целью предупреждения повторных правонарушений необходимо организовывать и проводить восстановительную работу.
Восстановительная работа с подростками-правонарушителями – это социально-педагогическое сопровождение с целью профилактики правонарушений, что предусматривает социальную адаптацию подростков и их успешную интеграции в социум. Результаты восстановительной работы могут считаться успешными, если подросток-правонарушитель соблюдает приемлемые в обществе нормы и правила поведения, способен самостоятельно принимать решения, удовлетворять потребности и преодолевать проблемы социально доступными средствами. Осуществление такой профилактической деятельности очень сложным и длительным процессом. Ведь подросток-правонарушитель имеет негативный опыт, негативную оценку по отношению к себе и своим возможностям, не испытывает любви со стороны родителей, в его поведении ощутимы последствия разного вида деприваций, отчужденности общества.
Исследование проводилось на базе КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко». Основные направления взаимодействия КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» с другими субъектами профилактики по интеграции несовершеннолетних правонарушителей в социум следующие: профилактическое, экологическое, культурно-досуговое, физкультурно-оздоровительное.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у подростков-правонарушителей достаточно низкий уровень психологического благополучия. Это послужило основанием для разработки восстановительной работы по повышению уровня психологического благополучия подростков-правонарушителей, а также работы по успешной интеграции подростков-правонарушителей в социум, так как низкий уровень психологического благополучия служит препятствием для социальной адаптации подростков-правонарушителей. Основные методы и техника работы с подростками-правонарушителями следюущие: мини-лекции и беседы; создание и анализ проблемных ситуаций; решение ситуационных задач; работа в малых группах; групповые дискуссии, тренинговая работа. Средний балл по шкале «Психологическое благополучие» на контрольном этапе показал, что группа подростков-правонарушителей имеет средний уровень – при итоговой диагностике, на констатирующем этапе был выявлен низкий уровень. Следовательно, разработанная и реализованная система восстановительной работы с подростками-правонарушителями эффективна в повышении психологического благополучия, что в свою очередь окажет влияние на успешную социальную адаптацию и интеграцию подростков-правонарушителей в социум.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2018 г. № 229-ФЗ, № 227-ФЗ) // Собрание законодательств РФ. – 1996. – №7. – Ст. 2987.
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 3 июля 1998 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июля 1998 г. (с изм. от 02 июля 2013 г. № 185-ФЗ) // Собрание законодательств РФ. – 1998. – №7. – Ст. 3142.
3. Бегдаш, О. Н. Счастливы вместе / О. Н. Бегдаш // Социальная педагогика. – 2022. – №1. – С. 19-20.
4. Белоглазова, Е. Н. Программа психологической поддержки подростков-правонарушителей / Е. Н. Белоглазова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – №7. – С. 4-22.
5. Бубнова, И. С. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей / И. С. Бубнова // Педагогический имидж. – 2019. Т. 13. – № 2 (43). – С. 202-212.
6. Булавина, Е. О. Социально-педагогическая профилактика алкоголизма подростков / Е. О. Булавина // В книге : Молодежь XXI века : образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в 2-х частях. –Новосибирск, 2020. – С. 199-200.
7. Быковская, Т. Е. Социально-педагогическое сопровождение подростка-правонарушителя в условиях образовательного учреждения / Т. Е. Быковская // Социально-педагогическая поддержка ребенка: матер. междун. научно-практ. конф. / под общ. ред. А. В. Иванова. – Москва : АПКиППРО, 2009. – С. 282.
8. Вершинина, Е. Н. Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков (из опыта работы) / Е. Н. Вершинина // В сборнике : Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. сборник материалов городских Педагогических чтений. – Казань, 2016. – С. 31-35.
9. Власова, Е. А. Социально-педагогическое сопровождение подростков, совершивших правонарушение: теоретико-методологический аспект / Е. А. Власова // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2016. – № 3 (7). – С. 31-36.
10. Гарашкина, Н. В. Социально-педагогические технологии в работе с детьми группы риска [Текст] / Н. В. Гарашкина // В сборнике : Технологии социальной работы с молодежью. Материалы VI межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Под научной редакцией Н. Ф. Басова. – 2018. – С. 167-174.
11. Дроздецкая, И. А. Особенности социально-педагогического сопровождения подростков-правонарушителей / И. А. Дроздецкая // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 2 (12). – С. 135-140.
12. Ефимов, А. А. К вопросу об основных принципах и особенностях социально-педагогической работы с несовершеннолетними / А. А. Ефимов // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1 (86). – С. 32-34.
13. Залетова, К. Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением / К. Г. Залетова // В сборнике : Психологически безопасная образовательная среда : проблемы проектирования и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. –2019. – С. 298-301.
14. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, В. А. Поликарпов. – Москва : Пропилеи, 2013. – 196 c.
15. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности / Б. В. Зейгарник. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
16. Зуева, В. Ю. Этапы социально-педагогической поддержки и сопровождения детей и подростков группы риска / В. Ю. Зуева // В сборнике : Педагогическая наука и современное образование. доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 129-133.
17. Жданова, М.А. Технологические аспекты разработки социально-педагогическим программ поддержки и сопровождения ребенка в ситуации риска / М. А. Жданова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Мат-лы XVIII Межд. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева. – Санкт-Петербург : Изд-во Раздел ii. идеи воспитания и социализации в современных исследованиях РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – С. 363-367.
18. Жулина, Е. В. Специфика работы социального педагога с подростками из малообеспеченных семей / Е. В. Жулина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2020. – № 3 (53). – С. 158-164.
19. Иванова, И. П. Социально-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением / И. П. Иванова // В сборнике : Проблемы психологии и социальной педагогики. – Чебоксары, 2017. – С. 32-35.
20. Кейра, Ф. Характеры и нравственное воспитание / Ф. Кейра. – Москва : Либроком, 2015. – 136 c.
21. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – Москва : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011. – 160 с.
22. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. – Москва : Владос-Пресс, КДУ, 2013. – 286 c.
23. Ковригина, О. Ю. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения / О. Ю. Ковригина // В сборнике : Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 112-116.
24. Кравченко А. В. Как преодолеть виктимное поведение / А. В. Кравченко // Не будь зависим – скажи «Нет!»: наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2019. – № 6. – С. 30-36.
25. Кузнецова, Е. В. Социально-педагогическое сопровождение социализации подростков в аспекте гармонизации детско-родительских отношений / Е. В. Кузнецова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-1. – С. 233-236.
26. Кумарина, Г. Профилактика деструктивного поведения детей в системе школьного образования / Г. Кумарина // Коррекционно-развивающее образование. – 2014. – №2. – С. 3-14.
27. Курасова, Т. И. Школа, которая учит побеждать / Т. И. Курасова // Социальная педагогика. – 2022. – №1. – С. 32-38.
28. Лаврешкин, Н. В. Опыт психологического сопровождения проекта «Помощники спасателей» / Н. В. Лаврешкин // Психология и право. – 2020. – Т. 10. № 2. – С. 127-139.
29. Ламакина, Т. Т. Подросток с девиантным поведением / Т. Т. Ломакина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 112 с.
30. Лебедева, И. В. Социально-педагогическая работа с детьми из проблемных семей в условиях сельского клуба / И. В. Лебедева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 2 (56). – С. 53-60.
31. Личко, А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Личко. – Москва : Апрель Пресс-Москва, 1999. – 320 с.
32. Медведева, Д. М. Мир держится на доброте [Текст] / Д. М. Медведева // Социальная педагогика. – 2022. – №1. – С. 92-100.
33. Минц, Н. А. Социология девиантного поведения : учебное пособие / Н. А. Минц. – Николаев : Изд-во ЧГУ им. Петра Могилы, 2009. – 244 с.
34. Молчанова, Е. В. Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков / Е. В. Молчанова // European Social Science Journal. – 2018. – № 8. – С. 342-347.
35. Нечипорук, О. Л. Социально-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в учреждениях дополнительного образования детей / О. Л. Нечипорук // Трибуна ученого. – 2021. – № 6. – С. 454-460.
36. Никулина, Н. Н. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних : летняя кампания / Н. Н. Никулина // Социальная педагогика. – 2014. – №5. – С. 55-60.
37. Палехина, М. С. Конструкторско-интеллектуальные игры для подростков с девиантным поведением : методические разработки / М. С. Палехина // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – №6. – С. 27-50.
38. Панкова, И. В. В ладу с законом / И. В. Панкова // Не будь зависим – скажи «Нет!» : наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2019. – № 2. – С. 22-27.
39. Патласова, Д. Н. Социально-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением / Д. Н. Патласова // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. – С. 323-327.
40. Пирманов, А. М. Девиантное поведение подростков как социальное явление в современном обществе / А. М. Пирманов // В сборнике : Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. – Казань, 2021. – С. 510-514.
41. Повякель, Н. И. Теория социального научения (Дж.Роттер) / Н. И. Повякель [Психология личности: Словарь-справочник]. – Киев : Рута, 2001. – 320 с.
42. Погорельцева, А. А. Социально-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» / А. А. Погорельцева // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. – С. 327-331.
43. Попова, А. И. Социально-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением / А. И. Попова // В сборнике : Башкатовские чтения : «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде». материалы шестнадцатой Всероссийской научно-практической конференции посвящённой памяти доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова. – 2016. – С. 26-30.
44. Раттер, М. Помощь трудным детям: [пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской; предисл. А. В. Баженовой и А. Я. Варга] / М. Раттер. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 424 с.
45. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фальчевкая. – Москва : Феникс, 2017. – 160 c.
46. Руденко, Н. О. Неевропейвский взгляд на воспитание / К. А. Рябова // Социальная педагогика. – 2022. – №1. – С. 11-15.
47. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка / Е. В. Руденский. – Москва : АСТ, 2015. – 471 с.
48. Рябова, К. А. Гармония трех понятий : надо, трудно и прекрасно / К. А. Рябова // Социальная педагогика. – 2022. – №1. – С. 18-19.
49. Соловьева, А. В. Социально-педагогическое сопровождение подростков-правонарушителей / А. В. Соловьева // В сборнике : Молодой ученый : вызовы и перспективы. сборник статей по материалам ХI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Красовская Н. Р. – 2016. – С. 47-56.
50. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска : региональный аспект : моногр. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – Москва : ООО «Издательский дом „Ажур“», 2015. – 224 с.
51. Терентьева, Ю. В. Психология противоправного поведения / Ю. В. Терентьева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 455 с.
52. Шептенко, П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения / П. А. Шептенко. – Москва : Флинта, 2017. – 196 с.
53. Харников, М. В. Региональный опыт социальной профилактики противоправного поведения подростков / М. В. Харников // В сборнике : Нравственное воспитание в современном мире : психологический и педагогический аспект. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 116-118.
54. Филимонов, С. П. Особенности межведомственного взаимодействия при социально-педагогическом сопровождении подростков, находящихся в социально опасном положении / С. П. Филимонов // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. – С. 303-308.
55. Фуфаева, И. П. Социально-педагогическое сопровождение разрешения конфликтов в подростковой среде / И. П. Фуфаева // В сборнике : Концепция «общества знаний» в современной науке. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 151-155.
56. Яковченко, В. Е. Социально-педагогическое сопровождение подростков, склонных к суицидальному поведению / В. Е. Яковченко // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. –С. 340-344.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ