СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КОНВЕРГЕНТНОГО СМИ (НА ПРИМЕРЕ «РБК»)
|
Введение 4
1 Трансформации содержательной и организационной модели современных
СМИ 11
1.1 Основные процессы трансформации СМИ 11
1.1.1 Феномены конвергенции и мультимедиатизации 11
1.1.2 Кросс-медийность 14
1.1.3 Трансмедийность 15
1.2 Социальные сети как медиаплощадки конвергентных СМИ 16
1.2.1 Влияние социальных сетей на функционирования СМИ 20
1.2.2 Особенности контента СМИ в социальных сетях 23
1.3 Контентные и организационные стратегии СМИ в социальных сетях.. 26
1.3.1 Трансформации жанров, видов, форматов медиаконтента 26
1.3.2 Трансформация организационной работы редакции СМИ 28
1.4 Характеристика деловых СМИ 31
2 Специфика содержательной и организационной модели конвергентного
СМИ на примере «РБК» 36
2.1 Особенности функционирования издания «РБК» и его аккаунтов в
социальных сетях 36
2.2 Особенности контента «РБК» в социальных сетях 45
2.2.1 Методология исследования 45
2.2.2 Тип контента 48
2.2.3 Особенности визуального контента 52
2.2.4 Жанровые особенности публикаций 60
2.2.5 Тематика публикаций 66
2.2.6 Типы публикаций 69
2.2.7 Уникальность контента 71
2.3 Организационная модель функционирования «РБК» 73
2.3.1 Структура редакции «РБК» 74
2.3.2 Механизм работа с социальными сетями 79
2.3.3 Цели введения аккаунтов в социальных сетях 81
2.3.4 Принцип работы с контентом для аккаунтов «РБК» в социальных
сетях 82
2.3.5 Универсальность сотрудников «РБК» 86
Заключение 88
Список использованных источников 95
Приложение А Публикации аккаунта «РБК» во «Вконтакте» 104
Приложение Б Публикации аккаунта «РБК» в Facebook 106
Приложение В Публикации аккаунта «РБК» в Instagram 110
Приложение Г Организационная модель редакции «РБК» 115
1 Трансформации содержательной и организационной модели современных
СМИ 11
1.1 Основные процессы трансформации СМИ 11
1.1.1 Феномены конвергенции и мультимедиатизации 11
1.1.2 Кросс-медийность 14
1.1.3 Трансмедийность 15
1.2 Социальные сети как медиаплощадки конвергентных СМИ 16
1.2.1 Влияние социальных сетей на функционирования СМИ 20
1.2.2 Особенности контента СМИ в социальных сетях 23
1.3 Контентные и организационные стратегии СМИ в социальных сетях.. 26
1.3.1 Трансформации жанров, видов, форматов медиаконтента 26
1.3.2 Трансформация организационной работы редакции СМИ 28
1.4 Характеристика деловых СМИ 31
2 Специфика содержательной и организационной модели конвергентного
СМИ на примере «РБК» 36
2.1 Особенности функционирования издания «РБК» и его аккаунтов в
социальных сетях 36
2.2 Особенности контента «РБК» в социальных сетях 45
2.2.1 Методология исследования 45
2.2.2 Тип контента 48
2.2.3 Особенности визуального контента 52
2.2.4 Жанровые особенности публикаций 60
2.2.5 Тематика публикаций 66
2.2.6 Типы публикаций 69
2.2.7 Уникальность контента 71
2.3 Организационная модель функционирования «РБК» 73
2.3.1 Структура редакции «РБК» 74
2.3.2 Механизм работа с социальными сетями 79
2.3.3 Цели введения аккаунтов в социальных сетях 81
2.3.4 Принцип работы с контентом для аккаунтов «РБК» в социальных
сетях 82
2.3.5 Универсальность сотрудников «РБК» 86
Заключение 88
Список использованных источников 95
Приложение А Публикации аккаунта «РБК» во «Вконтакте» 104
Приложение Б Публикации аккаунта «РБК» в Facebook 106
Приложение В Публикации аккаунта «РБК» в Instagram 110
Приложение Г Организационная модель редакции «РБК» 115
Современное развитие информационно-коммуникационных технологий имеет масштабное воздействие на журналистику. В частности, на формирование современных тенденций в СМИ оказывали и продолжают оказывать влияние процессы конвергенции и дигитализации. В результате чего особую популярность получила сетевая журналистика, повлекшая за собой активное развитие конвергентных СМИ.
В первую очередь конвергентные издания представляют собой печатную, теле-, аудио-, и интернет-версии СМИ, деятельность которых осуществляется под единым брендом. Важно отметить, что конвергенции и дигитализации способствовали формированию мультимедиатизации, которая выражается в применении не только вербальной, но и других знаковых систем для распространения и упаковки информации. Российская исследовательница М. М. Лукина относит к конвергентным изданиям интернет-СМИ, транслирующие информацию с помощью разнообразных медийных платформ, которые могут включать в себя текст, фото-видеоизображения, инфографики и подкасты [Интернет-СМИ... 2010: 342]. Активное развитие медиасистемы в условиях конвергенции и интернетизации привело к тому, что сегодня онлайн- издания являются более востребованными среди аудитории, нежели традиционные СМИ. Так, по данным исследовательского центра Deloitte о медиапротреблении в России в 2020 году, Интернет, в частности аналитические и новостные сайты являются одним из ключевых источников новостной информации, 72 % населения страны получают информацию именно из них [Медиапотребление в России..., 2020].
Исходя из этого, стоит отметить, что современные конвергентные практики приводят к эволюции медиапотребления. Согласно данным из доклада «Левада-центра» «Российский медиаландшафт 2019: телевидение, интернет, пресса и социальные сети», с 2009 года по 2019 год аудитория социальных сетей выросла в три раза: с девяти процентов до трети населения России. [Российский медиаландшафт 2019: телевидение, интернет, пресса и социальные сети, 2019]. В итоге на сегодняшний день все ведущие СМИ имеют собственные представительства в социальных сетях. В некоторых случаях сообщества в социальных сетях уже становятся полноценной составляющей конвергентного СМИ со своей специфической аудиторией и контентом.
Сегодня социальные сети как интернет-пространство требуют отличительных форм подачи журналистских материалов [Топчий, 2018]. Определенно, происходит трансформация содержания материалов: контент приобретает отличительные особенности, меняется форма медиаконтента, его функция и тип, а также визуальная составляющая. Помимо этого, изменения в контенте находят отклик в его воздействии на аудиторию. Более того, на сегодняшний день аудитория социальных сетей сама становится участником процесса создания контента для медиа (в том числе новостных и деловых). Вследствие чего наблюдаются такие феномены, как кроссмедийность и транссмедийность.
Кроссмедиа подразумевает распространение идентичного контента с помощью разнообразных медийных платформ. Трансмедиа же означает передачу множества сообщений на одну тематику, но с добавлением новой информации и новых деталей с помощью различных каналов коммуникации. Оба феномена сегодня тесно связаны с функционированием конвергентных изданий в соцсетях.
Согласно данным исследовательского центра Deloitte, значимость социальных сетей с каждым годом растет, особенно среди взрослой возрастной категории (старше 65 лет) [Медиапотребление в России..., 2020]. Это дает право нам сказать, что приоритетными медиаплатформами для кроссмедиа и трансмедиа становятся именно социальные сети.
Аккаунты СМИ в социальных сетях как отдельные проекты мультимедиа должны ориентироваться на запросы медиапотребителя. Важно заметить, что данное явление способствует развитию мультиканальных СМИ, которые представляют собой периодическое издание, функционирующие сразу же на нескольких медиаплощадках, ни одна из которых не доминирует.
Перечисленные выше тенденции не могли не отразиться на организации работы конвергентной редакции. Трансформации подверглись такие аспекты, как планирование медиаконтента, а также его продвижение. Таким образом, актуальным представляется выявление и изучение особенностей содержательной и организационной модели конвергентного СМИ.
Стоит также отметить, что важную роль в процессе конвергенции и мультимедиатизации занимают информационные агентства и деловая качественная пресса. Сегодня деловые издания важны не только для представителей финансово-экономической сферы, но и для всех бизнес- специалистов, практикующих деловые коммуникации в повседневной профессиональной деятельности. Деловая журналистика один из наиболее активно развивающихся сегментов российской медиасистемы [Полынов, 2017], что также делает его особенно интересным для исследования с точки зрения процессов конвергенции и мультимедиатизации. В этом и заключается актуальность нашего исследования.
В качестве теоретической базы работы за основу мы взяли исследования, которые условно можно разделить на несколько групп:
- работы, посвященные изучению феноменов «конвергентность» и «мультимедиатизация» (Е. Л. Вартанова, М. М. Лукина, А. Г. Качкаева, С. А. Шомова, С. А. Юферева, М. Г. Шилина);
- исследования кроссмедийности и трансмедийности - труды зарубежных исследователей К. Молони, Г. Хейса, Г. Дженкинса, Р. Праттена;
- исследования, посвященные взаимоотношению СМИ и социальных сетей (С. И. Симакова, Е. В. Першина, В. А. Бейненсон, Е. А. Смирнова, Е. И. Петрова, О. В. Дьяченко);
- труды, в которых рассматривается специфика социальных сетей как медиаплатформы (К. А. Карякина, А. П. Шибут, И. П. Шибут, С. Р. Давлетшина);
- исследования трансформации мультимедийного и аудиовизуального контента на новых технологических площадках (А. А. Амзин Л. А. Круглова, Н. С. Лосевой, К. Р. Нигматуллина, М. В. Петрушко, В. Пуля);
- работы, посвященные изучению функционирования конвергентной редакции: исследования отечественных ученых (Е. А. Баранова, Л. С. Петухова, А. С. Юферева, И. О. Молчанова), а также зарубежных (И. Д. Эрдал и Г. Хэйс);
- исследования характеристик деловых СМИ (Г. С. Мельник, С. М. Виноградова, А. В. Вырковский, Л.Б. Голикова).
Новизна нашего исследования состоит в том, что на сегодняшний день крайне мало научных работ посвящено изучению деловых конвергентных изданий (в частности «РБК»). Современными учеными недостаточно исследован вопрос организационной структуры редакций с учетом перехода изданий в социальные сети. Кроме того, контентное наполнение аккаунтов деловых СМИ постоянно меняется из-за сменяющихся трендов и запросов аудитории, по это причине уже существующие работы по этой теме теряют свою актуальность. В нашем исследовании мы учли перечисленные особенности, мы также попытались проанализировать научные исследования по схожей тематике, обобщили их и представили подробное описание организационной и содержательной моделей «РБК».
Объект исследования - содержательная и организационная модель конвергентного издания «РБК».
Предмет - своеобразие контента аккаунтов РБК в социальных сетях и особенности функционирования редакции «РБК» в условиях конвергенции.
Эмпирическую базу исследования составили материалы аккаунтов «РБК» в Facebook, «Вконтакте», Instagram. Общий объем проанализированных материалов составил 1005 публикаций. Также в эмпирическую базу входят результаты глубинных интервью с двумя руководителями и четырьмя корреспондентами редакции «РБК».
Целью нашего исследования является изучение специфики
содержательной и организационной модели конвергентного СМИ на примере делового качественного издания «РБК».
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
- дать определение ключевым понятиям работы: конвергенция, мультимедиатизация, кроссплатформенность, трансмедийность;
- исследовать социальные сети как медиаплощадку конвергентных СМИ;
- изучить влияния социальных сетей на функционирования СМИ;
- определить особенности контента СМИ в социальных сетях;
- выявить контентные и организационные стратегии СМИ в социальных сетях;
- изучить трансформацию жанров, форм и форматов медиаконтента;
- изучить трансформацию организационной работы конвергентной редакции;
- дать характеристику деловым изданиям;
- выявить особенности функционирования издания «РБК» и его аккаунтов во «Вконтакте», Instagram и Facebook;
- выяснить особенности контента в аккаунтах «РБК» в социальных сетях;
- определить превалирующий тип контента;
- выявить особенности визуального контента;
- определить превалирующие жанры публикаций;
- определить популярные тематики публикаций;
- выяснить превалирующий тип публикаций;
- определить уровень уникальность контента
- проанализировать организационную модель функционирования «РБК»;
- охарактеризовать структуру редакции «РБК»;
- выяснить механизм работы с социальными сетями;
- определить цели введения аккаунтов «РБК» в социальных сетях;
- выявить принципы работы с контентом для аккаунтов РБК в социальных сетях;
- выяснить уровень универсальности сотрудников «РБК».
Методы исследования. В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве основных теоретических методов работы применяются: при сборе информации - поиск, индукция, дедукция, описание, а также синтез и анализ научных трудов по исследуемой теме. В качестве эмпирических методов - контент-анализ и глубинное интервью.
Теоретическая значимость работы напрямую связана с анализом и систематизацией теоретических подходов к изучению функционирования конвергентных деловых СМИ в социальных сетях, а также спецификой работы конвергентной редакции. Структурированные нами данные будут полезны при исследовании деловых изданий и таких феноменов, как конвергенция, кроссмедийность и трансмедийность.
Практическая значимость данной работы заключается в комплексном анализе аккаунтов в социальных сетях конвергентного делового издания, его контента, функций в соответствии с предпочтениями аудитории и особенностью работы конвергентной редакции. В работе отмечены специфика функционирования издания в социальных сетях, что сможет служить основанием для дальнейшего изучения темы по мере происходящих в этой отрасли изменений. Кроме того, выявленная специфика может быть востребована журналистами, работающими в конвергентных онлайн-изданиях, специалистами по SMM, занимающихся продвижением СМИ в социальных сетях, так как формы подачи информации могут влиять на восприятие качества журналистских материалов особенно в деловой прессе.
Структура работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников и приложения. В первой главе рассмотрены основные процессы трансформации СМИ, в частности процессы конвергенции и мультимедиатиатизации и феномены кроссмедийности и трансмедийности. В первой главе мы изучили специфику социальных сетей как медиаплощадок конвергентных СМИ и конвергентные и организационные стратегии СМИ в социальных сетях, а именно трансформации жанров, видов форматов медиаконтента и трансформации работы редакции конвергентного СМИ. Помимо этого, первая глава включает в себя изучение основных характеристик деловых СМИ. Во второй главе нами выделены характеристики «РБК», рассмотрены особенности контента в аккаунтах издания во «Вконтакте», Facebook и Instagram, исследована структура редакции.
Апробация работы. Тезисы из теоретической части были представлены на конференции XXVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (выступление с докладом).
Результаты дипломной работы апробированы в рамках конференции - II Международного «Форума языков и культур» при Сибирском федеральном университете в 2021 году. Диплом III степени в секции «Актуальные проблемы изучения национального и регионального информационного пространства».
В первую очередь конвергентные издания представляют собой печатную, теле-, аудио-, и интернет-версии СМИ, деятельность которых осуществляется под единым брендом. Важно отметить, что конвергенции и дигитализации способствовали формированию мультимедиатизации, которая выражается в применении не только вербальной, но и других знаковых систем для распространения и упаковки информации. Российская исследовательница М. М. Лукина относит к конвергентным изданиям интернет-СМИ, транслирующие информацию с помощью разнообразных медийных платформ, которые могут включать в себя текст, фото-видеоизображения, инфографики и подкасты [Интернет-СМИ... 2010: 342]. Активное развитие медиасистемы в условиях конвергенции и интернетизации привело к тому, что сегодня онлайн- издания являются более востребованными среди аудитории, нежели традиционные СМИ. Так, по данным исследовательского центра Deloitte о медиапротреблении в России в 2020 году, Интернет, в частности аналитические и новостные сайты являются одним из ключевых источников новостной информации, 72 % населения страны получают информацию именно из них [Медиапотребление в России..., 2020].
Исходя из этого, стоит отметить, что современные конвергентные практики приводят к эволюции медиапотребления. Согласно данным из доклада «Левада-центра» «Российский медиаландшафт 2019: телевидение, интернет, пресса и социальные сети», с 2009 года по 2019 год аудитория социальных сетей выросла в три раза: с девяти процентов до трети населения России. [Российский медиаландшафт 2019: телевидение, интернет, пресса и социальные сети, 2019]. В итоге на сегодняшний день все ведущие СМИ имеют собственные представительства в социальных сетях. В некоторых случаях сообщества в социальных сетях уже становятся полноценной составляющей конвергентного СМИ со своей специфической аудиторией и контентом.
Сегодня социальные сети как интернет-пространство требуют отличительных форм подачи журналистских материалов [Топчий, 2018]. Определенно, происходит трансформация содержания материалов: контент приобретает отличительные особенности, меняется форма медиаконтента, его функция и тип, а также визуальная составляющая. Помимо этого, изменения в контенте находят отклик в его воздействии на аудиторию. Более того, на сегодняшний день аудитория социальных сетей сама становится участником процесса создания контента для медиа (в том числе новостных и деловых). Вследствие чего наблюдаются такие феномены, как кроссмедийность и транссмедийность.
Кроссмедиа подразумевает распространение идентичного контента с помощью разнообразных медийных платформ. Трансмедиа же означает передачу множества сообщений на одну тематику, но с добавлением новой информации и новых деталей с помощью различных каналов коммуникации. Оба феномена сегодня тесно связаны с функционированием конвергентных изданий в соцсетях.
Согласно данным исследовательского центра Deloitte, значимость социальных сетей с каждым годом растет, особенно среди взрослой возрастной категории (старше 65 лет) [Медиапотребление в России..., 2020]. Это дает право нам сказать, что приоритетными медиаплатформами для кроссмедиа и трансмедиа становятся именно социальные сети.
Аккаунты СМИ в социальных сетях как отдельные проекты мультимедиа должны ориентироваться на запросы медиапотребителя. Важно заметить, что данное явление способствует развитию мультиканальных СМИ, которые представляют собой периодическое издание, функционирующие сразу же на нескольких медиаплощадках, ни одна из которых не доминирует.
Перечисленные выше тенденции не могли не отразиться на организации работы конвергентной редакции. Трансформации подверглись такие аспекты, как планирование медиаконтента, а также его продвижение. Таким образом, актуальным представляется выявление и изучение особенностей содержательной и организационной модели конвергентного СМИ.
Стоит также отметить, что важную роль в процессе конвергенции и мультимедиатизации занимают информационные агентства и деловая качественная пресса. Сегодня деловые издания важны не только для представителей финансово-экономической сферы, но и для всех бизнес- специалистов, практикующих деловые коммуникации в повседневной профессиональной деятельности. Деловая журналистика один из наиболее активно развивающихся сегментов российской медиасистемы [Полынов, 2017], что также делает его особенно интересным для исследования с точки зрения процессов конвергенции и мультимедиатизации. В этом и заключается актуальность нашего исследования.
В качестве теоретической базы работы за основу мы взяли исследования, которые условно можно разделить на несколько групп:
- работы, посвященные изучению феноменов «конвергентность» и «мультимедиатизация» (Е. Л. Вартанова, М. М. Лукина, А. Г. Качкаева, С. А. Шомова, С. А. Юферева, М. Г. Шилина);
- исследования кроссмедийности и трансмедийности - труды зарубежных исследователей К. Молони, Г. Хейса, Г. Дженкинса, Р. Праттена;
- исследования, посвященные взаимоотношению СМИ и социальных сетей (С. И. Симакова, Е. В. Першина, В. А. Бейненсон, Е. А. Смирнова, Е. И. Петрова, О. В. Дьяченко);
- труды, в которых рассматривается специфика социальных сетей как медиаплатформы (К. А. Карякина, А. П. Шибут, И. П. Шибут, С. Р. Давлетшина);
- исследования трансформации мультимедийного и аудиовизуального контента на новых технологических площадках (А. А. Амзин Л. А. Круглова, Н. С. Лосевой, К. Р. Нигматуллина, М. В. Петрушко, В. Пуля);
- работы, посвященные изучению функционирования конвергентной редакции: исследования отечественных ученых (Е. А. Баранова, Л. С. Петухова, А. С. Юферева, И. О. Молчанова), а также зарубежных (И. Д. Эрдал и Г. Хэйс);
- исследования характеристик деловых СМИ (Г. С. Мельник, С. М. Виноградова, А. В. Вырковский, Л.Б. Голикова).
Новизна нашего исследования состоит в том, что на сегодняшний день крайне мало научных работ посвящено изучению деловых конвергентных изданий (в частности «РБК»). Современными учеными недостаточно исследован вопрос организационной структуры редакций с учетом перехода изданий в социальные сети. Кроме того, контентное наполнение аккаунтов деловых СМИ постоянно меняется из-за сменяющихся трендов и запросов аудитории, по это причине уже существующие работы по этой теме теряют свою актуальность. В нашем исследовании мы учли перечисленные особенности, мы также попытались проанализировать научные исследования по схожей тематике, обобщили их и представили подробное описание организационной и содержательной моделей «РБК».
Объект исследования - содержательная и организационная модель конвергентного издания «РБК».
Предмет - своеобразие контента аккаунтов РБК в социальных сетях и особенности функционирования редакции «РБК» в условиях конвергенции.
Эмпирическую базу исследования составили материалы аккаунтов «РБК» в Facebook, «Вконтакте», Instagram. Общий объем проанализированных материалов составил 1005 публикаций. Также в эмпирическую базу входят результаты глубинных интервью с двумя руководителями и четырьмя корреспондентами редакции «РБК».
Целью нашего исследования является изучение специфики
содержательной и организационной модели конвергентного СМИ на примере делового качественного издания «РБК».
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
- дать определение ключевым понятиям работы: конвергенция, мультимедиатизация, кроссплатформенность, трансмедийность;
- исследовать социальные сети как медиаплощадку конвергентных СМИ;
- изучить влияния социальных сетей на функционирования СМИ;
- определить особенности контента СМИ в социальных сетях;
- выявить контентные и организационные стратегии СМИ в социальных сетях;
- изучить трансформацию жанров, форм и форматов медиаконтента;
- изучить трансформацию организационной работы конвергентной редакции;
- дать характеристику деловым изданиям;
- выявить особенности функционирования издания «РБК» и его аккаунтов во «Вконтакте», Instagram и Facebook;
- выяснить особенности контента в аккаунтах «РБК» в социальных сетях;
- определить превалирующий тип контента;
- выявить особенности визуального контента;
- определить превалирующие жанры публикаций;
- определить популярные тематики публикаций;
- выяснить превалирующий тип публикаций;
- определить уровень уникальность контента
- проанализировать организационную модель функционирования «РБК»;
- охарактеризовать структуру редакции «РБК»;
- выяснить механизм работы с социальными сетями;
- определить цели введения аккаунтов «РБК» в социальных сетях;
- выявить принципы работы с контентом для аккаунтов РБК в социальных сетях;
- выяснить уровень универсальности сотрудников «РБК».
Методы исследования. В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве основных теоретических методов работы применяются: при сборе информации - поиск, индукция, дедукция, описание, а также синтез и анализ научных трудов по исследуемой теме. В качестве эмпирических методов - контент-анализ и глубинное интервью.
Теоретическая значимость работы напрямую связана с анализом и систематизацией теоретических подходов к изучению функционирования конвергентных деловых СМИ в социальных сетях, а также спецификой работы конвергентной редакции. Структурированные нами данные будут полезны при исследовании деловых изданий и таких феноменов, как конвергенция, кроссмедийность и трансмедийность.
Практическая значимость данной работы заключается в комплексном анализе аккаунтов в социальных сетях конвергентного делового издания, его контента, функций в соответствии с предпочтениями аудитории и особенностью работы конвергентной редакции. В работе отмечены специфика функционирования издания в социальных сетях, что сможет служить основанием для дальнейшего изучения темы по мере происходящих в этой отрасли изменений. Кроме того, выявленная специфика может быть востребована журналистами, работающими в конвергентных онлайн-изданиях, специалистами по SMM, занимающихся продвижением СМИ в социальных сетях, так как формы подачи информации могут влиять на восприятие качества журналистских материалов особенно в деловой прессе.
Структура работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников и приложения. В первой главе рассмотрены основные процессы трансформации СМИ, в частности процессы конвергенции и мультимедиатиатизации и феномены кроссмедийности и трансмедийности. В первой главе мы изучили специфику социальных сетей как медиаплощадок конвергентных СМИ и конвергентные и организационные стратегии СМИ в социальных сетях, а именно трансформации жанров, видов форматов медиаконтента и трансформации работы редакции конвергентного СМИ. Помимо этого, первая глава включает в себя изучение основных характеристик деловых СМИ. Во второй главе нами выделены характеристики «РБК», рассмотрены особенности контента в аккаунтах издания во «Вконтакте», Facebook и Instagram, исследована структура редакции.
Апробация работы. Тезисы из теоретической части были представлены на конференции XXVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (выступление с докладом).
Результаты дипломной работы апробированы в рамках конференции - II Международного «Форума языков и культур» при Сибирском федеральном университете в 2021 году. Диплом III степени в секции «Актуальные проблемы изучения национального и регионального информационного пространства».
Деловая журналистика сегодня, как мы отметили в нашей работе, один из наиболее активно развивающихся сегментов отечественной медиасистемы. И сегодня в условиях интернетизации этот сегмент постепенно видоизменяется и все чаще следует тенденциям конвергенции и мультимедиатизации.
Конвергенцию в медиасфере связывают с техническим прогрессом, в основе которого лежит процесс дигитализации. Журналистский продукт становится мультимедийным, а новая журналистика характеризуется такими чертами, как гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность. Конвергенция в деловой журналистике позволяет создавать не только качественный, но и привлекательный для аудитории мультимедийный контент в сфере бизнес-коммуникаций. Однако самое важное, что конвергенция повлияла и на печатные СМИ, которые активно переходят в онлайн-среду, запускают свои веб-сайты и заводят аккаунты изданий в социальных медиа. Это привело к тому, что сегодня в деловых СМИ, представленных в интернете, закрепились SMM- отделы. В числе таких изданий и «РБК», анализу которого и была посвящена наша работа.
Первые аккаунты в социальных сетях «РБК» стал создавать в 2010-х годах. В 2011 году сообщества «РБК» появились во «ВКонтакте», в Facebook, «Одноклассниках», YouTube, Twitter. В Instagram аккаунт «РБК» начал функционировать в 2016 году. Позже «РБК» создал свой канал в мессенджере Telegram и аккаунт в интернет-сервисе «Яндекс.Дзен». Несомненно, каждая социальная платформа требует отдельного подхода к контенту, который на ней размещается. В нашей работе мы попытались описать подходы «РБК» к контенту на медийных площадках, чтобы проследить различие между ними.
С целью выявления количественно-качественных характеристик в публикациях «РБК» в социальных сетях мы провели контент-анализ, в ходе которого нами было проанализировано более тысячи публикаций в аккаунтах «РБК» во «ВКонтакте», Instagram и Facebook. На основе проделанного анализа мы можем выделить следующие результаты:
- В аккаунтах «РБК» во «ВКонтакте», Facebook и в Instagram наблюдается концентрация текстово-визуального и текстово-аудиовизуального контента. Последний особенно распространен в аккаунте в Instagram, где в силу специфики платформы популярны видео-контент и потоковые видео. Помимо этого, Instagram как социальная сеть, созданная для распространения визуального контента, может быть удобнее для аудитории СМИ, чтобы просматривать видеоматериалы. Высокий процент использования визуального элемента, на наш взгляд, связан с тем, что контент такого формата больше привлекает внимание аудитории в ленте новостей, а мозг человека усваивает графические изображения лучше, чем текст.
- Аккаунт «РБК» в Instagram также отличается наличием уникального для социальных сетей способом подачи контента - «карточек». Популярность такого способа подачи контента в этой социальной сети обусловлена, во-первых, своеобразием социальной платформы, нацеленной в первую очередь на распространение визуального контента, во-вторых, наличием функции «карусель», которая позволяет аудитории потреблять контент в правильной последовательности, это также удобно для пользователей.
- Самым распространенным визуальным элементом во «ВКонтакте» и Facebook выступали фотографии. В Instagram же ситуация иная: большинство публикаций содержат в себе визуальный элемент в виде изображения с помещенным на нем текстом. Мы связываем это со спецификой соцсети.
- Особое распространение на социальных платформах «РБК» получил видеоконтент. Самый высокий процент использования видеоматериалов наблюдается в аккаунте «РБК» в Instagram. В данной социальной сети «РБК» создает оригинальное информационное шоу «ЧЭЗ Next» («Что это значит»). Шоу идет в прямом эфире, позже видеоматериал отображается в основной ленте новостей в аккаунте. В аккаунтах «РБК» во «ВКонтакте» и Facebook видеоматериал также представлен двумя видами. К первому виду относится выпуск главных новостей «РБК» за день. При этом данный видеоконтент идентичен на обеих социальных платформах «РБК». Второй вид контента в формате видео представлен, как и в Instagram, событийными видео.
- Авторство большинства видеоконтента, представленных на всех трех социальных платформах «РБК» принадлежит редакции «РБК». Это говорит нам, что, вероятнее всего, за создание видеоконтента в редакции отвечает один определенный отдел.
- Самыми не востребованными мультимедийными элементами в аккаунтах «РБК» являются инфографика и графический рисунок. Вместо этого мы наблюдаем частое обращение к цифрографикам, изображениям с цитатой и карточкам с текстом. Они показывают главные цифры событий и/или явлений, что принципиально для деловых СМИ. А дословная выдержка из высказываний деятелей из сферы политики и бизнеса особенна важна для деловых качественных СМИ, во многом поэтому «РБК» обращаются к такой цифрографике. Более того, такое компактное изложение необходимой информации первостепенно для социальных сетей.
- В аккаунтах «РБК» во «ВКонтакте» и Facebook визуальная составляющая идентичных материалов не дублировалась, а создавалась для каждой из данных социальных сетей специально.
- В социальных сетях «РБК» публикации относятся только к информационной группе жанров. Жанры новости, аннотации, репортажа распространены как во «ВКонтакте», так и в Facebook. При этом 25 % материалов в жанре новости во «ВКонтакте» и Facebook были представлены в формате видео-контента под названием «Новости дня РБК». Разновидности жанра новостной заметки - мини-истории, мини-обозрения, отчет, а также видеоконтент в жанре информационного шоу представлены только в аккаунте «РБК» в Instagram. Это мы можем обосновать тем, что Instagram «РБК» используется для менее оперативных новостей и объемных материалов. К тому же, функция «карусель» дает возможность предоставлять аудитории журналистский текст с помощью карточек.
- Во «ВКонтакте», Facebook и Instagram «РБК» жанр репортажа представлен совокупностью постов, которые издание публикует друг за другом с определенной периодичностью.
- Самой популярной темой на всех трех площадках «РБК» стало «общество». Эта тема включает в себя новости о социально важных событиях и явлениях в мире и России. Высокий процент материалов «РБК» общественной тематики, на наш взгляд, связан с тем, что информационных поводов из сферы общества за день в среднем гораздо больше, чем из сферы политики и/или экономики, поскольку эта тематика касается каждого члена общества. Посты в социальных сетях, посвященные общественной теме, могут быть наиболее популярны среди аудитории.
- Информационный контент превалирует в аккаунтах «РБК» во всех трех социальных сетях. Во «ВКонтакте» и Facebook развлекательный контент был популярнее, чем вовлекающий среди неинформационных постов. В Instagram вовлекающие публикации «РБК» получили большее распространение, чем развлекательный.
- Большинство материалов «РБК» дублирует с официального сайта в свои аккаунты в социальных сетях. Публикации во «ВКонтакте», Facebook и Instagram, которые не находят отражения на сайте «РБК», в большинстве случаев представлены в виде оперативных новостей.
- Уникальный контент, который не повторялся бы на других площадках, «РБК» чаще всего создает для своего аккаунта в Instagram. Высокий процент использования уникальных постов обусловлен запуском проекта «ЧЭЗ Next», о котором мы говорили ранее.
- Контент на всех трех социальных платформах «РБК» совпадал редко. Идентичный контент в большей степени был представлен на площадках Facebook и «ВКонтакте». Мы объясняем это с тем, что «РБК» разные социальные сети выполняют разные цели, а между Facebook и «ВКонтакте» есть сходства как в аудитории, так и в том, на что направлена сама соцсеть.
Кроссмедийное производство повлияло на то, что организационная структура конвергентных редакций значительно трансформировалась. Помимо отделов бильд-редакторов, фото-, видеослужб не просто появились, а закрепились SMM-отделы.
Для того чтобы дать характеристику организационной модели редакции «РБК», мы провели глубинное интервью с сотрудниками разных отделов издания. Представляем результаты, выявленные в результате этого эмпирического метода:
- Редакция «РБК» представляет собой синтез интегрированной и двухуровневой редакций. Она включает в себя отделы «Выпуск» (или новостной отдел), «Выпуск газеты», отраслевых подразделений («Экономика», «Финансы», «Политика», «Общество», «Индустрия», «Потребительский рынок», «Телекоммуникации», «Международная информация», «Свой бизнес» и «PRO РБК»), фотослужба, видеослужба, Big date, отдела дизайна и SMM-отдел.
- Отдел по работе с социальными сетями входит в структуру объединенной редакции «РБК». Однако также отдел подчиняется и дирекции развития B2C продуктов, так как социальные сети являются дополнительным способом монетизации из-за рекламных постов.
- Отдел по развитию социальных сетей включает в себя команду из пяти SMM-специалистов: три контент-менеджера, руководитель SMM-отдела и куратор направления социальных сетей. Так, в обязанности SMM-специалиста входит мониторинг информационной повестки, написание текстов для постов, написания подводок для публикаций онлайн-издания, создание текстового и мультимедийного контента в социальных сетях.
- SMM-менеджеры работают по сменам. Специалист отдела в течение своей смены отвечает за мониторинг информационной повестки, написание текстов для постов, написания подводок для публикаций онлайн-издания, создание текстового и мультимедийного контента в социальных сетях. Исключением является мессенджер Telegram и социальная сеть Twitter. В Telegram-канал и в Twitter посты создают сотрудники объединенной редакции.
- SMM-специалисты также отмечают, что, помимо охватов, их задача - генерация трафика на сайт. Поэтому именно на традиционных площадках, «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», публикуется большая часть контента. Instagram отвечает за увеличение охватов аудитории путем публикации полезного и интересного контента, соответствующего деловой тематике.
- SMM-специалисты при создании визуализации для журналистских материалов опираются на такие критерии, как целесообразность, удобство восприятия, акцент на важное и интересное.
- В аккаунтах «РБК» в социальных сетях контент в большинстве случаях следует редакционному плану. Остальной контент представляет собой срочные новости и материалы, созданные специально для аудитории социальных сетей.
- Срочные новости, которые еще не размещены на сайте «РБК», корреспонденты с места событий передают SMM-специалистам в WhatsApp, фотокорреспонденты отсылают фото-, видеоматериалы. Менеджеры публикуют новости в социальных сетях «РБК».
- За контент рубрики «Главные новости» и первого информационного шоу в Instagram «ЧЭЗ Next» отвечает редакция «РБК ТВ». SMM-специалисты же следят за соответствием формата социальным сетям, а также отвечают за написание подводок для аккаунтов во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках».
- Сотрудники редакции «РБК» не могут назвать себя универсальными журналистами. В издании все задачи разделены, каждый сотрудник отвечает за свою часть работы. Однако специалисты SMM-отдела напротив чувствуют себя универсалами. Это связано с тем, что в их обязанности входит и написание контента, и создание визуализации, и работа по продвижению контента.
Таким образом, проведя контент-анализ конвергентного издания «РБК» и глубинное интервью сотрудников редакции «РБК», мы выполнили основные задачи нашей работы. Мы убедились, что социальные сети являются неотъемлемой частью конвергентного издания «РБК». Исследование показало, что содержательная модель аккаунтов этого СМИ в социальных сетях имеет жанровое и тематическое своеобразие. Контент в социальных сетях представляется в разных типах и форматах. Организационная модель редакции «РБК», следовательно, в условиях конвергенции функционирует по модели двухуровневой объединённой редакции, где каждый сотрудник отвечает за свою деятельность.
Конвергенцию в медиасфере связывают с техническим прогрессом, в основе которого лежит процесс дигитализации. Журналистский продукт становится мультимедийным, а новая журналистика характеризуется такими чертами, как гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность. Конвергенция в деловой журналистике позволяет создавать не только качественный, но и привлекательный для аудитории мультимедийный контент в сфере бизнес-коммуникаций. Однако самое важное, что конвергенция повлияла и на печатные СМИ, которые активно переходят в онлайн-среду, запускают свои веб-сайты и заводят аккаунты изданий в социальных медиа. Это привело к тому, что сегодня в деловых СМИ, представленных в интернете, закрепились SMM- отделы. В числе таких изданий и «РБК», анализу которого и была посвящена наша работа.
Первые аккаунты в социальных сетях «РБК» стал создавать в 2010-х годах. В 2011 году сообщества «РБК» появились во «ВКонтакте», в Facebook, «Одноклассниках», YouTube, Twitter. В Instagram аккаунт «РБК» начал функционировать в 2016 году. Позже «РБК» создал свой канал в мессенджере Telegram и аккаунт в интернет-сервисе «Яндекс.Дзен». Несомненно, каждая социальная платформа требует отдельного подхода к контенту, который на ней размещается. В нашей работе мы попытались описать подходы «РБК» к контенту на медийных площадках, чтобы проследить различие между ними.
С целью выявления количественно-качественных характеристик в публикациях «РБК» в социальных сетях мы провели контент-анализ, в ходе которого нами было проанализировано более тысячи публикаций в аккаунтах «РБК» во «ВКонтакте», Instagram и Facebook. На основе проделанного анализа мы можем выделить следующие результаты:
- В аккаунтах «РБК» во «ВКонтакте», Facebook и в Instagram наблюдается концентрация текстово-визуального и текстово-аудиовизуального контента. Последний особенно распространен в аккаунте в Instagram, где в силу специфики платформы популярны видео-контент и потоковые видео. Помимо этого, Instagram как социальная сеть, созданная для распространения визуального контента, может быть удобнее для аудитории СМИ, чтобы просматривать видеоматериалы. Высокий процент использования визуального элемента, на наш взгляд, связан с тем, что контент такого формата больше привлекает внимание аудитории в ленте новостей, а мозг человека усваивает графические изображения лучше, чем текст.
- Аккаунт «РБК» в Instagram также отличается наличием уникального для социальных сетей способом подачи контента - «карточек». Популярность такого способа подачи контента в этой социальной сети обусловлена, во-первых, своеобразием социальной платформы, нацеленной в первую очередь на распространение визуального контента, во-вторых, наличием функции «карусель», которая позволяет аудитории потреблять контент в правильной последовательности, это также удобно для пользователей.
- Самым распространенным визуальным элементом во «ВКонтакте» и Facebook выступали фотографии. В Instagram же ситуация иная: большинство публикаций содержат в себе визуальный элемент в виде изображения с помещенным на нем текстом. Мы связываем это со спецификой соцсети.
- Особое распространение на социальных платформах «РБК» получил видеоконтент. Самый высокий процент использования видеоматериалов наблюдается в аккаунте «РБК» в Instagram. В данной социальной сети «РБК» создает оригинальное информационное шоу «ЧЭЗ Next» («Что это значит»). Шоу идет в прямом эфире, позже видеоматериал отображается в основной ленте новостей в аккаунте. В аккаунтах «РБК» во «ВКонтакте» и Facebook видеоматериал также представлен двумя видами. К первому виду относится выпуск главных новостей «РБК» за день. При этом данный видеоконтент идентичен на обеих социальных платформах «РБК». Второй вид контента в формате видео представлен, как и в Instagram, событийными видео.
- Авторство большинства видеоконтента, представленных на всех трех социальных платформах «РБК» принадлежит редакции «РБК». Это говорит нам, что, вероятнее всего, за создание видеоконтента в редакции отвечает один определенный отдел.
- Самыми не востребованными мультимедийными элементами в аккаунтах «РБК» являются инфографика и графический рисунок. Вместо этого мы наблюдаем частое обращение к цифрографикам, изображениям с цитатой и карточкам с текстом. Они показывают главные цифры событий и/или явлений, что принципиально для деловых СМИ. А дословная выдержка из высказываний деятелей из сферы политики и бизнеса особенна важна для деловых качественных СМИ, во многом поэтому «РБК» обращаются к такой цифрографике. Более того, такое компактное изложение необходимой информации первостепенно для социальных сетей.
- В аккаунтах «РБК» во «ВКонтакте» и Facebook визуальная составляющая идентичных материалов не дублировалась, а создавалась для каждой из данных социальных сетей специально.
- В социальных сетях «РБК» публикации относятся только к информационной группе жанров. Жанры новости, аннотации, репортажа распространены как во «ВКонтакте», так и в Facebook. При этом 25 % материалов в жанре новости во «ВКонтакте» и Facebook были представлены в формате видео-контента под названием «Новости дня РБК». Разновидности жанра новостной заметки - мини-истории, мини-обозрения, отчет, а также видеоконтент в жанре информационного шоу представлены только в аккаунте «РБК» в Instagram. Это мы можем обосновать тем, что Instagram «РБК» используется для менее оперативных новостей и объемных материалов. К тому же, функция «карусель» дает возможность предоставлять аудитории журналистский текст с помощью карточек.
- Во «ВКонтакте», Facebook и Instagram «РБК» жанр репортажа представлен совокупностью постов, которые издание публикует друг за другом с определенной периодичностью.
- Самой популярной темой на всех трех площадках «РБК» стало «общество». Эта тема включает в себя новости о социально важных событиях и явлениях в мире и России. Высокий процент материалов «РБК» общественной тематики, на наш взгляд, связан с тем, что информационных поводов из сферы общества за день в среднем гораздо больше, чем из сферы политики и/или экономики, поскольку эта тематика касается каждого члена общества. Посты в социальных сетях, посвященные общественной теме, могут быть наиболее популярны среди аудитории.
- Информационный контент превалирует в аккаунтах «РБК» во всех трех социальных сетях. Во «ВКонтакте» и Facebook развлекательный контент был популярнее, чем вовлекающий среди неинформационных постов. В Instagram вовлекающие публикации «РБК» получили большее распространение, чем развлекательный.
- Большинство материалов «РБК» дублирует с официального сайта в свои аккаунты в социальных сетях. Публикации во «ВКонтакте», Facebook и Instagram, которые не находят отражения на сайте «РБК», в большинстве случаев представлены в виде оперативных новостей.
- Уникальный контент, который не повторялся бы на других площадках, «РБК» чаще всего создает для своего аккаунта в Instagram. Высокий процент использования уникальных постов обусловлен запуском проекта «ЧЭЗ Next», о котором мы говорили ранее.
- Контент на всех трех социальных платформах «РБК» совпадал редко. Идентичный контент в большей степени был представлен на площадках Facebook и «ВКонтакте». Мы объясняем это с тем, что «РБК» разные социальные сети выполняют разные цели, а между Facebook и «ВКонтакте» есть сходства как в аудитории, так и в том, на что направлена сама соцсеть.
Кроссмедийное производство повлияло на то, что организационная структура конвергентных редакций значительно трансформировалась. Помимо отделов бильд-редакторов, фото-, видеослужб не просто появились, а закрепились SMM-отделы.
Для того чтобы дать характеристику организационной модели редакции «РБК», мы провели глубинное интервью с сотрудниками разных отделов издания. Представляем результаты, выявленные в результате этого эмпирического метода:
- Редакция «РБК» представляет собой синтез интегрированной и двухуровневой редакций. Она включает в себя отделы «Выпуск» (или новостной отдел), «Выпуск газеты», отраслевых подразделений («Экономика», «Финансы», «Политика», «Общество», «Индустрия», «Потребительский рынок», «Телекоммуникации», «Международная информация», «Свой бизнес» и «PRO РБК»), фотослужба, видеослужба, Big date, отдела дизайна и SMM-отдел.
- Отдел по работе с социальными сетями входит в структуру объединенной редакции «РБК». Однако также отдел подчиняется и дирекции развития B2C продуктов, так как социальные сети являются дополнительным способом монетизации из-за рекламных постов.
- Отдел по развитию социальных сетей включает в себя команду из пяти SMM-специалистов: три контент-менеджера, руководитель SMM-отдела и куратор направления социальных сетей. Так, в обязанности SMM-специалиста входит мониторинг информационной повестки, написание текстов для постов, написания подводок для публикаций онлайн-издания, создание текстового и мультимедийного контента в социальных сетях.
- SMM-менеджеры работают по сменам. Специалист отдела в течение своей смены отвечает за мониторинг информационной повестки, написание текстов для постов, написания подводок для публикаций онлайн-издания, создание текстового и мультимедийного контента в социальных сетях. Исключением является мессенджер Telegram и социальная сеть Twitter. В Telegram-канал и в Twitter посты создают сотрудники объединенной редакции.
- SMM-специалисты также отмечают, что, помимо охватов, их задача - генерация трафика на сайт. Поэтому именно на традиционных площадках, «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», публикуется большая часть контента. Instagram отвечает за увеличение охватов аудитории путем публикации полезного и интересного контента, соответствующего деловой тематике.
- SMM-специалисты при создании визуализации для журналистских материалов опираются на такие критерии, как целесообразность, удобство восприятия, акцент на важное и интересное.
- В аккаунтах «РБК» в социальных сетях контент в большинстве случаях следует редакционному плану. Остальной контент представляет собой срочные новости и материалы, созданные специально для аудитории социальных сетей.
- Срочные новости, которые еще не размещены на сайте «РБК», корреспонденты с места событий передают SMM-специалистам в WhatsApp, фотокорреспонденты отсылают фото-, видеоматериалы. Менеджеры публикуют новости в социальных сетях «РБК».
- За контент рубрики «Главные новости» и первого информационного шоу в Instagram «ЧЭЗ Next» отвечает редакция «РБК ТВ». SMM-специалисты же следят за соответствием формата социальным сетям, а также отвечают за написание подводок для аккаунтов во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках».
- Сотрудники редакции «РБК» не могут назвать себя универсальными журналистами. В издании все задачи разделены, каждый сотрудник отвечает за свою часть работы. Однако специалисты SMM-отдела напротив чувствуют себя универсалами. Это связано с тем, что в их обязанности входит и написание контента, и создание визуализации, и работа по продвижению контента.
Таким образом, проведя контент-анализ конвергентного издания «РБК» и глубинное интервью сотрудников редакции «РБК», мы выполнили основные задачи нашей работы. Мы убедились, что социальные сети являются неотъемлемой частью конвергентного издания «РБК». Исследование показало, что содержательная модель аккаунтов этого СМИ в социальных сетях имеет жанровое и тематическое своеобразие. Контент в социальных сетях представляется в разных типах и форматах. Организационная модель редакции «РБК», следовательно, в условиях конвергенции функционирует по модели двухуровневой объединённой редакции, где каждый сотрудник отвечает за свою деятельность.
Подобные работы
- Визуальные средства кроссмедийной выразительности журналистских произведений в мультимедийных проектах современных российских СМИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Тележурналистика в Интернете: адаптация форматов
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



