ОПЫТ СОЗДАНИЯ АВТОРСКОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИНТЕРНЕТ - ПРОЕКТА НА СОЦИАЛЬНУЮ ТЕМАТИКУ
|
Введение 3
1 Специфика авторских телевизионных материалов на социальную тематику
в Интернет-пространстве 7
1.1 Социальная тематика в журналистских материалах 7
1.2 YouTube как актуальная площадка для телевизионных
журналистов 12
1.3 Основные черты авторского журналистского проекта 21
2 Реализация авторского телевизионного Интернет-проекта на социальную
тематику 27
2.1 Выработка предварительной концепции журналистского проекта 27
2.2 Подготовка и взаимодействие с основными героями журналистского
проекта 32
2.3 Разработка и корректировка черновой версии проекта 39
2.4 Рефлексия по поводу результатов проделанной работы над авторским
телевизионным Интернет-проектом на социальную тематику 45
Заключение 52
Список использованных источников 56
Приложение А. Определение идеи и концепции проекта 61
Приложение Б. Синопсис программы 62
Приложение В. План съемок 63
Приложение Г. Вопросы директору фонда
1 Специфика авторских телевизионных материалов на социальную тематику
в Интернет-пространстве 7
1.1 Социальная тематика в журналистских материалах 7
1.2 YouTube как актуальная площадка для телевизионных
журналистов 12
1.3 Основные черты авторского журналистского проекта 21
2 Реализация авторского телевизионного Интернет-проекта на социальную
тематику 27
2.1 Выработка предварительной концепции журналистского проекта 27
2.2 Подготовка и взаимодействие с основными героями журналистского
проекта 32
2.3 Разработка и корректировка черновой версии проекта 39
2.4 Рефлексия по поводу результатов проделанной работы над авторским
телевизионным Интернет-проектом на социальную тематику 45
Заключение 52
Список использованных источников 56
Приложение А. Определение идеи и концепции проекта 61
Приложение Б. Синопсис программы 62
Приложение В. План съемок 63
Приложение Г. Вопросы директору фонда
В современном мире все большую популярность приобретают Интернет-платформы - относительно новые информационные ресурсы. Скорость передачи контента, его трансграничность, персонализация, интерактивность и другие свойства, приобретенные с переходом медиа в среду Интернета, привлекают все большее количество пользователей. Журналистика в поисках своей аудитории также все больше исследует возможности новой площадки параллельно с функционированием традиционных СМИ или и вовсе в отрыве от них, создавая собственный уникальный контент.
Особой популярностью отличаются YouTube-каналы, куда современные журналисты переходят по многим причинам, в том числе из -за отсутствия серьезной телевизионной цензуры, включающей определенные форматные признаки: строгий хронометраж, лексику, политическую цензуру и многое другое. Тем не менее, выбор площадки не ограничивает тематически журналиста при создании собственных сюжетов. Другими словами, все актуальные политические, экономические, культурные и социальные события также остаются под пристальным вниманием авторов. Примеры таких каналов - это «вДудь», «А поговорить?», «Редакция», «Осторожно: Собчак» и другие.
В работе хотелось бы акцентировать внимание на профессиональной телевизионной журналистике, которая складывается в пространстве YouTube-каналов.
Актуальность заключается во все большей привлекательности YouTube-площадки для профессиональных журналистов, которые готовы создавать контент по основным принципам журналистики: фактчекинг, использование сведений 5 типов, обеспечение плюрализма мнений и другие. Согласно данным исследовательского центра компании «Deloitte» о медиапотреблении в России за 2020, сайт «YouTube» стал самым популярным и часто посещаемым у пользователей сети Интернет, а значит, он остается привлекательной площадкой для трансляции актуальных материалов. Появляется новое профессиональное явление - телевизионная журналистика в диджитал-среде.
Темой проекта была выбрана «социализация детей-сирот», поскольку проблема сиротства в России по -прежнему поставлена остро: по данным Росстата, в России на 2019 год 475 958 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Официальный сайт Министерства образования Красноярского края публикует информацию, что по состоянию на 01.03.2021 в Красноярском крае в учреждениях для детей-сирот проживает 1355 воспитанников. Край в 2018 году относился к регионам, где проблема сиротства выражена выше среднего, по данным платформы «Если быть точным», занимающейся продвижением аналитического подхода в освещении социальных проблем.
Новизна заключается в использовании нового профессионального инструментария диджитал-журналистики для создания авторского телевизионного проекта, предназначенного для площадки «YouTube», на тему, посвященную социализации детей-сирот в Красноярске.
Объектом исследования является телевизионная Интернет-журналистика на социальную тематику.
Предметом исследования стала специфика авторских телевизионных проектов на платформе YouTube.
Цель - создание авторского телевизионного проекта на социальную тематику для платформы YouTube.
Для достижения поставленной цели необходимо будет выполнить ряд задач, а именно:
- Выявить специфику социальной журналистики;
- Рассмотреть особенности YouTube-канала как актуальной площадки для тележурналистов;
- Определить черты авторского журналистского проекта;
- Написать сценарный план к авторскому проекту;
- Обеспечить эффективное продюсирование проекта;
- Собрать и отснять необходимый материал для видеомонтажа авторского телевизионного Интернет-проекта.
- Разместить готовый пилотный выпуск на YouTube-канале ТВ СФУ.
Основными общенаучными теоретическими методами исследования стали обобщение, абстрагирование, аналогия. Во второй, творческой части работы используются эмпирические, профессиональные методы - продюсирование и интервьюирование.
В качестве основной теоретической базы был выбран современный труд Е.И. Афанасьевой, российского журналиста и директора креативного планирования «Первого канала»-«Как создать свой проект для ТВи digital», в котором описываются отличия и сходства диджитал-среды и современного телевидения. Также были использованы научные статьи М.А. Бережной, доктора филологических наук и заведующего кафедрой радио и телевидения СПбГУ о специфике и проблемах социальной сферы, научные статьи Т.П. Фроловой, доцента факультета журналистики МГУ о роли социальной журналистики в общественном диалоге. Эмпирическая база исследования представлена социологическими данными, интервью с журналистами, выпусками программ в диджитал-среде (программы современных YouTube- журналистов, таких как А. Пивоваров, И. Шихман, Ю.Дудь, К. Собчак).
Теоретическая значимость заключается в аккумуляции знаний о специфике нового и популярного формата журналистского продукта.
Практическая значимость данной работы состоит в создании собственного журналистского продукта, посвященного проблеме социализации детей-сирот. Технология создания телевизионного проекта на социальную тематику в диджитал-среде может быть полезна и другим авторам, планирующим создавать оригинальный, журналистский контент на платформе «YouTube».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой части работы рассмотрены теоретические аспекты создания собственного журналистского продукта в диджитал-среде, а именно специфика площадки, выявлены особенности авторского проекта и социальной тематики в журналистике. Во второй части описаны этапы создания авторского телевизионного проекта на социальную тематику, предназначенного для YouTube-площадки, а также их последующий анализ и рефлексия.
Апробация результатов данного исследования была реализована на научно-практической конференции II Международного Форума языков и культур.
Особой популярностью отличаются YouTube-каналы, куда современные журналисты переходят по многим причинам, в том числе из -за отсутствия серьезной телевизионной цензуры, включающей определенные форматные признаки: строгий хронометраж, лексику, политическую цензуру и многое другое. Тем не менее, выбор площадки не ограничивает тематически журналиста при создании собственных сюжетов. Другими словами, все актуальные политические, экономические, культурные и социальные события также остаются под пристальным вниманием авторов. Примеры таких каналов - это «вДудь», «А поговорить?», «Редакция», «Осторожно: Собчак» и другие.
В работе хотелось бы акцентировать внимание на профессиональной телевизионной журналистике, которая складывается в пространстве YouTube-каналов.
Актуальность заключается во все большей привлекательности YouTube-площадки для профессиональных журналистов, которые готовы создавать контент по основным принципам журналистики: фактчекинг, использование сведений 5 типов, обеспечение плюрализма мнений и другие. Согласно данным исследовательского центра компании «Deloitte» о медиапотреблении в России за 2020, сайт «YouTube» стал самым популярным и часто посещаемым у пользователей сети Интернет, а значит, он остается привлекательной площадкой для трансляции актуальных материалов. Появляется новое профессиональное явление - телевизионная журналистика в диджитал-среде.
Темой проекта была выбрана «социализация детей-сирот», поскольку проблема сиротства в России по -прежнему поставлена остро: по данным Росстата, в России на 2019 год 475 958 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Официальный сайт Министерства образования Красноярского края публикует информацию, что по состоянию на 01.03.2021 в Красноярском крае в учреждениях для детей-сирот проживает 1355 воспитанников. Край в 2018 году относился к регионам, где проблема сиротства выражена выше среднего, по данным платформы «Если быть точным», занимающейся продвижением аналитического подхода в освещении социальных проблем.
Новизна заключается в использовании нового профессионального инструментария диджитал-журналистики для создания авторского телевизионного проекта, предназначенного для площадки «YouTube», на тему, посвященную социализации детей-сирот в Красноярске.
Объектом исследования является телевизионная Интернет-журналистика на социальную тематику.
Предметом исследования стала специфика авторских телевизионных проектов на платформе YouTube.
Цель - создание авторского телевизионного проекта на социальную тематику для платформы YouTube.
Для достижения поставленной цели необходимо будет выполнить ряд задач, а именно:
- Выявить специфику социальной журналистики;
- Рассмотреть особенности YouTube-канала как актуальной площадки для тележурналистов;
- Определить черты авторского журналистского проекта;
- Написать сценарный план к авторскому проекту;
- Обеспечить эффективное продюсирование проекта;
- Собрать и отснять необходимый материал для видеомонтажа авторского телевизионного Интернет-проекта.
- Разместить готовый пилотный выпуск на YouTube-канале ТВ СФУ.
Основными общенаучными теоретическими методами исследования стали обобщение, абстрагирование, аналогия. Во второй, творческой части работы используются эмпирические, профессиональные методы - продюсирование и интервьюирование.
В качестве основной теоретической базы был выбран современный труд Е.И. Афанасьевой, российского журналиста и директора креативного планирования «Первого канала»-«Как создать свой проект для ТВи digital», в котором описываются отличия и сходства диджитал-среды и современного телевидения. Также были использованы научные статьи М.А. Бережной, доктора филологических наук и заведующего кафедрой радио и телевидения СПбГУ о специфике и проблемах социальной сферы, научные статьи Т.П. Фроловой, доцента факультета журналистики МГУ о роли социальной журналистики в общественном диалоге. Эмпирическая база исследования представлена социологическими данными, интервью с журналистами, выпусками программ в диджитал-среде (программы современных YouTube- журналистов, таких как А. Пивоваров, И. Шихман, Ю.Дудь, К. Собчак).
Теоретическая значимость заключается в аккумуляции знаний о специфике нового и популярного формата журналистского продукта.
Практическая значимость данной работы состоит в создании собственного журналистского продукта, посвященного проблеме социализации детей-сирот. Технология создания телевизионного проекта на социальную тематику в диджитал-среде может быть полезна и другим авторам, планирующим создавать оригинальный, журналистский контент на платформе «YouTube».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой части работы рассмотрены теоретические аспекты создания собственного журналистского продукта в диджитал-среде, а именно специфика площадки, выявлены особенности авторского проекта и социальной тематики в журналистике. Во второй части описаны этапы создания авторского телевизионного проекта на социальную тематику, предназначенного для YouTube-площадки, а также их последующий анализ и рефлексия.
Апробация результатов данного исследования была реализована на научно-практической конференции II Международного Форума языков и культур.
В работе была рассмотрена платформа YouTube как одна из новых актуальных площадок для телевизионных журналистов. Изучение рейтингов Интернет-платформы, а также источников, описывающих принципы функционирования YouTube и характер журналистского контента, востребованного данной аудиторией, позволили теоретически осмыслить этапы планирования и разработки собственного авторского проекта.
Был выявлен ряд отличительных форматных признаков YouTube- программы, касающихся:
- Аннотации к сюжету;
- трансформации титров;
- языка диджитал-журналистики;
- динамики внутри кадра;
- «живых» интервью;
- динамичного монтажа;
- названия материала;
- внешнего вида ведущего.
Стоит отметить, что журналисты YouTube-площадки по-прежнему руководствуются общими журналистскими принципами, которые в том числе приобщают их к данному профессиональному сообществу, а именно:
- принцип гуманизма;
- принцип объективности;
- принцип правдивости;
- принцип верности собственным принципам;
- принцип использования сведений 5 типов - «5w»;
- принцип разделения исходного сведения и авторского комментария (факт и мнение);
- принцип патриотизма;
- принцип демократизма.
На основе полученных теоретических знаний удалось создать собственный уникальный проект на базе лаборатории «Телевидения СФУ», который отвечает одновременно требованиям журналистского материала и специфике контента выбранной платформы. Продюсирование представляло собой выбор и проработку социально важной темы - социализация детей- сирот; формулировку основной идеи проекта, а именно: дети не должны выпускаться из детского дома и самостоятельно проходить период адаптации к внешнему миру, в одиночку сталкиваясь с трудностями взрослой жизни. Также на этом этапе произошла разработка концепции и первоначальной структуры будущего фильма. Затем на этапе поиска героев и договоренности удалось получить журналистские навыки профессиональной коммуникации, сочетающиеся с четким определением сроков (дедлайнов) и их соблюдением, а также столкнуться с первыми трудностями и ошибками, характерными для профессии. В процессе сбора информации основным журналистским методом было интервьюирование, которое было проведено с каждым из 6 героев, 5 из которых попали в пилотный авторский выпуск программы.
В момент расшифровки интервью и корректировки первоначальной структуры проекта возникли трудности с оформлением набранных видеоисходников в целостный фильм с грамотными и логичными переходами. Написание монтажного листа представлялось самым ответственным и трудоемким этапом в разработке проекта, поскольку сочетало в себе сохранение изначального идейного и структурного «скелета» и использование результатов проделанной журналисткой работы по сбору и обработке информации.
Таким образом, готовый смонтированный фильм был опубликован на YouTube-канале ТВ СФУ, после чего произведена рефлексия относительно опыта создания авторского телевизионного Интернет-проекта на социальную тематику. Рефлексия содержала фиксацию как успешных принятых решений и ошибок, допущенных автором, так и анализ внешних факторов и условий, которые пришлось преодолевать на всех этапах продюсирования.
Профессиональные недочеты, которые выявил автор в процессе создания проекта и осмысления его результатов, можно описать следующим образом:
- неправильное распределение времени на отдельные этапы продюсирования проекта;
- неправильный расчет автором мотивации участников проекта;
- эпизодическая многозадачность, влияющая на каждый вид выполняемой работы, что стало результатом внешних факторов;
- частичная недальновидность при планировании отдельного этапа без учета последующих;
- частичный просчет в расходовании операторских и журналистских ресурсов.
Помимо недочетов, автором были осмыслены и профессиональные достоинства журналистской практики, отмеченные в процессе продюсировании проекта. Можно перечислить следующие осознанно или случайно принятые решения, способствующие улучшению качества итоговой работы:
- плодотворная работа в команде и совместный поиск удачных путей решения проблем;
- общая гармоничность работы при условии связи между этапами: их последовательное и/или параллельное выполнение;
- совмещение разных способов сбора информации и поиска героев;
- правильный выбор модели поведения с каждым из героев;
- беспристрастный и строгий подход к отбору видеоисходников для монтажа;
- соединение изначальной идеи и структуры проекта с полученными результатами в ходе реализации;
- смелое решение автора при выборе темы проекта.
В ходе продюсирования телевизионного Интернет-проекта на социальную тематику были проверены следующие неотъемлемые качества журналиста: стрессоустойчивость, гибкость в принятии решений, коммуникабельность, отзывчивость, эмпатия, креативность, настойчивость, упорность, выносливость, принципиальность, дисциплинированность, уважение к каждому из задействованных в проекте людей: коллегам, героям, информаторам.
Полученный в ходе создания фильма опыт, безусловно, окажет положительное влияние на разработку будущих собственных проектов автора и на степень его профессионализма в целом.
Был выявлен ряд отличительных форматных признаков YouTube- программы, касающихся:
- Аннотации к сюжету;
- трансформации титров;
- языка диджитал-журналистики;
- динамики внутри кадра;
- «живых» интервью;
- динамичного монтажа;
- названия материала;
- внешнего вида ведущего.
Стоит отметить, что журналисты YouTube-площадки по-прежнему руководствуются общими журналистскими принципами, которые в том числе приобщают их к данному профессиональному сообществу, а именно:
- принцип гуманизма;
- принцип объективности;
- принцип правдивости;
- принцип верности собственным принципам;
- принцип использования сведений 5 типов - «5w»;
- принцип разделения исходного сведения и авторского комментария (факт и мнение);
- принцип патриотизма;
- принцип демократизма.
На основе полученных теоретических знаний удалось создать собственный уникальный проект на базе лаборатории «Телевидения СФУ», который отвечает одновременно требованиям журналистского материала и специфике контента выбранной платформы. Продюсирование представляло собой выбор и проработку социально важной темы - социализация детей- сирот; формулировку основной идеи проекта, а именно: дети не должны выпускаться из детского дома и самостоятельно проходить период адаптации к внешнему миру, в одиночку сталкиваясь с трудностями взрослой жизни. Также на этом этапе произошла разработка концепции и первоначальной структуры будущего фильма. Затем на этапе поиска героев и договоренности удалось получить журналистские навыки профессиональной коммуникации, сочетающиеся с четким определением сроков (дедлайнов) и их соблюдением, а также столкнуться с первыми трудностями и ошибками, характерными для профессии. В процессе сбора информации основным журналистским методом было интервьюирование, которое было проведено с каждым из 6 героев, 5 из которых попали в пилотный авторский выпуск программы.
В момент расшифровки интервью и корректировки первоначальной структуры проекта возникли трудности с оформлением набранных видеоисходников в целостный фильм с грамотными и логичными переходами. Написание монтажного листа представлялось самым ответственным и трудоемким этапом в разработке проекта, поскольку сочетало в себе сохранение изначального идейного и структурного «скелета» и использование результатов проделанной журналисткой работы по сбору и обработке информации.
Таким образом, готовый смонтированный фильм был опубликован на YouTube-канале ТВ СФУ, после чего произведена рефлексия относительно опыта создания авторского телевизионного Интернет-проекта на социальную тематику. Рефлексия содержала фиксацию как успешных принятых решений и ошибок, допущенных автором, так и анализ внешних факторов и условий, которые пришлось преодолевать на всех этапах продюсирования.
Профессиональные недочеты, которые выявил автор в процессе создания проекта и осмысления его результатов, можно описать следующим образом:
- неправильное распределение времени на отдельные этапы продюсирования проекта;
- неправильный расчет автором мотивации участников проекта;
- эпизодическая многозадачность, влияющая на каждый вид выполняемой работы, что стало результатом внешних факторов;
- частичная недальновидность при планировании отдельного этапа без учета последующих;
- частичный просчет в расходовании операторских и журналистских ресурсов.
Помимо недочетов, автором были осмыслены и профессиональные достоинства журналистской практики, отмеченные в процессе продюсировании проекта. Можно перечислить следующие осознанно или случайно принятые решения, способствующие улучшению качества итоговой работы:
- плодотворная работа в команде и совместный поиск удачных путей решения проблем;
- общая гармоничность работы при условии связи между этапами: их последовательное и/или параллельное выполнение;
- совмещение разных способов сбора информации и поиска героев;
- правильный выбор модели поведения с каждым из героев;
- беспристрастный и строгий подход к отбору видеоисходников для монтажа;
- соединение изначальной идеи и структуры проекта с полученными результатами в ходе реализации;
- смелое решение автора при выборе темы проекта.
В ходе продюсирования телевизионного Интернет-проекта на социальную тематику были проверены следующие неотъемлемые качества журналиста: стрессоустойчивость, гибкость в принятии решений, коммуникабельность, отзывчивость, эмпатия, креативность, настойчивость, упорность, выносливость, принципиальность, дисциплинированность, уважение к каждому из задействованных в проекте людей: коллегам, героям, информаторам.
Полученный в ходе создания фильма опыт, безусловно, окажет положительное влияние на разработку будущих собственных проектов автора и на степень его профессионализма в целом.



