Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ мегаполиса в культурно-познавательной телепрограмме (на примере авторского телепроекта «Питер-life» на телеканале «МОСТ»)

Работа №73404

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы115
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Традиции вербальной интерпретации образа Санкт-Петербурга: отражение в современном телевизионном контенте 9
1.1. Типологические особенности культурно-познавательных телепрограмм 9
1.2. Петербург в культурно-познавательных программах современного телевидения: многогранность образа 15
Глава 2. Телепроект «Питер-life» (на Интернет-телеканале «МОСТ»): от замысла к воплощению 25
2.1. Культурно-познавательная программа: методы и приёмы журналисткой работы 25
2.2. Образ Петербурга в выпусках программы «Питер-life» 35
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение №1 54
Приложение №2 102
Приложение №3 103
Приложение №4 104


Несмотря на то, что в сетке вещания телеканалов сегодня доминируют передачи развлекательного характера, и даже в новостных программах присутствуют элементы инфотейнмента, культурно - познавательные телепередачи востребованы телезрителем и в таких условиях. По данным рейтинга популярности телепередач на российском телевидении на 2016 г., первое место по числу просмотров в день заняла культурно-развлекательная телепередача «Орел и решка» (4692,1 просмотров за день), помимо этого, согласно данным рейтинга «100 наиболее популярных программ среди россиян в возрасте старше 4 лет в России на 4 квартал 2016 г.», четвертое место заняла культурно-просветительская программа «Синяя птица» (7,1% - доля просмотров). После так называемого кризиса 1990-х гг. данный вид передач снова привлекает внимание телезрителя. Доказательством тому служит появление многочисленных масштабных телепроектов, различаемых как по содержанию, так и по своей форме. Например, передачи «Петроград 17-го», «Закон есть закон» («ГТРК Санкт-Петербург»), программы «Мы строим Петербург», «Промышленный клуб» (телеканал «Санкт-Петербург»), а также телепроекты «Петер бургские адреса», «Ленинградская коллекция», «Культурная эволюция», «Эрмитаж. Говорим и показываем» (телеканал «Санкт-Петербург») и др.
Важную роль играют средства массовой информации и коммуникации в процессе создания образа города или даже региона. Это связано с тем, что образ города, который закрепляется в сознании людей, способен оказывать огромное влияние на его судьбу и развитие. Более того, грамотно созданный и проработанный образ города способствует увеличению туристических потоков и укреплению внешних международных связей. Как замечал Л. В. Березин, «в жизни города, как в капле воды, отражаются все общественные процессы» . Нельзя не сказать, что немаловажную роль играет не только внешний образ, облик города, но и внутренний образ, который формируется городскими СМИ. От этого сформированного имиджа зависит даже адаптация жителей к городской среде . Безусловно, горожанам необходимо быть в курсе событий, которые происходят в месте, где они постоянно проживают.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проблеме формирования образа территорий в последнее время уделяется все большее внимание в связи с аспектами формирования их инвестиционной и туристической привлекательности. В 2013 г. в журнале «Царскосельские чтения» была опубликована научная статья Е. А. Бесединой «Культурно-историческое наследие как брендовый ресурс: тема самостоятельной работы студентов-журналистов, изучающих историю России» . Многие другие исследователи также обращались к этой теме, более того, в международной научной конференции «Медиа в современном мире: молодые исследователи» в Санкт-Петербургском государственном университете не один год подряд проводится заседание секции под названием «Имиджмейкинг и маркетинг городов и регионов», где обсуждаются наиболее актуальные проблемы и вопросы в данной области.
Санкт-Петербург - особый мегаполис, образ которого необычайно многогранен. Во многом его формируют и тиражируют СМИ, именуя Петербург «второй столицей, «Северной Венецией», «культурной столицей» и т. п. Особенно интересно, каким город предстаёт сегодня в сознании молодежной аудитории, какие новые его образы появляются и еще могут появиться.
Безусловно, образ города формируется, прежде всего, средствами массовой информации: новостными передачами, аналитическими программами, культурно-познавательными телепроектами и пр. Отметим, что роли средств массовой информации как фактору формирования образа города за последние годы уделялось все больше внимания как на практике, так и в теории. Одной из последних работ явилась научная статья Е. В. Николаевой «Фрактальные образы города в художественных проектах новых медиа» 2014 г. Конечно, к этой проблематике обращались и другие исследователи и ученые, такие как: Л. В. Иванова с научной статьей Теоретические предпосылки участия прессы в формировании городской среды» . Л. В. Иванова опирается на труды американского ученого Кевина Линча - один из них «Образ города» о городе и человеческих ценностях. Безусловно, в настоящей работе автор обращается и к более общим теоретическим и практическим трудам. Использованы работы таких исследователей, как Т. В. Васильева, В. Г. Осинский, Г. Н. Петров «Курс радиотелевизионной журналистики», В. Л. Цвик, Я. В. Назарова «Телевизионные новости России», а также литература по теории общественных отношений, затрагивающая проблемы создания имиджа . Кроме того, учтены и труды о приемах поэтики в медиа-тексте Е. В. Корнева , а также о природе факта и его назначении в журналистском произведении у Н. М. Кима . Однако, несмотря на разнообразие источников, проблематика образа города, формируемого СМИ, до сих пор раскрыта не в полной мере. В настоящей работе предпринимается попытка на практическом авторском материале продемонстрировать процесс формирования комплексного имиджа города Санкт-Петербург. Этим обуславливается новизна данного исследования. В работе заостряется внимание на том, как журналист участвует в формировании образа города, чем руководствуется, какие средства и методы работы использует, а также какой образ города формируется в результате.
Работа носит творческий (профессионально-практический) характер: автор работала над созданием четырех выпусков культурно-познавательного телепроекта «Питер life» («Студенческий Петербург», «Вкусный Петербург», «Киношный Петербург», «Литературный Петербург»), который транслируется в эфире телевизионного Интернет-канала СПбГУ «МОСТ», а также на телеканале «Теледом». Отметим, что у автора есть небольшой опыт работы в художественной редакции телеканала «ГТРК Санкт-Петербург» под руководством И. М. Холмовой в качестве корреспондента и помощника редактора.
Цель исследования - показать, с помощью каких методов и журналистских приемов формируется образ города в культурно-познавательных телепередачах, для того, чтобы работающие с подобной тематикой журналисты могли бы руководствоваться ими. В этом представляется и практическая значимость данной работы.
Автору необходимо решить следующие задачи:
- выявить значение инструментальных для данной работы понятий «имидж», «образ города», а также культурно-познавательная телепередача;
- определить роль средств массовой информации в формировании имиджа;
- проследить опыт создания культурно-познавательных телепрограмм на отечественном телевидении: их тематическое разнообразие, а также методы и приёмы, формирующие образ города;
- выявить специфику работы тележурналиста во время досъемочного и съемочного этапов работы над телепрограммой;
- выявить и проанализировать конкретные методы и приёмы журналистики, применявшиеся при создании телепрограммы «Питер-life»;
- обобщить собственный опыт работы над программой «Питер life».
Объектом исследования является процесс формирования образа города в культурно-познавательной телепрограмме. Предметом данного исследования являются методы и приёмы создания имиджа мегаполиса в культурно-познавательных телепрограммах на примере авторского телепроекта.
Теоретико-методологической базой для работы послужили книги А. А. Тертычного, И. Ю. Лапиной и Г. С. Мельник, Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой, В. А. Саруханова, А. С. Вартанова и др. Эмпирической базой выпускной квалификационной работы стали культурно - познавательные программы отечественного телевидения, а также телепроект «Питер life», подготовленный автором дипломной работы для Интернет- телеканала «МОСТ». В настоящей работе использовались такие методы исследования, как наблюдение, метод классификации, сравнительный анализ, исторический метод, а также методы включенного наблюдения и эксперимента.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также четырех приложений: первое включает в себя сценарии программы «Питер-life» (литературный, режиссерский, монтажный лист, сценарный план, а также план по географии и логистике съемок), во втором содержатся активные ссылки на выпуски телепроекта на сайте Интернет-телеканала «МОСТ», в третьем - эфирная справка, подтверждающая авторство творческих материалов, в четвертом - дипломы и иные награды автора и всего коллектива передачи «Питер-life».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование образа Санкт-Петербурга сегодня является частью общей и очень важной задачи продвижения позитивного имиджа России в целом. Можно утверждать, что при наличии достаточно активных маркетинговых разработок по созданию и продвижению привлекательного имиджа географических территорий ни у одного российского города до сих пор нет комплексного и целостно сформированного образа. Тем не менее, их разработка уже началась. Специалисты-имиджеологи активно работают над механизмами реализации обширной задачи по созданию геоимиджей и не последнюю роль в этом отводят средствам массовой информации, в частности, телевидению. Грамотно выбранная приоритетная концепция «моего города», профессиональный отбор и структурирование событий, выбор тематики - все это говорит о том, что СМИ, наряду со своими главными функциями, достойно выполняют также имиджеобразующую функцию.
Одно из самых популярных имиджевых клише для Петербурга на сегодняшний день - «Петербург - культурная столица». Этот образ города активно эксплуатируется средствами массовой информации. Однако, помимо этого имиджа, за городом закрепилось множество иных: «вторая столица», «Северная Венеция», «колыбель революции», «окно в Европу» и пр.
В выпускной квалификационной работе было отмечено, что именно с помощью определенных методов и приемов журналисты формируют тот или иной образ Петербурга, а также поддерживают уже существующие. Более того, этот принцип реализуется в большей степени в культурно-познавательных телепередачах. Был проведен анализ отечественных телепередач («Это город Ленинград», «Петербург от А до Я. Новая энциклопедия»), посвящённых различным областям цивилизационных знаний. Данный анализ показал, что методы работы журналистов обеих передач во многом схожи: это и методы наблюдения, интервью, метод анализа документов, методы эксперимента и художественной реконструкции и пр. Так, именно от тематики и формата культурно-познавательной телепрограммы зависит тот или иной набор методов и приёмов тележурналистики, который будет использован в процессе производства аудиовизуального продукта.
За последние 10 лет появилось немало проектов, которые поддерживали и тиражировали устоявшиеся те или иные имиджевые клише. Например, передачи на телеканале «Культура»: «Абсолютный слух» (с 2012 г. по настоящее время), «Партитуры не горят» (2002-2010 гг.), «Игра в бисер» (2012-2013 гг.) и «Петербург: время и место» (2002-2009 гг.), на «Пятом канале» программа «Культурный слой» (2007-2010 гг.), на телеканале «Санкт-Петербург»: «Театральная гостиная» (с 2014 г. по настоящее время), «Ленинградская коллекция» (с 2016 г. по настоящее время), а также специальные проекты «ГТРК Санкт-Петербург»: «Ленинград 39/40. Незнаменитая война» (2016 г.), «Ленинград 1941-1944. Северный фронт» (2016 г.) и др.
Заметим, что автором была достигнута поставленная в работе цель (определить методы и приёмы журналисткой работы, используемые для формирования образа города) путем выполнения определённых во введении задач: был рассмотрен терминологический аппарат основных понятий работы, проанализирован опыт работы журналистов ряда отечественных культурно-просветительских передач, а также был приведен личный опыт работы над авторским проектом «Питер-life», выходящем на Интернет- телеканале «МОСТ». Опыт работы по созданию программы автор особенно ценит, поскольку именно здесь он получил широкие возможности для самовыражения в качестве телеведущей и сценариста.
Работа над четырьмя выпусками проекта «Питер-life» предполагала использование самых разных методов и приёмов тележурналистики. Во время подготовительного этапа задействовались: наблюдение (осмотр объектов для будущей съёмки), проработка документов, интервью (консультации и прединтервью), при написании закадрового текста - использовались стилистические приёмы (тропы и фигуры) и др. В процессе съёмок - самого сложного в производстве этапа - использовались: документальные (репортажные) и постановочные (реконструкция событий, стэндапы и др.) съёмки, выездные и павильонные съёмки, методы эксперимента, интервью и др.
Стоит отметить, что передача ориентирована, прежде всего, на молодого зрителя. Именно этим обуславливаются выбор тем для выпусков, а также стилистика программы. Авторы проекта также, как и их коллеги- журналисты, старались формировать и поддерживать определенные имиджевые клише (Петербург как «культурная столица», как студенческий центр, как кинематографическая и музыкальная столица и пр.). Программа имеет полностью сложившуюся концепцию и драматургию, что упрощает дальнейшее производство данного аудиовизуального продукта.
В качестве члена авторской группы телепроекта «Питер-life» автор выпускной квалификационной работы получила в 2015 г. диплом победителя конкурса лучших студенческих работ в области телерадиожурналистики «VICTORIA» в номинации «Лучший ведущий художественной программы». Кроме того, в 2016 г. автор и ведущая программы получила диплом финалиста в номинации «Лучший ведущий художественный программы» в той же премии «VICTORIA». Также программа была удостоена диплома 2 степени во Всероссийском конкурсе студенческих изданий и молодых журналистов «Хрустальная стрела» в номинации «Лучшая телепрограмма» в 2015 г. и 3 места в международном фестивале-конкурсе «Планета медиа» в номинации «Информационно-развлекательная программа» в 2016 г.
Необходимо также отметить, что в период написания настоящей работы автором был создан литературный сценарий четвертого выпуска передачи - «Литературный Петербург». В нем предлагается пройтись по тем петербургским адресам, куда авторы художественных произведений (А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский и Н. В. Гоголь) «поселили» своих героев: Родиона Раскольникова (роман «Преступление и наказание»), Евгения (поэма «Медный Всадник»), майора Ковалева (повесть «Нос»). Данный выпуск полностью подготовлен к этапу съемок.
Автор считает, что телепроект «Питер-life» - это настоящий полигон для вдумчивой работы молодых журналистов, а также неисчерпаемое и перспективное направление, так как программа ориентирована как на молодого зрителя, так и на самую широкую телеаудиторию. Более того, передача позволяет поддерживать и укреплять в сознании телезрителя не только уже устоявшиеся образы города, но и внедрять новые имиджевые клише.



1. Агапитова С. Ю. Работа региональной редакции информационных программ // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. СПб, 2004.
2. Беззубов А. Н. Стилистические приёмы газетной речи. СПб: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2000.
3. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики: учеб. пособие. СПб: Специальная Литература, 2004.
5. Вильчек В. М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987.
6. Егоров В. В. Телевидение: Страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004.
7. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста. М., 2004.
8. Ильченко С. Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
9. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2009.
10. Ким М. Н. Гносеология журналистики // Теория журналистики: в поисках смысла, структуры и назначения / ред.-сост. М. Н. Ким. СПб, 2007.
11. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
12. Ким М. Н. От замысла к воплощению. СПб, 1999.
13. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб, 2005.
14. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Том I: Теория и история цивилизаций. М.: Институт экономических стратегий, 2006.
15. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011. С. 244.
16. Лапина И. Ю. Научно-популярное телевидение: Драматургия мысли. М.: Аспект Пресс, 2007.
17. Линч К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А. В. Иконников; под ред. А. В. Иконникова. М., 1982.
18. Лосенков В. А. Социальная информация в жизни городского населения. Л., 1983.
19. Лукина М. Технология интервью: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.
20. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. СПб: Питер, 2008.
21. Максимов А. Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы. М.: ЗАО «СВР - Медиа», 2009.
22. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики: учеб. пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2008.
23. Митин И. И. Комплексные географические характеристики. Множественные реальности мест и семиозис про странственных мифов. Смоленск: Ойкумена, 2004.
24. Мозолин А. В. Методика анализа имиджа и его положения в информационном пространстве. Екатеринбург, 2004.
25. Муратов С. А. Пристрастная камера. М., 2004.
26. Новейший большой толковый словарь русского языка. СПб: «Норинт»,
2008.
27. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М., 2000.
28. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.
29. Разлогов К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
30. Саппак В. С. Телевидение и мы: Четыре беседы. М.: Аспект Пресс, 2007.
31. Семёнова А. В., Корсунская М. В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. М.: Институт социологии РАН, 2010.
32. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. М.: Государственное издательство ино странных и национальных словарей, 1955.
33. Солганик Г. Я. Стилистика текста: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука,
2009.
34. Тертычный А. А. Методы профессиональной деятельности журналиста. М.: «ВК», 2011.
35. Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. М., 2002.
Диссертации, авторефераты, научные статьи:
36. Березин Л. В. Социалистический город как социально-территориальная общность людей: автореферат на соискание ученой степени к.ф.н. Ленинград, 1981.
37. Жирков Г. В. Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе // Просветительская миссия журналистики: К 300-летию русской печати: сб. статей. Вып. 3 / Под ред. Г. В. Жиркова. СПб.: С.- Петербург. гос. ун-т, 2004.
38. Корнева Е. В. Приёмы поэтики в медиа-тексте // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. СПб, 2004.
Электронные ресурсы:
39. «Викиньюс»: рейтинг популярности телепередач в 2016 году. URL: https:// ru.wikinews.org/wiki/Рейтинг_популярности_телепередач_.. ._в_2016_году (дата обращения: 22.03.2017).
40. Беседина Е. А. Культурно-историческое наследие как брендовый ресурс: тема самостоятельной работы студентов-журналистов, изучающих Историю России // Царскосельские чтения. 2013. №XVII. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskoe-nasledie-kak-brendovyy- resurs-tema-samostoyatelnoy-raboty-studentov-zhurnalistov-izuchayuschih- istoriyu-rossii(дата обращения: 15.03.2017).
41. Данные рейтинга агентства «ИнтерРейтинг». URL: http://moscowbars.ru/ barnews/sankt-peterburg-zanyal-pervoe-mesto-po-kolichestvu-restoranov-na- dushu-naseleniya (дата обращения: 03.04.2017).
42. Иванова Л. В. Теоретические предпосылки участия прессы в формировании городской среды // Relga. №18 (120). URL: http:// www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=663(дата обращения: 15.03.2017).
43. Митин И. И. Мифогеография города: семиозис пространственных мифов и проектирование имиджа места // Нижний Новгород в историко¬культурной традиции России: Материалы VI Международной научно¬практической конференции по региональной культуре (22 сентября 2004
г.). Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2005. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/571/991/1219/3-Communitas_2_2005_Mitin.pdf(дата обращения: 30.03.2017).
44. Прасолова О. Имидж территории. Когда субъект обретает «лицо» // Massmedia XXI век, 2006, №03-04. URL: http://www.aspirant.vsu.ru/pdf/ autoreferats/1779.pdf (дата обращения: 30.03.2017).
45. Презентация результатов исследования «Санкт-Петербургский барометр -
региональный POLL»: «Зачем петербургскому телевидению федеральный статус?» URL: http://www.rosbalt.ru/2006/02/15/243523.html (дата
обращения: 26.03.2017).
46. Словарь терминов журналистов. URL: http://jourdom.ru/news/8934 (дата обращения: 05.04.2017).
47. Среднесуточные доли телеканалов (в процентах). URL: http://propel.ru/reyting/r_tv.php (дата обращения: 22.03.2017).
48. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. // Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. URL: http://evartist.narod.ru/text6/23.htm (дата обращения: 29.03.2017).
49. Тертычный А. А. О науке - популярно. Журналист, №6, 2003. URL: http://oldjournalist-virt.ru/mag.php?s=200306731 (дата обращения: 29.03.2017).
50. Три века мечты. Модель по формированию брэнда Санкт-Петербурга // Конкурсный проект идей развития Санкт-Петербурга «Fancy - Город Без Проблем». URL: www.brand4city.ru (дата обращения: 31.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ